Стокс
Геен Нах Москва

Ну, никак не могу понять: для белорусских музыкантов Москва -- сладкий и неапробированный кусок пирога или же все намного утилитарнее, и определение «живой рынок труда» более в тему? Уж которые по счету навострили когти на Восток. На сей раз это СТОКС. Конечно, а потом снова будем на всю страну прилюдно каяться, риторически вопрошая у незнамо кого: «Что ж вы, бездари, проглядели таланты???» Убедившись, что информация в массы пошла (и пусть еще не всех умов и сознаний достигла, но уже на подлете), вздохнем и с гипертрофированным жертвенным одолжением скажем о том, что все «это» фигня, и сестра Беларусь «легко и снова» лишит себя очередных звезд и снова безвозмездно одарит ими Россию.
А теперь все же ближе «к телу». Ведь «стоксы» собрались от нас дернуть. Попыталась покопаться в причинах и следствиях. Нарытое вам и предоставляю.


-- Тема для разговора -- более чем конкретная. А именно -- ваши сборы в матушку-Россию. Во-первых, насколько сие неотвратимо? Во-вторых, это с какой такой радости, и ради каких таких забот? А также -- как надолго и что инициировало?
Кирилл Сенин: Не так давно мы отыграли в московских клубах серию концертов, плюс было большое «живое» выступление на канале О2… То есть почва уже слегка прощупана. У нас в Москве появился свой директор, но в отношении заключения контракта дело движется не очень быстро. Я имею ввиду хотя бы то, что радиостанции не борются за право обладать нашими песнями для последующей ротации. В этом случае даже знакомства не очень помогают.
Алексей Стокс: Мы планируем подождать лето. Если за это время здесь не произойдет что-нибудь из ряда вон, то мы просто соберем манатки и двинем в Россию. Не на ПМЖ, конечно. А так -- тусоваться, клубы пробивать. Хотя и там есть вероятность чуда, мы в любом случае готовы жевать консервы и макароны.
К.: Мы всегда пытаемся быть предельно искренними. Сами видите, как обстоят реальные жизненные факты. Тем более, нас в Москве хотят видеть, зовут туда. Почему бы не попробовать? И сколько бы директоров-продюсеров у тебя не было, ситуация все равно требует личного присутствия. Без этого не решается ничего.

-- А желание «переезда» родилось спонтанно или же его можно было спрогнозировать и предположить? И вообще, в чем причина, если обойтись без водянистых определений?
А.: Конечно же, причина кроется, в первую очередь, здесь. Она заключается в том, что тут слишком мало работы.
К.: Взять, к примеру, те же самые концерты, которые проводятся под фонограмму…
А.: А так как мы в последний год полностью отказались от использования «фанеры», за исключением нескольких съемок в ТВ-программах, то нам просто больше ничего не остается делать, как искать эту самую работу, которой нас фактически лишили. Получается, что кроме репетиций совершенствовать свои музыкальные навыки и набираться опыта нам практически негде. Отъезду может помешать только неожиданное появление человека, который организует нам большой тур по Беларуси.
К.: Но это почти фантастично. Потому как стоимость аппарата, аренда зала, та же самая гастролька… для большинства маленьких городов это выльется в практически неподъемные суммы. Для того чтобы покрыть расходы там, нужно будет собрать целый стадион зрителей. А такое невозможно. -- Насколько я понимаю, назвать точную дату отъезда вы и сами не в состоянии. Для вас это тоже весьма расплывчато. Или?..
К.: Честно говоря, очень надеемся, что это случится осенью. Но если вдруг что-то хорошее нас потянет туда раньше, мы не будем отказываться. А.: Но и про Беларусь мы не собираемся забывать. Не то, что дернем от сюда -- и с концами. Мы ведь динамичные ребята. Станем кататься туда сюда. К.: Мы всегда отвечаем на любые предложения от белорусской стороны. Наши требования минимальны: «живой» звук и нормальный гонорар. И, конечно, не хотелось бы, чтобы это был «фестиваль колхозной песни».

-- Ребята, вы говорите, что не собираетесь «забивать» на Беларусь. А не возникает ли у вас опасений относительно того, что сама публика может вас вычеркнуть из ряда кумиров? Элементарно отвыкнув из-за того, что вы на некоторое время пропадете из вида и слуха? Этот момент не встряхивает ваши поджилки?
А.: Я уверен, что нас не забудут.
К.: Вопрос заключается в грамотном ведении дела и маркетировании. Если правильно и вовремя бить «оттуда», то результат может быть гораздо лучшим и более качественным по сравнению с тем, который мы получаем, находясь здесь. Подобное еще наиболее вероятно в силу того, что большинство музыкальных событий здесь людям навязывается. Конечно, после этого многие испытывают здоровое отвращение, когда говорят, что группа -- белорусская. Они сразу же вспоминают свои нескончаемые страдания во время прослушивания той или иной радиостанции. А если показать публике музыкантов из Москвы, то у них отношение будет совсем другим.
А.: Нам всем просто надо меньше лениться. Многие, уезжая туда и поднимаясь на определенный уровень выше, начинают считать Беларусь второсортным рынком. Но ведь люди не должны страдать из-за появившихся вдруг у артиста понтов. Поэтому, забудут или нет, зависит только от того, насколько ты сам этого хочешь. Мы очень мобильные товарищи. Нам удавалось за двое суток съездить, отыграть концерт в той же самой Москве, потом вернуться и выступить здесь. Я думаю, что проблем с наездами в Беларусь не возникнет.

-- У нас тут все стонут и слезами умываются при словосочетании «радийный формат». Да, есть такая палка в колесо. Посему многие хорошие группы никак не попадают в ротации. Но ведь в России с этим не легче. Там, поговаривают, тоже существует определенный клин -- формат «Нашего Радио». Если ты пишешь песни именно в этом ключе -- ты на гребне, а ежели выпендриваешься, то место твое, сам знаешь где… Вы что-нибудь слышали об этом? Если да, то как готовились к борьбе и готовились ли вообще?
А.: Я думаю, что все это козни господина Козырева. Правда, он уж нынче не работает на «Нашем Радио».
К: «Наше Радио», между прочим, далеко не лидирующее по рейтингу. Они занимаются в основном андерграундом. И мне иногда приятнее слушать некоторые белорусские радиостанции, чем эту волну.
А.: Въезжая на территорию России мы слушаем только одно радио. Это «Maximum». Там эфир хоть на что-то похож.
К.: Там крутят все западные новинки. Причем самые качественные. А все остальные радиостанции -- это сплошные «фабрики» вперемешку с Киркоровым. А.: И, кстати, насчет формата… он там тоже есть. Только если здесь он обуславливается всеобщей ленью, качеством записи, стилем композиций, то там больше ценятся знакомства.
К.: Нам и тут обижаться особенно не на что. Еще до введения закона о «75%» наши песни ставили в эфиры. И очень приятно было находиться рядом со знаменитостями. А в том, что происходит сейчас, есть определенный перебор.

-- Не раз уже слышала о том, что в Росси есть такая тенденция: популярен тот, кто обходится без особой экспрессии в музыке и текстах. Приходилось уже с таким сталкиваться?
К.: Я слышал подобное на записях. Люди специально вставляют побольше электроники, чтобы звук был попсовее. Не секрет, что 70% российских групп работают с сэмплами. А это ведь не «живое» звучание, всего лишь компьютер и клавиши.
А.: Но такая музыка звучит более прилизанно, ее поэтому и слушает большая половина населения.
К.: Такой подход намного упрощает гастрольную деятельность: нет высоких требований к райдеру… включил компьютер -- и у тебя уже 70% звука на сцене готово. Так выступают все звезды: и БИ-2, и НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ.
А.: Но есть также масса примеров групп, которые не принимают такой подход и вообще не светятся в радиоэфирах. Те же КИШ и 5’NIZZA…
К.: КИШ -- это вообще типичный пример «чистой» популярности. Они собирают стадионы ВООБЩЕ без ротации на радио.

-- А если вам вдруг возьмут и вежливо предложат «причесать» ваши песни? Ваше отношение к такой ситуации? Меня интересует и личностное, и музыкальное?
А.: Мы можем сделать это в каком-то процентном размере. Но от «живого» звука все равно не откажемся никогда. Это то, что есть у нас. Именно в этом заключается наше очарование. Электронные примочки -- это нормально. Но чтобы компьютер делал 80% музыки, а мы только оставшиеся 20? Это не пойдет.
К.: Мы не враги прогресса. Время движется вперед и требование «бас + гитара + барабаны» уже часто не соответствует сегодняшнему дню. А.: Нам ведь уже пару раз говорили в Москве, что мы звучим немного старомодно, и очень настоятельно советовали всякие такие «штучки»… К.: Москва это такой город, который трудно чем-либо удивить. Там «рулят» люди, которым нравится все нестандартное, извращенное, выпадающее из привычной среды.
А.: Хотя после концертов мы слышали только хорошие отзывы. Люди удивлялись, что так можно звучать «вживую». Публика даже просила воочию убедить ее, что мы не обманываем. Убедили… А записи у нас сами собой получаются не такими драйвовыми. Нас это не совсем устраивает. Мы хотим добиться концертной энергетики.

-- Так, может, попробовать просто записать «живяк»? Или тот же концертник сделать?
А.: Мы и собираемся так поступить. Сейчас ждем видеоматериал с выступления на О2. Если нам понравится качество, то, возможно, выпустим пластинку. Клипчик еще смонтируем.

-- А если вдруг вас в златоглавой «найдет» какой-нибудь Макс Фадеев и предложит сотворить из СТОКС звезд экстракласса… Согласитесь? А.: Ну, с Максом Фадеевым я работать, точно, не буду. Он в последнее время умудряется только разваливать достаточно стоящие коллективы и «затачивать» их музыку под свой стиль.
К.: Но если это будет человек адекватный, с которым мы срастемся по мировоззрению, тогда вполне возможно сотрудничество. Очень большое значение еще будет иметь, кто это предложит. Если данный человек покажет нам свои работы, идеи, и они нам понравятся, в таком случае -- пожалуйста. Мы ведь ребята гибкие. В любой момент можем привнести что-то в свою музыку. Но только при том условии, что это не будет похоже на группу РУКИ ВВЕРХ!. Я просто не вижу смысла в подобной популярности.

-- Предлагаю отойти в сторону от «москальских» разговоров. Обсудим, наконец, группу СТОКС, которая пока еще здесь -- в Беларуси. Итак, последние новости?
К.: Самая главная новость -- обновление нашего сайта. Его уже оформили. Для нас очень важно, чтобы не только музыка, но и визуализация тоже была приятна людям.
А.: Будем там теперь писать отчеты о концертах.
К.: Маленькие репорты с поездок: где были, что видели... Будет больше общения с поклонниками… А помимо сайта – конечно, работа над новыми песнями.

-- Новые песни -- эт-то всегда хорошо. А альбомчик перед отъездом не выпустите? Ну, вот на посошок. Заодно и традицию продолжили бы, наша прима Агурбаш тоже перед тем, как в Московию податься, послала белорусским прилавкам «Прощальный поцелуй Лики Ялинской»…
А.: Вопрос о новой пластинке -- самый популярный. Мне недавно его даже гаишник задавал, когда тормознул.
К.: Если бы в Беларуси был нормальный рынок, это можно было бы сделать. А так: молиться за то, чтобы с продаж хотя бы окупились вложенные средства? Если мы увидим какие-то перспективы для этого, тогда возможно.
А.: Мы не хотим выпускать альбом, как делает это большинство белорусских артистов. Это не то качество. Даже подход не тот. Именно поэтому мы и называли все предыдущие диски синглами. Поэтому, если мы и будем что-то оставлять на память, то это тоже будет сингл. В любом случае, материала хватает, но для нормального альбома важно качество записи. И с клипом та же история.
К.: Клип редко снимают просто так. Слишком уж это недешево. Обычно его делают как промоушн к пластинке. А просто так отснять ролик, чтобы на тебя посмотрели… У нас уже спортсмены поют. Скоро архитекторы на сцене появятся, потом сантехники…

-- Ребята, а что это за гиперраздутая «фишка» с одолжением гитары группе ACCEPT? Шума было…
А.:У людей просто случилось горе. Мы пришли на помощь. Совершенно бескорыстно.
К.: У нас же все журналисты дружно ищут информационный повод. Новая песня -- это не повод. А вот ели ты, например, трахнул кого-нибудь -- это да!

-- А не существует ли каких-нибудь планов относительно ближнего и более далекого зарубежья?
А.: Украина…
К.: Да, в Украину уже поехали наши диски. А еще в Японию. Старый материал повезли в Италию. Еще у нас есть знакомые в Хорватии, продюсерский центр. У них возникла идея сделать песню на трех языках. Леша будет петь один куплет... Но, вообще, главное -- это желание работать.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета