Spasenie
В Музыке

Вот бывает же так: играют люди полтора десятка лет, да все больше по заграницам. Поют дОбро и о добре. А никто почти в родной стране этого не слышал. Записывают диски с известнейшими западными музыкантами. А ни один земляк-любитель не в курсе. Исправляем положение. Группа SPASENIE. Краткая справка: родом из Бреста, возраст -- пятнадцать лет, лидер коллектива и идейный вдохновитель (наставитель на путь истинный) -- Игорь Муха. Интересные замечания по поводу и без: группа фактически интернациональная -- среди белорусов затесались один поляк и один украинец (последний, кстати, уж пятнадцать лет катается из украинских земель в белорусские, потому как обитать предпочитает на родине), сам Игорь имеет интересное хобби -- ложки коллекционирует (как говорится, чем бы дитя... а вообще -- прекрасное увлечение).
Подробнее -- ниже. Игорь Муха -- персоной собственной.


-- SPASENIE -- коллектив не новый. Совсем не новый -- пятнадцать годков, как ни крути, срок все-таки порядочный. Но в Беларуси о группе почему- то -- ни ухом, ни слухом. В чем причина?
-- Помните, что было пятнадцать лет назад? (Я, конечно, киваю в этот момент головой. Только не тот возраст у меня тогда был, чтобы о судьбе и состоянии родины задумываться. Это между словом. -- Прим. авт.) Перестроечное время. Музыкальные команды были на вес золота. А с культурой музыки дело обстояло еще интереснее. И сегодня помню, как лет в восемнадцать-девятнадцать, будучи на службе в армии, читал в какой-то газете статью под названием «Нужен ли нам рок?» Настроение в стране и настроение внутри человеческих сердец совсем не совпадало. Но уже в конце 80-х мы играли этот самый рок, о котором только начинали рассуждать. Дефицит информации о музыке, о человеке и, вообще, о жизни -- именно в такой атмосфере SPASENIE и начиналась как группа. Мы жили в Бресте. А это город «приграничный». Туда часто заезжали украинские и западные продюсеры, зарубежные музыканты. Следовательно, здесь люди имели несколько больше возможностей для того, чтобы знакомиться с чем-либо новым и просто завязывать между собой отношения… Первыми нас заметили украинские продюсеры. Подтвердилась теория о том, что в шоу-бизнесе люди не ведают границ. Нам предложили первые гастроли. Это была поездка по Сибири. Мы остались в восторге. В нас загорелся азарт: работать, работать! В итоге, в начале 90-х нас пригласили в Германию. Колесо закрутилось быстрее: два раза Южная Африка, США…
-- А вы не задавались вопросом, откуда у иностранцев столь сильный интерес к нашей музыке? Ведь, насколько я понимаю, каждая поездка была удачной, творчество группы -- востребованным, а сами артисты -- довольными…
-- Все объясняет существовавший до того времени «занавес»… нет, скорее -- советский вакуум. Тем же немцам было интересно узнать нашу культуру, познакомиться с нашей музыкой. Очень легко было делать рекламу. Группа приезжает на концерт -- достаточно всего пары афиш. Людей хотели приглашать, хотели их слушать и узнавать. Ведь именно тогда начали ездить по заграницам всякие казанские хоры…

-- Неужели на тот момент не было никаких проблем с выездом -- все же начало 90-х. Да и SPASENIE -- не от филармонии группка будет. Неужто козни не чинили?
-- С выездами вроде все было в порядке. Зато имелись проблемы здесь. И несколько другого характера. Все тогда же (в начале 90-х) мы организовали в Бресте большой фестиваль. Пригасили много музыкантов не только из Беларуси -- из Украины, Германии… Фестиваль продолжался несколько дней. Об этом событии писали все газеты. Когда узнали, что это не городские власти проводили мероприятие, а какая-то группа SPASENIE, которая еще и к христианству имеет отношение (вы представляете степень негодования от этого в то время?)… Как результат -- нам сразу же перекрыли дорогу здесь. Но мы не очень расстроились, потому что уже имели достаточно контактов за рубежом. Вот и решили идти именно в этом направлении.

-- Скажу, что двигались вы с напором и «только вперед». Откуда взялось желание отмотать часть пленки назад и привлечь к своей гастрольной географии наконец и родину? Аль ностальгия подсасывает?
-- В определенной степени это верно. Беларусь -- страна, в которой мы живем. И творческого внимания хотелось бы ей отдавать больше.

-- Похвально. Принципиально не употребляю слово «наконец-то». Только вот… не думаете о том, что фактически придется повторить весь пройденный карьерный путь? В Беларуси-то, как я понимаю, вас еще никто толком и не слышал. А это означает раскрутку группы «по новой» -- с чистого листа. Здесь можно и в десятку попасть, и вообще мимо мишени промазать. Не страшно?
-- Нельзя сказать, что белорусы нас не знают вообще. Благодаря Первому музыкальному каналу у нас появился клип. Произошло это в прошлом году. Совершенно случайно услышали нашу песню и предложили снять видео за их средства. Позвонили, сказали, что у них уже даже сценарий готов, и от нас требуется лишь приехать и сыграть. В главной роли снялась Люся Лущик, чем очень украсила клип. По-моему, нам первым так повезло.

-- Неужели не было обидно, или хотя бы неприятно из-за того, что к написанию сценария никто из SPASENIYA руку не приложил, что ВАШЕ видение песни осталось только в самой песне, а в видеоматериале могло никак не отразиться (вот возьми они -- эти придумщики -- и не попади с вами в одну струю мышления и мироощущения!)? Да и на моем пути, пожалуй, не встречались музыканты, которые бы не желали сами делать сценарии для своих клипов…
-- Мы в тот момент были достаточно заняты, чтобы самим о чем-то таком думать. Мы собирались на гастроли в США. Поэтому предложение Первого музыкального пришлось очень кстати.

-- То есть, пока вас не было, клип крутился на экранах. Ну и каков результат по приезде?
-- Свою роль это сыграло. Людям стало интересно, что это за группа такая -- SPASENIE. К нашему возвращению из Штатов нас уже неплохо знали. По крайней мере, увеличилось число людей, посещающих наш сайт.

-- Клип -- клипом. А «живые» концерты в Беларуси были?
-- Выступали на дне рождении Первого музыкального -- закрывали программу, то есть были такими хэдлайнерами. Но в основном «светились» в Бресте. Хотим в июле устроить грандиозный концерт в Минске. Специально привезем сюда американскую группу -- «сборную» (вокалист, например, из CROSSROADS). Да и зовут нас уже в Гомель, Могилев…

-- К слову -- …о слове. Почему SPASENIE?
-- Опять начало 90-х. Начинали играть -- названия еще не было. Потом случилась первая поездка в Якутию. Надо было срочно что-то думать. Уже в поезде кто-то предложил назваться именно так. Когда спросили, почему, получили такой ответ: «Ведь музыка для нас и есть спасение». В этом возрасте каждый думает, кем стать, что делать дальше. Мы определились. Идея такова, что Бог дал каждому дар, талант и призвание. И для человека есть настоящее спасение найти все это.

-- Если учесть, что вы покоряли все больше западный рынок, то можно построить предположение о том, что название переводилось, допустим, на английский язык. Или нет?
-- Единственное, что мы сделали, -- написали его латиницей. Согласитесь, оно звучит очень мягко. Хотя немцы всегда улыбались, завидев на афишах нашу группу. По-немецки spas -- шутка, поэтому их можно понять (попробуй тут не улыбнись -- команда ПРИКОЛ. -- Прим. авт.).

-- Религия и музыка… достаточно популярная и вытоптанная тропинка на сегодняшний день. Со своим преданным слушателем, между прочим. Вы неистовые приверженцы?
-- Я бы сказал, -- это то, что нами двигает.

-- То есть именно через религию вы пришли к музыке?! Не наоборот?! Я правильно поняла?
-- Да. Именно это привело нас к музыке. Мы говорим о высших ценностях, о Боге… О том, что надо учиться общаться с ним и знать, какова твоя роль с ним рядом… Время шло. Мы немного менялись. Начали осознавать то, что музыка -- универсальный язык, а тексты наши не всем понятны. Их надо было сделать проще. С 2000-го года мы стали писать более социальные альбомы. А последняя пластинка, Crossing The Jordan (2004), -- это вообще совершенно новый мир.

-- Игорь, вопрос лично о вас, адресованный лично вам же. Ваше необычное увлечение -- коллекционирование ложек -- откуда оно взялось и насколько это серьезно?
-- Мне действительно очень нравится собирать старые ложки. Началось все с того, что у своего деда я обнаружил не совсем обычную ложку, которой было очень удобно есть. Она оказалась сделанной из подбитого немецкого самолета! После окончания войны ведь со всем производством были проблемы и использовались все подручные материалы. Из «самолетного» металла делали посуду… Потом я стал подробнее интересоваться этим. Занялся сравнением. Сейчас в моей коллекции много ложек, но наиболее ценных -- двенадцать. Среди них есть даже ложка из личного сервиза Наполеона. -- А дорогое удовольствие-то?

-- Недешевое. Но по правилам этикета коллекционеров нельзя говорить вслух об истинной стоимости того или иного предмета из коллекции. -- Хорошо. Переводим стрелки. Ваш последний альбом (2004-го года) не совсем обычный. Во-первых, SPASENIE запели по-английски. Во-вторых (тут уже крайне интересно, посему прошу обратить поболе внимания), в качестве продюсера выступил не абы кто, а сам Тим Спрэнси -- гитарист «того самого» Фила Коллинза. Мало того, что спродюсировал пластинку, так еще и подпел, и на гитаре подыграл (кроме Тима, присутствует там еще одно имя, известное белорусскому уху, но непривычное для него -- Бэкки Шарп). Это ж как вас на все это угораздило?
-- Для всех западных музыкантов любой совместный проект всегда вызывает совершенно искренний интерес. Тем более, с людьми из Беларуси (за границей ведь частенько думают, что это новая страна какая-то!). Это для них своеобразная экзотика… Тим очень хотел нас послушать. Мы позвали его на концерт. Ему понравилось. В ответ на это мы подарили диск. Через некоторое время (как вы поняли, случилось все это во время гастролей по США) Тим позвонил и пригласил нас в гости. А еще чуть позже сообщил, что хотел бы стать продюсером нашего альбома (если МЫ не против!). Кстати, все американцы говорят, что музыка ОТСЮДА совсем другая. Пускай это тот же самый рок, но у него славянский характер. Наверное, поэтому им так и интересно.

-- Этот мгновенный переход на английский язык… На родном-то, небось проще было? Или я ошибаюсь?
-- Трудно сказать, какой язык на самом деле является нашим родным в прямом смысле. Мы ведь живем в Бресте. Это фактически граница. Ей присуще смешение языков. Очень много слов из украинского, польского… Не было никогда ни чистого белорусского, ни русского. Поэтому мы раньше пели не на родном языке, а по-русски. Хотя я признаю бесспорную мелодичность белорусского. Английский же тоже очень музыкально гибкий. Если сравнивать его с русским, то на последнем петь сложнее из-за всех этих буквосочетаний «бр», «стр» и т.д. Поэтому нам перейти было совсем не сложно.

-- Про последний альбом мы уже поговорили. А вот остальные? Их же, наверное, немало за пятнадцать-то лет набралось…
-- Выпускали примерно в год по пластинке. Только с 2000-го их вышло уже четыре. У нас просто есть условия. Мы имеем свою студию и совсем не ограничены во времени, которое нам необходимо для работы там, да и «счетчик» над ухом не тикает. Даже не сомневаюсь в правильности решения, когда в начале 90-х, мы собрались свою студию делать. Записываться же в то время совсем негде было. А мы катались по зарубежью и имели возможность приобретать хороший аппарат. Мы поставили перед собой цель, что студия у нас будет, и добились этого. Сегодня она считается одной из лучших в Беларуси.

-- Издавать каждый год по диску -- несколько стремно (простите за слэнг). Я не имею в виду ограниченность финансовых вложений-поступлений. В первую очередь -- творческий потенциал. Не беспокоит, что когда-нибудь -- «раз!» -- и все это закончится: идеи, вдохновение, пресловутый внутренний драйв -- нету и все тут! Что тогда? Может, лучше подстраховаться, а не гнать лошадей?
-- Человек говорит, пока ему есть, что сказать. Песни -- это наши слова. А сказать мы хотим еще много.

-- И когда же вы что-нибудь снова нам промолвите? Это я о запланированном альбоме. Как там с ним? Готовится?
-- Думаю, недолго осталось. К нам сейчас пришли молодые ребята. А молодость -- она всегда оживляет. Но мы хотим немного по-другому работать. У нас появилась возможность сделать наши песни более интересными, качественными, профессиональными, музыкальными. Именно этим мы сейчас занимаемся.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета