Фрагмент Вдохновленные Гранджем
Однажды один мой приятель, хороший человек и талантливый музыкант, заметил: «Да, я -- наркоман… Грандж -- вот мой наркотик. И как было бы прекрасно умереть от передозировки!» Наверное, именно эти давно забытые мною слова с новой силой вспыхнули в памяти, когда я попала на репетицию к группе ФРАГМЕНТ. Стоило только драммеру Виктору Капля (В.К.) взять в руки палочки, гитаристу Виталику Буйко (В.) и басисту Паше Чигвинцеву (П.) ударить по струнам, а вокалисту Диме Жизневскому (Д.) запеть первую песню -- и мои руки автоматически принялись отстукивать ритм по джинсам. Следующие песни -- и сердце задрожало, поплыло в заоблачных мечтах и сорвалось в тревожном ожидании неосознанного еще счастья… Несколько каверов на NIRVANA в конце репетиции окончательно приблизили меня к давно пережитым чувствам… Сеанс закончился.
А на следующий день мы снова встретились -- ребята пришли на интервью. Да не одни пришли, а в сопровождении директора группы -- Маши Костенко (М.).
-- Ребята, приятно видеть вас в полном составе. Творчество -- вещь сугубо личная, и вряд ли кто-нибудь может рассказать о музыкальной группе так хорошо, как это могут сделать ее участники. Когда и как формировался коллектив? Как встретились друг с другом?
В.: Нашей группе уже больше года. Существует с марта 2004 года, если быть точным. Я решил создать группу, но для этого надо было подобрать соответствующий состав. Сначала вот с Димой встретился…
Д.: …Некоторое время с нами еще играли барабанщик и басист, но потом они ушли, сейчас оба играют в группе 8-оі НАКIРУНАК.
В.: На замену первому басисту нашелся Паша. А «Музыкальной газете» мы очень благодарны за то, что нашли Витю. Барабанщик у нас – действительно, тот человек, который должен играть в такой группе, как ФРАГМЕНТ. По-моему, мы неплохо сошлись в совместном творчестве и органично дополняем друг друга. Мы -- единое целое, одна банда.
-- Название вашей группы -- ФРАГМЕНТ -- как его нужно понимать?
В.: Название группы можно понять точно так же, как и наши тексты. Все очень абстрактно и противоречиво.
Д.: Как жизнь -- она состоит из разных фрагментов. Например, рождение человека -- это ведь фрагмент большого целого, всего жизненного пути… Каждый прожитый день -- это тоже какой-то фрагмент, отрезок времени, частица… Если так подумать, то все в нашей жизни фрагментарно, состоит из больших и маленьких элементов.
-- Известная всем и горячо любимая вами NIRVANA. Какую роль она играет в вашем творчестве?
Д.: NIRVANA мы слушаем с детства. Все начиналось с нее. Под влиянием NIRVANA родился наш грандж.
В.К.: NIRVANA повлияла на все: и на жизнь, и на творчество. Не будь ее -- это была бы совсем другая история.
-- Восстанавливаю в памяти вчерашнюю репетицию… И грандж в вашем исполнении… Я, честно сказать, не ожидала столь мощного заряда энергии. Каждая песня -- сгусток сильнейших эмоций и переживаний. Серьезные тексты раскручивают на гамму философских раздумий… Откуда это все в вас? Как рождается эта энергия? Кто вдохновляет?
Д.: Это идет изнутри, из самого сердца! Все наше творчество -- это хорошо обдуманные, проанализированные идеи, пропущенные сквозь призму нашего мировосприятия…
В.: В основе того, что мы играем, лежит наша душа. Вдохновить могут многие вещи, но в основном на характер нашей музыки влияет тот мир, который вокруг нас.
-- А характер вашей музыки… какой он?
Д.: Аналитическо-философское размышление на разные, касающиеся социума, темы. В своих песнях мы пробуем показать реальность такой, какая она есть, рассуждать, искать ответы на вопросы, которые не дают покоя: смерть, вечность, свобода…
В.: Пробовали писать песни «по приколу», но еще раз в этом разочаровались. Творчества по приколу не бывает -- либо серьезно либо это вовсе не творчество.
В. (уверенно приподняв брови): Да, именно так и есть, и по-другому быть не может.
Д.: Даже те музыканты, которые исполняют веселые прикольные песни -- это их творчество, просто они таким способом указывают на существующие проблемы, и это тоже серьезно. А все остальное -- это развлекалка и долбилка мозгов…
П.: …Попса, одним словом.
-- В целом, про вдохновение… Когда оно к вам приходит? Как вы живете с ним? Как прощаетесь?
Д.: Вдохновение -- довольно-таки абстрактная и противоречивая штука! Иногда ходишь, долгое время вынашиваешь в себе идею, мучаешься, когда что- то не получается… А иногда и ночью просыпаешься!..
В.К.: Ко мне мое вдохновение обычно приходит на репетициях, когда ребята приносят новый материал и мы совместно начинаем над ним работать. А прощаться с ним никак не получается: на репетиции меня так сильно колбасит, что потом я несколько дней еще хожу и отстукиваю ритм на всем, что под руки попадается. Потом наступает следующая репетиция и… все начинается снова!
В.: Вдохновение идет с нами по жизни.
-- Кто автор текстов и музыки?
Д.: Тексты мы пишем вдвоем с Виталиком, а музыку делаем все вместе.
В.К.: Я тоже пробовал писать тексты. Однажды даже сел и «целых» две строчки написал. На этом все и закончилось.
П.: Мне нравится то, как пишут Дима и Виталик. Когда они новые тексты в группу приносят, приятно над ними работать, сочинять музыку вместе. -- Вы поете на белорусском языке. Как обоснуете вашу «позицию»?
В.: А на каком еще языке можно петь?..
Д.: Это ведь НАША РОДНАЯ МОВА. Мы же белорусы, правильно? Так что надо держать свое, белорусское начало.
П.: На концертах люди хорошо на белорусский язык реагируют.
-- Из белорусской музыки что вы могли бы отметить? Какие команды наиболее приближены к вашему гранджу?
В.: HAPPY FACE. По-моему, в Беларуси это была самая достойная команда, жаль, что сейчас они уже не играют.
Д.: Я бы отметил последний альбом N.R.M. «Дом культуры» -- там есть гранджевые темы.
П.: А я люблю, в принципе, всю белорусскую музыку…
Д.: …ЯДВИГУ ПОПЛАВСКУЮ, АЛЕСЮ, да?
П.: …Сплюнь три раза, я имею в виду белорусскую АЛЬТЕРНАТИВУ.
-- Как люди на концертах выражают свои эмоции, реагируют на ваши выступления?
В.: Мне вспоминается концерт в городе Узда и вечеринка в клубе Respect, когда наш вокалист вышел на сцену в смирительной рубашке, с длинными рукавами которая. Рукава, правда, мы ему не завязывали, чтобы микрофон было чем держать. Ну, наверное, на народ эта фишка произвела впечатление… На самом же деле, без разницы, в чем выступать. Главное -- проявить себя, показать свое внутреннее состояние.
П.: И выкладываться нужно по полной программе.
-- У вас уже есть своя сложенная концертная программа?
В.: Специально придуманной программы как таковой у нас нет. Обычно все продумывается и решается за одну-две репетиции до предстоящего концерта. -- Самый «экстремальный» концерт в вашей творческой жизни.
ВСЕ: Концерт в Борисове!
В.: Да, в прошлом году мы выступали на фестивале молодёжной рок-музыки в городе Борисов. Концерт для нашей группы начался с того, что Диме разбили губу. На этом наше выступление могло бы и закончиться, мы думали уже ехать домой в Минск, но, благодаря Маше…
Д.: …То есть, нашему директору -- мы все-таки остались.
М.: Я просто сказала ребятам: «Идите на сцену и играйте, вы что, зря сюда приехали?»
В.: Ситуация тогда сложилась очень напряжённая. На концерте не было даже охранников, которые могли бы оградить сцену от насилия.
В.К.: И организация концерта была фиговая. Любой человек из толпы мог залезть на сцену и что-нибудь нехорошее там сделать.
Д.: Периодически пропадал звук, из зала летели пустые бутылки.
В.К.: Публика в зале была о-о-очень уж веселая…
В.: Короче, не будем больше лажать город Борисов, может у них не так каждый раз все проводится.
Д.: Но это наша точка зрения. Что сами увидели, то и рассказали.
В.: Объективно.
-- Что необходимо для хорошего концерта?
П.: Хорошее настроение у музыкантов и зрителей.
В.К.: Публика должна быть заводная. Чтобы люди колбасились, а не сидели на одном месте.
Д.: Главное, чтобы было где и с кем играть, и чтобы для этого были достойные условия.
-- Какие клубы нравятся лично вам?
В.: Если, конечно, вернуть клуб NC, то, наверное, очень много неформального народа было бы просто счастливо.
П.: Да, NC -- это был самый нормальный клуб, своеобразная там была атмосфера.
В.: В Respect достаточно забавно было выступать. От народа, который колбасился в зале, нас отделял всего лишь какой-то бордюр толщиной в 5 сантиметров, можно было спокойно пойти в толпу и поиграть там (если, конечно, мне позволял бы это сделать мой шнур)…
Д.: Один только минус -- на тебя наваливается куча людей!
П.: Но зато чувствуешь движение толпы в зале.
В.: Можешь с нею в унисон колбаситься на сцене.
-- Что раздражает и чего не хватает в жизни и в творчестве?
В.К.: Не хватает немного свободного времени.
Д. А раздражает -- элементарное отсутствие денег. Деньги на записи, деньги на клип, деньги на альбом -- все упирается в деньги. Мы хотим записать несколько наших песен, но пока все зависит от времени и от количества денег.
В.: Четкого заработка у нас пока нет, поэтому на сегодняшний день самое главное для нас -- это как можно чаще играть на сейшнах и набираться больше профессионализма.
-- И последний вопрос. Думаю, ответ на него будет интересно узнать тем, кто хочет заниматься музыкой. Как достичь успеха? Ваше правило. П.: Не нужно бояться трудностей.
В.: Открывать свою душу другим людям.
М.: Стремиться к совершенству, насколько это возможно. Играть, творить свою музыку. Чаще выступать в клубах.
А на следующий день мы снова встретились -- ребята пришли на интервью. Да не одни пришли, а в сопровождении директора группы -- Маши Костенко (М.).
-- Ребята, приятно видеть вас в полном составе. Творчество -- вещь сугубо личная, и вряд ли кто-нибудь может рассказать о музыкальной группе так хорошо, как это могут сделать ее участники. Когда и как формировался коллектив? Как встретились друг с другом?
В.: Нашей группе уже больше года. Существует с марта 2004 года, если быть точным. Я решил создать группу, но для этого надо было подобрать соответствующий состав. Сначала вот с Димой встретился…
Д.: …Некоторое время с нами еще играли барабанщик и басист, но потом они ушли, сейчас оба играют в группе 8-оі НАКIРУНАК.
В.: На замену первому басисту нашелся Паша. А «Музыкальной газете» мы очень благодарны за то, что нашли Витю. Барабанщик у нас – действительно, тот человек, который должен играть в такой группе, как ФРАГМЕНТ. По-моему, мы неплохо сошлись в совместном творчестве и органично дополняем друг друга. Мы -- единое целое, одна банда.
-- Название вашей группы -- ФРАГМЕНТ -- как его нужно понимать?
В.: Название группы можно понять точно так же, как и наши тексты. Все очень абстрактно и противоречиво.
Д.: Как жизнь -- она состоит из разных фрагментов. Например, рождение человека -- это ведь фрагмент большого целого, всего жизненного пути… Каждый прожитый день -- это тоже какой-то фрагмент, отрезок времени, частица… Если так подумать, то все в нашей жизни фрагментарно, состоит из больших и маленьких элементов.
-- Известная всем и горячо любимая вами NIRVANA. Какую роль она играет в вашем творчестве?
Д.: NIRVANA мы слушаем с детства. Все начиналось с нее. Под влиянием NIRVANA родился наш грандж.
В.К.: NIRVANA повлияла на все: и на жизнь, и на творчество. Не будь ее -- это была бы совсем другая история.
-- Восстанавливаю в памяти вчерашнюю репетицию… И грандж в вашем исполнении… Я, честно сказать, не ожидала столь мощного заряда энергии. Каждая песня -- сгусток сильнейших эмоций и переживаний. Серьезные тексты раскручивают на гамму философских раздумий… Откуда это все в вас? Как рождается эта энергия? Кто вдохновляет?
Д.: Это идет изнутри, из самого сердца! Все наше творчество -- это хорошо обдуманные, проанализированные идеи, пропущенные сквозь призму нашего мировосприятия…
В.: В основе того, что мы играем, лежит наша душа. Вдохновить могут многие вещи, но в основном на характер нашей музыки влияет тот мир, который вокруг нас.
-- А характер вашей музыки… какой он?
Д.: Аналитическо-философское размышление на разные, касающиеся социума, темы. В своих песнях мы пробуем показать реальность такой, какая она есть, рассуждать, искать ответы на вопросы, которые не дают покоя: смерть, вечность, свобода…
В.: Пробовали писать песни «по приколу», но еще раз в этом разочаровались. Творчества по приколу не бывает -- либо серьезно либо это вовсе не творчество.
В. (уверенно приподняв брови): Да, именно так и есть, и по-другому быть не может.
Д.: Даже те музыканты, которые исполняют веселые прикольные песни -- это их творчество, просто они таким способом указывают на существующие проблемы, и это тоже серьезно. А все остальное -- это развлекалка и долбилка мозгов…
П.: …Попса, одним словом.
-- В целом, про вдохновение… Когда оно к вам приходит? Как вы живете с ним? Как прощаетесь?
Д.: Вдохновение -- довольно-таки абстрактная и противоречивая штука! Иногда ходишь, долгое время вынашиваешь в себе идею, мучаешься, когда что- то не получается… А иногда и ночью просыпаешься!..
В.К.: Ко мне мое вдохновение обычно приходит на репетициях, когда ребята приносят новый материал и мы совместно начинаем над ним работать. А прощаться с ним никак не получается: на репетиции меня так сильно колбасит, что потом я несколько дней еще хожу и отстукиваю ритм на всем, что под руки попадается. Потом наступает следующая репетиция и… все начинается снова!
В.: Вдохновение идет с нами по жизни.
-- Кто автор текстов и музыки?
Д.: Тексты мы пишем вдвоем с Виталиком, а музыку делаем все вместе.
В.К.: Я тоже пробовал писать тексты. Однажды даже сел и «целых» две строчки написал. На этом все и закончилось.
П.: Мне нравится то, как пишут Дима и Виталик. Когда они новые тексты в группу приносят, приятно над ними работать, сочинять музыку вместе. -- Вы поете на белорусском языке. Как обоснуете вашу «позицию»?
В.: А на каком еще языке можно петь?..
Д.: Это ведь НАША РОДНАЯ МОВА. Мы же белорусы, правильно? Так что надо держать свое, белорусское начало.
П.: На концертах люди хорошо на белорусский язык реагируют.
-- Из белорусской музыки что вы могли бы отметить? Какие команды наиболее приближены к вашему гранджу?
В.: HAPPY FACE. По-моему, в Беларуси это была самая достойная команда, жаль, что сейчас они уже не играют.
Д.: Я бы отметил последний альбом N.R.M. «Дом культуры» -- там есть гранджевые темы.
П.: А я люблю, в принципе, всю белорусскую музыку…
Д.: …ЯДВИГУ ПОПЛАВСКУЮ, АЛЕСЮ, да?
П.: …Сплюнь три раза, я имею в виду белорусскую АЛЬТЕРНАТИВУ.
-- Как люди на концертах выражают свои эмоции, реагируют на ваши выступления?
В.: Мне вспоминается концерт в городе Узда и вечеринка в клубе Respect, когда наш вокалист вышел на сцену в смирительной рубашке, с длинными рукавами которая. Рукава, правда, мы ему не завязывали, чтобы микрофон было чем держать. Ну, наверное, на народ эта фишка произвела впечатление… На самом же деле, без разницы, в чем выступать. Главное -- проявить себя, показать свое внутреннее состояние.
П.: И выкладываться нужно по полной программе.
-- У вас уже есть своя сложенная концертная программа?
В.: Специально придуманной программы как таковой у нас нет. Обычно все продумывается и решается за одну-две репетиции до предстоящего концерта. -- Самый «экстремальный» концерт в вашей творческой жизни.
ВСЕ: Концерт в Борисове!
В.: Да, в прошлом году мы выступали на фестивале молодёжной рок-музыки в городе Борисов. Концерт для нашей группы начался с того, что Диме разбили губу. На этом наше выступление могло бы и закончиться, мы думали уже ехать домой в Минск, но, благодаря Маше…
Д.: …То есть, нашему директору -- мы все-таки остались.
М.: Я просто сказала ребятам: «Идите на сцену и играйте, вы что, зря сюда приехали?»
В.: Ситуация тогда сложилась очень напряжённая. На концерте не было даже охранников, которые могли бы оградить сцену от насилия.
В.К.: И организация концерта была фиговая. Любой человек из толпы мог залезть на сцену и что-нибудь нехорошее там сделать.
Д.: Периодически пропадал звук, из зала летели пустые бутылки.
В.К.: Публика в зале была о-о-очень уж веселая…
В.: Короче, не будем больше лажать город Борисов, может у них не так каждый раз все проводится.
Д.: Но это наша точка зрения. Что сами увидели, то и рассказали.
В.: Объективно.
-- Что необходимо для хорошего концерта?
П.: Хорошее настроение у музыкантов и зрителей.
В.К.: Публика должна быть заводная. Чтобы люди колбасились, а не сидели на одном месте.
Д.: Главное, чтобы было где и с кем играть, и чтобы для этого были достойные условия.
-- Какие клубы нравятся лично вам?
В.: Если, конечно, вернуть клуб NC, то, наверное, очень много неформального народа было бы просто счастливо.
П.: Да, NC -- это был самый нормальный клуб, своеобразная там была атмосфера.
В.: В Respect достаточно забавно было выступать. От народа, который колбасился в зале, нас отделял всего лишь какой-то бордюр толщиной в 5 сантиметров, можно было спокойно пойти в толпу и поиграть там (если, конечно, мне позволял бы это сделать мой шнур)…
Д.: Один только минус -- на тебя наваливается куча людей!
П.: Но зато чувствуешь движение толпы в зале.
В.: Можешь с нею в унисон колбаситься на сцене.
-- Что раздражает и чего не хватает в жизни и в творчестве?
В.К.: Не хватает немного свободного времени.
Д. А раздражает -- элементарное отсутствие денег. Деньги на записи, деньги на клип, деньги на альбом -- все упирается в деньги. Мы хотим записать несколько наших песен, но пока все зависит от времени и от количества денег.
В.: Четкого заработка у нас пока нет, поэтому на сегодняшний день самое главное для нас -- это как можно чаще играть на сейшнах и набираться больше профессионализма.
-- И последний вопрос. Думаю, ответ на него будет интересно узнать тем, кто хочет заниматься музыкой. Как достичь успеха? Ваше правило. П.: Не нужно бояться трудностей.
В.: Открывать свою душу другим людям.
М.: Стремиться к совершенству, насколько это возможно. Играть, творить свою музыку. Чаще выступать в клубах.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2005 год в рубрике музыкальная газета