Дмитрий Даукш
Как там нынче в Штатах и... немного о легендах

Ежегодные американские гастроли случаются совсем не у каждого белорусского музыканта. Поэтому возвращение из каждой подобной поездки -- повод об этом деле поговорить или хотя бы просто его отметить на страницах печатного издания. Что мы, в принципе, и осуществляем.
Дмитрий Даукш -- человек, который известен своими добрыми песнями. Христианскими песнями. В этом году он совершил новый, достаточно продолжительный и плодотворный визит в США, где дал массу концертов -- об этом ниже; отснял много материала для нового клипа - о чем сам расскажет; записал две свежие композиции -- и это тоже далее по тексту; имел честь сотрудничать с теми, о ком всуе говорят с благоговейным трепетом -- пока пусть будет интрига...

-- Дима, вы в очередной раз приехали из американского тура. Давайте кратенько сейчас обозначим то, чем вы там в этом году занимались, включая концерты и помимо оных...
-- Да, недавно завершился мой очередной, уже четвертый по счету американский тур. Первый был в 2000-м году. Потом состоялся небольшой перерыв и, начиная с 2003-го, я ездил в Штаты каждый год. Это турне началось в мае, а закончилось 3-го июля. В его рамках я отыграл концерты в Чикаго, Сиэтле, Сакраменто, Портланде... Выступил на ежегодном фестивале «Мосты любви». Я специально так составляю график тура, чтобы смог попасть на это мероприятие... Когда я приехал в Сакраменто, то помимо концертов чем там только не занимался, в том числе и снимал материал для клипа на песню «Если ты жив, есть еще шанс». В Нью-Йорке тоже полностью выполнил задуманный план. Там была проведена фотосессия для нового альбома и именно в тех местах, о которых я с самого начала думал. В этом году турне было не таким большим по количеству концертов, как в прошлые годы, потому что одним из приоритетов поездки была работа в звукозаписывающей студии с легендарными музыкантами над двумя новыми песнями: «Если ты жив, есть еще шанс» и «Не говори «прощай». Следовательно, часть времени нужно было посвятить именно этому. Запись проходила с 16-го мая по 2-е июня. В ней принимали участие легендарный белорусский музыкант Сергей Брикса, клавишник Арнольд Джаз и просто гениальнейший барабанщик, проработавший целую вечность с Карлосом Сантаной, а теперь играющий с Полом Анка, -- Грэм Лир.

-- Знаете, когда вот так просто произносятся подобные имена, первое, что хочется сделать -- судорожно сглотнуть, а потом уже только приступить к зависти. И как вместе работалось?
-- Все проходило очень легко. Я счастлив безумно. То видение, которое у меня было с самого начала, реализовали полностью. И результаты превзошли все мои ожидания. Да и вообще, я остался очень доволен своей очередной поездкой.

-- Мне кажется, что запись двух песен с такими личностями вряд ли была спонтанной идеей. Это «мероприятие» вы запланировали заранее?
-- Я думал об этом уже очень давно, и, надо сказать, что вероятность реализации идеи была очень и очень велика. В своих последних интервью перед отъездом в США я говорил о том, что собираюсь там работать с известными музыкантами. Но имена остерегался называть. Потому как могло получиться и так: я раструблю на всю страну об этом, а на самом деле ситуация и выеденного яйца не стоила бы...

-- Выражаясь более кратко: чтоб не сглазить?
-- Я не суеверен. Я просто думал о реальных вещах, которые могли произойти. Во-первых, Грэм Лир очень занятой человек, он постоянно гастролирует с Полом Анка. Во-вторых, у Сергея Бриксы тоже почти нет свободного времени. Но он мне с самого начала очень сильно помогал, так как взвалил на себя все проблемы с организацией. Надо же было выбрать студию, договориться обо всем, выбрать время, которое подходило бы всем троим... Кстати, по поводу студии. Место, конечно, шикарное. Мне для песни «Если ты жив...» был необходим рояль. В той студии он имелся. Причем, очень крутой -- за пятьдесят три тысячи долларов! (по-моему, пришло время во второй раз судорожно сглатывать... ничего такой инструментик, наверное, по цене квартиры! -- Прим. авт.). Песни написаны в стиле 70-х. Правда, когда я показывал их знакомым в Америке, мне говорили, что это то, что сейчас играют самые модные коллективы. Те же самые COLDPLAY, например. Я добивался натурального звучания. Никаких новых штучек и электронных сэмплов. И все эти вещи (работа в хорошей студии, с прекрасными музыкантами, на отличном аппарате) дали один большой положительный результат.

-- Дима, а ведь Сергей Брикса постоянно в Штатах живет?
-- Да. Этот человек в отличие от остальных своих коллег, переезжающих в США, ни дня не проработал на стройке, а с самого начала зарабатывал на жизнь музыкой. Причем, играя отнюдь не в ресторанах.

-- Вот вы каждый год ездите в Америку и встречаетесь с ним. Видите его, вероятно, чаще, чем родная мама. Правда ли, что эмигрировавшие люди через несколько лет меняются просто до неузнаваемости? В случае со Штатами -- американизируются: другая страна, новая жизнь, иные ценности и идеологии...
-- Это правда. Большинство людей действительно очень сильно меняются. Опять же, все зависит от того жизненного котла, в котором они варятся. Но это ни коим образом не касается Сергея Бриксы. Ему удалось остаться таким же открытым, добрым и жизнерадостным. Я очень радуюсь этому. Он гениальный музыкант и гениальная личность. Для него есть куда более ценные вещи, чем, например, финансовая стабильность. Наверное, это и помогло ему сохранить самого себя.

-- Теперь переключаемся на другую легендарную и звездную персону -- Грэма Лира. Пред тем, как работать с ним, конечно, было волнение, переживание. Но это все ощущения, предшествовавшие факту. А по свершении действия, что внутри вас наблюдается?
-- Дело в том, что Грэм даже не дал мне возможности испугаться. У меня был концерт в Чикаго, а 15-го мая я должен был вылетать в Портланд. Перед этим мне позвонил Сергей Брикса и сказал, что 16-го мы не только начинаем записываться, но Грэм уже будет в студии. Я думаю: «Как?! Уже?!» Честно говоря, надеялся на то, что у меня все-таки будет пару дней, чтобы настроиться, а тут... Хорошо, что я еще в студию приехал минут на десять раньше Грэма. Успел хотя бы отдышаться и кружку чая выпить. А потом он вбежал и бросился к нам здороваться, будто мы знакомы всю жизнь! Вот этим своим поведением, открытостью, непосредственностью Грэм был настолько... натурален! Ему просто не нужно носить никаких масок, он не собирается играть какую-то роль. Он со всеми музыкантами держит себя, как с равными, относится с уважением. Я предложил ему вспомнить 70-е годы и сыграть в своей манере.

-- А этот человек сам-то осознает, что ему присвоили статус легендарности?
-- Если и да, то он не придает этому значения. А ведь можно было бы часами и даже днями говорить о тех людях, с которыми он когда-то играл, играет сейчас, и просто встречался. В Грэме очень много энергии, драйва, жизни. Ему уже за шестьдесят, но больше пятидесяти я никак ему не дам!

-- Вы случаем не знаете, какие у него впечатления о совместной работе остались?
-- Грэм сказал, что был очень рад сотрудничать. На память написал на нотах: «Играл твою музыку с любовью». А потом подарил именные барабанные палочки. Тоже на память. Поэтому думаю, Грэм остался доволен.

-- Вы упомянули о том, что в процессе тура сняли материал для клипа. В прошлом году ведь тоже этим занимались. Тогда, по-моему, активно был задействован мост, где в свое время снималась одна из экшн-сцен для блокбастера «ХХХ». А где вы работали на сей раз?
-- Материал для видео мы снимали в Сакраменто в двух шикарных домах, которые арендовали на время. В дорогом доме стоит дорогой рояль, и простой белорусский парень поет и играет (я тоже хочу ПРОСТО спеть, сидя за роялем стоимостью в парочку классных автомобилей! А он вообще какого цвета? Не зелененький случайно? А то очень уж богато долларовой эссенции. Эх, мечты, мечты... -- Прим. авт.). Музыка слегка напоминает 70-е, где-то есть британский оттенок. Думаю, было бы странно, если бы клип снимали, например, в парке Дружбы народов.

-- А это место для съемок сами выбирали?
-- Да. Оператор-постановщик Даниил Труш к моему приезду отобрал из ряда объектов штук десять-пятнадцать домов. Повторно он смотрел их уже вместе со мной. Я выбрал те два, которые и были задействованы в съемках клипа.

-- Дима, а почему именно в Америке уже второй клип делаете (пусть даже частично)? Это из-за отсутствия здесь подходящего интерьера и возможности его создать или просто -- к случаю?
-- Можно сказать, что именно к случаю. Америка ведь огромная страна. И если нужно что-то снять, там всегда реально найти место для этого. А когда есть условия, то почему бы и не попробовать? Тем более, если все органично складывается и дополняет друг друга. Например, рояль в клипе планировался изначально. А он должен где-то стоять. И место должно быть соответствующим. Вот и все.

-- А были в этом году в вашей американской практике такие вещи, которые бы стояли несколько в стороне от профессии музыканта. Вот в прошлом году вы очень активно там, в футбол играли. А в этом?
-- И в футбол тоже играл. А в Сакраменто по предложению одной русскоязычной радиостанции я вел программу «Хит-парад Дмитрия Даукша». Это было на протяжении двух недель. Начали мы его в прошлом году. Такой определенный цикл программ. Я ставил там, на свой взгляд, лучшие христианские коллективы -- НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ, SPASENIE... Но это была просто такая программа. Сама радиостанция не настолько узконаправленная.

-- Четыре «американских» тура. Все разные. Какой наиболее богатый на впечатления и эмоции?
-- Самый насыщенный тур в прямом и переносным смысле -- тур 2000-го. За три месяца было шестьдесят два выступления. Три последующие поездки я передвигался по Америке исключительно воздушным путем, а в первый раз я ездил по городам на автобусе. Причем, проехал почти всю страну.

-- То есть вы фактически наблюдали всю географию Штатов из автобусного окна?
-- Да. А еще мне мой тур-менеджер составил такой график, что если и не по два концерта в день, то почти каждый день! Я тогда понял что Америка, которую мы себе здесь воображаем, и та, которую видим по приезде -- это две разные страны. Новые люди, новые города. Эмоций было очень много. Когда мой тур-менеджер уехал, я последний месяц дал себе немного отдохнуть и выступал в свое удовольствие -- раз или два в неделю. Этот тур запомнился еще и тем, что мне подарили гитару за две тысячи долларов (третий раз судорожно сглатываю. -- Прим. авт.). Помню, что когда я должен был вылетать из Портланда, в самолете нашли бомбу, и в Нью-Йорк я прибыл гораздо позже, чем планировалось. В Денвере я делал пересадку, в аэропорту протягиваю билет, а мне отвечают что-то такое сумбурное, и я ничего не понимаю. Потом работник аэропорта показывает рукой на взлетную полосу, и я вижу, что там уже взлетает мой самолет. Конечно, была довольно неприятная и волнительная ситуация, потому что в стране находился первый раз, знание языка было далеко не на высоком уровне. В общем, этот день я запомнил, пожалуй, на всю жизнь.

-- То есть, классическая ситуация «первого раза» себя полностью оправдала. На, мол, «новобранец», тебе от щедрой души да щедрой же рукой! Но все о чем вы сейчас рассказываете было пять лет назад. А сильно ли изменилась сама Америка за эти годы?
-- Конечно же. Все не стоит на месте, и Америка в том числе.

-- Про эмоции поговорили. Из какого тура больше всего «багажа» привезли?
-- Касательно концертов, самая плодотворная работа была в 2000-м году. Если же говорить про съемки, запись и прочее, то это -- последний тур. Слава Богу, что все получается именно так, как получается.

-- Если не секрет, с чьей подачи туры организовываются?
-- Последние несколько раз меня приглашала организация «Христианский мост», президентом которой является Майкл Маргулис -- легендарная личность, выдающийся писатель, выдающийся служитель и просто выдающийся человек. Я очень многому научился у него: с таким человеком -- посидеть рядом и помолчать -- уже огромное счастье. Он очень любит Беларусь и наш народ, с уважением относится к нашему президенту. Он дружит с президентами многих стран. Хилари Клинтон писала ему: «Ваши слова поддержали меня в самые трудные минуты моей жизни». Вот такой человек уже несколько лет приглашает меня и принимает активное участие в том, чем я занимаюсь.

-- Каковы ближайшие планы -- до следующего американского тура?
-- В конце августа откроется мой сайт -- www.dauksh.com. Во второй половине сентября компания «Глория Медиа» выпустит сборник моих лучших песен -- The Best 1993-2005 , в который так же войдут и две новые песни, записанные в США. Ну а в октябре, возможно, состоится концерт в Минске.

-- Сейчас в среде молодых музыкантов наблюдается занятная тенденция: многие стремятся начать новую музыкальную жизнь, рванув куда-нибудь заграницу. Причем, навсегда и с нуля. Самое лакомое место -- конечно же, США. Если нет, то Германия, Литва. На худой конец -- Россия... Будто там возможности шире, что позволяет размахнуться. Вы же ездите в Штаты регулярно и, как я понимаю, не собираетесь перебираться туда на ПМЖ, хотя не исключаю вероятности, что могли бы. Почему так, и что бы вы сказали всем этим молодым да рьяным товарищам, за океан рвущимся?
-- Я действительно не хочу оставлять Беларусь, потому что я люблю эту страну и благодарен Богу за то, что родился и живу именно здесь. Мне кажется, что сейчас для молодых музыкантов здесь складывается очень благоприятная ситуация. Взять хотя бы те же самые 75% в радиоэфирах. И я всегда с большим негодованием отношусь к тем исполнителям, которые высказывают свое недовольство по поводу этого указа, который их же и поддерживает. Они, наоборот, должны быть благодарны. А вообще все должно быть в свое время и обязательно к месту. Главное -- пусть молодые поймут, где -- ИХ место.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2005 год в рубрике

©1996-2024 Музыкальная газета