Где Же Взять На Хлеб Насущный,
Настоящий Энтузиазм В Помощь Рок-Исполнителю

Известно доподлинно и является неопровержимым то, что в нашей стране музыкантов особо не балуют. Я говорю сейчас про тех, кто может поставить перед собой драгоценным приставочку «рок». Эстрадников не трогаем -- у них там свои каноны и привычки жанра. Правда, зарабатывают те, кто постоянно «здоровается с чужими милыми», никак «не поверит» или же просто имеет «пожизненную минскую прописку» не в пример больше и легче своих коллег по музыкальному предприятию, за глаза именуемому шоу-бизнесом. При этом, заметьте, поп-работа заключается зачастую в том, чтобы эффектно возникнуть (выбежать, выползти...) на сцену, взять в руки микрофон (дабы конечности без дела не болтались, надо же их куда-нибудь приспособить. Ну не ногти же грызть перед наивными фанами!) и, улыбаясь во всю позволяющую ширину рта (чтобы было ширше, надо гимнастику по утрам делать. Какие там вокальные или дыхательные упражнения! А лучше всего (но это если длина волос позволяет), завязывать периодически косички -- потуже да подольше -- авось само растянется, ну, разнашиваются же ботинки постепенно, так и тут...) изображать из себя звездящего. Кстати, очень эффектно смотрятся на девочках занавесочки из дедерона, а на мальчиках джинсики в обтяжку и приталенные рубашечки с блестками (если вы выбираете образ мачо, то верхнюю часть туалета следует взять размера на два больше, измять со знанием дела и надеть, предварительно основательно намазав мужские перси подсолнечным маслом. Внимание! Рубашечку ни в коем случае не застегивать! Иначе, какой из вас мачо?). Чтобы в очередной раз поразить своим талантом и внешностью публику, необходимо выкинуть все мысли из головы, за исключением одной: срочно попасть мимикой лица в воспроизводимые «фанерой» музыкальные звуки! Песню прокривляли -- пора на поклон: принимать овации и лобызания, становиться вновь всенародной любовью и гордостью нации. Запомните: никаких сольных выступлений! Только с гвардией вам подобных и достойных вы сможете покорить умы и души миллионов!.. ...Вам смешно?

Мне не очень. Даже отвратно. Я не хочу сказать, что по такой схеме работают все наши попсовики, но процентов девяносто руководствуется именно этим сводом неписаных правил. При том, они умудряются жить «от сцены». Чего не скажешь о наших рокерах (культовость и опыт роли практически не имеют). Нет, забесплатно, конечно, играют редко, но гонорары... А теперь представьте себе, какие «бешеные» суммы ворочаются в карманах наших рок-динозавров после пресловутого июля месяца. (как минимум, минус деньги за отменяемые регулярно концерты). Это, безусловно, неприятно. Но цель у меня сейчас несколько иная, нежели в который раз взывать к министерской и просто человеческой совести. Все намного веселее и безболезненнее. Сейчас будем разглядывать роды финансовых поступлений нашим рок-артистам в их внемузыкальной деятельности. То есть, в свободное от музыки время. Коли таковое в наличии.

Н-да, немного... немного осталось тех альтернативщиков, которые могут ударить себя в грудь кулаком и гордо заявить: «Я живу от музыки. Это мой основной источник дохода». Среди этих судьбой избранных -- Лявон Вольский, Пит Павлов, Дмитрий Войтюшкевич... Народ судачит да обсасывает вполне реальную вероятность грантов. Ну не может в нашей стране музыкант кормиться исключительно своим творчеством! Все знают, сколько и чего именно за это дают. А если еще и семья, дети сопливые по лавкам? По поводу Вольского проверенные информаторы утверждают: если какой-то грантишка и был, то очень давно и уже совсем забытый. А на хлеб с маслом зарабатываем лишь своим трудом регулярным. Да, платят мало. Поэтому и приходится разъезжать то по Украине, то по Штатам. Наверное, там действительно больше отсчитывают.

Пит Павлов же, отвечая на прямо поставленный вопрос: «Откуда, друг, деньга на альбомы и себя любимого?» -- говорит: «Сейчас творческая деятельность для меня -- единственный финансовый ручеек. Раньше я занимался еще чем-то помимо. Теперь нет». Нелегко, наверное, приходится... Войтюшкевич прямо-таки оброс слухами аки самое настоящее светило (эх, и все равно «желтизны» не хватает биографиям наших музыкантов. Но легкий оттенок уже появляется. Так, глядишь, и к шоу-бизнесу постепенно дотопаем). Уверяют, что периодические выступления (особенно выездные -- куда- нибудь в Польшу, например) приносят свой барыш в кошелек (учтите, что у Димы всегда аншлаговые концерты), но есть еще и «кроме», а именно -- регулярная спонсорская помощь (кстати, бытует сплетня, что некоторые из меценатов были подло сманены Войтюшкевичем у других музыкантов). Не настаиваю на безоговорочной правдивости этих «фактов». Подтвердить их не было кому. (Дима, Дима... И почему ты всегда такой «недоступный»? А говорят, мобильники решают вопрос срочной связи. Где там, когда «абонент» все время вне сети обретается!)
В этот же ряд запишу еще, пожалуй, Славу Кореня. Который уже скоро как лет двадцать ничем, кроме музыки не занимается. Ей болеет, ей и лечится. Человек с потенциальной внутренней харизмой.

А теперь, пожалуй, перейдем к тем, кто реализуется разносторонне. То есть не только с музыкальной, но и какой-нибудь «работящей» стороны. Подобных рок-кадров абсолютное большинство. Поэтому и буду приводить лишь самые яркие примеры.
Группа КРАМА. Вернее, ее часть: Игорь Ворошкевич и Сергей Трухонович. Лидер коллектива иногда работает «по основной специальности». Игорь закончил Театрально-художественный институт, и в дипломе у него значится -- художник по интерьеру. Поэтому он иногда (если приглашают) делает какие-нибудь эскизы витражей и тому подобные вещи. Сергей Трухонович не отходит далеко от музыкальной деятельности, а посему со времени «чистки» Белгосконцерта он дает исключительно частные уроки игры на гитаре. При этом используется материал из своих сольных альбомов.

НЕЙРО ДЮБЕЛЬ. Александр Куллинкович не брезгует журналистикой. Редактирует Интернет-издание Belarustoday.info. Жить и за счет музыки, и за счет журналистики -- не очень просто. Времени и творческих сил отнимается в два раза больше. Поэтому -- честь и хвала. Владимир Сахончик, реализовывавший прежде компьютерные диски в «Подземном городе», сейчас работает «по образованию». Инженер в неком министерстве. Названия сейчас уж не упомню, но ярко-красная ксива моментально заставляет даже контролеров уважать «дюбельского» гитариста. Евгений Бровко принимает самое активное участие в строительных и отделочных работах. А самая нужная профессия у Андрея Степанюка -- такси «052». Тут тебе и барабаны куда нужно самостоятельно перевезешь, и коллег загрузишь-выгрузишь после очередного концерта.

Самой интересной и занимательной из всего списка опрашиваемых оказалась группа NEO. Вадим Косолапов когда-то закончил Высшую военную школу внешней разведки (!!!). Да-а-а... Вот такие кадры у нас поп-рок поют. Теперь Вадим, конечно, шпионскую карьеру не беспокоит и не будоражит. Он всего лишь тихонько пописывает статейки в газету «Во славу Родины». Но штирлицко-бондовские флюиды не дают окончательного покоя вокалисту NEO. Он сам признается, что порой не гнушается склепать интригующий, заискивающий и довольно NEOжиданный материальчик после совместного распития спиртных напитков с тем или иным музыкантом. Господа, берегитесь Косолапова! Бойтесь его и бегите от оного! И очнуться на следующее утро ведь не успеете, как чистой воды компроматик будет готов, реализован и востребован. Вот такие «косолаповы и разрушили светлые понятия человеческой дружбы и доверия!.. В отличие от своего музыкального напарника, Андрей Маркуц предпочитает более интеллигентное и тонкое времяпрепровождения -- он ловит рыбу. Сам. И обучает других. Причем использует очень хитрую технику. Говорят, что такой способ рыбной ловли именуется самым элитным и называется (боюсь чуть-чуть ошибиться, но все же попробую) «нахвос».

Так... Теперь у нас на очереди ZET. Нет, раскрывать инкогнито мы не будем. По крайней мере, рановато. Надо поклонников еще немного помурыжить. Посему -- общая картина. Скажу, что работенка у всех участников коллектива -- весьма и весьма... то есть творческая и элегантная. Например, «скрипка» трудится парикмахером. Ну чем не художественная реализация? Барабанщик продает билеты на колесо обозрения. (Какое светлое занятие! А можно я к вам буду по блату приходить, товарищ... можно? Колесо обозрения -- это ведь мой любимый аттракцион!) Бас-гитарист любит пощекотать свои нервишки и позаставлять публику издавать восхищенные «ахи!». Полагаю, именно с этой целью он и работает акробатом в цирке. Вокалист имеет по истине живописную специальность, которую, уверена, не променяет ни на какую другую. Вы только себе представьте: обвальщик туш на мясокомбинате... Как от этого места, должно быть, творчеством-то несет. И самая нужно-выгодная работа у гитариста. Свои будни он коротает в пункте приема стеклотары.

Сейчас окунемся немного в романтику. Романтику человеческих душ. Я говорю о белорусском RADIOHEAD (так их называют окружающие) -- beZ bileta. Столь спокойная и высокая музыка предполагает собой соответствующее занятие вне оной. Так, например, Виталик Артист «убивает время» тем, что делает саундтреки к кинофильмам. Господин Баковец прочно стоит на дизайнерской стезе. Анна Харченко преподает в школе виолончель. Таня Кушнер занимается языковыми переводами. А товарищи Турченко и Шуров грызут учебный гранит в «кульке» (а вы его, ребята, ломиком, ломиком... все быстрее будет!).

МАДЕРА ХАРД БЛЮЗ. Наши неистовые блюзмены. Виталий Самохвалов до МАДЕРЫ ремонтировал гитары. Сейчас устроился столяром. Говорят, что меняет уже третье место. Юрий Михайлов утверждает, что в такой ситуации могут быть виноваты лишь жены-кровопийцы его коллег по группе (в частности, я полагаю, в этом конкретном случае -- жена Виталика). Честно признаюсь, лидеру МАДЕРЫ захотелось зааплодировать особенно после такой откровенности и непосредственности: «Я принципиально не хочу заниматься ничем, кроме музыки, -- говорит Михайлов. -- Когда был женат, то приходилось, конечно, работать еще и художником. Но как остался один, сразу же бросил это занятие. Возвращаться к нему не собираюсь -- мне это неинтересно. Более того, надеюсь, что остальные ребята из МАДЕРЫ свои рабочие места тоже побросают. Конечно, это будет сделать трудно, потому как жены нервничают. Но попытаться стоит». Только, тем не менее, Сергей Агарок, самый многодетный, а поэтому и самый мужественный, устроился на коммерческое предприятие. А Андрей Достанко «от случая» продает живопись.

Рассмотрим еще одних рок-монстров -- zygimont VAZA. Предводитель, вдохновитель и сердце коллектива Сергей Скрипниченко имеет труд арт-директора сразу в нескольких рекламных агентствах. Не ленится порой по бескорыстной дружбе сделать дизайн обложки нового диска кому-нибудь из музыкальных сородичей, прокурировать, кому необходимо, выпуск визиток и т.п. В общем, широкой души человек Скрипа. Костя Колесников работает не где-нибудь, а на самом West Records. Говорят, на складе -- не последний человек (эх, может, уступишь, Костик, «за знакомство» пару дисочков по оптовой цене?). Андрей Сапоненко изо всех сил дарит искусство людям. Место его постоянной службы -- Государственный Академический театр им. Янки Купалы. Такая глубинная и масштабная личность, как Иван Иванович Кирчук, может претендовать на написание целой книги о том, кто он есть. Но я ограничусь только тем, что напомню: Иван Иванович укрепляет и поддерживает народность и самосознание белорусов в стенах Белорусского Государственного педагогического университета имени Максима Танка. Все студенты души не чают в таком преподавателе. А многие знакомые просят Иван Иваныча организовать им свадьбу по специальному народному сценарию, коль неожиданный казус бракосочетания все же случится.

...Да. Хотела безболезненно. Не выходит. «Чернуха» просто танком прет и валом валит. Крик сам рвется из нутрей. Не получаем мы тут достойных денег за музыку. Поэтому и приходится, отплевываясь и огрызаясь на Министерство культуры и его приближенных идти зарабатывать на житье-бытье окольными методами. Конечно, после этого две трети населения Беларуси будет говорить (и даже с пеной у рта настаивать!), что «музыки в нашей стране нет вообще и быть не может никогда. Какие великие рок-имена??? Это раньше был Мулявин. Теперь уж все -- нет никого. Где они -- наши белорусские музыканты??? Да их творчество на уровне хобби. И не боле. Их же не слышно! А то, что доносится из радиоприемников, без слез слушать нереально!» Хотите откровенно? Я совершенно искренне устала отстаивать честь тех, за кого душой радею, перед людьми незнающими и знать не желающими. А в курсе ли вы, во сколько «у.е» обходится выпуск альбома? Самое малое -- тысяча, а то и две «зелененьких». Хорошо, когда деньги «на культуру» подбрасываются из «вне». А что если нет? И вообще, где профсоюзы и прочие организации, поддерживающие и защищающие права белорусских музыкантов? Знаете ли вы, что в той же России при создании очередной ресторанно-клубной точки ее владелец обязуется, оценив при участии специальной комиссии уровень места, доход и т.д., принять на работу определенное число музыкантов да еще и с оформлением трудовой книжки? Это, между прочим, законодательством заверено. А наши профессионалы так и будут в своем большинстве торговать на рынке трусами или обоями, получая предложения от Филармонии отыграть сольный концерт за тридцать тысяч. Белорусских рублей, попрошу учесть. Ей-богу, струны для гитары и то дороже стоят... Ну, что? Будем еще на зеркало пенять при кривой-то роже?
...А материал вообще-то должен был иметь веселый желтый цвет. Только где уж тут веселиться? Работать! Работать надо! А музыка -- дело десятое (типун мне).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета