Игорь Назаренко Особенности белорусского дизайна, или Мастер обложек
Согласитесь, когда мы блуждаем в музыкальных магазинах между стеллажами с ровненькими квадратными пластмассовыми коробочками, глаза невольно останавливаются то на том, то на другом продукте, цепляясь взглядом за его оформление. Да, это отложено у нас на подсознательном уровне -- идти за визуальными восприятиями и чувствовать мир через цвета и образы. И даже существуют те, кто этим иногда и бессознательно пользуется, они же -- мастера обложек, плакатов, буклетов и прочих приятных вещиц -- дизайнеры, причем не просто, а специалисты узкие, люди творческие и необходимые для общества, в особенности музыкального. Один из них и постарается рассказать об особенностях дизайна, его тайнах и секретах, знакомьтесь -- Игорь Назаренко.
-- Давно занимаешься дизайном?
-- Началось всё со знакомства с Андреем Лобаем (сайты bmk.by.ru и slyhap.com. -- Прим. авт.), с которым мы вместе решили делать сайт о белорусской музыке -- Беларуская Музычная Крама, подобных страничек на тот момент вообще не было, и сайт пользовался невероятной популярностью. Залез на него как-то Пит Павлов, ему понравилось, пригласил в гости -- напоил чаям, так с фанатизмом -- чашечек 10, договорились сделать для Пита сайт его проекта GARADZKIJA, в чем очень помогала его жена -- Зоя Луцевич -- известная белорусская художница. Классные у нее работы… Я, когда первый раз попал к ней на студию, испытал такой шок… как можно такое рисовать… все работы гениальны, проходных нет! Примерно так же познакомился с Лявоном и Аней Вольскими… После продолжительного «чревоугодного» общения был сделан мультимедийый трек для первого альбома КРАМБАМБУЛИ -- «Паллітра добрага настрою. Песьні ад Лявона Вольскага і сяброў».
-- Для того, чтобы заниматься дизайном, нужно же чувство художественное иметь?
-- Ну, наверное, у меня талант! (и слегка покраснел. -- Прим. авт.)
-- В основном ты делаешь обложки группам, поющим на белорусском языке, группам из «тусовки» БМА. Работаешь с БМА целенаправленно?
-- Нет, никакого отношения к БМА я не имею, просто так получалось, что большинство альбомов в моем оформлении издавалось на лейбле БМА.
-- А кому вообще обложки делал?
-- Первая работа была KRIWI, Мinsk-Berlin.
-- Первая?! Хорошая работа для первой!
-- Делали мы ее вместе с Владимиром Цеслером -- известным белорусским дизайнером, его работы даже в Лувре висят, 75% было его работы, а остальное -- моя. Вот учился на этом проекте. Делал еще «Радыё КРАМБАМБУЛЯ 0.33 ФМ», КРАМБАМБУЛЯ, "Бэст -- для Украіны", PETE PAFF, GARADZKIJA, J_МОРС, «Интернет-сингл» -- это полностью дизайн и мультимедиа; для ZET, ТТ-34, ZIGZAG и Л.О.М. -- только мультимедиа; «оригинально» оформил компакт-диск «БУМ» -- проект «запрещенных» белорусских музыкантов (оформление этого диска было отмечено, как лучшее оформление сборки белорусской рок-музыки польскими журналистами); разрабатывал плакаты для всех вышеуказанных групп.
-- Как происходит процесс создания обложки?
-- Я слушаю диск много раз, вникаю, потом как-то все само рождается, возникает основная идея, которая и превращается в готовый продукт.
-- Бывало, что отказывал музыкантам?
-- Я ушел с работы, когда меня заставили делать диск для БРСМ, написал заявление об уходе -- это был, наверно, единственный раз.
-- А если попсу какую-нибудь принесут, будешь делать?
-- Вот сейчас я работаю еще на West Records, делал плакат для Анжелики Агурбаш, ей он не понравился, правда, пятнышко какое-то там увидела. Я не могу отказывать музыкантам, исходя из моих личных предпочтений, я профессионал -- это работа. Например, делал плакат СТАРОГА ОЛЬСЫ для автограф- сессии, хотя такую музыку не очень люблю.
-- Музыканты часто сами предлагают дизайн обложки?
-- Когда делал GARADZKIJA с Питом, идея «руки» уже была готова -- Зоя Луцевич нарисовала, я только доделал оформление в правильном ключе.
-- А можешь пойти против желания музыкантов, предложить вопреки их идеям свою?
-- Да, так вот было с группой ZIGZAG, с их сайтом. Они хотели сайт сделать по оформлению как клип, а я хотел по-другому.
-- И чем все закончилось?
-- Закончилось тем, что они пропали, а их сайт остался у меня дома. Теперь я один его наблюдаю, и сайта у них все еще нет. Зависло.
-- Много было недовольных после твоих работ?
-- В основном, все были довольны, только вот есть группа такая, Л.О.М., я им делал мультимедиа-трек для диска -- у них были небольшие претензии по грамматике.
-- С кем сотрудничал из дизайнеров?
-- Неееет, дизайнеры вместе работать никак не могут, они просто ненавидят друг друга в работе: один правит, другой кричит: «Чего ты правишь! Иди покури!».
-- Знаешь, многие считают, что скоро ты и вообще дизайнеры обложек останутся без работы: грядет век MP3 -- музыка из компьютера: просто, легко, удобно скачиваемая, ни музыкальные магазины, ни сами коробочки с CD больше буду не востребованы…
-- Гораздо приятнее взять диск, чем скачивать с Интернета, то же самое -- фотография: можно сделать сотни, тысячи фотографий на цифровом фотоаппарате, загрузить в компьютер и забыть, а можно проявить, напечатать, взять в руки, положить в альбом, в рамочку -- так же приятнее, глаз радует.
-- Есть ли у белорусского дизайна свои особенности?
-- Белорусский дизайн схож больше с европейским, польским, чем с русским. А какие-то точные особенности сложно указать, используем и фотографии, и рисованные элементы.
-- А сам ты чем можешь гордиться, что нового, какой вклад ты внес?
-- Ну, вот на белорусском рынке дизайна на диске «Радыё КРАМБАМБУЛЯ…» впервые ввел караоке. С этим была вообще ужасная работа: около недели раз по 100 слушал каждую песню, нужно было синхронно по времени поставить каждый кусочек песни в нужное место, слова по секундам разложить -- после этого думал, что если услышу КРАМБАМБУЛЮ -- мне плохо будет, так наслушался. А вот у меня еще диск такой есть (из широких глубин сумки достается новенький диск в розовой гамме с двумя усатыми мужчинами на обложке и одной восточной девушкой -- вроде наши «крамбамбульцы», но написано не по- нашему, при ближайшем рассмотрении, а то ж по-украински! -- Прим. авт.) -- это украинское издание КРАМБАМБУЛИ, сюда в буклет мы поместили бумажных кукол участников проекта, их можно одеть, и даже раздеть. Главный мой вклад -- это мультимедийные треки на диске (на обыкновенном аудиодиске есть специальный трек для компьютера -- там фотографии, тесты песен, видео не просто в виде отдельных файлов, а объединены анимационной оболочкой, своим сценарием). Я был первый, кто начал делать такие вещи, -- первая работа -- переиздание N.R.M., “Тры чарапахі”. Первый блин получился эээ… немного неправильный, но он был первый.
-- Часто выполняешь заказы?
-- Довольно часто, сейчас лето -- небольшое затишье, а так интересной работы хватает как с хэдлайнерами -- КРАМБАМБУЛЯ, N.R.M., ZET, GARADZKIJA -- так и с молодыми группами: IQ 48, INDIGA.
-- Как считаешь, с введением закона о 75% увеличилось ли количество твоих заказов, а значит и издаваемых дисков?
-- К сожалению, белорусскоязычных групп почти нет в эфире радио и ТВ. Как ни странно, работы поубавилось -- крутят в основном попсу, а все наши попсовики -- любители всего безвкусно, на их взгляд, модного, «блестящего». Они любят подражать, копировать друг у друга все: прически (стригутся там, где сегодня модно), одежду (одеваются только в «Олимпе» -- там можно застать наших поп-звезд в поисках «такого-эдакого-made-in- chine»), оформление альбомов (считают там, где очень дорого, -- там модно и классно, но это не всегда так).
-- А что нужно молодой группе, чтоб к тебе обратиться, ведь проблема очевидна: в условиях сурового шоу-биза финансов у групп начинающих маловато, идет экономия на всем, на чем возможно?
-- Да мне, если группа понравится, я вообще могу бесплатно сделать, дело ведь не в деньгах. А вот с контактами со мной сложнее: “сапожник без сапог” я, нет у меня сайта, вот только телефон мой по знакомым найти можно.
-- С кем из белорусских, или даже мировых исполнителей ты бы хотел сотрудничать (помечтаем)?
-- С белорусскими звездами сотрудничаю почти со всеми: Лявон Вольский, Пит Павлов, Владимир Пугач, Руся из INDIGA, со всеми IQ 48, с мегапоп- певицей Гюнешь Абасовой, всех не перечислить. Очень интересно было бы поработать с буржуйскими группами… эээ... со всеми интересно! Мне очень нравится разноплановая работа -- оформление от ГЛЮК@ЗЫ до SYSTEM OF A DOWN.
-- Над чем сейчас работаешь?
-- Выпустили уже переиздание «Тры чарапахі» N.R.M., кинули туда фотографии, тексты. «Энэрэмы» потеряли полностью все материалы от прежнего дизайнера, и я все перерисовывал, переделывал -- диск уже в продаже.
-- А почему б тебе не открыть свое серьезное бюро дизайнерское, сидеть за дубовым столом, принимать по времени?
-- Мне это уже много раз говорили, но тяжело такое у нас организовать, прежде всего, в финансовом плане. Я не могу жить по часам, я всегда опаздываю. Мне работа моя нравится и так!
-- Давно занимаешься дизайном?
-- Началось всё со знакомства с Андреем Лобаем (сайты bmk.by.ru и slyhap.com. -- Прим. авт.), с которым мы вместе решили делать сайт о белорусской музыке -- Беларуская Музычная Крама, подобных страничек на тот момент вообще не было, и сайт пользовался невероятной популярностью. Залез на него как-то Пит Павлов, ему понравилось, пригласил в гости -- напоил чаям, так с фанатизмом -- чашечек 10, договорились сделать для Пита сайт его проекта GARADZKIJA, в чем очень помогала его жена -- Зоя Луцевич -- известная белорусская художница. Классные у нее работы… Я, когда первый раз попал к ней на студию, испытал такой шок… как можно такое рисовать… все работы гениальны, проходных нет! Примерно так же познакомился с Лявоном и Аней Вольскими… После продолжительного «чревоугодного» общения был сделан мультимедийый трек для первого альбома КРАМБАМБУЛИ -- «Паллітра добрага настрою. Песьні ад Лявона Вольскага і сяброў».
-- Для того, чтобы заниматься дизайном, нужно же чувство художественное иметь?
-- Ну, наверное, у меня талант! (и слегка покраснел. -- Прим. авт.)
-- В основном ты делаешь обложки группам, поющим на белорусском языке, группам из «тусовки» БМА. Работаешь с БМА целенаправленно?
-- Нет, никакого отношения к БМА я не имею, просто так получалось, что большинство альбомов в моем оформлении издавалось на лейбле БМА.
-- А кому вообще обложки делал?
-- Первая работа была KRIWI, Мinsk-Berlin.
-- Первая?! Хорошая работа для первой!
-- Делали мы ее вместе с Владимиром Цеслером -- известным белорусским дизайнером, его работы даже в Лувре висят, 75% было его работы, а остальное -- моя. Вот учился на этом проекте. Делал еще «Радыё КРАМБАМБУЛЯ 0.33 ФМ», КРАМБАМБУЛЯ, "Бэст -- для Украіны", PETE PAFF, GARADZKIJA, J_МОРС, «Интернет-сингл» -- это полностью дизайн и мультимедиа; для ZET, ТТ-34, ZIGZAG и Л.О.М. -- только мультимедиа; «оригинально» оформил компакт-диск «БУМ» -- проект «запрещенных» белорусских музыкантов (оформление этого диска было отмечено, как лучшее оформление сборки белорусской рок-музыки польскими журналистами); разрабатывал плакаты для всех вышеуказанных групп.
-- Как происходит процесс создания обложки?
-- Я слушаю диск много раз, вникаю, потом как-то все само рождается, возникает основная идея, которая и превращается в готовый продукт.
-- Бывало, что отказывал музыкантам?
-- Я ушел с работы, когда меня заставили делать диск для БРСМ, написал заявление об уходе -- это был, наверно, единственный раз.
-- А если попсу какую-нибудь принесут, будешь делать?
-- Вот сейчас я работаю еще на West Records, делал плакат для Анжелики Агурбаш, ей он не понравился, правда, пятнышко какое-то там увидела. Я не могу отказывать музыкантам, исходя из моих личных предпочтений, я профессионал -- это работа. Например, делал плакат СТАРОГА ОЛЬСЫ для автограф- сессии, хотя такую музыку не очень люблю.
-- Музыканты часто сами предлагают дизайн обложки?
-- Когда делал GARADZKIJA с Питом, идея «руки» уже была готова -- Зоя Луцевич нарисовала, я только доделал оформление в правильном ключе.
-- А можешь пойти против желания музыкантов, предложить вопреки их идеям свою?
-- Да, так вот было с группой ZIGZAG, с их сайтом. Они хотели сайт сделать по оформлению как клип, а я хотел по-другому.
-- И чем все закончилось?
-- Закончилось тем, что они пропали, а их сайт остался у меня дома. Теперь я один его наблюдаю, и сайта у них все еще нет. Зависло.
-- Много было недовольных после твоих работ?
-- В основном, все были довольны, только вот есть группа такая, Л.О.М., я им делал мультимедиа-трек для диска -- у них были небольшие претензии по грамматике.
-- С кем сотрудничал из дизайнеров?
-- Неееет, дизайнеры вместе работать никак не могут, они просто ненавидят друг друга в работе: один правит, другой кричит: «Чего ты правишь! Иди покури!».
-- Знаешь, многие считают, что скоро ты и вообще дизайнеры обложек останутся без работы: грядет век MP3 -- музыка из компьютера: просто, легко, удобно скачиваемая, ни музыкальные магазины, ни сами коробочки с CD больше буду не востребованы…
-- Гораздо приятнее взять диск, чем скачивать с Интернета, то же самое -- фотография: можно сделать сотни, тысячи фотографий на цифровом фотоаппарате, загрузить в компьютер и забыть, а можно проявить, напечатать, взять в руки, положить в альбом, в рамочку -- так же приятнее, глаз радует.
-- Есть ли у белорусского дизайна свои особенности?
-- Белорусский дизайн схож больше с европейским, польским, чем с русским. А какие-то точные особенности сложно указать, используем и фотографии, и рисованные элементы.
-- А сам ты чем можешь гордиться, что нового, какой вклад ты внес?
-- Ну, вот на белорусском рынке дизайна на диске «Радыё КРАМБАМБУЛЯ…» впервые ввел караоке. С этим была вообще ужасная работа: около недели раз по 100 слушал каждую песню, нужно было синхронно по времени поставить каждый кусочек песни в нужное место, слова по секундам разложить -- после этого думал, что если услышу КРАМБАМБУЛЮ -- мне плохо будет, так наслушался. А вот у меня еще диск такой есть (из широких глубин сумки достается новенький диск в розовой гамме с двумя усатыми мужчинами на обложке и одной восточной девушкой -- вроде наши «крамбамбульцы», но написано не по- нашему, при ближайшем рассмотрении, а то ж по-украински! -- Прим. авт.) -- это украинское издание КРАМБАМБУЛИ, сюда в буклет мы поместили бумажных кукол участников проекта, их можно одеть, и даже раздеть. Главный мой вклад -- это мультимедийные треки на диске (на обыкновенном аудиодиске есть специальный трек для компьютера -- там фотографии, тесты песен, видео не просто в виде отдельных файлов, а объединены анимационной оболочкой, своим сценарием). Я был первый, кто начал делать такие вещи, -- первая работа -- переиздание N.R.M., “Тры чарапахі”. Первый блин получился эээ… немного неправильный, но он был первый.
-- Часто выполняешь заказы?
-- Довольно часто, сейчас лето -- небольшое затишье, а так интересной работы хватает как с хэдлайнерами -- КРАМБАМБУЛЯ, N.R.M., ZET, GARADZKIJA -- так и с молодыми группами: IQ 48, INDIGA.
-- Как считаешь, с введением закона о 75% увеличилось ли количество твоих заказов, а значит и издаваемых дисков?
-- К сожалению, белорусскоязычных групп почти нет в эфире радио и ТВ. Как ни странно, работы поубавилось -- крутят в основном попсу, а все наши попсовики -- любители всего безвкусно, на их взгляд, модного, «блестящего». Они любят подражать, копировать друг у друга все: прически (стригутся там, где сегодня модно), одежду (одеваются только в «Олимпе» -- там можно застать наших поп-звезд в поисках «такого-эдакого-made-in- chine»), оформление альбомов (считают там, где очень дорого, -- там модно и классно, но это не всегда так).
-- А что нужно молодой группе, чтоб к тебе обратиться, ведь проблема очевидна: в условиях сурового шоу-биза финансов у групп начинающих маловато, идет экономия на всем, на чем возможно?
-- Да мне, если группа понравится, я вообще могу бесплатно сделать, дело ведь не в деньгах. А вот с контактами со мной сложнее: “сапожник без сапог” я, нет у меня сайта, вот только телефон мой по знакомым найти можно.
-- С кем из белорусских, или даже мировых исполнителей ты бы хотел сотрудничать (помечтаем)?
-- С белорусскими звездами сотрудничаю почти со всеми: Лявон Вольский, Пит Павлов, Владимир Пугач, Руся из INDIGA, со всеми IQ 48, с мегапоп- певицей Гюнешь Абасовой, всех не перечислить. Очень интересно было бы поработать с буржуйскими группами… эээ... со всеми интересно! Мне очень нравится разноплановая работа -- оформление от ГЛЮК@ЗЫ до SYSTEM OF A DOWN.
-- Над чем сейчас работаешь?
-- Выпустили уже переиздание «Тры чарапахі» N.R.M., кинули туда фотографии, тексты. «Энэрэмы» потеряли полностью все материалы от прежнего дизайнера, и я все перерисовывал, переделывал -- диск уже в продаже.
-- А почему б тебе не открыть свое серьезное бюро дизайнерское, сидеть за дубовым столом, принимать по времени?
-- Мне это уже много раз говорили, но тяжело такое у нас организовать, прежде всего, в финансовом плане. Я не могу жить по часам, я всегда опаздываю. Мне работа моя нравится и так!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2005 год в рубрике музыкальная газета