Музыкальные Инструменты
Микрофонные Предусилители

Электрический сигнал, образующийся в проводнике катушки микрофона, соизмерим с энергией колебаний воздуха. Исказиться такому сигналу в многочисленных метрах проводника ничего не стоит, поэтому в таком виде его не передают. Существуют специальные устройства, на входы которых осуществляется усиление сигналов и некоторая предварительная их обработка. Это микрофонные предусилители.

Микрофонный усилитель имеет низкоомный симметричный вход с регулируемой чувствительностью и возможностью подачи фантомного питания +48 В для конденсаторного микрофона. Иногда в его состав включается и кнопка PAD для ступенчатого ослабления входного сигнала микрофонного входа -- обычно на 20 или 30 дБ (на рисунке не показана).

После усилительных входных каскадов сигнал подается на фильтр, который ограничивает его частотный диапазон и устраняет нежелательные составляющие. В дорогих профессиональных моделях иногда можно встретить полный набор фильтров, как для обрезки НЧ (LO-CUT), так и для обрезки ВЧ (HI-CUT), да еще и с регулируемыми частотами среза. Но чаще всего встречается изображенный на рисунке простейший "однокнопочный" фильтр, обрезающий, как правило, только НЧ-составляющие ниже 80 или 100 Гц. Иногда этот фильтр в литературе еще называют "фильтр шаговых помех", т.к. он служит преимущественно для снижения топота от шагов, передающихся от пола или сцены на микрофон.

Еще один часто встречающийся блок -- блок переворота фазы. Дело в том, что при работе с некоторыми микрофонами приходится изменять фазу сигнала на 180.

После усиления и предварительной обработки сигнал поступает через выходные усилители на выход (или выходы). Количество выходов в каждом канале составляет от одного (наиболее часто встречающийся вариант) до четырех.

В том случае, если выходов более одного, то такое устройство, кроме функций собственно предварительного усиления, может еще выполнять и функции сплиттера, позволяя подавать усиленный сигнал нескольким потребителям одновременно. Естественно, что для этого каждый выход должен иметь свой собственный, работающий независимо от остальных, выходной буфер, чтобы исключить взаимное влияние потребителей друг на друга.

Микрофонные усилители разделяются по функциональному назначению. Часть из них, предназначенная для сценического использования, имеет обычно ограниченный набор функций, но большое количество выходов. При этом производителями иногда предлагается возможность различного рода коммутации или объединения выходов для увеличения их количества, подключенного к одному входному источнику. Эти устройства, в основном используемые в качестве сценических сплиттеров, обычно не обладают высокими техническими параметрами, в отличие от других -- студийных.

Другой вид предусилителей -- студийные. Они отличаются разнообразием конструкций и параметров. Если подавляющее большинство сценических предусилителей, в соответствии с их предназначением и условиями эксплуатации, выполнено на микросхемах и транзисторах, то в студийных выполнено, в основном, на лампах. При этом возможно несколько вариантов.

Существуют полностью ламповые модели с использованием входных и выходных трансформаторов и всего остального, положенного ламповой технике, однако такие изделия весьма дорого стоят. Причин этого довольно много, и не последняя из них -- дороговизна моточных изделий, то есть входных и выходных трансформаторов, без которых ламповая техника попросту невозможна. Средняя цена трансформатора хорошего качества -- порядка $100. А если учесть, что в каждом канале предусилителя их по две штуки, то вклад только трансформаторов в стоимость двухканального прибора -- уже добрых 400 долларов. Поэтому надо быть осторожным, если вдруг предлагается ламповый предусилитель за 200-300 долларов и обещается при этом немыслимо роскошный звук! Увы, такого не бывает... Скорее всего, это элементарная дешевая подделка неопределенного качества или же некоторый "гибрид" из ламп и микросхем. В этом случае вся основная часть предусилителя сделана на микросхемах и транзисторах, причем чаще всего не самого высокого качества, а лампа просто стоит в конце тракта в качестве "ламповизатора" звука. К тому же частенько она вынесена в отдельное окошко на лицевой панели, да еще и подсвечена цветными светодиодами! (Интересно, насколько эта подсветка улучшает качество звука?..) Определить внутреннее устройство изделия по цене практически невозможно. Существует, и немало, полностью микросхемно-транзисторных предусилителей, обладающих весьма солидной ценой, доходящей подчас до нескольких тысяч долларов.

Параметры

E.I.N. или EIN (Equivalent Input Noise) -- "эквивалентный входной шум" -- уровень шума устройства на его входе. Это уже вполне конкретная физическая величина, которая позволяет реально определить отношение "сигнал/шум" для конкретного предусилителя при работе с конкретным же источником сигнала.

В подавляющем большинстве хороших твердотельных предусилителей этот параметр имеет величину, близкую к -128 дБV, плюс-минус один-два децибела. В ламповых же предусилителях он, как правило, несколько хуже, что объясняется неизбежным наличием входного трансформатора и более высоким уровнем шума самих ламп.
Второй по важности параметр (после уровня входных шумов) -- это величина искажений. В различных моделях предусилителей этот параметр различается уже не на несколько децибел, а в несколько тысяч раз!

Действительно, в твердотельных предусилителях коэффициент гармоник вполне может составлять и 0,001%, а то и меньше. В то же время в ламповых предусилителях коэффициент гармоник может составлять несколько процентов, хотя, как утверждают знатоки, это "несколько другие" гармоники, и они не портят, а "утепляют" звук.

Динамический диапазон различных предусилителей в основном определяется напряжением их питания. Поэтому настоящие ламповые предусилители, где эта величина составляет сотни вольт, имеют более широкий динамический диапазон по сравнению с полупроводниковыми, в которых чаще всего напряжение питания электронных схем не превышает 30 В.

В силу этого, различным является и максимальный выходной сигнал предусилителей. В ламповых он вполне может достигать значения в 20-30 В и даже более, что в микросхемных приборах практически недостижимо. Для них максимальная величина выходного сигнала, как правило, не превышает 8-10 В. Кстати, по этой величине часто можно определить, "истинно" ли ламповый у вас предусилитель. В моделях, где лампа используется только как "утеплитель", ее напряжение питания обычно невелико и чаще всего берется от того же источника, что и фантомное напряжение для микрофона, то есть составляет не сотни, а всего-навсего 48 В.

DBX Mini-Pre

Коммутационный интерфейс представлен микрофонным входом на разъеме XLR, линейным входом на разъеме 1/4" TS-джек, а также балансными выходами на разъемах 1/4" TRS и XLR. Выходной каскад Mini-Pre построен на 12AX7 -- именно эти отобранные вручную лампы российского производства прибавляют звучанию "теплоту" и плотность.
Кроме того, Mini-Pre обеспечивает ряд стандартных функций, которые профессиональный пользователь может ожидать от микрофонного предусилителя -- фантомное питание +48 В, аттенюатор 20 дБ, переключатель фазы, регуляторы чувствительности (диапазон 60 дБ) и выходного уровня (от минус бесконечности до +10 дБ), а также пиковый индикатор перегрузки.

От внешних механических воздействий схему защищает прочный металлический корпус, что позволяет без всяких ограничений использовать Mini-Pre на гастролях. Незаменимым инструментом станет этот прибор и для владельцев студий любого уровня -- от профессиональных до домашних, и везде он обеспечит классический "фирменный" звук. Еще недавно подобного сочетания функциональности и качества за такую цену просто не существовало!

Alto Alpha MICtube

Alpha MICtube представляет собой ламповый микрофонно-инструментальный предусилитель с восьмисегментными светодиодными индикаторами уровня. В нем используются малошумящие лампы 12AX7, которые обеспечивают теплую, "музыкальную" окраску сигнала. Прибор найдет применение в любой студии, наиболее целесообразно использовать его перед цифровыми рекордерами. Есть кнопки переключения фазы сигнала, включения фантомного питания +48 В, ступенчатого увеличения уровня (+20 дБ). Отдельные регуляторы степени лампового утепления и выходного уровней.
Входы реализованы на комбинированных разъемах Neutrik: высокоомные (1/4" джеки, 1 МОм) и симметричные (XLR, 5 кОм).

Выходы: симметричные (XLR) и несимметричные (1/4" джеки); возможно использование их одновременно; сопротивление 100 Ом. Прибор имеет стальной корпус, размер -- половина рэковой единицы, вес 1,05 кг.

Kramer 104M

Микрофонный усилитель/усилитель-распределитель 1:4104M -- микрофонный усилитель-распределитель звуковых сигналов 1:4. Распределяет входной сигнал на четыре идентичных выхода (разъемы TRS 6,5 мм) для передачи на приемные устройства. Регулятор на боковой панели позволяет контролировать уровень выходного сигнала. Внутренней перемычкой может быть выбран режим фантомного питания, что позволяет подключать конденсаторные микрофоны. В комплект входит блок питания 12 В. При необходимости может применяться блок питания VA-50P (опция), который способен обеспечивать питание 6 устройств Kramer, рассчитанных на 12 В. 104M относится к семейству TOOLS -- группе высококачественных и компактных приборов с оптимальным соотношением «цена-качество» и широким спектром применения.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета