ПО ГЛАЗАМ
Утка ни о чем, и что бывает после

«Он уходил, но обещал вернуться»... И вернулся -- один из самых обнадеживающих отечественных рок-проектов ПО ГЛАЗАМ. Их первый альбом вызвал волну восхищения и удивления: «Это что, белорусы?!» Остается только гадать, какой резонанс вызовет их вторая пластинка, над которой сейчас активно работают музыканты.
Очень необычно и приятно, что лидером коллектива является девушка. А значит, музыку ПО ГЛАЗАМ все-таки поют «женскую». Не в смысле рюшечек и оборочек, бантиков да заколочек. А в отношении тонкости восприятия окружающего мира и откровенности передачи чувств. В нелегком и одновременно наижеланнейшем бремени творчества Стасе сегодня помогают Денис Савик (гитара), Кирилл Казаков (бас-гитара), Леша Лопух (клавишные) и Андрей Драмс (ударные). Возвращение в музыкальную реальность -- само по себе толчок для разговора (потому как отсутствие ПО ГЛАЗАМ было пусть и не очень продолжительным, но ощутимым), а тут еще и множество планов с Россией на горизонте. А посему -- не вижу повода не пообщаться.

-- ПО ГЛАЗАМ вроде собираются ехать в Москву. Так оно и есть или это просто слухи?
Стася: Да. Но вообще мы думаем поехать в Нью-Йорк.

-- Это реальные планы либо из ряда заоблачных мечтаний?
С.: На этот вопрос я не могу ответить конкретно, потому что никто не в состоянии знать, что будет завтра. Но, конечно, хотелось бы.

-- И все же Москва. Хотите пару концертиков сыграть либо подхватили «заразу» от СТОКС и тоже планируете на «постоянно», вместо антибиотиков глотая там сухари да макароны?
С.: В первую очередь, у нас там намечаются выступления. Мы сейчас работаем над песнями для нового альбома. Скоро он будет завершен. А в этом году у меня заканчивается контракт с Real Records, и я хочу его продлить. Этим тоже займусь в Москве.

-- Земля, как вы знаете, слухами все-таки полнится. Посему задаю такой вопрос: что общего у группы ПО ГЛАЗАМ с некогда представителями альтернативного российского рока -- командой TOTAL? Почему этих два названия зачастую употребляются вместе, притягивая за собой еще и Фадеева -- небезызвестного продюсера последнего коллектива?
С.: В реальной жизни происходят такие вещи, что порой идеи просто прут из человека. Ты приехал в Москву, еще никому неизвестен, но у тебя уже есть стоящая мысль. Как только ты ее кому-то показал, ее сразу же схватывают. Потому что Москва -- это настоящий завод по производству групп и музыки вообще, хотя там тоже постоянно есть нехватка в талантах и творчестве, поэтому многие группы находят свое место именно в Москве. И она принимает их. И творческие люди съезжаются туда. То же самое случилось и с нами. Мы приехали в Москву первый раз. Встретились с Эриком Чантурия (продюсером HI-FI). Просто поели с ним утку в ресторане, пообщались. Но Эрик, видимо, очень вдохновился названием нашей группы и буквально сразу же написал песню «Бьет по глазам адреналин», которую подарил Максу Фадееву. А вот он уже использовал ее в репертуаре группы TOTAL... По-моему, так все и было. Но это лично мое мнение. Хотя, может, на него свалилась такая же манна небесная, как и на меня... Просто все очень грамотно совпало: эта утка «ни о чем» в ресторане, встреча с продюсером, который еще и автор песен... Я думаю, что все было именно так.

-- Ребята, а вот если спросить каждого из вас, насколько лично он хочет ехать в ту же самую Россию или еще куда-нибудь, что бы вы ответили? Но только сопоставив все сложности, которые есть и будут там, те трудности, что мы наблюдаем здесь, и вещи, которые, наоборот, в Минске представляются более простыми, чем в той же Москве...
Леша: В Москве, конечно же, все намного тяжелее. Там надо реально бороться. Но мы и собираемся это делать. Поэтому я хочу туда ехать. С.: Мне кажется, что везде одинаковые условия. Там можно точно также выступать по клубам, как и здесь. Если ты хороший музыкант и что-то из себя представляешь, то тебе везде найдется место. Ведь могут же хорошего менеджера из Беларуси пригласить работать в Москву. Точно так же и с музыкой.
Кирилл: Я тоже думаю, что принципиальной разницы нет. В конце концов, космос -- он и в Нью-Йорке космос, и точно также он помогает там, как помогает здесь.
С.: Другое дело, что мы здесь живем, тут наш дом. А Нью-Йорк очень далеко отсюда. Пока до него доберешься...
К.: А мы через Москву!
С.: Да, наверное, это самый правильный выход. Нужно ведь обязательно набраться опыта, наглости, стать для самих себя на какой-то уровень, чтобы потом быть на уровне для других.

-- А нет ли, случайно, боязни превратиться в очередное штучное изделие на этом заводе, по производству музыкальной продукции. Москва... Нью- Йорк... Не важно, где. Опять же, группа TOTAL (ну, вертится она сегодня у меня на языке): громко начали, Фадеев их вынес, года три-четыре назад был настоящий бум. Ну, и где они сегодня? Ведь больно, наверное, падать-то было с такой высоты... А еще в ситуации «машинного производства» существует опасность вообще потерять индивидуальность, но это уже совсем отдельный разговор. Так что, не боитесь?
Андрей: Это жизнь. Так заводы везде работают, не только в отношении музыки. Спад производства -- подъем...
К.: Экономический цикл. Маркетинг. Сейчас вот Стася во второй раз поест утку -- и у TOTAL снова родится хит!
С.: Думаю, нужно быть ко всему готовым. Даже к такому случаю. Неприятнее всего в подобной ситуации потерять свое лицо. Можно делать все, что угодно, но в первую очередь надо оставаться собой. Конечно, все это страшно. И я честно признаюсь, что боюсь. Я не смогу совершать надиктованные вещи. Зачем? Это ведь не в моей природе. Может, я где-то прогнусь, уступлю. Но резко ломать себя я не буду никогда.

-- То есть, если будет очень непросто сражаться с монстрами шоу-бизнеса, ты, Стася, бросишь все и вернешься обратно?
Л.: Нет, на это раз она так не сделает.
С.: У меня уже есть какой-то опыт. Я могу гнуться ниже, чем прежде -- растяжка есть. Ломаться ведь и мне не выгодно. Из этого и исходит мое творчество. «Сломанное» не нужно никому: ни мне, ни продюсерам.

-- Стася, а вот с кем бы еще тебе хотелось поесть утку? Вот так начистоту, с кем бы птичку с удовольствием разделила?
С.: Дай подумать... Я бы поела утку... Не хочу никого обидеть, я бы ела утку со всеми и каждый день! В классной компании, с хорошими людьми, с которыми приятно и весело общаться. С великими людьми тоже хорошо бы это сделать... Я бы поела утку, если уже так глобально, то с Гвинет Пэлтроу и вокалистом группы COLDPLAY. Был бы такой семейный ужин... Я бы вообще ПОЕЛА УТКУ!

-- Мы уже немного говорили о втором альбоме. Песни пишутся, работа идет. Насколько он в потенциале будет отличаться от первой пластинки и будет ли в принципе?
С.: Конечно, будет отличаться. Но качество песен останется прежним. То есть, каждая из них будет представлять собой цельный продукт, хорошо продуманный, с более зрелым плодом. Да и мысли тоже более зрелые. Если раньше я писала песни по наитию, то сейчас подхожу к этому разумно, хотя тоже не до конца. По крайней мере, я понимаю, что должна работать над каждой песней. Раньше же у нас просто само собой получалось.

-- Буквально в двух-трех словах: отличие старых композиций от новых?
С.: Сложно сказать... Мы уже выпустили первый альбом, и сделать второй хуже -- это для нас просто неприемлемо. Он будет только лучше. Мы стремимся к тому, чтобы продукт получился цельным... А песни там есть разные. Я могу говорить о каждой из них и очень долго. Потому что любая из них для меня -- не банальная мысль. Правда, вторая пластинка будет сделана в музыкальном отношении грамотнее. Даже продуманнее. Чтобы слушателю было легче воспринять и услышать нас.

-- Судя по всему, второй диск вы тоже собираетесь издавать в России?
С.: Да, получается именно так. Потому что здесь просто негде. Ну, где здесь это можно сделать?
Л.: Нас не устраивают условия той же West Records. Потому что мы музыканты, и хотим есть свой хлеб.
С.: Тут с этим действительно тяжело. А еще -- если в Москве издаваться, то твой альбом автоматически уходит на все четыре стороны: и в Беларуси он будет продаваться, и в Украине, и в России... Я недавно была в Смоленске и видела на прилавках наш диск и слышала песни по радио.

-- Насколько активно протекает творческая жизнь ПО ГЛАЗАМ в Беларуси? Чем жила группа, например, последний год помимо репетиций? Есть что вспомнить?
С.: Есть. Думала переиздать первый альбом, но дать ему название «Принцесса на горошине». Специально для этого даже пригласила САШУ И СИРОЖУ, чтобы они в качестве интро к пластинке прочитали саму сказку, но только в своей уникальной манере. Получилось очень забавно... Потом записывали дуэт. Я загнала в студию Лешу «Стокса» и записала с ним песню «За облаками». Кстати, в студию я его загоняла в буквальном смысле. Потом начался период отдыха. У нас почему-то почти не было концертов, мы не выступали на открытых площадках, нас никуда не приглашали и даже забыли на какое- то время. Поэтому мы просто работали, оттачивали свои программы, были сами в себе. Сейчас мы уже готовы. Дело в том, что должная поддержка первому альбому не была оказана, и как только он появился, мы ушли со сцены. Мы такие, какие есть, и не хотим действовать однотипно. Мы решили, что нам сегодня уже есть, что показать, наша музыка нормальна и адекватна. Я встречала много людей, которые озабочены судьбой группы ПО ГЛАЗАМ. Мне просто стыдно оставить все это в тени. Поэтому мы и решили подготовить новую программу и даже чуть-чуть повыступать со старой...

-- Логически перетекаю в вопрос о музыкальных планах. Что на ближайшее время себе наметили?
Л.: У нас сейчас будет очень много концертов в Минске. Например, в том же самом DreamLand 26-го августа. Потом в начале сентября мы едем в Москву. Не знаю точно, на какой срок, но явно не на неделю. Поиграем там хорошенько по клубам.
С.: Мы немного отдохнули, загорели. Теперь пришло время распушиться и расправить крылышки. Мы готовим очень классную программу для второго альбома. Но за это время нас люди, вероятно, успели подзабыть. Поэтому мы хотим им чуть-чуть напомнить: на концертах будут звучать не только новые песни, но и старые добрые (как, например, «Принцесса на горошине»), чтобы слушатели нам могли подпеть.

-- Стася, насколько я понимаю, сердце группы ПО ГЛАЗАМ -- это ты...
С.: Я мать (смеется. -- Прим. авт.).

-- Хорошо, назовем это таким серьезным словом. Как тяжело быть матерью такого ребенка? Сначала -- по-женски, потом -- с точки зрения музыканта...
С.: Абсолютно не сложно. Как сказал Леша «Стокс» по поводу нашей совместной песни: «Стася, чего ты паришься? Оно таким родилось, пусть оно таким и живет!» Так что сейчас мне совершенно не трудно. Конечно, в самом начале было нелегко, ребенок часто болел, капризничал...

-- А часто ли сегодня приходится это капризное дите тягать за шкирки, за уши, за волосы?
С.: Знаешь, это ведь совсем бесполезно. Это я тебе как мать скажу. Нужно просто помочь, подтолкнуть. Да и у ребенка тоже чему-то учишься. Новое поколение все-таки. Бывает, напишешь песню, а потом смотришь, слушаешь и думаешь: «Ой, а чего это я тут такое натворила-то?» Я вообще какое-то время сомневалась: как это женщина может что-то «натворить»? У нас ведь в основном этим мужчины занимаются. Был такой период сомнения. Но потом я поняла, что все мы музыканты говорим об одном и том же. Веками! Разными словами, в разной обработке. Просто это хочется сказать, оно само просится! У меня есть данные, голос. Что-то надо развить, что-то этого так сильно не требует. Честно говоря, я не занимаюсь никогда очень сильно вокалом, я просто пою. Я добрый нормальный человек, мне нравится, когда весело, нравится собираться в хорошие тусовки. По-моему, это великое дело -- встретиться вместе и сделать другое великое дело -- например, написать песню.

-- Когда вы вместе с Лешей записывали песню, ты там фигурировала как Стася или все же как ПО ГЛАЗАМ?
Л.: Как мать.
С.: Да, а Леша тогда как отец получается? У меня давно в закромах валялась дуэтная песня. Я все на нее смотрела и решила-таки что-нибудь из этого сделать. Пригласила Лешу «Стокса» на роль отца. Он прекрасно реализовал свою отцовскую партию и безукоризненно исполнил супружеский долг. Он отнесся к этому очень серьезно, помог песне родиться, фактически принимал роды. Потом мы разнесли ее по радиостанциям. Она всем очень понравилась, но так как песня достаточно медленная, даже балладная, ее, наверное, ставят в вечерних радиоэфирах.

-- А вас по радио вообще часто крутят?
С.: Достаточно. По крайней мере, нам хватает. Если учесть, что я уже довольно долго нигде не появлялась, никак не пиарилась, просто не занималась этим, а нас все еще продолжают помнить... то, по-моему, мы достаточно мелькаем в радио-эфирах.
К.: Причем, ПО ГЛАЗАМ знают даже за пределами города Минска. Я часто путешествую. Недавно был в Лиде -- и слышал, ездил в Киев -- там тоже.

-- Я думаю, что ваша предстоящая поездка в Москву себя оправдает. Хотя бы если исходить из того, что песни по радио в России крутятся и вас там если и не слушают, то слышат, что уже прекрасно. Получается, название группы ПО ГЛАЗАМ так или иначе, но... пардон... висит на ушах. Вы со мной согласны?
С.: Судя по тому, что в Москве нас помнят, то согласна. И в клубах, и везде... нас там не забудут. Потому что мы туда приехали, натворили делов, как нормальные рок-музыканты, взяли свое и уехали. Лично я вернулась в тот раз из Москвы не с пустыми руками -- у меня там вышла пластинка. И мне есть, что о ней сказать, и другие будут продолжать говорить о ней. Это не просто перевернутая страница. Мне кажется, что она пока не взяла свое и еще себя покажет.

-- В таком случае, не слишком ли рано для выхода второго альбома? Не будет ли это холостым выстрелом -- из пушки да по воробьям?
С.: Но ведь это же не будет завтра. В году 2006-м, пожалуй. Я к этому вообще отношусь проще: есть -- хорошо, много есть -- еще лучше. Я, например, за время своего «отсутствия» не услышала ни одного похожего на нас проекта. Это, безусловно, обнадеживает.

-- Может, так тебе просто сказали, что ты не вовремя ушла, что нужна сейчас и именно на этом месте, которое осталось незанятым никем, словно его специально для тебя придержали?
С.: Нет, ушла я как раз тогда, когда это требовалось. Просто всему свое время. Это ведь как разговоры о том, что замуж надо выйти обязательно до двадцати пяти лет, а то потом уже совсем поздно будет. Разве не смешно? Я могу быть музыкантом, выпускать пластинку раз в пять-шесть лет и получать от этого удовольствие, потому что здесь я как раз очень самодостаточна.

-- …О чем бы еще поговорить? О космосе что ли?
К.: Космос наш! И все, что в космосе -- тоже наше!
С.: Да, мы полетим туда и будем собираться на всякие космические тусовки. Станем делать музыку, и я оттуда буду покрывать всех мехом своего волшебного голоса, чтобы люди расслабились и отдохнули. В конце концов, в этом и заключается профессия музыканта.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета