Стары Ольса «Живой» Звук Живого Ольсы
СТАРЫ ОЛЬСА неизменно ассоциируется у меня с неким подобием творческого конвейера. Только убедительно прошу рассматривать сие замечание как... нет, не комплимент (они обычно о неправде и для умасливания), а как констатацию абсолютно верного движения вперед. Заходя в музыкальный магазин, я уже просто отмечаю «Опа, еще один диск», будучи при этом уверенной, что он не слабее и «не ниже» пластинки, случившейся у СТАРОГА ОЛЬСЫ до него. А этот эксперимент «Ладдзя роспачы», о котором говорили и будут продолжать... В общем, смысл всех излияний таков -- готовится новый диск. «Сярэднявечная дыскатэка»... (поговаривают, будто бы и презентация ожидается в середине июля). Необычный и неожиданный даже для самих музыкантов.
С Дмитрием Сосновским я встретилась как раз накануне отъезда коллектива в Стокгольм на фестиваль средневековой музыки. Именно поэтому и вопросы музыкальные оказались вперемешку со злободневными и просто ноюще-жизненными.
-- ...Шведы совсем рехнулись. Ни с одной страной при выезде проблем не было, а тут... Если ты едешь как турист, то все отлично, но если отправляешься работать, то должен обязательно пройти проверку в миграционной службе. Так как мы собираемся на фестиваль, то должны быть проверены, а длится эта эпопея до шести месяцев! Мы не могли им отдать паспорта -- мы же постоянно по странам катаемся. Наш продюсер говорит шведам: «Это что, как минимум, полтора месяца коллектив был бы «невыездным»?! Мы не можем себе этого позволить»...
-- И чем это закончилось?
-- Они нас все-таки проверили. Разрешили. Сказали: «Пусть играют. Но в страну пускаем только на один день. У них же один концерт? Один. Вот и все». Но ведь нам же нужно хотя бы три дня. Потому что даже на самолете тяжело за один управиться, да и надо хоть чуть-чуть отдохнуть с дороги. Но пока еще переговоры ведутся. Посмотрим, чем все завершится...
-- Ладно. Дима, давайте оставим эти не совсем приятные моменты хотя бы на некоторое время. Повод поговорить у нас сегодня -- просто наиконкретнейший. Выходит ваш новый... э-э-э... ОЧЕРЕДНОЙ новый диск. Вопрос первый. СТАРЫ ОЛЬСА, ну и куда бежим? Вопрос номер два. Порядковый номер-то у него какой?
-- Знаете, иногда самим страшно становится: откуда и зачем такой темп? Но в то же время хотелось бы предупредить журналистов и любителей средневековой музыки... Они нас, кстати, часто спрашивают о том, куда мы так торопимся. Отвечаю: никуда. Мы же не виноваты, что наши предки написали так много очень красивой музыки. В последнее время весьма активно поднимается музыкальное, да и вообще, культурное наследие. Только этим занимаются считанные люди. Поэтому мы не гонимся за количеством. Мы просто что-то делаем -- и издаем. А эта пластинка будет... седьмой. Хотя мы уже имеем контракт и на восьмую...
-- Ой, мамочки... Вы хоть сами-то помните, что и сколько у вас в дискографии уже значится? Вот это плодовитость и размножаемость. А мы все Войтюшкевич, Войтюшкевич... Похоже, придется пальму у Димы забрать и СТАРОМУ ОЛЬСЕ вручить...
-- На самом деле, нумерация пластинок -- достаточно неопределенный момент даже для нас. Можно сказать, что альбом, который выходит сейчас -- шестой. Потому что «Ладдзю роспачы» мы считаем проектом, хотя несколько критиков назвали его полновесным альбомом, так как там использовано очень много нашей музыки. В то же время был двойник «Скарбы лiтвiнау», который вышел в два приема из-за того, что спонсоры были разные. Мы и разбили песни хронологически: на одном диске представлена эпоха Средневековья, на другом -- Ренессанс. Поэтому, если считать альбомы, то у нас их было пять, если учитывать именно диски, то скоро на прилавках появится седьмой.
-- Н-да, хитрая арифметика. Математика на основе чувственного анализа. И все же поговорим о том, что планируете издавать сейчас. Что это будет? Уже можно приподнимать завесу? Хотя... что я спрашиваю? Мы же для этого здесь и собрались. Итак...
-- Это будет запись концерта, который проходил в клубе «Реактор» 11-го февраля 2005-го года. Одно из серии наших выступлений, которые называются «Сярэднявечная дыскатэка». Диск, кстати, точно такое название носить будет. Вообще-то, на наших «дыскатэках» мы всегда ставим своей целью отобразить все моменты и особенности отдыха белорусов в Средневековье. Это «карчма», где есть пиво, танцы, «живая» музыка... Туда приходит много людей, одетых в стилизованную одежду, что уже создает определенный колорит. Фактически, мы решили прорекламировать эти мероприятия нашим диском. Кроме аудиозаписи с концерта, на пластинке будет еще видео с него же, фотографии (с двух последних выступлений в «Реакторе»)... И еще: мы впервые «опубликуем» партитуры и слова. На оформление обложки тоже пойдут концертные фотографии.
-- Выпуск «живого» диска был вами как-то запланирован заранее? Или просто решили попробовать на «вдруг получится»?
-- Дело в том, что контракт на... уже, получается, восьмую пластинку мы подписали еще в феврале. С того момента начали над ней работать и вовсе не собирались заниматься чем-нибудь кроме. Но потом мы получили видео с выступления. Смонтировали. Записали звук по дорожкам. По окончании всех манипуляций оказалось, что качество звука на несколько уровней выше, чем качество видеоматериала. Поэтому последнее мы решили использовать только как демонстрационную вещь в наших промо-пакетах. А звуковую запись думали сперва тоже пустить для рекламы. Но дали послушать Виталию Супрановичу, и он посоветовал обратиться в West Records. Честно говоря, мы сами крайне удивлены, насколько качественно можно записать концерт. Нам тут, конечно, очень помогли «дорожки». Благодаря им можно сгладить все, даже самые мелкие, погрешности звукооператора во время «живого» выступления.
-- И ведь вы же не станете отрицать такие плюсы концертника, как конкретизация момента, «дышащая» атмосфера... да, в конце концов, человеческое присутствие?
-- Безусловно, концертная запись принципиально отличается от студийной, во время которой вся энергетика убивается тюнерами и прочей техникой. «Живое» звучание инструментов имеет огромное значение. Слышатся все переливы, особенно в язычковых. Тем более, во время концертов бывают такие минуты, когда все одновременно и непроизвольно начинают ускоряться или же, наоборот, замедляют ритм. Если же ты в студии играешь те же песни под метроном... все ровно, четко, но... кайф теряется, исчезает настроение и характер игры -- именно это и есть первое ощущение от таких композиций. Во время наших концертов микрофоны стояли даже в зале, поэтому записано и поведение публики... Мы оценили все это и поняли, что идея выдать такую пластинку довольно неплохая.
-- А как вам со сцены видится то, что во время вашего выступления в зале творится?
-- У нас ведь настоящий средневековый театр: с нами работают танцоры, жонглеры, акробаты... Танцоры разучивают с людьми средневековые танцы. К концерту в «Реакторе» Супранович заказал восемьсот билетов, сказав при этом, что в зал заходила и тысяча человек (например, на N.R.M.) Только когда люди стоят на месте -- это одно. А на наших «Сярэднявечных дыскатэках» они бесятся. Вот и получилось, что пришло всего четыреста пятьдесят зрителей, но им было очень тесно.
-- Вам, как музыкантам, издание «концертного» диска интересно. А какова будет реакция публики, не предполагали?
-- Об этом можно говорить уже сейчас. Интерес есть даже со стороны организаторов. Например, польских. Нам это особенно на руку, потому что именно в Польше проходит большая часть наших зарубежных концертов. Поляки заинтересовались этим диском, как только мы повесили на неофициальном сайте информацию о том, что такая вещь готовится.
-- Чем-нибудь новеньким на диске порадуете?
-- Будет только одна новая композиция. Остальное все хорошо известно и горячо любимо. Правда, сыграно не совсем привычно, чуть иначе, по- концертному. Это тоже, в какой-то мере, свежо. А в конце мы решили отдать дань памяти Курту Кобейну и исполнить на трех дудках песню NIRVANA Smells Like Teen Spirit.
-- Проект, альбом, просто пластинка с песнями (старыми, совсем новыми либо слегка обновленными...) -- все это не суть. Факт таков -- есть свежий продукт. Он как-то будет представлен публике (чтобы массово и во всеуслышание)? Это я все о презентации или чем-нибудь похожем...
-- 14 июля мы по настоятельной просьбе Виталия Супрановича решили все-таки провести «средневековую дискотеку» в клубе «Реактор». Мы не планировали выступать в Минске до осени. Но тут у нас появился этот концертный диск, фанаты по поводу дискотеки все время беспокоят. Вот и сделаем такую презентацию. К тому же, нас постоянно приглашают в Польшу на празднование Грунвальдской битвы 1410 года. А белорусы к данному событию имеют самое непосредственной отношение. К тому же в этом году -- юбилей -- 595 лет. Наше выступление 14 июля также приурочено к этой знаменательной дате. Наверное, пригласим рыцарей, попробуем сделать шоу!
-- Вот выйдет пластинка, и вы сразу же начнете готовить к «печати» ту, контрактную? А если вдруг пойдут количественно-качественные разговоры вокруг группы СТАРЫ ОЛЬСА?
-- Я еще раз повторю, что мы работаем над альбомом с февраля, а «Сярэднявечная дыскатэка» -- это проект, который возник параллельно и неожиданно. В конце прошлого года мы подписали контракт на новый диск. Одним из условий было -- поиск определенной стилистики. Этот диск станет представлять собой практически научное исследование. Мы все это время сидим над книжками и ищем тексты, другие люди сидят над музыкой того времени. Мы все найденное аранжируем, пробуем возвращать дух времени. Дело в том, что этот диск будет белорусским героическим эпосом. Поэтому мы ищем песни14-16 веков на белорусском языке об исторических личностях, героях, битвах... Сам контракт подписан на год. Но боюсь, мы не успеем -- слишком большой объем никем ранее не опробованной работы. Мы собираемся начать записываться где-то с осени. Но, думаю, это будет, наверное, поздняя осень, так как на сегодняшний день более-менее готово только пять песен.
-- СТАРЫ ОЛЬСА ну просто о-о-очень часто ездит по городам, весям, зарубежью ближнему и дальнему... Не устали вы еще, ребята, от такой жизни-то беспокойной?
-- «Очень часто» не бывает. Скажем так, частенько... Конечно, устали. В прошлом году за летний сезон мы побывали на четырнадцати фестивалях. Ездили по принципу: где нам интересно, там и играем. Интерес, прежде всего, вызывали сами музыканты и, естественно, финансовая сторона. Мы «заездились» так, что каждый из нас просто мечтал провести хотя бы несколько дней подряд дома. В этом году мы будем подходить очень выборочно. Станем учитывать уровень продвинутости и солидности фестиваля, денежную выгоду и возможность определенной рекламы древней белорусской культуры, но чтобы в дальнейшем эти связи с организаторами могли поддерживаться. Думаю, в этом году съездим на фестивалей восемь, не больше... (Звонок мобильного. Дима, извинившись, отвечает. Закончив разговор, обращается вновь ко мне. -- Прим. авт.) Мне только что позвонили и сказали, что шведы дали разрешение на четыре дня нашего присутствия в стране. Нам же всего три надо было. То один, то четыре...
-- Неужели это первый раз, когда возникают такие сложности с гастрольно-фестивальными выездами?
-- Представьте себе. Сначала они заставили нас закрыть шенгенскую мультивизу. Зачем?! Мы ведь могли спокойно ехать по ней. Ладно, закрыли. Потом мы 4-го мая сдали все документы, чтобы нормально выехать 2-го июня. До 18-го мая они заставляли нас что-то переделывать: то подписи нет, то фотка нерезкая... Потом у них были четыре дня праздников. И только после этого они повезли наши документы в посольство в Москву. Да у нас никогда такого не случалось: ни с итальянцами, ни с немцами... Нас даже узнавали в посольствах, говорили: «Кому ж ездить как не вам?» И все всегда вовремя делали. А здесь...
-- Мы обсуждали летние фестивали. Вы уже можете очертить какую-то примерную географию ваших перемещений в этом сезоне?
-- Вот вернемся из Стокгольма и поедем в Кирнаву. Планируется фестиваль в Несвижском замке. Вроде все переговоры завершились, но мы еще до конца не знаем, будет ли он. Организаторам сказали, что все средства, рассчитанные на культуру в этом году, пошли на празднование Дня Победы. Поэтому на Несвиж могут просто не выделить финансов... Возможно, поедем еще в Польшу на юбилейный фестиваль, посвященный Грунвальдской битве. Потом будет Волен, Варшава 27-го августа, в сентябре -- Луцк. Еще не совсем определились с Германией, Данией и Чехией... А недавно мы три раза выступали в Польше. Играли в древнем замке для посетителей. Но музыкальная часть была не основной задумкой организаторов. Главное -- настоящий средневековый пир. Причем стилистика 13-го века выдержана на сто процентов. Это же касается и музыкантов. Был один коллектив, который исполнял песни не 13-го, а 14-го века, но ему отказали в участии в фестивале...
-- Дима, и все-таки... СТАРЫ ОЛЬСА выпускает концертный... нет, я бы сказала -- «живой» диск. Как вы считаете, насколько для самих музыкантов это будет полезно? Да и вообще, какое значение это иметь будет для вас в итоге?
-- Когда есть определенный уровень игры и есть музыка, сделанная именно на этом уровне, то такой диск можно просто «подшить» к дискографии. Но у нас немного иная ситуация. Мы постоянно репетируем, за год у нас повышается не только навык игры на народных инструментах, у нас увеличивается и их количество. Поэтому, записывая новую пластинку, мы полностью уверены в том, что еще через год будем звучать совершенно по-другому. Видимо, этот диск в свое время заставит нас ностальгировать о прошлом...
С Дмитрием Сосновским я встретилась как раз накануне отъезда коллектива в Стокгольм на фестиваль средневековой музыки. Именно поэтому и вопросы музыкальные оказались вперемешку со злободневными и просто ноюще-жизненными.
-- ...Шведы совсем рехнулись. Ни с одной страной при выезде проблем не было, а тут... Если ты едешь как турист, то все отлично, но если отправляешься работать, то должен обязательно пройти проверку в миграционной службе. Так как мы собираемся на фестиваль, то должны быть проверены, а длится эта эпопея до шести месяцев! Мы не могли им отдать паспорта -- мы же постоянно по странам катаемся. Наш продюсер говорит шведам: «Это что, как минимум, полтора месяца коллектив был бы «невыездным»?! Мы не можем себе этого позволить»...
-- И чем это закончилось?
-- Они нас все-таки проверили. Разрешили. Сказали: «Пусть играют. Но в страну пускаем только на один день. У них же один концерт? Один. Вот и все». Но ведь нам же нужно хотя бы три дня. Потому что даже на самолете тяжело за один управиться, да и надо хоть чуть-чуть отдохнуть с дороги. Но пока еще переговоры ведутся. Посмотрим, чем все завершится...
-- Ладно. Дима, давайте оставим эти не совсем приятные моменты хотя бы на некоторое время. Повод поговорить у нас сегодня -- просто наиконкретнейший. Выходит ваш новый... э-э-э... ОЧЕРЕДНОЙ новый диск. Вопрос первый. СТАРЫ ОЛЬСА, ну и куда бежим? Вопрос номер два. Порядковый номер-то у него какой?
-- Знаете, иногда самим страшно становится: откуда и зачем такой темп? Но в то же время хотелось бы предупредить журналистов и любителей средневековой музыки... Они нас, кстати, часто спрашивают о том, куда мы так торопимся. Отвечаю: никуда. Мы же не виноваты, что наши предки написали так много очень красивой музыки. В последнее время весьма активно поднимается музыкальное, да и вообще, культурное наследие. Только этим занимаются считанные люди. Поэтому мы не гонимся за количеством. Мы просто что-то делаем -- и издаем. А эта пластинка будет... седьмой. Хотя мы уже имеем контракт и на восьмую...
-- Ой, мамочки... Вы хоть сами-то помните, что и сколько у вас в дискографии уже значится? Вот это плодовитость и размножаемость. А мы все Войтюшкевич, Войтюшкевич... Похоже, придется пальму у Димы забрать и СТАРОМУ ОЛЬСЕ вручить...
-- На самом деле, нумерация пластинок -- достаточно неопределенный момент даже для нас. Можно сказать, что альбом, который выходит сейчас -- шестой. Потому что «Ладдзю роспачы» мы считаем проектом, хотя несколько критиков назвали его полновесным альбомом, так как там использовано очень много нашей музыки. В то же время был двойник «Скарбы лiтвiнау», который вышел в два приема из-за того, что спонсоры были разные. Мы и разбили песни хронологически: на одном диске представлена эпоха Средневековья, на другом -- Ренессанс. Поэтому, если считать альбомы, то у нас их было пять, если учитывать именно диски, то скоро на прилавках появится седьмой.
-- Н-да, хитрая арифметика. Математика на основе чувственного анализа. И все же поговорим о том, что планируете издавать сейчас. Что это будет? Уже можно приподнимать завесу? Хотя... что я спрашиваю? Мы же для этого здесь и собрались. Итак...
-- Это будет запись концерта, который проходил в клубе «Реактор» 11-го февраля 2005-го года. Одно из серии наших выступлений, которые называются «Сярэднявечная дыскатэка». Диск, кстати, точно такое название носить будет. Вообще-то, на наших «дыскатэках» мы всегда ставим своей целью отобразить все моменты и особенности отдыха белорусов в Средневековье. Это «карчма», где есть пиво, танцы, «живая» музыка... Туда приходит много людей, одетых в стилизованную одежду, что уже создает определенный колорит. Фактически, мы решили прорекламировать эти мероприятия нашим диском. Кроме аудиозаписи с концерта, на пластинке будет еще видео с него же, фотографии (с двух последних выступлений в «Реакторе»)... И еще: мы впервые «опубликуем» партитуры и слова. На оформление обложки тоже пойдут концертные фотографии.
-- Выпуск «живого» диска был вами как-то запланирован заранее? Или просто решили попробовать на «вдруг получится»?
-- Дело в том, что контракт на... уже, получается, восьмую пластинку мы подписали еще в феврале. С того момента начали над ней работать и вовсе не собирались заниматься чем-нибудь кроме. Но потом мы получили видео с выступления. Смонтировали. Записали звук по дорожкам. По окончании всех манипуляций оказалось, что качество звука на несколько уровней выше, чем качество видеоматериала. Поэтому последнее мы решили использовать только как демонстрационную вещь в наших промо-пакетах. А звуковую запись думали сперва тоже пустить для рекламы. Но дали послушать Виталию Супрановичу, и он посоветовал обратиться в West Records. Честно говоря, мы сами крайне удивлены, насколько качественно можно записать концерт. Нам тут, конечно, очень помогли «дорожки». Благодаря им можно сгладить все, даже самые мелкие, погрешности звукооператора во время «живого» выступления.
-- И ведь вы же не станете отрицать такие плюсы концертника, как конкретизация момента, «дышащая» атмосфера... да, в конце концов, человеческое присутствие?
-- Безусловно, концертная запись принципиально отличается от студийной, во время которой вся энергетика убивается тюнерами и прочей техникой. «Живое» звучание инструментов имеет огромное значение. Слышатся все переливы, особенно в язычковых. Тем более, во время концертов бывают такие минуты, когда все одновременно и непроизвольно начинают ускоряться или же, наоборот, замедляют ритм. Если же ты в студии играешь те же песни под метроном... все ровно, четко, но... кайф теряется, исчезает настроение и характер игры -- именно это и есть первое ощущение от таких композиций. Во время наших концертов микрофоны стояли даже в зале, поэтому записано и поведение публики... Мы оценили все это и поняли, что идея выдать такую пластинку довольно неплохая.
-- А как вам со сцены видится то, что во время вашего выступления в зале творится?
-- У нас ведь настоящий средневековый театр: с нами работают танцоры, жонглеры, акробаты... Танцоры разучивают с людьми средневековые танцы. К концерту в «Реакторе» Супранович заказал восемьсот билетов, сказав при этом, что в зал заходила и тысяча человек (например, на N.R.M.) Только когда люди стоят на месте -- это одно. А на наших «Сярэднявечных дыскатэках» они бесятся. Вот и получилось, что пришло всего четыреста пятьдесят зрителей, но им было очень тесно.
-- Вам, как музыкантам, издание «концертного» диска интересно. А какова будет реакция публики, не предполагали?
-- Об этом можно говорить уже сейчас. Интерес есть даже со стороны организаторов. Например, польских. Нам это особенно на руку, потому что именно в Польше проходит большая часть наших зарубежных концертов. Поляки заинтересовались этим диском, как только мы повесили на неофициальном сайте информацию о том, что такая вещь готовится.
-- Чем-нибудь новеньким на диске порадуете?
-- Будет только одна новая композиция. Остальное все хорошо известно и горячо любимо. Правда, сыграно не совсем привычно, чуть иначе, по- концертному. Это тоже, в какой-то мере, свежо. А в конце мы решили отдать дань памяти Курту Кобейну и исполнить на трех дудках песню NIRVANA Smells Like Teen Spirit.
-- Проект, альбом, просто пластинка с песнями (старыми, совсем новыми либо слегка обновленными...) -- все это не суть. Факт таков -- есть свежий продукт. Он как-то будет представлен публике (чтобы массово и во всеуслышание)? Это я все о презентации или чем-нибудь похожем...
-- 14 июля мы по настоятельной просьбе Виталия Супрановича решили все-таки провести «средневековую дискотеку» в клубе «Реактор». Мы не планировали выступать в Минске до осени. Но тут у нас появился этот концертный диск, фанаты по поводу дискотеки все время беспокоят. Вот и сделаем такую презентацию. К тому же, нас постоянно приглашают в Польшу на празднование Грунвальдской битвы 1410 года. А белорусы к данному событию имеют самое непосредственной отношение. К тому же в этом году -- юбилей -- 595 лет. Наше выступление 14 июля также приурочено к этой знаменательной дате. Наверное, пригласим рыцарей, попробуем сделать шоу!
-- Вот выйдет пластинка, и вы сразу же начнете готовить к «печати» ту, контрактную? А если вдруг пойдут количественно-качественные разговоры вокруг группы СТАРЫ ОЛЬСА?
-- Я еще раз повторю, что мы работаем над альбомом с февраля, а «Сярэднявечная дыскатэка» -- это проект, который возник параллельно и неожиданно. В конце прошлого года мы подписали контракт на новый диск. Одним из условий было -- поиск определенной стилистики. Этот диск станет представлять собой практически научное исследование. Мы все это время сидим над книжками и ищем тексты, другие люди сидят над музыкой того времени. Мы все найденное аранжируем, пробуем возвращать дух времени. Дело в том, что этот диск будет белорусским героическим эпосом. Поэтому мы ищем песни14-16 веков на белорусском языке об исторических личностях, героях, битвах... Сам контракт подписан на год. Но боюсь, мы не успеем -- слишком большой объем никем ранее не опробованной работы. Мы собираемся начать записываться где-то с осени. Но, думаю, это будет, наверное, поздняя осень, так как на сегодняшний день более-менее готово только пять песен.
-- СТАРЫ ОЛЬСА ну просто о-о-очень часто ездит по городам, весям, зарубежью ближнему и дальнему... Не устали вы еще, ребята, от такой жизни-то беспокойной?
-- «Очень часто» не бывает. Скажем так, частенько... Конечно, устали. В прошлом году за летний сезон мы побывали на четырнадцати фестивалях. Ездили по принципу: где нам интересно, там и играем. Интерес, прежде всего, вызывали сами музыканты и, естественно, финансовая сторона. Мы «заездились» так, что каждый из нас просто мечтал провести хотя бы несколько дней подряд дома. В этом году мы будем подходить очень выборочно. Станем учитывать уровень продвинутости и солидности фестиваля, денежную выгоду и возможность определенной рекламы древней белорусской культуры, но чтобы в дальнейшем эти связи с организаторами могли поддерживаться. Думаю, в этом году съездим на фестивалей восемь, не больше... (Звонок мобильного. Дима, извинившись, отвечает. Закончив разговор, обращается вновь ко мне. -- Прим. авт.) Мне только что позвонили и сказали, что шведы дали разрешение на четыре дня нашего присутствия в стране. Нам же всего три надо было. То один, то четыре...
-- Неужели это первый раз, когда возникают такие сложности с гастрольно-фестивальными выездами?
-- Представьте себе. Сначала они заставили нас закрыть шенгенскую мультивизу. Зачем?! Мы ведь могли спокойно ехать по ней. Ладно, закрыли. Потом мы 4-го мая сдали все документы, чтобы нормально выехать 2-го июня. До 18-го мая они заставляли нас что-то переделывать: то подписи нет, то фотка нерезкая... Потом у них были четыре дня праздников. И только после этого они повезли наши документы в посольство в Москву. Да у нас никогда такого не случалось: ни с итальянцами, ни с немцами... Нас даже узнавали в посольствах, говорили: «Кому ж ездить как не вам?» И все всегда вовремя делали. А здесь...
-- Мы обсуждали летние фестивали. Вы уже можете очертить какую-то примерную географию ваших перемещений в этом сезоне?
-- Вот вернемся из Стокгольма и поедем в Кирнаву. Планируется фестиваль в Несвижском замке. Вроде все переговоры завершились, но мы еще до конца не знаем, будет ли он. Организаторам сказали, что все средства, рассчитанные на культуру в этом году, пошли на празднование Дня Победы. Поэтому на Несвиж могут просто не выделить финансов... Возможно, поедем еще в Польшу на юбилейный фестиваль, посвященный Грунвальдской битве. Потом будет Волен, Варшава 27-го августа, в сентябре -- Луцк. Еще не совсем определились с Германией, Данией и Чехией... А недавно мы три раза выступали в Польше. Играли в древнем замке для посетителей. Но музыкальная часть была не основной задумкой организаторов. Главное -- настоящий средневековый пир. Причем стилистика 13-го века выдержана на сто процентов. Это же касается и музыкантов. Был один коллектив, который исполнял песни не 13-го, а 14-го века, но ему отказали в участии в фестивале...
-- Дима, и все-таки... СТАРЫ ОЛЬСА выпускает концертный... нет, я бы сказала -- «живой» диск. Как вы считаете, насколько для самих музыкантов это будет полезно? Да и вообще, какое значение это иметь будет для вас в итоге?
-- Когда есть определенный уровень игры и есть музыка, сделанная именно на этом уровне, то такой диск можно просто «подшить» к дискографии. Но у нас немного иная ситуация. Мы постоянно репетируем, за год у нас повышается не только навык игры на народных инструментах, у нас увеличивается и их количество. Поэтому, записывая новую пластинку, мы полностью уверены в том, что еще через год будем звучать совершенно по-другому. Видимо, этот диск в свое время заставит нас ностальгировать о прошлом...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2005 год в рубрике музыкальная газета