«Басовище-2005»
Как Оно Было...

Два дня (22-го и 23-го июля) гремел в польском лесу близ Городка шестнадцатый ежегодный фестиваль белорусской рок-музыки «Басовище». Атмосфера рок-умиления и настоящей рок-симфонии царила на протяжении двух суток на «фестивальной поляне». Над деревьями витал неистребимый дух положительных эмоций и «живой» музыки. Короче, праздник рок-настроения удался: польских колбасок съедено -- немерено, польского пива выпито -- э- э-э... «Очень много», -- прохрипела и пробулькала старушка-печень. Да, ладно, подруга, не переживай. «Басуем»-то всего раз в год, а до этого ты сидишь на относительной диете. Поэтому попрошу без слезных причитаний.
День первый. 22-ое июля. Въезжаем в Городок, уже успевший хорошенько подготовиться к нашему прибытию. Семь часов утра, а конкурсантов в школе разместили, гостеприимные хозяева домов в нетерпении потирают руки, ожидая музыкантов «на поселение» (живет Городок, живет!) и культовое место Killer Bar уже работает вовсю, умело заманивая в свое нутро очередные жертвы (живым никого не выпускать!).

Отоспались. Отъелись. Время уж близится к началу действа. Первой на очереди -- «вольная сцэна». Блок музыкантов, которые идут вне конкурса и вне гостей. Главное -- договориться с организующей стороной о твоем участии в фестивале. Тебе обозначат время -- и дерзай. Правда, за свой счет и без всяких претензий на дальнейшее сотрудничество. В принципе, это достаточно приемлемый вариант для музыкантов, желающих засветиться на мероприятии такого уровня, погулять рядом с настоящими титанами белорусского и польского рока и просто приятно провести время. Зато и условия конкурса на участников «вольнай сцэны» не распространяются -- никакого обязательства по поводу белорусского языка исполнения песен. Русский, английский -- хоть китайский, на то сцена ведь и «вольная». Число команд, принимавших участие в этой части фестиваля, было достаточно велико. Посему зафиксируюсь лишь на парочке из них, которые оставили наиболее яркие воспоминания о себе.

То, что коллективы, выступающие на «вольнай сцэне», часто выпадают из формата «Басовища» -- вещь уясненная. Не стала опровергать сей факт и группа DALI. Очень приятно и мелодично. С хорошим настроением. Что подтвердило и выглянувшее во время их выступления солнце. Слушала и развлекалась. Сразу в глаза, то есть в уши, бросился профессионализм музыкантов. Тот, который от слова «профессия».
Не отстали от тенденции фестивальной неформатности и HAIR PEACE SALON. Прекрасный брит-рок. Ощутимая претензия на западность звучания. Отдельные мнения таких же отдельных слушателей заключались в следующем: «Играют ребята просто обалдеть. «Басовище» -- это уже не их уровень. Не понимаем, зачем они тратят тут свое музыкально время, им надо покорять европейские высоты...» Значицца, что хочу сказать по поводу... Гитары и барабанные палочки и впрямь держать в руках умеют. Только вот уровень «Басовища» неоспорим и незыблем. Так как это ЕДИНСТВЕННЫЙ белорусский рок-фестиваль. И собираются на нем не только конкурсанты-новички, но также и реальные динозавры рока. Разве присутствие таких «формаций», как КРАМА или N.R.M. не доказывает сей факт? А Европу ребятам надо штурмовать по той причине, что, как я думаю, вряд ли они в ближайшем будущем перейдут на белорусский язык песне-написания. И все-таки, HAIR PEACE SALON хорошая группа, особенно для тех, кто является истинным брит-рокером-попером. Еще бы я возжелала сказать пару слов о загадке белорусского рэпа ЧЫРВОНЫМ ПА БЕЛАМУ. Вернее, если руководствоваться правилами белорусской грамматики -- ЧЫРВОНЫМ ПА БЕЛЫМ (по-моему, как раз такое окончание в белорусском языке имеют прилагательные единственного числа мужского рода в дательном падеже. Хотя, изобретение названия для музыкального коллектива есть тоже элемент творческий. И кто его знает, что эти ЧПБ нам сказать хотели. Может, оно и вправду так должно быть?). Выступление рэпперов ждали все. Все больше оттого, что интрига вокруг них раздута была основательная: мол, гиперостро-социальные тексты, да о них знает весь Интернет, перед публикой еще ни разу не показывались (это ПРИНЦИПИАЛЬНО), «Басовище» -- первый выход-прорыв на сцену... Н-да-а-а... И где слова, бьющие прямо под дых и по макушке?! Где биты, от которых по спине бегут мурашки и наступают невольные подергивания конечностей?! Где, в конце концов, та крутость, о которой кричалось и раздувалось, аки воздушный шарик?! Не было кача. НЕ БЫ-ЛО! Не стоило на всю страну восклицать о своем рэпперском профессионализме, критикуя белорусские команды, которые ежеконцертно вызывают куда более положительную реакцию публики и коллег-музыкантов.

Плавно направляюсь в сторону «гостевого» концерта. Открыли его PARTYZONE и СЬЦЯНА в соответствующем порядке. Следом на сцене появились одни из победителей прошлогоднего «Басовища» -- группа ТАРПАЧ. Фактически презентовали свой дебютник «Усе будзе...». Общее впечатление: выросли ребята за год, поднаторели. Хотя и тем летом звучали очень неплохо. Когда «тарпачи» вышли к публике, на городоцкие леса уже потихоньку спускалась ночь, что и позволило прибегнуть к активному использованию различных визуальных спецэффектов на сцене: свет, дым, в котором, кстати, гитарист умудрился потерять ненадолго свою гитарную примочку.
Удачный контраст ТАРПАЧУ составила польская SIDDHARTHA Народ совершенно искренне завелся под альтернативный рэгги. Пятьдесят процентов пьющих пиво за пределами танцплощадки сделали выбор в пользу музыки: оставили бокалы, банки и бутылки и подались к сцене выкидывать коленца. Музыкантов так просто не отпустили -- вызвали «на бис» и увеличили момент отрыва еще минут на пять.

Концертное дело продолжили концептуально тяжелые ZERO-85, передавшие эстафету, если угодно, хэдлайнерам этого вечера -- :B:N:

...Первый день «Басовища» завершился. Под утро. Идем спать. Все интриги будут завтра…

День второй. Для одних -- волнительный и знаковый: участие в конкурсе обязывает. Для других -- обрамленный утренней головной болью: участие в конкурсе не обязало. Ровно в два часа дня должна была начаться битва между молодыми командами за призы фестиваля. Ровно в два не началась -- искали Сашу Помидорова. «Басовище» без ведущего не осталось -- Помидорова нашли. Конкурсная программа стартовала минут на тридцать позже. В качестве соперников в этом году было заявлено девять коллективов: МАУЗЭР ПАПАНIНА, ЗЬМЯЯ, PARASON, ТАВАРЫШ МАУЗЭР, IMPRUDENCE, TESAURUS, LEISAN, 5set5 и РЭХА.

Опять же, более подробно о тех, кто впечатлил и запомнился. 5set5. Группа отсюда. То есть, из Городка. Достаточно профессионально. Не первый раз на конкурсе. Очень порадовалась, слушая сильный и красивый женский вокал.
ЗЬМЯЯ. Честно говоря, ожидала от выступления большего. Качество звука, к стыду ответственных за него, у всех конкурсантов было не то чтобы очень. Но у ЗЬМЯЯ это почему-то было заметно больше остальных. Наверное, потому что благодаря альбому «Усе дзеля вас» есть представление о том, как группа должна звучать.
PARASON… Утверждают, что играют современную музыку. Что ж, может быть. Только харизмы нет. Ни у одного из членов коллектива. А это отнюдь не на руку. Так как отсутствие энергетического посыла может убить даже самую качевую музыку, превратив ее в синхронное дергание струн. Вследствие сего мозг воспроизводит лишь одну картинку: пара девочек с зонтиками около сцены. Все.

ТАВАРЫШ МАУЗЭР. Ребята из Могилева. Скажу вам, что рулят в последнее время областные центры. Щедры они на тяжелую музыку. Сначала Гомель с прорывом от ТТ-34. Теперь вот еще Могилев встал на эту же тропу. Только не забывайте и не забивайте. А остальное приложится. Будущее есть. Сравнения с LINKIN PARK прошу отставить и комментариями по поводу прямой зависимости качества исполнения музыки от степени спущенности штанов тоже не злоупотреблять.

IMPRUDENCE. Сильно. С настроением. Тяжелым, правда, но настроением. Одни из тех, кого слушать было интересно. Делаю ставки.

TESAURUS… Предлагаю организовать в Интернете дискуссию на тему: возьмет ли бывший АРМАГЕДДОН «Басовище» измором, или что делать, когда все время мимо кассы. Сколько можно? В этом году хотя бы выступление не было костюмированным. Но ведь не воспринимает вас эта аудитория, что бы там о вашем профессионализме ни говорили махровые музыкальные журналисты. Этот факт не поддается объяснению. Оно просто есть. Ладно, будем считать, что вам важен сам момент тусовки, замечательный своей уникальностью. Хотя ваша вариация «Пагонi» Богдановича мне пришлась по уху. Но разве это определяющее звено?..

РЭХА. Те, кто оказался на «Басовище» всем остальным на изумление. Взяли и опередили всех по количеству голосов в «предбасовищеском» хит-параде. Как оно такое случилось -- отдельный пункт для удивления. Уповая на честность и интеллигентность, делаю следующий вывод: голосовавшие вряд ли бывали до этого на «Басовище». Искренне тронула реакция зрителей, скандировавших «РЭХА! РЭХА!..». Ребята, отдельный автобус с фанатами вы на хвосте притащили?!.. А так сыграли приемлемо. Одолжили у кого-то (по-моему, у DALI) ударника, за пульт посадили грамотного звукрежа -- и звучали вполне съедобно. Для РЭХА.

МАУЗЭР ПАПАНIНА и LEISAN… Ребята, извините, и хотела бы чего-нибудь эдакое отметить, да не могу. Вообще ничего. Вяло. Плохо тоже говорить не буду. Вяло.
Конкурс отгремел. Немного нарушу хронологическую последовательность проведения мероприятия и подарю по парочке слов победителям. В принципе, выбор жюри не заставил удивляться. Все было очевидно.

Итак, премию радио «Белосток» -- часы записи в польской студии -- и радио Polonia -- денежное вознаграждение -- получили ТАВАРЫШ МАУЗЭР. БАС отметил группу IMPRUDENCE. Приз от Союза белорусов в Белостоке достался ЗЬМЯЕ. А войт Городка премировал 5set5. К сожалению, Интернет- популярность так и не помогла РЭХУ заинтересовать жюри. Это несмотря на то, что неподалеку от сцены Пит Павлов и Лявон Вольский пританцовывали под их музыку.

Снова возвращаюсь на пару часов назад. «Гостевой» концерт второго фестивального дня начал итальянский коллектив ORCHESTRA ARTURO PIAZZA. Просто убийственно профессионально, убийственно весело и убийственно здорово. Явные представители тех, у кого следует учиться, как надо работать с публикой. Что и подтвердили выходом «на бис».

Затем были три победителя прошлогоднего фестиваля музыки молодой Беларуси: TAXI, HMP и СОНЦАВАРОТ. Все безоговорочно подтвердили возложенный на них выбор жюри. Внимание сразу же концентрировалось на том, что звучать команды стали увереннее: теперь-то уж вне конкурса, теперь-то уж можно и не держать руку на бешеном пульсе. Прекрасно, год даром не канул.

Затем пред ясными ушами публики предстала КРАМА. Что особенного желаете узнать по этому поводу? Все как всегда. Как всегда, вкусно. Как всегда, интеллигентно. Как всегда, от души по-«крамовски».

zygimont VAZA. Несколько удивили публику значительным расширением состава: было трое -- стало пятеро. Девушка на вокале. Кроме старенького, играли три песни из новой программы. Эх, плодовит Скрипа! Говорят, через месяцок новый альбом писаться будет.

Далее -- бессменный ULIS. Я бы даже сказала -- традиционный и традиционно. Но, похоже, молодые музыканты на самом деле подарили коллективу полную грудь воздуха.

После Славы Кореня на сцену вышли «здаровыя лоси», скрывающиеся под «псевдонимом» IQ 48. Тоже, можно сказать, не совсем в канонах «Басовища» группа. Но людям нравится то, что делается другими от души. В толпе пошел настоящий всеобщий кач. «Выйсце» было спето с Сашей Помидоровым, а «Кумба», естественно, с Лявоном Вольским.

Выступление НЕЙРО ДЮБЕЛЯ ознаменовалось премьерой двух песен и лаконичным замечанием «по секрету» коллегами по року: «Наконец-то Куллинкович нашел себе нормальных музыкантов».

Были, конечно же, RIMA, которых в прошлом году называли польским N.R.M., и сами N.R.M., которых белорусской RIMA не называют и не собираются. «Короли белорусского рока» были хэдлайнерами всего фестиваля. Казалось бы, завидная участь. Но только не в тот момент, когда выступление обрывается после шестой песни из-за того, что время вышло и его попросту не хватило.

...Второй день «Басовища» завершился. Бредем к автобусу. До встречи, Городок, ровно через год. Спать...

P.S. 1: Жаль, что событие, которого ждешь целый год проходит настолько мимолетно, что даже икнуть не успеваешь. Словно кто-то взял всех в охапку, перебросил через границу, а потом совершил такую же манипуляцию, только в обратном направлении. Ладно, безумные июльские дни, начинаем обратный отсчет...

P.S. 2: Член жюри Вячеслав Корень комментирует выступления конкурсантов на шестнадцатом «Басовище».

-- Слава, давайте немного обсудим общее впечатление от конкурсантов. Вот, например, в прошлом году по прошествии «Басовища» можно было услышать, что выбор был предсказуем, потому как выбирать было фактически-то и не из кого. А что мы имеем в итоге после шестнадцатого фестиваля?
-- А кто говорил, что в прошлом году не из кого было выбирать?! Это не мои слова. Наоборот, как раз таки прошлый год был в этом смысле очень удачным. Четыре хорошие и интересные группы получили призы, справедливость которых в этот раз только подтвердили своим качественным выступлением. В этом году такой ситуации нет. Отсутствует и однозначно запавший в душу каждому из членов жюри коллектив. Было несколько достаточно ровных команд. Поэтому, призы получили лучшие, из кого мы могли выбрать. Было пару более профессиональных групп, но были и откровенно слабые…

-- Все мы вроде бы говорим о том, что призы равнозначны и нет ни первого, ни последнего места. Но, тем не менее, как о победителе «Басовища» говорят в основном о тех, кто выиграл часы в польской звукозаписывающей студии…
-- А я вот помню время, когда как о победителях говорили о получивших премию от БАСа, так как все-таки этот фестиваль -- «Басовище». И если студенты тебя выбрали, то ты здесь и главный. Так было, например, в свое время с КРАМОЙ. Короче, все используют любую возможность, чтобы только назвать себя победителем.

-- Я знаю, что и среди музыкантов, и среди зрителей были люди, крайне удивившиеся тому, как распределились призы между конкурсантами. Многие были уверены, что в первую очередь отметят ЗЬМЯЮ. Но вышло несколько иначе. И теперь мы имеем колоссальные обиды на фестивальное судейство. Что можно в ответ всем возмущающимся сказать?
-- Мне очень не понравилось, что после «Басовища» стала позволять себе ЗЬМЯЯ… Музыкальные коллективы ведут себя так или иначе. Есть группы, которые, сыграв, пытаются оглянуться на свой уровень, услышать критику, поработать год, поднять профессионализм… а потом получить награду. Яркий пример -- ТАРПАЧ. На позапрошлом фестивале они не были достаточно сильны. Хотя если бы был еще один приз, они бы его могли получить. Но они поработали год. В ребятах появилась энергетика, которой не было раньше, они стали лучше чувствовать музыку… В Беларуси большинство команд пытаются претендовать на что-то, не работая, не репетируя, а нахрапом… они бьют себя кулаком в грудь, крича, что «нас не выбирают! это все грязные интриги!». Такие коллективы западнее Беларуси не будут иметь признания.

-- И все же два лидирующих приза было. Их получили ТАВАРЫШ МАУЗЭР (часы записи и денежную премию от радио Polonia) и IMPRUDENCE (денежный приз от БАСа). Почему именно так? Ведь если судить по уровню профессионализма, они были практически одинаковы…
-- Во-первых, эти две команды даже не ставились под сомнения: мы сразу решили, что они должны что-то получить. Остальные обсуждались позже. Мы знали, что IMPRUDENCE уже имеет запись, а ТАВАРЫШ МАУЗЭР находится на периферии и неизвестно, смогут ли ребята вообще записаться самостоятельно… Жюри всегда рассуждает так: кому это нужнее.

-- Хочу поговорить конкретнее о двух командах. Сперва -- TESAURUS. Слава, как вы думаете, сколько раз еще им придется приехать на «Басовище», дабы получить там ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ? Просто завидно постоянные конкурсанты какие-то…
-- Не знаю, зачем они рвутся на «Басовище». Я бы на их месте не ездил больше. Но что ж делать, если у них не получается понять, что именно они делают не так. Наверняка, у TESAURUS есть своя аудитория, которая их слушает с удовольствием. Эта же публика их не принимает.

-- А что можно сказать о группе РЭХА, которые были отправлены на конкурс благодаря Интернет-голосованию, чем шокировали «бас»-общественность?
-- Кто такие РЭХА я понял только после фестиваля, когда они начали наезжать на меня на различных Интернет-форумах… В мире существуют три категории музыкантов: лабухи, которые ездят по свадьбам и VIP-вечеринкам, чтобы развлекать народ; суперпрофессионалы, способные сыграть, что угодно, но не затрагивающие сердца слушателей (это сессионные музыканты, технари); и есть рок-музыканты. Эти три категории никак не пересекаются. У каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Но лабух не может быть рок-музыкантом… «Басовище» -- это фестиваль музыки молодой Беларуси. А я считаю, что музыка молодых -- это в первую очередь рок. Почему-то рок-музыканты не стремятся играть на свадьбах, в то время как лабухи изо всех сил пытаются попасть на рок-фестивали… Я не считаю, что у «Басовища» есть четкий формат. Ту же ТРОIЦУ можно с уверенностью назвать рок-коллективом. Главное, чтобы внутри была та энергия, которая позволяла бы приставить к слову «группа» частичку «рок».


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета