ТАРПАЧ
Усе было?.. Усе будзе!

Группа ТАРПАЧ «взяла» «Басовище» летом 2004-го. После этого их «не отпускали» целый год, где можно и не очень употребляя словосочетание «победители фестиваля». Как только получили приз (восемьдесят часов в польской звукозаписывающей студии), сразу понеслась нелегкая: поехали в Белосток и работали... работали... работали... В итоге приехали на «Басовище 2005» не со «спасибо-пожалуйста», а представив слушателям свой дебютный альбом «Усе будзе...». Так что истинные поклонники группы имели полную возможность чуть-чуть разгромить киоски с аудио-продукцией и изъять оттуда в обмен на денежные знаки диск любимой команды.
Впереди у «тарпачей» официальная презентация пластинки в Минске. Намечена она на 29-ое августа. Местом музыкального события выбран клуб «Реактор (что, вообще-то, неудивительно).
Итак, на лицо сам факт –-- есть первый альбом. За фактической стороной обычно стоит много личных моментов. Вот о них-то и не только мы говорили со Светланой Сугако.

-- Света, вышел альбом. Первый. Какие-нибудь мысли по этому поводу есть? И вообще, что чувствуешь?

-- Ощущение удовлетворения, когда ты понимаешь, что вот ОНО. Первый раз я взяла альбом в руки перед «Басовищем». Супранович принес диски прямо к автобусу. Не знаю, откуда взялся такой мандраж. Казалось бы, все должно было уже пройти за время записи, мастеринга... Но нет. Были мурашки по коже: вот ты держишь свое первое детище. На самом деле это классно!

-- Пластинка, как мы знаем, дебютная. Как ты думаешь, второй, третий... короче, последующие альбомыальбомы... будут вызывать такие же эмоции? Или все-таки станет присутствовать некий элемент конвейера: пошло-поехало по накатанной?

-- Нет, я не считаю, что это будет похоже на конвейер. Хотя бы, потому, что второй альбом ты уже не сделаешь хуже, чем был первый, равно как и третий хуже, чем второй. Просто не имеешь на это права. А, следовательно, мандража будет еще больше. Будет намного больше волнений по поводу того, насколько качественно и профессионально получится. Так ведь в любом деле. Любое дело ведь, кКогда ты видишь его результат, то, к чему стремился, чего добивался... когда видишь, что это получается, все равно внутри начинает екать. Так что, я думаю, волнений со временем будет даже побольше, и сами ощущения будут покруче.

-- ТАРПАЧ является одним из победителей прошлогоднего «Басовища». Наверное, даже главной персоной в этом отношении, потому как именно вам достался наиболее весомый приз –-- восемьдесят часов работы в польской звукозаписывающей студии. Света, как ты думаешь, если бы не этот ежегодный фестиваль рок-музыки молодой Беларуси, как скоро записали бы диск? И записали бы вообще?

-- Записали бы в любом случае. Но вот когда –-- не знаю. Вряд ли бы мы уложились в год. Определенные сроки все равно есть. И ехать на следующее «Басовище» без альбома нет не было смысла. «Басовище» нас хорошенько подтолкнуло в этом отношении. Огромный плюс в том, что записывались в польской студии. А отсюда –-- качество записи и уровень работы звукорежиссера.

-- А вот я, наоборот, слышала, что некоторые музыканты оставались недовольны поляками. Мол, звук там у них делают какой-то не такой, почти игрушечно-синтетический. Это то, чем со мной делились...

-- Я не могу такого сказать. Вполне возможно, что это целиком зависит от звукорежиссера. Нам здесь повезло. Он слышал совсем, казалось бы, невероятные вещи. Часто тыкал нас носом: «Вот здесь!» -- «Где?! Мы ничего не слышим!» Тогда он убирал звучание всех инструменты инструментов и оставлял только тот звук, который ему не нравился. Вот, например, когда мы стали прописывать гитару, звукорежииссер нас просто замучил, ему все время было что-то не по душе. Мы десять раз переигрывали. «Но мы же все делаем четко, точнее просто не возможно исполнить!» Он убрал заглушил инструменты, и мы услышали негромкий гул. Оказалось, что это послезвучие гитары. В ней есть небольшая панелька, за которой находятся две пружины, даже при легкой вибрации издающие мерный гул. Поэтому если просто легонько стукнуть по гитаре после прекращения игры, она все равно будет гудеть.… А сейчас пойдут интимные откровения... Для того, чтобы избавиться от этого гула, гитарист снял с себя носок и засунул между пружинами –-- сделал элементарную звукоизоляцию. По-моему, только один этот случай может показать уровень работы звукорежиссера. В Беларуси с такой мелочью и возиться бы не стали. Списали бы все на «живой» звук инструмента и уверили бы, что все это закроется пачкой при мастеринге.

-- А таких интересных историй, подобно этой «носочной», с «тарпачами» много происходит? Часто попадаете в нелепые и занимательные ситуации?

-- Ну, например, на этом «Басовище» во время нашего выступления на сцене было очень много дыма. У гитариста есть драйвовая примочка, на которой, если она включена, горит маленькая красная лампочка. Мы играли кусок ту часть песни, которая без драйва, но потом примочку нужно было включать. А из-за дыма ее не было видно (лампочка-то не горела). Гитарист пытался ногой ее нащупать. Оказалось, что она была совсем не там, где он искал... А еще все, что происходило на сцене, транслировалось на большой экран. Естественно, под ногами музыкантов постоянно ползало несколько фотографов, операторов. Во время одного музыкального куска момента, где нет слов, я отошла попить воды. Слышу, что мне уже вот-вот надо будет вступать. Возвращаюсь и не могу добраться до микрофона на стойке, потому что один из операторов подполз поближе к нашему гитаристу, чтобы заснять его виртуозную игру ( на камеру. Пришлось оператора подвинуть. Но это нормально. Каждый ведь в тот момент делал свою работу: я пела, он занимался видеорядом.

-- У каждого явления и у любого создания есть свой характер. Какой нрав у первенца ТАРПАЧА?

-- …Не могу так сразу ответить, надо подумать... Он очень разный, его никак нельзя назвать однозначным. Там есть боль... надежда... мне кажется, он получился жизнеутверждающим. Но в любом случае каждый человек увидит в альбоме «Усе будзе...» то, что именно ОНон хочет увидеть. Равно как и одну и ту же музыку мы все воспринимаем по-разному, иначе, чем другие.

-- Света, а все ли песни были готовы к моменту прошлогоднего «Басовища»? То есть, можно ли назвать «Усе будзе...» неким отчетом за тот период?
-- Когда мы выиграли «Басовище», у нас еще не было программы на диск. Тогда конечной точкой наших надежд было взять этот приз. Мы достигли того, чего желали -- выиграли. Но до этого даже не задумывались о том, что будет дальше. Мы просто видели перед собой цель. А когда уже спускались со сцены с наградой в руках, к нам подбежали люди и стали спрашивать, когда поедем в Польшу писаться. Мы даже не поняли сначала: какая запись?!.. ...Когда тебе дают какую-то возможность, ты либо используешь ее, либо нет. У нас в Беларуси музыкой заработать пока не возможно. Наоборот, надо где-то работать, чтобы позволить себе заниматься музыкой. Поэтому если бы не «Басовище», я и не знаю, когда и у кого бы мы смогли записать пластинку. Вполне возможно, что и здесь кто-то смог бы качественно записать, но беда в том, что я не знаю этих людей.

-- Музыкант, конечно, -- творец. Но один он ни в коем случае не справился бы со своей задачей. Даже если взять элементарное –- технические моменты. Но ведь есть еще и... ментальные, если угодно. Так вот, кого ТАРПАЧ за содействие в творческом пути благодарить станет?

-- Конкретные имена есть в разделе «Падзякi» на нашем диске. Там, наверное, все, что мы хотели сказать. Но в любом случае на тебя влияет каждый знакомый человек. И даже НЕ знакомый тебе лично... Получается, что спасибо надо говорить всему миру и его создателю.

-- Света, попытайся, пожалуйста, рассказать, что есть вообще группа ТАРПАЧ. Вот кто-то, говоря о вас, оперирует только одним термином –-- победители «Басовища». Но ведь этого же ничтожно мало... Добавим-ка побольше точности-ясности.

-- Мне сложно говорить об этом, так как я не могу посмотреть на себя, да и на ребят тоже, со стороны. На самом деле титул «победителей «Басовища» ничего не значит. Мы просто одна команда. Группа людей, имеющих похожие взгляды на жизнь и пытающихся чего-то добиться и что-то изменить. Конечно, хорошо, что мы выиграли на «Басовище» в прошлом году. Но ведь это же далеко не смысл жизни –-- побеждать в различных конкурсах. Мы просто занимаемся любимым делом.

-- А второй диск скоро можно ожидать? Какие прогнозы на этот счет?

-- Не знаю. Какой-то Мматериал уже есть, какой-то готовиться.. Постоянно нарабатывается еще и еще.

-- Никогда не возникало таких наивных мыслей: «Если бы можно было поехать на фестиваль еще раз, снова победить там, и второй альбом записали бы, не откладывая в долгий ящик...»?

-- Ну, как ТАРПАЧ нас там уже никто не примет. А менять название только ради ежегодного фестиваля-конкурса, думаю, в голову никому не придет. Ведь не в количестве альбомов дело. Знаю, есть такие команды, которые из года в год ездят на то же «Басовище», все пытаясь чего-то добиться. А бывает, меняют состав на одного человека, берут другое название –-- и вперед. По-моему, «Басовище» -- в первую очередь это хорошее мероприятие, на котором можно здорово отдохнуть. Вследствие всего этого, второй диск мы осилим как-нибудь сами. Сначала посмотрим, как наш первенец распродаваться будет. Кстати, во время фестиваля стоял лоток, где продавались диски. Наш там тоже был. Имелась специальная тетрадка, где напротив названия коллектива плюсиком помечалось, сколько его пластинок купили. В основном там стояло по два-три плюсика. Около нас их было восемь или десять. Это приятно.

-- Как ты думаешь, кто он –- тот человек, который протянет руку к новинке в музыкальном магазине –- ТАРПАЧ «Усе будзе...»?

-- Это человек, в первую очередь интересующийся белорусской музыкой. Ему не безразлично будущее нашей страны.

-- Знаю, что к оформлению обложки вашей пластинки приложил руку Скрипа из zygimont VASZA. Каким образом возникла идея этого сотрудничества и почему именно он?

-- Я познакомилась со Скрипой в «Реакторе» на концерте «Свята зяленага дрэва» *(по-моему «Дзень зялёнага дрэва»), в процессе которого проходила и презентация альбома IQ 48 «Вар’яты». Там же я узнала, что Скрипа профессионально занимается дизайном. Мне очень понравилось, как он оформил обложку для IQ 48 –-- вкусно. Мы поговорили о том, что у ТАРПАЧА тоже вот-вот должна выйти пластинка, и решили, что нам ничего не мешает попробовать поработать вместе.

-- Дух «Басовища» нас просто преследует сегодня. Поэтому предлагаю завершить это обсасывание костей. Вдогонку посылаю последний вопрос из даннойэтой области. Света, на сей раз вы были заявлены как гости. Да и время вам поставили -- лучше нельзя и придумать (вроде и ночь началась, а все самое интересное еще впереди). Насколько отличаются внутренние переживания-ощущения от прошлого года –- конкурсного?

-- Ощущения, конечно, очень сильно отличаются. В прошлый раз... нет, в позапрошлый, когда мы только самый первый раз ехали на «Басовище», было очень много волнений по поводу звука. Потому что сцена очень большая да еще и на открытом воздухе. В Беларуси таких площадок нет, и играть нам предстояло в подобном месте впервые. Да еще и состав за месяц до конкурса поменялся. За это время, сама понимаешь, не возможно ни сыграться толком, ни прочувствовать друг друга. Хорошо, что хоть программу выучили. Осмотрелись... В прошлом году ехать было уже не так страшно: знали, чего ожидать от сцены, к тому же готовились целый год. Стали победителями и нас пригласили как гостей. Поставили удачнейшее время. Как ты правильно заметила, ночь –-- все самое интересное еще только начинается. Тем более, это был настоящий полноценный концерт, не то что раньше (конкурсантам давалось всего по двадцать минут, за которые они должны были продемонстрировать все, на что способны. Да и было это днем, когда около сцены почти нет людей). В таких условиях довольно сложно играть). Теперь же перед нами стояла реальная толпа слушателей. А когда чувствуешь публику, то и работать для нее намного легче. Ты отдаешь энергию, и она к тебе возвращается обратно, только ее в пять раз больше.

-- Света,-- а как ты лично относишься к тому ... назовем это клише, которое выдал вам Витовт Мартыненко? Я имею в виду определение «панк-группа», употребляемое им в любом возможном и даже не очень месте. Заметь, вы уже сами начали считать количество раз, допустим, на одну рецензию. Даже, наверное, уже какая-то норма выработалась. И все же, какие у тебя мысли относительно этого ярлыка?

-- В принципе, если посмотреть на то, что мы играли два года назад, то по-другому нашу музыку вряд ли можно было назвать. На самом деле мне искренне все равно. Называй ты наши песни хоть попсой. Как угодно! Мы делаем такую музыку, четкое и конкретное определение которой я и сама не смогу дать. Если уж Мартыненко нравится нас панками называть –-- пусть, это его право. Кто-то другой услышит в наших песнях метал и захочет определить нас как металлистов. Пожалуйста. Я не возражаю.

-- Чем в ближайшее время собирается заниматься ТАРПАЧ?

-- Будем продолжать жить... И делать новые песни. Планируем издать альбом еще и на польской стороне, так как этот тираж может распространяться только по Беларуси. Думаем еще сделать серию концертов по Польше. Проведем презентацию диска здесь...

-- Насколько я понимаю, она-то как раз и будет 29-го августа? Кроме вас, еще несколько групп продемонстрируют свое творчество вообще и новые композиции в частности. Мероприятие будет ... тематическим?

-- Можно сказать и так. Идею подал Виталий Супранович. Мы Он решили собрать пять последних победителей «Басовища»: PARTYZONE, INDIGA, POSTSCRIPTUM, ТАРПАЧ и ТАВАРЫШ МАУЗЭР. Кроме этого, будут еще два коллектива, которые весной ездили с нами в мини-тур по Польше. Это СЦЯНА и польская SIDDHARTHA. В рамках такого мероприятия и случится наша официальная презентация. Не знаю, сколько бы людей пришло, если бы мы стали проводить ее отдельно. Концерт-то получился бы всего минут на сорок-сорок пять. Да даже если бы мы и больше играли... У нас ведь полные залы только N.R.M. собирает (когда никто не препятствует выступлению). Получается, что нам невыгодно пока отдельно играть. Поэтому мы и поддержали идею Супрановича. Думаю, должно быть интересно. Вот 29-го и посмотрим.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета