Музыкальные Инструменты Dj-Микшерные Пульты
Ди-джеи отслеживают музыкальные композиции и хиты, микшируя их вместе. Подобно шеф-повару, который для своего пирога срывает всего лишь одну совершенную вишню с каждого дерева, ди-джей концентрирует работу и талант сотен музыкантов в одном сжатом представлении. Ди-джеи миксуют все подходящие вещи воедино, и делают они это так, чтобы отвечать вкусам публики, -- вот почему их так сильно любят.
Микшерный пульт является музыкальным инструментом ди-джея, при помощи него и осуществляется сведение и обработка материала, поступающего с проигрывателей, в режиме реального времени. Такие пульты несколько отличаются от традиционных, используемых в концертной деятельности или в студиях звукозаписи. Они обычно компактные и легкие. Т.к. для удобства работы пульт должен занимать минимум места и быть максимально функциональным. К тому же, многие ди-джеи предпочитают работать со своим микшером, и он должен быть удобен для транспортировки.
Ди-джейские пульты выполняют в прочных металлических корпусах. С ними, конечно, обращаются осторожно, но мало ли что может случиться при транспортировке! Да и сами ди-джеи -- народ импульсивный. Им некогда выставлять уровень звука по отметкам на фейдере, где обычно есть простая градуировка в виде горизонтальных черточек -- они без всяких церемоний могут выдвинуть его на самый максимум. Поэтому скольжение фейдера должно быть очень легким.
Самая простая конфигурация DJ-пульта включает обычно два стереоканала, регулятор входной чувствительности, трехполосный эквалайзер, переключатель режима Line/Phono (естественно, на каждом канале свой), кроссфейдер, микрофонный вход с кнопкой Talk Over, подавляющей основной звук. Эта функция может быть как автоматической, так и регулируемой.
Обязательно есть выход на наушники с регулятором уровня и переключателями выбранного канала прослушивания, а в мастер-секции присутствует общий регулятор громкости. Он может быть выполнен как в виде регулятора, так и в виде фейдера, что встречается гораздо реже, поскольку в процессе работы его можно случайно задеть. Имеется и регулятор выхода на монитор. При коммутации DJ-оборудования чаще всего используются разъемы RCA, мини-джек для наушников, а для микрофона -- разъем типа джек или XLR.
На задней панели микшера размещены по два стерео-входа Line/Phono на каждый канал. В мастер-секции обычно имеется три выхода. REC -- для записи микса прямо с пульта, Monitor -- выход на монитор, и Main -- выход, идущий на усилитель. Вот тот минимальный необходимый набор, с помощью которого ди-джей создает свое произведение искусства.
Помимо этого, пульт может иметь и другие функции. Например, процессор эффектов, сэмплер, счетчик метронома BPM (Beat Per Minute), индикатор выходного уровня, регулятор баланса и т.п.
Рассмотрим подробно каждый элемент пульта. Начнем с фейдеров и кроссфейдеров, ведь они являются камнем преткновения при выборе пульта. Здесь все зависит от того, какие цели преследует ди-джей. Если это простые переходы от одной музыкальной композиции к другой, то в этом случае нужно выбирать пульт, фейдеры которого имеют более плавную характеристику. Например, пульты фирм Gemini или Pioneer.
Настоящую «фейдерную революцию» произвело появление на свет такого DJ-стиля, как «скрэтч». На это быстро среагировали фирмы-производители, и на свет появился специальный пульт для скрэтча. В скрэтчевых пультах больше внимания уделено удобству работы, так как требуется большая скорость движения рук ди-джея. Если вы никогда не видели скрэтч, то это трудно описать словами, особенно скорость движения рук. Поэтому здесь требуется чувствительный, быстрый и легкий фейдер, способный качественно реагировать как на мельчайшие движения руки ди-джея, так и на размашистые. Самый лучший фейдер для данного случая -- оптический, который применяют фирмы Vestax и Numark.
Кроссфейдер -- это сугубо ди-джейский фейдер, располагающийся не вертикально, как обычный, а горизонтально. Перемещая его из крайнего левого положения в крайне правое или наоборот, ди-джей плавно заменяет («вытесняет») один источник сигнала другим.
У кроссфейдеров скрэтчевых микшеров имеются две дополнительные кнопки. Первая -- кнопка изменения кривой кроссфейдера, с возможным переключением между обычным и кроссфейдерным режимами работы. Вторая кнопка -- Hamster или реверсфейдер -- была создана для удобства работы и левой, и правой рукой. В обычном режиме правое и левое положения фейдера идентично левому и правому каналам, а в режиме Hamster левый и правый каналы меняются местами. Но ничто не вечно, и при активном использовании пульта в технике скрэтча кроссфейдер «летит» уже на второй-третий месяц. Поэтому сам кроссфейдер должен быть долговечным и легко заменяемым. Наилучшим решением и здесь является оптический фейдер.
Число входов на ди-джейском микшере обычно от двух до восьми. Чем больше входов, тем большее количество источников можно подключить. Каждая входная линия -- стерео, а не моно, как на обычных пультах.
Секция эквалайзера. Число полос частотной коррекции в разных пультах различно. Чаще всего это три полосы, но может быть и пять, и восемь полос. Глубина коррекции обычно составляет от -30 до +15 дБ. Если работа требует точной частотной настройки (например, если имеются заметные дефекты акустики помещения, или при сведении музыки в стиле «trance»), то чем больше полос, тем, естественно, лучше. Но многополосным эквалайзером нельзя злоупотреблять. Испортить звук ничего не стоит, поэтому такими вещами надо пользоваться очень осторожно и дозированно, тем более, что не все ди-джеи обладают знаниями и навыками для коррекции акустики. А если такие сложные задачи не стоят, или пульт используется при вещании в эфир, то вполне можно обойтись тремя полосами.
Имея в распоряжении трехполосный эквалайзер, можно создавать вполне приличный микс. От простой смены низких частот при сведении до очень аккуратной и плавной замены частот (высокие-низкие-средние) одной фонограммы на другую. Что касается пультов для скрэтча, то у них вообще нет особой надобности в многополосном эквалайзере, и обычно имеются лишь две полосы. В секции эквализации может присутствовать и кнопка с незамысловатым названием Kill. Пользуясь этой кнопкой, можно просто вырубить одну из частотных полос.
BPM-счетчик. Его назначение -- отображать темп или количество ударов в минуту. Это устройство призвано помочь ди-джеям свести скорости различных источников к одной общей. Зачастую на простых DJ-пультах можно встретить счетчик в виде двух светодиодов, отображающих, соответственно, правый и левый источники. Но в большинстве случаев работают они некорректно, и, чтобы не «наломать дров», следует ориентироваться на собственный слух. К тому же скорость на виниловой пластинке непостоянна.
В секции наушников может находиться кроссфейдер Cue PGM (cue program -- контрольное прослушивание). Это устройство позволяет еще до основного сведения получить предварительное представление о том миксе, который пойдет, например, в эфир.
Многие пульты имеют дисплей, отображающий входной уровень. Это может быть либо жидкокристаллический дисплей, либо VU-метр, что встречается гораздо реже.
Для работы в затемненных помещениях, каковыми являются, например клубы, многие пульты оснащаются гнездом для лампы (типа Goose). Но, как правило, по прошествии времени к пульту привыкаешь, и необходимость использования лампы отпадает. Любой ди-джей знает свой пульт наизусть и свободно ориентируется в нем даже с закрытыми глазами.
Если пульт относится к средней ценовой категории, то он может иметь несколько простых встроенных эффектов, таких, например, как «задержка», «эхо», «автопанорамирование», «реверберация», а также «питч-корректор» и некоторые другие. В более дорогих моделях есть возможность подключения внешних устройств эффектов.
Если пульт работает в паре с CD-проигрывателем, то возможна функция автоматического старта, как на некоторых вещательных пультах. Но эта функция больше предназначена для простого сведения «один за другим», чем для создания полноценного микса.
Все меняется со временем, меняется и техника. На DJ-пультах стали появляться даже сменные передние панели с забавными рисунками, а человека, называвшегося раньше просто ведущим дискотеки, переименовали в ди-джея. Из простого чередования музыкальных композиций выросло целое шоу, как того и требует современная индустрия развлечений. Но так и хочется процитировать с некоторыми изменениями известную рекламу: «Обилие различных кнопочек, ручек, и, тем более, картинок не сделает из тебя ди-джея». Как и любое мастерство, работа ди-джея требует отработанных навыков, умений, смекалки и, конечно же, таланта.
Behringer DX 500 Pro Mixer
Эта модель -- надежная «рабочая лошадка» ди-джея. В пульте предусмотрены три сдвоенных стерео-канала для подключения шести источников сигнала, микрофонный вход с пиковым индикатором и встроенный сэмплер с функцией закольцовывания (Loop). Последний обеспечивает 12 (при 100% скорости воспроизведения) или 24 (при 50% скорости воспроизведения) секунд записи. В DX 500 к каждой рабочей функции соответствует светодиодный индикатор.
На всех входах предусмотрена функция PFL (индивидуальное прослушивание), трехполосный эквалайзер с выключателями на каждой частотной полосе и разрыв цепи с посылом и возвратом (Send/Return). Великолепными рабочими инструментами являются профессиональные 60-мм фейдеры, надежный кроссфейдер с ресурсом 200 тысяч рабочих циклов и 12-сегментный VU-индикатор уровня сигнала. Особое удобство и творческую свободу при переключении между источниками сигнала обеспечивают кнопки Punch.
Для подключения дополнительной системы звукоусиления имеется выход Zone с регулятором громкости.
Pioneer DJM 600
Профессиональный DJ-микшер, позволяющий гибко использовать функциональные возможности устройства, а их немало. В комбинации с проигрывателем CD серии CDJ этот пульт дает возможность осуществлять самые различные замыслы и находки ди-джея.
В этом пульте предложена новая функция: запись нужного сэмпла и последующее воспроизведение его нажатием одной кнопки. Частота дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 бит. Используются 20-битные АЦ/ЦА-преобразователи. Время звучания одного сэмпла -- 8 секунд. Автоматический режим BPM Counter облегчает сведение аудиоматериала, измеряя и отображая индикаторами темп в диапазонах 70…139; 91…180; 71…180 ударов в минуту. Есть встроенный процессор эффектов. На каждом канале и в мастер-секции можно использовать независимые эффекты обработки. Эффекты: Delay, Echo, Flanger, Pitch Shifter (изменяет высоту тона на ±1 октаву). Также есть возможность подключения (разъемы Send/Return) внешнего процессора эффектов или сэмплера. Новые эффекты: Auto Trance (периодическое отключение звука) и Auto Filter (периодическое изменение окраски звука). Трехполосный эквалайзер предусмотрен на каждом канале, глубина регулировки от -26 до +12 дБ. Есть возможность выбора одного из трех типов кроссфейдера.
Новая функция TalkOver понижает общий уровень на 14 дБ, оставляя неизменным только микрофонный уровень.
Allen&Heath XONE 464
DJ-микшер, имеющий 16 входов и 5 выходов, свободно назначаемый 45-мм VCA-кроссфейдер с регулируемым балансом и переключаемой глубиной, два VCF с выбором типа фильтра (Hi-Pass, Band-Pass или Lo-Pass) и регулируемым резонансом, четырехполосным эквалайзером и регулировкой чувствительности в каждой линейке.
В четырех моно-линейках с микрофонными предусилителями, симметричными входами (XLR/Jack), 100-мм фейдерами от ALPS и Direct Out установлены два параметрических эквалайзера СЧ и графические НЧ и ВЧ. Каждая моно-линейка имеет выключатель, ручку панорамы, кнопку среза частот ниже 100 Гц, кнопку -30 дБ, отключаемое фантомное питание +48 В, две кнопки набора в миксы, PFL и шесть посылов с отдельными ручками, один из которых имеет переключение отбора до или после фейдера.
В шести стерео-линейках четыре частотные полосы: 100 Гц, 250 Гц, 1 кГц и 10 кГц. Линейки заменяемые, смонтированы вертикально и имеют четырехсегментные индикаторы. Все стереоканалы двойные, со входами A и B (можно подключить одновременно 12 стерео-источников), имеют по два моно- и два стерео-посыла (один из них с кнопкой отбора до/после фейдера). Четыре стерео-канала переключаются между Phono- или Line-чувствительностью и RIAA- или Line-эквализацией, а на остальных просто переключаются линейные входы A и B.
В мастер-секции есть два стерео-выхода -- Mix 1 и Mix 2 на разъемах XLR, с трехрежимными 12-сегментными индикаторами и 100-мм фейдерами фирмы ALPS. Моно-выход выполнен на разъемах XLR и Jack. Выходы имеют разрывы на джеках, есть также стерео-возвраты с кнопками адресации, Booth- регулятор с кнопкой Mute, ручки назначения на кроссфейдер, два выхода на наушники с отдельными регуляторами и кнопками набора в прослушивание.
Микшерный пульт является музыкальным инструментом ди-джея, при помощи него и осуществляется сведение и обработка материала, поступающего с проигрывателей, в режиме реального времени. Такие пульты несколько отличаются от традиционных, используемых в концертной деятельности или в студиях звукозаписи. Они обычно компактные и легкие. Т.к. для удобства работы пульт должен занимать минимум места и быть максимально функциональным. К тому же, многие ди-джеи предпочитают работать со своим микшером, и он должен быть удобен для транспортировки.
Ди-джейские пульты выполняют в прочных металлических корпусах. С ними, конечно, обращаются осторожно, но мало ли что может случиться при транспортировке! Да и сами ди-джеи -- народ импульсивный. Им некогда выставлять уровень звука по отметкам на фейдере, где обычно есть простая градуировка в виде горизонтальных черточек -- они без всяких церемоний могут выдвинуть его на самый максимум. Поэтому скольжение фейдера должно быть очень легким.
Самая простая конфигурация DJ-пульта включает обычно два стереоканала, регулятор входной чувствительности, трехполосный эквалайзер, переключатель режима Line/Phono (естественно, на каждом канале свой), кроссфейдер, микрофонный вход с кнопкой Talk Over, подавляющей основной звук. Эта функция может быть как автоматической, так и регулируемой.
Обязательно есть выход на наушники с регулятором уровня и переключателями выбранного канала прослушивания, а в мастер-секции присутствует общий регулятор громкости. Он может быть выполнен как в виде регулятора, так и в виде фейдера, что встречается гораздо реже, поскольку в процессе работы его можно случайно задеть. Имеется и регулятор выхода на монитор. При коммутации DJ-оборудования чаще всего используются разъемы RCA, мини-джек для наушников, а для микрофона -- разъем типа джек или XLR.
На задней панели микшера размещены по два стерео-входа Line/Phono на каждый канал. В мастер-секции обычно имеется три выхода. REC -- для записи микса прямо с пульта, Monitor -- выход на монитор, и Main -- выход, идущий на усилитель. Вот тот минимальный необходимый набор, с помощью которого ди-джей создает свое произведение искусства.
Помимо этого, пульт может иметь и другие функции. Например, процессор эффектов, сэмплер, счетчик метронома BPM (Beat Per Minute), индикатор выходного уровня, регулятор баланса и т.п.
Рассмотрим подробно каждый элемент пульта. Начнем с фейдеров и кроссфейдеров, ведь они являются камнем преткновения при выборе пульта. Здесь все зависит от того, какие цели преследует ди-джей. Если это простые переходы от одной музыкальной композиции к другой, то в этом случае нужно выбирать пульт, фейдеры которого имеют более плавную характеристику. Например, пульты фирм Gemini или Pioneer.
Настоящую «фейдерную революцию» произвело появление на свет такого DJ-стиля, как «скрэтч». На это быстро среагировали фирмы-производители, и на свет появился специальный пульт для скрэтча. В скрэтчевых пультах больше внимания уделено удобству работы, так как требуется большая скорость движения рук ди-джея. Если вы никогда не видели скрэтч, то это трудно описать словами, особенно скорость движения рук. Поэтому здесь требуется чувствительный, быстрый и легкий фейдер, способный качественно реагировать как на мельчайшие движения руки ди-джея, так и на размашистые. Самый лучший фейдер для данного случая -- оптический, который применяют фирмы Vestax и Numark.
Кроссфейдер -- это сугубо ди-джейский фейдер, располагающийся не вертикально, как обычный, а горизонтально. Перемещая его из крайнего левого положения в крайне правое или наоборот, ди-джей плавно заменяет («вытесняет») один источник сигнала другим.
У кроссфейдеров скрэтчевых микшеров имеются две дополнительные кнопки. Первая -- кнопка изменения кривой кроссфейдера, с возможным переключением между обычным и кроссфейдерным режимами работы. Вторая кнопка -- Hamster или реверсфейдер -- была создана для удобства работы и левой, и правой рукой. В обычном режиме правое и левое положения фейдера идентично левому и правому каналам, а в режиме Hamster левый и правый каналы меняются местами. Но ничто не вечно, и при активном использовании пульта в технике скрэтча кроссфейдер «летит» уже на второй-третий месяц. Поэтому сам кроссфейдер должен быть долговечным и легко заменяемым. Наилучшим решением и здесь является оптический фейдер.
Число входов на ди-джейском микшере обычно от двух до восьми. Чем больше входов, тем большее количество источников можно подключить. Каждая входная линия -- стерео, а не моно, как на обычных пультах.
Секция эквалайзера. Число полос частотной коррекции в разных пультах различно. Чаще всего это три полосы, но может быть и пять, и восемь полос. Глубина коррекции обычно составляет от -30 до +15 дБ. Если работа требует точной частотной настройки (например, если имеются заметные дефекты акустики помещения, или при сведении музыки в стиле «trance»), то чем больше полос, тем, естественно, лучше. Но многополосным эквалайзером нельзя злоупотреблять. Испортить звук ничего не стоит, поэтому такими вещами надо пользоваться очень осторожно и дозированно, тем более, что не все ди-джеи обладают знаниями и навыками для коррекции акустики. А если такие сложные задачи не стоят, или пульт используется при вещании в эфир, то вполне можно обойтись тремя полосами.
Имея в распоряжении трехполосный эквалайзер, можно создавать вполне приличный микс. От простой смены низких частот при сведении до очень аккуратной и плавной замены частот (высокие-низкие-средние) одной фонограммы на другую. Что касается пультов для скрэтча, то у них вообще нет особой надобности в многополосном эквалайзере, и обычно имеются лишь две полосы. В секции эквализации может присутствовать и кнопка с незамысловатым названием Kill. Пользуясь этой кнопкой, можно просто вырубить одну из частотных полос.
BPM-счетчик. Его назначение -- отображать темп или количество ударов в минуту. Это устройство призвано помочь ди-джеям свести скорости различных источников к одной общей. Зачастую на простых DJ-пультах можно встретить счетчик в виде двух светодиодов, отображающих, соответственно, правый и левый источники. Но в большинстве случаев работают они некорректно, и, чтобы не «наломать дров», следует ориентироваться на собственный слух. К тому же скорость на виниловой пластинке непостоянна.
В секции наушников может находиться кроссфейдер Cue PGM (cue program -- контрольное прослушивание). Это устройство позволяет еще до основного сведения получить предварительное представление о том миксе, который пойдет, например, в эфир.
Многие пульты имеют дисплей, отображающий входной уровень. Это может быть либо жидкокристаллический дисплей, либо VU-метр, что встречается гораздо реже.
Для работы в затемненных помещениях, каковыми являются, например клубы, многие пульты оснащаются гнездом для лампы (типа Goose). Но, как правило, по прошествии времени к пульту привыкаешь, и необходимость использования лампы отпадает. Любой ди-джей знает свой пульт наизусть и свободно ориентируется в нем даже с закрытыми глазами.
Если пульт относится к средней ценовой категории, то он может иметь несколько простых встроенных эффектов, таких, например, как «задержка», «эхо», «автопанорамирование», «реверберация», а также «питч-корректор» и некоторые другие. В более дорогих моделях есть возможность подключения внешних устройств эффектов.
Если пульт работает в паре с CD-проигрывателем, то возможна функция автоматического старта, как на некоторых вещательных пультах. Но эта функция больше предназначена для простого сведения «один за другим», чем для создания полноценного микса.
Все меняется со временем, меняется и техника. На DJ-пультах стали появляться даже сменные передние панели с забавными рисунками, а человека, называвшегося раньше просто ведущим дискотеки, переименовали в ди-джея. Из простого чередования музыкальных композиций выросло целое шоу, как того и требует современная индустрия развлечений. Но так и хочется процитировать с некоторыми изменениями известную рекламу: «Обилие различных кнопочек, ручек, и, тем более, картинок не сделает из тебя ди-джея». Как и любое мастерство, работа ди-джея требует отработанных навыков, умений, смекалки и, конечно же, таланта.
Behringer DX 500 Pro Mixer
Эта модель -- надежная «рабочая лошадка» ди-джея. В пульте предусмотрены три сдвоенных стерео-канала для подключения шести источников сигнала, микрофонный вход с пиковым индикатором и встроенный сэмплер с функцией закольцовывания (Loop). Последний обеспечивает 12 (при 100% скорости воспроизведения) или 24 (при 50% скорости воспроизведения) секунд записи. В DX 500 к каждой рабочей функции соответствует светодиодный индикатор.
На всех входах предусмотрена функция PFL (индивидуальное прослушивание), трехполосный эквалайзер с выключателями на каждой частотной полосе и разрыв цепи с посылом и возвратом (Send/Return). Великолепными рабочими инструментами являются профессиональные 60-мм фейдеры, надежный кроссфейдер с ресурсом 200 тысяч рабочих циклов и 12-сегментный VU-индикатор уровня сигнала. Особое удобство и творческую свободу при переключении между источниками сигнала обеспечивают кнопки Punch.
Для подключения дополнительной системы звукоусиления имеется выход Zone с регулятором громкости.
Pioneer DJM 600
Профессиональный DJ-микшер, позволяющий гибко использовать функциональные возможности устройства, а их немало. В комбинации с проигрывателем CD серии CDJ этот пульт дает возможность осуществлять самые различные замыслы и находки ди-джея.
В этом пульте предложена новая функция: запись нужного сэмпла и последующее воспроизведение его нажатием одной кнопки. Частота дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 бит. Используются 20-битные АЦ/ЦА-преобразователи. Время звучания одного сэмпла -- 8 секунд. Автоматический режим BPM Counter облегчает сведение аудиоматериала, измеряя и отображая индикаторами темп в диапазонах 70…139; 91…180; 71…180 ударов в минуту. Есть встроенный процессор эффектов. На каждом канале и в мастер-секции можно использовать независимые эффекты обработки. Эффекты: Delay, Echo, Flanger, Pitch Shifter (изменяет высоту тона на ±1 октаву). Также есть возможность подключения (разъемы Send/Return) внешнего процессора эффектов или сэмплера. Новые эффекты: Auto Trance (периодическое отключение звука) и Auto Filter (периодическое изменение окраски звука). Трехполосный эквалайзер предусмотрен на каждом канале, глубина регулировки от -26 до +12 дБ. Есть возможность выбора одного из трех типов кроссфейдера.
Новая функция TalkOver понижает общий уровень на 14 дБ, оставляя неизменным только микрофонный уровень.
Allen&Heath XONE 464
DJ-микшер, имеющий 16 входов и 5 выходов, свободно назначаемый 45-мм VCA-кроссфейдер с регулируемым балансом и переключаемой глубиной, два VCF с выбором типа фильтра (Hi-Pass, Band-Pass или Lo-Pass) и регулируемым резонансом, четырехполосным эквалайзером и регулировкой чувствительности в каждой линейке.
В четырех моно-линейках с микрофонными предусилителями, симметричными входами (XLR/Jack), 100-мм фейдерами от ALPS и Direct Out установлены два параметрических эквалайзера СЧ и графические НЧ и ВЧ. Каждая моно-линейка имеет выключатель, ручку панорамы, кнопку среза частот ниже 100 Гц, кнопку -30 дБ, отключаемое фантомное питание +48 В, две кнопки набора в миксы, PFL и шесть посылов с отдельными ручками, один из которых имеет переключение отбора до или после фейдера.
В шести стерео-линейках четыре частотные полосы: 100 Гц, 250 Гц, 1 кГц и 10 кГц. Линейки заменяемые, смонтированы вертикально и имеют четырехсегментные индикаторы. Все стереоканалы двойные, со входами A и B (можно подключить одновременно 12 стерео-источников), имеют по два моно- и два стерео-посыла (один из них с кнопкой отбора до/после фейдера). Четыре стерео-канала переключаются между Phono- или Line-чувствительностью и RIAA- или Line-эквализацией, а на остальных просто переключаются линейные входы A и B.
В мастер-секции есть два стерео-выхода -- Mix 1 и Mix 2 на разъемах XLR, с трехрежимными 12-сегментными индикаторами и 100-мм фейдерами фирмы ALPS. Моно-выход выполнен на разъемах XLR и Jack. Выходы имеют разрывы на джеках, есть также стерео-возвраты с кнопками адресации, Booth- регулятор с кнопкой Mute, ручки назначения на кроссфейдер, два выхода на наушники с отдельными регуляторами и кнопками набора в прослушивание.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2005 год в рубрике музыкальная газета