«Бма» Не Мешайте Белорусской Музыке!
«Очень хорошо, что в последнее время государственная политика по отношению к белорусской музыке сильно изменилась. Сейчас отечественная сцена пользуется гораздо большей поддержкой, чем еще каких-то пару лет назад -- взять, например, тот же закон о 75% эфира. Однако многое еще не сделано, и многое делается даже во вред», -- считает предводитель «Белорусской музыкальной альтернативы» Виталий Супранович.
«БМА» -- это общественная организация, созданная в 1996 году с целью поддержки национальной рок-культуры, за годы существования расширившая свой формат за счет этнической и фольклорной музыки, классики, бардовской песни, альтернативных и тяжелых направлений, рэпа, а также некоторой части поп-музыки. Одно из основных условий сотрудничества -- тексты песен, написанные на белорусском языке. Его популяризация также входит в список задач и приоритетов «БМА». «Это очень важно, -- говорит известный белорусский музыкальный журналист Витаут Мартыненка, -- потому что в нашей стране национальный язык считается чем-то необычным, как гость в своем доме. Если, скажем, поляка спросить, почему он говорит по-польски, он очень удивится -- а у нас нет, у нас это резонный вопрос… Большинство наших групп не против того, чтобы петь на белорусском, но сами не могут написать тексты, потому как не знают язык достаточно хорошо. И мы готовы им помочь. Хотя, в принципе, я бы не назвал нашу заинтересованность сугубо идеологической -- есть в этом и коммерческая подоплека. Белорусскоязычная музыка -- это огромный, незанятый сегмент рынка, и когда к нам приезжают туристы, они первым делом покупают диски на национальном языке. Помнится, «Белорусская газета» проводила опрос на тему, что лучше всего продается в магазинах. На первом месте были русскоязычные исполнители из России, а на втором -- белорусскоязычные группы из Беларуси. Продукция наших коллективов, поющих по-русски, пользуется очень слабым спросом».
На сегодняшний день «БМА» выпустила более 50 дисков (кроме того, альбомы на кассетах, смежные проекты -- всего около сотни), на их счету множество концертных акций и несколько крупных фестивалей, в том числе «Генералы айчыннага року», проходивший в прошлом году в Ледовом дворце -- на главной концертной площадке Минска. Кстати, любопытный факт: в 1999 году «альтернативщиками» был выпущен сборник «Вольныя танцы: слухай свае!», а сегодня рубрика под названием «Слухай свае» присутствует практически во всех газетах страны, да и кампания по наполнению 75% эфира отечественной музыкой тоже проходит под похожим лозунгом.
«Мы поддерживаем это решение государства, -- говорит Виталий, -- однако большой вопрос, чем наполняются те 75 процентов. По нашему мнению, в основном туда попадает не очень хорошая белорусская музыка, и следовало бы более критично относиться к подбору артистов. «БМА» участвует в этом как может: мы звоним на радиостанции, заказываем какую-то музыку, приносим диски по мере их появления у нас, однако поскольку мы работаем в основном не с эстрадными коллективами, большинство релизов автоматически попадает в раздел «неформатных». А ведь есть по-настоящему достойные музыканты! Например, среди последних «находок» нашей сцены я бы выделил группу INDIGA, блюз-роковый коллектив P.L.A.N., группу средневековой музыкой СТАРЫ ОЛЬСА. Но, к сожалению, на радио не услышишь ни блюз-рока, ни средневековых мотивов».
Благодаря усилиям «БМА» о нашей сцене узнают в Европе: организация сотрудничает и обменивается дисками с зарубежными радиостанциями, помогает группам в проведении концертов и поездок на фестивали. «Сами музыканты тоже много делают для того, чтобы раскрутиться за рубежом, а наша публика об этом даже не знает. Например, мало кто слышал, что 10 лет назад в Англии большим тиражом выходил альбом группы КРАМА Vodka On Ice, что минская ТРОИЦА подписала контракт с голландским лейблом, который издает альбомы коллектива по всему миру параллельно с нашими релизами, -- рассказывает Виталий. -- Многие белорусские артисты гастролируют по Польше, западноевропейским странам, и там они известны гораздо больше, чем на Родине».
Кстати, иногда сделать концерт за границей даже легче, чем в Беларуси, и в этом государственная политика поворачивается к своим артистам стороной, прямо скажем, неприглядной. «Гастрольное удостоверение, необходимое для проведения любого концерта, сейчас стоит бешеных денег -- сумм, сравнимых с бюджетом всей акции. Если, скажем, аренда концертной площадки стоит 100000, то удостоверение обойдется в семь раз дороже, в 700000. Таким образом, наши группы снова остаются ни с чем. Да, у них появилось больше возможностей донести свое творчество до слушателя посредством радио, но концертная деятельность, которая столь же важна для промоции, и которая дает артистам возможность заработать какие-то деньги (чтоб потом вложить их в ту же запись), при таких условиях практически невозможна. Согласно новой политике, выступления наших коллективов (при цене билета, скажем, 10000 рублей) приравниваются к выступлениям зарубежных музыкантов (от 100000 рублей за билет), и стоимость гастрольного удостоверения для их организации одинакова. Так, выступления артистов «БМА» сейчас под большим вопросом».
«Кроме того, в нашей стране присутствует такое понятие как «предательская политика спонсоров, -- продолжает Витаут Мартыненка. -- В любом европейском государстве, также в Канаде, Штатах, спонсорам, вкладывающим деньги в развитие национальной культуры, «скашиваются» некоторые налоги, они имеют определенные льготы, потому такая работа им выгодна. У нас, конечно, спонсоры тоже вкладывают деньги, но только не в отечественную культуру: им гораздо интереснее поработать с организаторами концертов той же Аллы Пугачевой. Делая какое-то мероприятие или новый альбом, мы всегда рассылаем предложения потенциальным спонсорам, но им это, как правило, неинтересно».
Виталий: «Одна из наших недавних акций -- сбор подписей под письмом на имя Президента. Один из пунктов заключался в этих же 75% отечественной музыки на радио (причем, чтобы хотя бы половина из них была на белорусском языке), второй -- обеспечение льгот на проведение концертов и гастролей наших исполнителей, создание специализированных программ на радио и телевидении. И хочется надеяться, что в будущем это будет как-то учтено… тут даже не столько важно, чтобы государство помогало, главное -- чтобы оно не мешало. Отмена жесткой политики в области организации концертов уже решила бы многие проблемы, в том числе наличия качественной музыки на прилавках магазинов и в эфире. Поэтому поработать еще есть над чем, и мы, в свою очередь, будем делать все, что от нас зависит».
«БМА» -- это общественная организация, созданная в 1996 году с целью поддержки национальной рок-культуры, за годы существования расширившая свой формат за счет этнической и фольклорной музыки, классики, бардовской песни, альтернативных и тяжелых направлений, рэпа, а также некоторой части поп-музыки. Одно из основных условий сотрудничества -- тексты песен, написанные на белорусском языке. Его популяризация также входит в список задач и приоритетов «БМА». «Это очень важно, -- говорит известный белорусский музыкальный журналист Витаут Мартыненка, -- потому что в нашей стране национальный язык считается чем-то необычным, как гость в своем доме. Если, скажем, поляка спросить, почему он говорит по-польски, он очень удивится -- а у нас нет, у нас это резонный вопрос… Большинство наших групп не против того, чтобы петь на белорусском, но сами не могут написать тексты, потому как не знают язык достаточно хорошо. И мы готовы им помочь. Хотя, в принципе, я бы не назвал нашу заинтересованность сугубо идеологической -- есть в этом и коммерческая подоплека. Белорусскоязычная музыка -- это огромный, незанятый сегмент рынка, и когда к нам приезжают туристы, они первым делом покупают диски на национальном языке. Помнится, «Белорусская газета» проводила опрос на тему, что лучше всего продается в магазинах. На первом месте были русскоязычные исполнители из России, а на втором -- белорусскоязычные группы из Беларуси. Продукция наших коллективов, поющих по-русски, пользуется очень слабым спросом».
На сегодняшний день «БМА» выпустила более 50 дисков (кроме того, альбомы на кассетах, смежные проекты -- всего около сотни), на их счету множество концертных акций и несколько крупных фестивалей, в том числе «Генералы айчыннага року», проходивший в прошлом году в Ледовом дворце -- на главной концертной площадке Минска. Кстати, любопытный факт: в 1999 году «альтернативщиками» был выпущен сборник «Вольныя танцы: слухай свае!», а сегодня рубрика под названием «Слухай свае» присутствует практически во всех газетах страны, да и кампания по наполнению 75% эфира отечественной музыкой тоже проходит под похожим лозунгом.
«Мы поддерживаем это решение государства, -- говорит Виталий, -- однако большой вопрос, чем наполняются те 75 процентов. По нашему мнению, в основном туда попадает не очень хорошая белорусская музыка, и следовало бы более критично относиться к подбору артистов. «БМА» участвует в этом как может: мы звоним на радиостанции, заказываем какую-то музыку, приносим диски по мере их появления у нас, однако поскольку мы работаем в основном не с эстрадными коллективами, большинство релизов автоматически попадает в раздел «неформатных». А ведь есть по-настоящему достойные музыканты! Например, среди последних «находок» нашей сцены я бы выделил группу INDIGA, блюз-роковый коллектив P.L.A.N., группу средневековой музыкой СТАРЫ ОЛЬСА. Но, к сожалению, на радио не услышишь ни блюз-рока, ни средневековых мотивов».
Благодаря усилиям «БМА» о нашей сцене узнают в Европе: организация сотрудничает и обменивается дисками с зарубежными радиостанциями, помогает группам в проведении концертов и поездок на фестивали. «Сами музыканты тоже много делают для того, чтобы раскрутиться за рубежом, а наша публика об этом даже не знает. Например, мало кто слышал, что 10 лет назад в Англии большим тиражом выходил альбом группы КРАМА Vodka On Ice, что минская ТРОИЦА подписала контракт с голландским лейблом, который издает альбомы коллектива по всему миру параллельно с нашими релизами, -- рассказывает Виталий. -- Многие белорусские артисты гастролируют по Польше, западноевропейским странам, и там они известны гораздо больше, чем на Родине».
Кстати, иногда сделать концерт за границей даже легче, чем в Беларуси, и в этом государственная политика поворачивается к своим артистам стороной, прямо скажем, неприглядной. «Гастрольное удостоверение, необходимое для проведения любого концерта, сейчас стоит бешеных денег -- сумм, сравнимых с бюджетом всей акции. Если, скажем, аренда концертной площадки стоит 100000, то удостоверение обойдется в семь раз дороже, в 700000. Таким образом, наши группы снова остаются ни с чем. Да, у них появилось больше возможностей донести свое творчество до слушателя посредством радио, но концертная деятельность, которая столь же важна для промоции, и которая дает артистам возможность заработать какие-то деньги (чтоб потом вложить их в ту же запись), при таких условиях практически невозможна. Согласно новой политике, выступления наших коллективов (при цене билета, скажем, 10000 рублей) приравниваются к выступлениям зарубежных музыкантов (от 100000 рублей за билет), и стоимость гастрольного удостоверения для их организации одинакова. Так, выступления артистов «БМА» сейчас под большим вопросом».
«Кроме того, в нашей стране присутствует такое понятие как «предательская политика спонсоров, -- продолжает Витаут Мартыненка. -- В любом европейском государстве, также в Канаде, Штатах, спонсорам, вкладывающим деньги в развитие национальной культуры, «скашиваются» некоторые налоги, они имеют определенные льготы, потому такая работа им выгодна. У нас, конечно, спонсоры тоже вкладывают деньги, но только не в отечественную культуру: им гораздо интереснее поработать с организаторами концертов той же Аллы Пугачевой. Делая какое-то мероприятие или новый альбом, мы всегда рассылаем предложения потенциальным спонсорам, но им это, как правило, неинтересно».
Виталий: «Одна из наших недавних акций -- сбор подписей под письмом на имя Президента. Один из пунктов заключался в этих же 75% отечественной музыки на радио (причем, чтобы хотя бы половина из них была на белорусском языке), второй -- обеспечение льгот на проведение концертов и гастролей наших исполнителей, создание специализированных программ на радио и телевидении. И хочется надеяться, что в будущем это будет как-то учтено… тут даже не столько важно, чтобы государство помогало, главное -- чтобы оно не мешало. Отмена жесткой политики в области организации концертов уже решила бы многие проблемы, в том числе наличия качественной музыки на прилавках магазинов и в эфире. Поэтому поработать еще есть над чем, и мы, в свою очередь, будем делать все, что от нас зависит».
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2005 год в рубрике музыкальная газета