Onegin
«…А Если Они Считают, Что Их Рок-Клуб Был Первым, То Покажи Им Большую Фигу!»

Белинский отмечал, что Печорин, Герой нашего времени, -- это воплощение рефлексии. Как ни странно, Олег Степанюк, вокалист группы, вообще не проецирует Онегина -- эту парадигму XIX столетия -- на современность, хотя название провоцирует приход интеллигентов на концерты, с которыми группа регулярно бывает в Польше. Сам Олег констатирует, что его зритель -- это, скорее, прогрессивное студенчество. Понятие «неформала» у Олега довольно диалектично: с одной стороны, он утверждает, что «давно уже от этой публики отошел»; с другой стороны -- понимает этот термин интровертно, -- и от такого зрителя коллектив никуда не уходил. Лидерства в группе ONEGIN нет. И очень больших разногласий -- таких, как, например, в BLACK SABBATH -- тоже нет, раз ансамбль существует…
-- Олег, расскажи про свой рок-клуб. Что послужило причиной его закрытия?
-- Это тот, который когда-то, давным-давно у меня был? (вздыхает) Дядя милиционер послужил причиной закрытия. Он решил, что я сатанизм в массы кидаю. Ему не понравилось, что концерты тяжелой музыки звучат. А у него дочка такую музыку слушала. Вот и все. (Дочь милиционера, посещавшая концерты, стала носить перевернутые кресты и свастику. Виноватым сделали Олега и его клуб. Закрытие учреждения является болевой точкой не только работников Волынковского клуба. -- Прим. Н. М.). Потом были всякие угрозы непонятные, после чего я понял, что лучше жить спокойно, никого не напрягая. Это был 97-й год в ДК железнодорожников. Очень хороший дядишка, который помог нам. А когда появился товарищ майор, клуб прекратил свое существование. Мы, кажется, год просуществовали. Плодотворно работали: чуть ли не по два-три концерта на месяц. Приезжали коллективы из Польши, Германии, России, Украины. Достаточно серьезно разворачивались. Конечно, это было на любительском уровне. Но у людей была возможность слушать тяжелую музыку.

-- Что ты чувствовал, когда на одном из твоих концертов фаны порвали на тебе майку?
-- (смеется) Приятно, конечно, было.

-- Почему ты отошел от неформального зрителя?
-- (заминается)… Я не отошел, это они от нас отошли, хотя сейчас, наверное, с последним альбомом вернутся. Это другой контингент людей. Меня не интересует панк-музыка, а большая часть неформалов -- это какие-то панки. Для меня неформал, прежде всего, внутри, а не то, что кто-то на себя нацепил и кем-то себя называет. Неформал -- это в голове. Он думает не так, как думает общество. Вот этот -- неформал. А остальное -- это просто показуха.

-- Но почему-то, когда человек ничего на себя не навешивает, его никто неформалом не считает.
-- А зачем это надо, чтоб меня кто-то считал неформалом?

-- Чтоб иметь акцептацию в неформальной среде. А идея имеет силу только в группе.
-- Если у кого-то будет реально хорошая идея, найдутся те, которым эта идея понравится. И неважно, как они будут одеты-неодеты.

-- Не кажется ли тебе, что в так называемых «нормальных», культурных людях порой больше прикрытого, замаскированного зла, чем в неформалах?
-- Нет. Есть очень много неформалов, которые многих вещей не понимают. И потом, я не хочу рассматривать людей внутри как «формал» и «неформал». Кого угодно можно назвать неформалом. Потому что он может быть неформалом внутри, именно по своему мировоззрению. Я вообще не хочу считать кого- то неформалом, только потому, что он надел на себя балахон, цепей тысячу навесил или поставил ирокез.

-- То есть, ты считаешь эту границу условной.
-- Конечно.

-- Почему ты отошел от анархизма?
-- Это утопия. Я признаю, что это -- очень хороший политический склад, но я уже -- вне политики, мне это неинтересно.

-- Ты понимаешь анархию только на политической плоскости?
-- Нет, но то, что здесь -- это по большей части -- политика, безвластие. Власть -- это политика.

-- Мне казалось, что анархия -- это не политика, а скорее нечто в реляции между личностью и обществом.
-- Нет, «анархия» переводится с греческого как «безвластие».

-- Там есть еще одно значение: «Отсутствие образца, начала, принципа, прапринципа». «Архетип» Юнга -- однокоренное слово.
-- В любом случае, это -- утопия. Так же как коммунизм -- это хорошо, но это -- утопия.

-- Многие жалуются на работу с кем-то в группе или тандемах. Случаются ли в вашем ансамбле серьезные разногласия или вы, скорее, -- монолит?
-- Разногласия есть в любом коллективе. Они есть везде. Нет коллективов без разногласий. А чем закончился BEATLES? Если мне кто-то скажет из музыкантов, что у нас все супер, все чики-пуки, то я буду смеяться с этого, потому что они есть всегда. Можно поспорить даже из-за одной ноты в аранжировке. Но если ты реально мыслишь, и музыка, которой ты занимаешься -- это твоя жизнь, ты будешь искать компромисс и пытаться приходить к общему знаменателю.

-- Макс Вебер сказал, что знамением капитализма является специализация ролей. Есть ли в вашей группе четкое разделение ролей кроме исполнения, т.е., например, один пишет тексты, другой -- музыку? Или каждый просто пишет свою песню, как это происходит в группе АРИЯ?
-- Да, подразделение есть. Его не может не быть. Есть люди, склонные и не склонные к определенным действиям, которых не может себе позволить кто- то другой из участников. Бессмысленно требовать от барабанщика… (Здесь Олег безнадежно вздыхает. Видимо, дела в группе ONEGIN обстоят иначе, чем в METALLICA, где ударник Ларс Ульрих является соавтором песен. -- Прим. Н. М.). У нас в коллективе большую часть текста и музыки делаем я и гитарист. Я в основном пишу тексты, музыку сейчас теоретически по большей части пишет Юра, а потом мы на репетициях доводим все до ума. Сейчас есть тексты, которые мы пишем вместе с Юрой. В первом альбоме была четкая градация -- мои песни, во втором -- мои и Юрины, были также какие-то вещи, которые мы делали вместе. Сейчас мы по большей части делаем все вместе, всем коллективом. Но движущей силой остаемся мы с Юрой.

-- То есть вы шлифуете вместе уже конечный этап.
-- В общем, да. У нас есть какие-то задумки, которые мы на репетициях окончательно обрабатываем.

-- Получение первого места на фестивале «Золотая осень ’2001» вы восприняли как очередную ступень прогресса или как нечто само собой разумеющееся?
-- Да, как нечто само собой разумеющееся. Мы знали, что мы должны это место получить.

-- Название твоего предыдущего коллектива -- НЕГАТИВ. Что это: всеотрицающий нигилизм, отрицание отрицания или приближение к объекту через отрицание в духе франкфуртской школы?
-- Это просто название, за которым абсолютно ничего не стоит.

-- А почему именно Онегин, а не Корсар, не Гяур, не Манфред?
-- Вот просто, потому что так захотелось. Вообще, название коллектива родилось спонтанно. Ни для кого не секрет уже, наверное, в Бресте, что раньше мы назывались СНАЙПЕРЫ. Но так как в Питере мы потом вдруг для себя узнали, что существует группа НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, мы поняли, что существование под одинаковыми названиями не принесет ничего интересного, и стали искать какую-то замену. Взяли несколько названий, которые нас интересовали, занесли нашему звукооператору, сказали: «Какое тебе нравится?» Он тыкнул: «Вот это нормальное». Вот и все.

-- В Польше -- профессор Дорошевский, в России -- академик Лихачев призывают употреблять -- там где это возможно -- отечественные cлова. Почему вы пишете название ансамбля латинскими буквами?
-- Мы так решили писать. Это ни к чему не обязывает и ни к чему не принуждает. Сказали: давай на английском, ну и давай на английском.

-- А не думаешь ли ты, что Александр Сергеевич Пушкин может обидеться за то, что имя его детища, которое принадлежит все же к русской литературе, вы пишете по-английски?
-- Че ж ему обижаться? Он может только радоваться, что спустя 200 лет нашлась группа, которая носит имя его героя и что его персонаж приобрел новые рамки. А в Петербурге есть группа, которая называется DOSТOEWSKY, и они тоже пишут название по-английски.

Группа ONEGIN записала клип, но выйдет ли концертный DVD коллектива?
Музыкальным событием стала запись клипа «Мария» группы ONEGIN, которая состоялась в брестском клубе на Вульке. В музыкальных магазинах не найти в продаже ни ночью, ни днем с огнем концертных DVD ни брестских, ни белорусских ансамблей. Возможно, ONEGIN будет городским второпроходцем в этой сфере (первопроходцем явилась группа САДЪ).

Цены на билеты в этот день были подозрительно низкими. Запись -- также низкобюджетна, производилась на «Каноновской» камере доморощенным способом. Коллектив сам является продюсером своего клипа.
По команде вокалиста группы, Олега Степанюка, собравшиеся иже с ними фаны начали дружно скандировать: «O-NE-GIN!», -- не хуже, чем поклонники «Спартака», и прыгать в максимальных пределах своих возможностей. Фаны резвились, словно телята на лугу. Прыгучеспособности и мячикоподобности их ахиллесовых пяток можно было позавидовать. Вульковского пола, к счастью, как Олег Газманов, не проломили, зато скакали так, что на меня и тех, кто был здесь же, едва не свалился возвышающийся и вибрировавший не только от звуковых волн, но и от прыжков, динамик, качавшийся, словно небоскреб на ветру, а вместе с ним и стоявший наверху прожектор (благо, парни были рядом -- придержали), который, кстати, незаслуженно не освещал ударника, делая из него таинственного бэкмена, о присутствии которого на сцене можно было догадаться только по сыпавшемуся усложненному барабанному граду.

Основное ядро публики составляли завсегдатаи концертов группы. Прибыли также и такие, которые появились ради бренного времяпрепровождения. Были и поклонники других групп, пришедшие для сравнения.
Согласно Сартру, конечным этапом реализации продукции является контакт с потребителем. ONEGIN на этом останавливаться не собирается: конечным этапом будет реляция с реляцией «группа – фаны». Поклонники же смогут увидеть себя и свой непроходимый (к сцене было трудно добраться) лес рук в шкатулочной видеокомпозиции. Быть на Беларуси шоу-бизнесу!
P.S. С записанным материалом в ближайшее время группа ничего делать не собирается, поскольку, по словам фронтмена, не за горами другое, более важное событие. Какое -- фаны скоро узнают.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета