Музыкальные инструменты Как выбрать микрофон
Область применения микрофонов можно условно разделить на три сферы: студийная звукозапись, звукоусиление во всем его многообразии и радиотелевизионная практика. Все эти виды деятельности имеют свою специфику. Правильность выбора микрофона и эффективность его эксплуатации зависят от рода вашей деятельности, характера применения данного устройства, с одной стороны, и ряда психоакустических особенностей человеческого слуха и непосредственно микрофонов, с другой.
Любой из нас по опыту знает, что если в большой компании мы беседуем с кем-либо, то речь людей, находящихся всего в полуметре от нас, мы как бы не слышим, а воспринимаем как шум. В этом случае наше сознание не осуществляет вербальное распознавание слов, так как распознает речь только того, на кого направлено наше внимание (своего рода "отстройка от помех").
Не так с микрофоном. Он улавливает и передает дальше все звуки, которые может зарегистрировать. Более того, в отношении звукозаписи психологическая избирательность слуха не действует. Прослушав фонограмму, сделанную в многолюдном собрании, мы услышим лишь хаос голосов, из которых наш слух не сможет выбрать какой-то один.
Из этого психоакустического феномена и следует первое правило работы с микрофонами: в микрофон должны попадать только те звуки, которые нужны; всем остальным -- объявляется война с применением самых разных способов, средств и устройств.
Из всего многообразия музыкальных инструментов микрофон -- наиболее индивидуальный прибор. Отсюда и второе правило: не существует одного идеального микрофона, подходящего для всех источников звука и видов работы. Выбор микрофона для конкретного источника (голоса, инструмента, шума) и способа применения (запись, усиление) -- дело опыта во всех смыслах этого слова.
Следует упомянуть еще об одном параметре, который не нормируется стандартами и часто вообще не упоминается в технической литературе -- это зависимость спектрального состава звукового сигнала от расстояния до источника звука, называемая иногда "эффектом близости". Проще говоря, чем ближе голос к микрофону, тем больше низких частот присутствует в сигнале. Это может являться причиной появления нежелательных призвуков, бубнения, "взрывных" эффектов.
Выбирая микрофон для той или иной цели, необходимо так же знать, что существуют два типа микрофонов: динамические и конденсаторные. Все прочие не находят применения в профессиональной практике. Устройство динамического микрофона аналогично устройству динамического громкоговорителя. В конденсаторном микрофоне звук воздействует на мембрану, являющуюся одной из обкладок конденсатора.
А теперь -- о сферах применения микрофонов.
Концерты, репетиции
Многие из вас, скорее всего, сталкивались с проблемами, возникающими в тот момент, когда группе необходимо отработать вокальные партии. Репетиционные помещения в большинстве случаев очень маленькие с ужасной акустикой, к тому же под завязку набиты всевозможным оборудованием. Примерно то же возникает на концертах. В большинстве случаев сейчас используются системы контрольного озвучивания сцены, так называемая "мониторная подзвучка", а в больших залах также и "прострел" (примерно такие же акустические системы, которыми озвучивают зал, но повернутые из- за кулис вдоль сцены).
В таких условиях при повышении громкости микрофона возникает пронзительный свист и вой, т. н. акустическая обратная связь. Микрофон невозможно сделать громче, и в результате вокала не слышно. К тому же звук из рядом стоящих динамиков улавливается микрофоном, усиливается, получается “каша” (особенно в случаях, когда вокал мешается со звуком бас-гитары).
Вступает в действие первое правило, и оно сразу диктует выбор типа направленности микрофонов. Это односторонненаправленные микрофоны: кардиоидные, супер- и гиперкардиоидные. Основное применение в звукоусилении находят динамические микрофоны -- более универсальные, стойкие к перегрузкам и более дешевые.
Студии, запись
В отличие от практики звукоусиления, студийная звукозапись в основном опирается на конденсаторные микрофоны, хотя для таких инструментов, как ударные, и в студиях применяются упоминавшиеся ранее специальные динамические. Техника расположения микрофонов и источников (вокал, инструменты) в студии более разнообразна. Дело в том, что (в отличие от концерта, где пространственные манипуляции исполнителя с микрофоном не дают никаких положительных результатов) в студии приближением-удалением, изменением угла оси микрофона можно добиться разных интересных эффектов. Для большинства музыкальных инструментов пригодны те же микрофоны, что и для вокала. Многие так называемые "инструментальные" микрофоны, в свою очередь, отлично работают с вокалом. Правда, они обычно имеют несколько иной дизайн, так как не рассчитаны на то, что их будут держать в руках. Например, один внешний вид микрофонов для басовых инструментов (контрабас, туба, тромбон, большой барабан и т.п.) сразу говорит об их предназначении. Для озвучивания ударных инструментов применяются специальные микрофоны, оснащенные креплениями. При этом характер звука будет зависеть не только от выбранных моделей микрофонов, но -- и в большой степени -- от расстояния до звучащей поверхности и угла наклона к ней. Варьируя эти параметры, можно добиваться того звучания, которое вам необходимо.
И в заключении
Вообще количество методов использования микрофонов столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Но главный учитель здесь -- практика и ее критическое осмысление.
Любой из нас по опыту знает, что если в большой компании мы беседуем с кем-либо, то речь людей, находящихся всего в полуметре от нас, мы как бы не слышим, а воспринимаем как шум. В этом случае наше сознание не осуществляет вербальное распознавание слов, так как распознает речь только того, на кого направлено наше внимание (своего рода "отстройка от помех").
Не так с микрофоном. Он улавливает и передает дальше все звуки, которые может зарегистрировать. Более того, в отношении звукозаписи психологическая избирательность слуха не действует. Прослушав фонограмму, сделанную в многолюдном собрании, мы услышим лишь хаос голосов, из которых наш слух не сможет выбрать какой-то один.
Из этого психоакустического феномена и следует первое правило работы с микрофонами: в микрофон должны попадать только те звуки, которые нужны; всем остальным -- объявляется война с применением самых разных способов, средств и устройств.
Из всего многообразия музыкальных инструментов микрофон -- наиболее индивидуальный прибор. Отсюда и второе правило: не существует одного идеального микрофона, подходящего для всех источников звука и видов работы. Выбор микрофона для конкретного источника (голоса, инструмента, шума) и способа применения (запись, усиление) -- дело опыта во всех смыслах этого слова.
Следует упомянуть еще об одном параметре, который не нормируется стандартами и часто вообще не упоминается в технической литературе -- это зависимость спектрального состава звукового сигнала от расстояния до источника звука, называемая иногда "эффектом близости". Проще говоря, чем ближе голос к микрофону, тем больше низких частот присутствует в сигнале. Это может являться причиной появления нежелательных призвуков, бубнения, "взрывных" эффектов.
Выбирая микрофон для той или иной цели, необходимо так же знать, что существуют два типа микрофонов: динамические и конденсаторные. Все прочие не находят применения в профессиональной практике. Устройство динамического микрофона аналогично устройству динамического громкоговорителя. В конденсаторном микрофоне звук воздействует на мембрану, являющуюся одной из обкладок конденсатора.
А теперь -- о сферах применения микрофонов.
Концерты, репетиции
Многие из вас, скорее всего, сталкивались с проблемами, возникающими в тот момент, когда группе необходимо отработать вокальные партии. Репетиционные помещения в большинстве случаев очень маленькие с ужасной акустикой, к тому же под завязку набиты всевозможным оборудованием. Примерно то же возникает на концертах. В большинстве случаев сейчас используются системы контрольного озвучивания сцены, так называемая "мониторная подзвучка", а в больших залах также и "прострел" (примерно такие же акустические системы, которыми озвучивают зал, но повернутые из- за кулис вдоль сцены).
В таких условиях при повышении громкости микрофона возникает пронзительный свист и вой, т. н. акустическая обратная связь. Микрофон невозможно сделать громче, и в результате вокала не слышно. К тому же звук из рядом стоящих динамиков улавливается микрофоном, усиливается, получается “каша” (особенно в случаях, когда вокал мешается со звуком бас-гитары).
Вступает в действие первое правило, и оно сразу диктует выбор типа направленности микрофонов. Это односторонненаправленные микрофоны: кардиоидные, супер- и гиперкардиоидные. Основное применение в звукоусилении находят динамические микрофоны -- более универсальные, стойкие к перегрузкам и более дешевые.
Студии, запись
В отличие от практики звукоусиления, студийная звукозапись в основном опирается на конденсаторные микрофоны, хотя для таких инструментов, как ударные, и в студиях применяются упоминавшиеся ранее специальные динамические. Техника расположения микрофонов и источников (вокал, инструменты) в студии более разнообразна. Дело в том, что (в отличие от концерта, где пространственные манипуляции исполнителя с микрофоном не дают никаких положительных результатов) в студии приближением-удалением, изменением угла оси микрофона можно добиться разных интересных эффектов. Для большинства музыкальных инструментов пригодны те же микрофоны, что и для вокала. Многие так называемые "инструментальные" микрофоны, в свою очередь, отлично работают с вокалом. Правда, они обычно имеют несколько иной дизайн, так как не рассчитаны на то, что их будут держать в руках. Например, один внешний вид микрофонов для басовых инструментов (контрабас, туба, тромбон, большой барабан и т.п.) сразу говорит об их предназначении. Для озвучивания ударных инструментов применяются специальные микрофоны, оснащенные креплениями. При этом характер звука будет зависеть не только от выбранных моделей микрофонов, но -- и в большой степени -- от расстояния до звучащей поверхности и угла наклона к ней. Варьируя эти параметры, можно добиваться того звучания, которое вам необходимо.
И в заключении
Вообще количество методов использования микрофонов столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Но главный учитель здесь -- практика и ее критическое осмысление.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2005 год в рубрике музыкальная газета