Зьмяя О Компьютерных Играх, Барабанщиках И Суровой Реальности
Знаете, любовь к музыкальному коллективу -- это как любовь к духАм: раз понравившийся запах очень долго напоминает о себе в твоем воображении. Однажды пришедшая по сердцу команда ощутимое время продолжает тебя будоражить. Группа ЗЬМЯЯ. Любимая мной. Как мои духИ. Которые я предпочитаю. Не всем остальным. А просто -- предпочитаю.
…Долго думали, куда пойти беседу беседовать. В результате, встретившись и отвергнув все близлежащие бары и кафе, уселись на лавочку в сквере. А что? Пить пиво и вести дружеский разговор тут даже удобнее -- никаких условностей. И не в пример веселее: столько всяких разносторонних личностей шаркающей походкой мимо бродит и в глаза тебе заглядывает.
-- …Так, чтобы не забыть, давайте сразу про концерт скажем. Что будет? Когда? В рамках чего?
Зоя: В конце мая должна состояться презентация третьего диска Hard Life -- Heavy Music, в который вошла наша песня «Усе дзеля вас». На фоне этого мы и сыграем свою… тоже презентацию.
Владимир: Там, наверное, много других команд так же, как и мы, станут презентовать пластинки.
З: Но и отдельный концерт мы тоже очень хотим сделать. Пригласим друзей и организуем хороший вечер, шоу… Не американское, конечно, а наше скромное белорусское.
-- Ребята, альбом вообще оправдал ожидания? Когда держите его в руках, что ощущаете: нервную дрожь в пальцах, простое удовлетворение, или остаетесь равнодушны (недовольны), потому как «можно было и лучше»? Чувствуется, что пластинка вышла, что вон она, родимая, буквально в десяти метрах отсюда в «Мистерии звука» на полке стоит?
З: Диск был полностью готов в начале февраля, но мне почему-то кажется, что это случилось только вчера.
В: Он вышел и это радует.
З: Хотя нет четкого осознания того, что альбом уже есть. Дать бы несколько концертов, продать бы на них пару дисков…
Женя: Я тебя уверяю: не мы одни такие.
З: Мне вот Помидоров недавно говорил: «Слышал я, что у вас альбом вышел…» -- «Ну, вышел…» -- «Что-то как-то слишком тихо он у вас вышел» -- «Да, наверное, стоило пару дисков на пол с грохотом швырнуть, чтобы хоть какой-то шум был»… И на самом деле: выступлений особых не было, никакой рекламы, пресса тоже стороной обошла… Тихо так.
Ж: Мы и сами тихие.
З: Ни с кем из коллективов тесно не общаемся, сильно не дружим с суперпопулярными молодыми группами, которые часто собирались раньше в клубе «28».
В: У них там свои тусовки…
Ж: Мне иногда кажется, что в подобных клубах существует практически стопроцентная монополия на концерты, в списке присутствует только «Пятерка лучших». Несколько раз предлагали им: давайте мы просто сыграем…
З: А в ответ слышим: «Не нужны нам вы! Что это еще за ЗЬМЯЯ такая?!»
Ж: Может, боятся рейтинг испортить?
З: Но ведь они все равно дальше этих клубов не пойдут. Для чего группы там вообще выступают? Для кого? Для своих же друзей? …Однажды нам все- таки пришлось играть в клубе «28». Из-за этого мы пропустили репетицию. Так вот лучше бы мы все же на репетицию пошли, потому что звук на этой вечерине был просто отстойным. В зале -- человек десять, которые пришли скорее так -- потусоваться, пиво попить, перед знакомыми рисануться, а не музыку послушать.
Ж: Самое интересное, что группы, выступающие там, достаточно талантливы. Но почему их устраивает «место на гнезде»? Отбил себе территорию, поел там, поспал, продолжил свой род…
З: Это как в любой профессии. На заводе, например, тоже есть рабочие, которые потом в начальники выбиваются, остальные же продолжают за станками стоять. А среди музыкантов есть те, у которых хватает упорства и желания на большой сцене оказаться, а другие будут продолжать сидеть в подвалах и играть на третьесортных вечеринках. Хотя с этого все начинают, и мы не исключение.
Ж: (мечтательно, даже ностальгически. -- Прим. авт.) А помните, как в году 96-м концерты в парках проходили… Пришел, сел под дерево на травку, попил пивка, музыку любимую послушал, получил от каких-нибудь мужиков по морде…
-- Н-да… Романтика, что и говорить. Теперь же в случае таких концертов на свежем воздухе получают в первую очередь музыканты, а не зрители. Только не по морде, а по голове… Сыграешь пару песенок на открытой площадке, а завтра -- бах! -- и ты в «списке». За что? А за бесплатную музыку!
З: У нас на эту тему даже песня есть. «Музыка BY». Мы написали ее сразу после концерта на площади Бангалор, буквально через несколько дней. Она посвящается ВСЕМ музыкантам, но в первую очередь тем, кто пострадал тогда.
Ж: Ты очень смело говоришь сейчас об этом. Не боишься, что нас тоже могут «запретить»?
З: Если так посмотреть, то в жизни вообще всего надо бояться.
В: «Запретят» ЗЬМЯЮ, придется тогда по-другому назваться. ГАДЮКА, например…
-- Я вот встрять хочу… извините… Мнение слушателя, зрителя, НЕ журналиста. Да, не секрет, что ЗЬМЯЯ жестче тех коллективов, с которыми чаще всего играет. И когда проводится какой-нибудь концерт рок-команд (назовем так их все, не будем вдаваться в отличительные стилистические подробности), почему-то в первую очередь запоминается ЗЬМЯЯ. От определенной степени тяжести ли это или от неожиданно сменяющихся ритмов, а, может, тайна кроется в особой энергетике… Не важно. Но это факт. Что вы думаете по поводу моих мыслей?
В: Мы действительно попробовали сделать то, чего в Беларуси еще не было. Правда, не все это понимают. Допустим, те же металисты просто до упора загнаны в свой метал…
З: А однажды какой-то мальчик на форуме писал: «ЗЬМЯЯ -- это не хардкор, я так не играю…» Но что такое хардкор вообще? Эта та же попса. Что-то припанкованное и исключительно модное…
(Напомню: процесс «взятия» интервью протекал в сквере. Поэтому так называемый проходящий персонаж, разыскивающий пустые бутылки, естественно, на хлебушек собирая (на что же еще с таким сине-красным, практически сливовым цветом лица просить можно?), был вполне нами ожидаем. Мы даже предполагали, что не единожды будем иметь честь. Только вот, что персонаж этот весь вечер был один и тот же, нас несколько… повеселило. И вот он. Летящей походкой шествует ПОЧТИ мимо. Завидя, нет, пронюхав, что у каждого из нас в руках его потенциальные деньги, эта колоритная личность притормозила в одном шаге от нас со стоическим ожиданием в глазах. «Да не допили мы еще!» Мил человеку пришлось удалиться. Ненадолго. -- Прим. авт.)
Ж: … (возвращаясь к беседе. -- Прим. авт.) Я наблюдаю интересный круговорот музыки в обществе. Сначала все перлись от гранджа. Потом была «кислота»… Народ вбивается в один стиль, в котором как будто и надо играть.
З: Мне кто-то когда-то сказал, что все эти определения придумали журналисты, чтобы просто обозвать, дабы потом легче писать было о музыке. А музыкантам ведь все равно, как называется то, что они играют.
(Еле уловимое шевеление со стороны. И пяти минут не минуло. -- Прим. авт.)
Проходящий персонаж: Э-э-э… можно? (протянутая рука. Огромная просьба в кристально-честных глазах. Как такому отказать? -- Прим. авт.)
З: Оль, ну отдай человеку бутылочку. Он просек, что она у тебя уже пустая. (Экстрасенсорные способности прямо на лицо. Дорогой, да в вас погиб Кашпировский. А скольких бы на ноги смогли поставить… -- Прим.авт.)
(протягивая вожделенное просящему. -- Прим. авт.)… Да, все эти термины, начиная, к примеру, с «джаза» и заканчивая «питерским роком» были изобретены в свое время именно моими коллегами. Упростив себе задачу, они тем самым разделили музыкальный мир на такие же музыкальные части. Хорошо это или плохо? Думаю, что, наверное, хорошо. Но артистам ни в коем случае не стоит «загоняться» по этому поводу. Пусть данное ярмо тянут на себе те, чьи умы додумались до этого…
З: Мы первое время по-настоящему «телячились»: в каком стиле мы играем? Ну, скажите хоть кто-нибудь, кто я???!!!.. Но потом решили, что просто делаем такую музыку, которая нам нравится… А позже к нам пришел новый барабанщик -- Саша. Появилась изюминка… Мы его при посторонних хвалим, а на репетициях ругаемся. Недавно вот сольником подрались. Смешно было… Но такие выяснения отношений нормальны.
-- Конечно, без этого не было бы движения группы и в группе. И все же, Саша пришел уже на готовый материал. Даже на готовый альбом (!!!). Вливание в чужое творчество проходило мучительно или «с лету»?
Ж: Саша самоучка, как и каждый из группы ЗЬМЯЯ. Раньше занимался электронной музыкой. А за ударную установку сел… года полтора назад. Да, Саша? (утвердительный кивок головой. -- Прим. авт.)
З: Чтобы возникло настоящее желание вообще СТАТЬ БАРАБАНЩИКОМ, нужно быть «чеканутым». В хорошем смысле этого слова.
Ж: Мы ему, допустим, говорим: «Саша, здесь классический джаз вставим». Нет. Он никогда не будет стучать этот ритм. Он придет домой, подберет специально свою партию, те ритмы, которые именно ему нравятся. Иногда с ним очень сложно играть, потому что размеры он придумываем просто космические! Какие-то пятьдесят шесть восьмых…
З: Теперь у нас в группе разделение политики. Причем между нами тремя и одним Сашей. Ему достаточно тяжело. Хотя бы даже потому, что нашу музыку он видит по-другому, не так, как мы. Да и вообще, играть песню, придуманную ДО тебя, -- все равно, что заниматься любовью с чужой женой. Зато когда Саша просит «Чукчу»… У нас есть новая песня. Это ее сокращенное название. А полное -- «Песня про чукчу, который хотел украсть у своего соседа оленя, но ему не позволила сделать это совесть, а чукчу звали Ганс»… Когда мы репетируем эту песню, у Саши глаза загораются… А еще этот человек постоянно играет. Бывает, мы вечером едем домой с «точки». Ждем метро. Говорим о чем-нибудь. А Саша не реагирует, только ритмично кивает головой. «Подожди-подожди, он еще играет. Сейчас до второго куплета дойдет, и мы его спросим!» Саша кропотливее всех к каждой нотке относится. Ж: Иногда он нас смешит: «Не могу понять: даю друзьям ваш альбом послушать, и он всем почему-то нравится…»
(И вот снова он с нами. Откуда ж ты взялся? Да ты просто… ну-ка, кто там из супергероев появлялся будто из-под земли или из воздуха? Цель, конечно же, та же. Извини, но придется обломать. Мы тут недавно отходили, так ты, наверное, успел банк сорвать. А сейчас не подфартило. -- Прим. авт.)
З: …(даже не дожидаясь реплики со стороны страждущего. – Прим. авт.) У нас уже только баночки! (успели обновить, сорри, что не в масть. -- Прим. авт.)… Вообще, у нас с Сашей отношения хорошие. Но часто дискутируем. И весьма бурно.
-- Так, я уже поняла, что сольником по лбу получить -- это как нефиг. Вот она -- истинная близость человеческих душ. Но вы тут Саше, по большому, счету, комплименты отвешивали. Коль мы уж на личности перешли, давайте быть объективными. Чем НЕ довольны?
З: Саша, например, не пьет алкоголь вообще (и это хорошо!), но обожает любую газированную воду. Ее он потребляет всегда, если есть возможность. А композиции он называет не песнями, а треками. Может, нам удастся его перевоспитать?… (Во время обсуждения Сашиных «полярностей» (то есть плюсов и минусов) сам он ни проронил почти ни слова. Как и за время всего разговора… Барабанщики всегда молчат??? -- Прим. авт.)
-- Давайте теперь к вашему детищу обратимся. Насколько результат оправдал надежды? Я не имею ввиду отклик публики, которого, как мы установили, по определенным причинам почти не наблюдалось. Я говорю о записи. О результате работы. Вы сами как «выход» оцениваете?
В: Процентов на девяносто пять мы остались довольны. Пять процентов -- это наши инструменты и примочки. Гена Сырокваш прекрасный звукорежиссер. Где-то через месяц мы собираемся начать записывать второй альбом. Я даже не знаю, к кому обратиться, кроме как к нему же. Самый большой его плюс -- он незаметно нажимает на кнопку «запись». Гена сначала просит поиграть: «Я послушаю»… А потом оказывается, что ты уже записал партию. И никакого мандража нет.
Ж: А ведь он так часто возникает, даже если ты прекрасно знаешь песню.
З: Когда мы шли на запись, то сначала волновались: там не доработано, тут не доделано… Как оказалось, зря. Потому что с Геной даже готовая песня могла совершенно по-другому получится.
-- Предлагаю пробежаться по композициям. Я знаю, что вы их не пишете «просто так». То есть про каждую есть, что рассказать. Какие самые любимые? Песни-истории, песни «по поводу», песни «на тему»…
З: Когда мы еще только записывали альбом, я сказала, что хитом будет «Усе дзеля вас». Так и получилось. Она как сердцебиение, когда долго-долго бежишь… «Бывай» -- любимая песня Куллинковича (единственная). А «Кiдай зброю» -- Помидорова. Хотя мне она не очень дорога. Может, потому что текст был написан «от балды». Если хорошо подумать, то она политическая. Если подумать чуть лучше, то она пропагандистская. Если еще лучше, то военная. А если не думать, а просто послушать, то она НИ О ЧЕМ. Я обычно пишу текст со словариком (язык белорусский совершенствую), но здесь я им не пользовалась. Слова были придуманы на основании того, что Женя сказал: “О! Тут классно будет звучать в припеве “кiдай зброю каля мяне!”. В: А когда уже записали, то выяснили, что текст грамматически неправильный. Пришлось переделывать...
З: “Вайна”. Это медляк. Мы ее придумали у Вовы дома, когда Женя был в армии. Вова играл мелодию, и через какое-то время я сказала, что песня будет про войну. А слова на припев сочинил Женя во время службы. Это были даже, наверное, стихи, и мы долго не могли понять, как надо петь. На записи я очень хотела, чтобы именно Женя исполнил этот кусок. А он говорил, что это должна сделать я. Мы долго спорили. Я его чуть ли головой о стенку не била. А потом вдруг встала и пошла к микрофону. И спела то, что сначала планировалось как бэк. Потом наверх наложила пять своих бэков. Получилось очень красиво. Жаль, что на концерте так не споем...
В: Нужен будет хор Зой -- целых пять штук... А Зоя, кстати, в хоре на самом деле поет.
З: Хор от работы. Это единственная музыка, которая мне пока позволяет зарабатывать деньги. Потому что ни за один концерт ЗЬМЯІ я еще не получила ни рубля.
В: В честь этого надо первые десять тысяч повесить на стенку в рамочке.
З Как Скрудж МакДак.
-- Расскажите-ка про Counter Strike. Это песенка мне полюбилась, еще когда я услышала ее впервые на русском языке. Мотив у нее задорный. Правда, если быть внимательным к словам, то понимаешь, что они не то, чтобы очень веселые, но жизнеутверждающие…
З: Мы с Вовой долгое время работали в «Подземном городе», продавали компьютерные диски. К нам постоянно приходили дети и гундосили: «У вас есть Counter Strike? У вас есть Counter Strike?» Тогда еще мания была: версия 1.6, 2.0… А недалеко в компьютерном клубе работали наши знакомые, к которым мы отправляли особо геморройных клиентов проверять диски. Заходим мы как-то в этот клуб после работы и видим: ВСЕ дети играют в Counter Strike. И я представила: сидит девочка в деревне, ждет мальчика, а он вместо свидания в Counter Strike режется… Даже клип хотели снять: стоит девочка около деревенского клуба, надеется на то, что сейчас придет мальчик… Но он очень занят игрушкой… А она стоит, ждет, косичку на пальчик накручивает. Вместо Вовиного соло бабки с дедками на лавочке поют…
Ж: Да… в наше время я за девками бегал, а не в компьютерные игры резался… А сейчас здоровые человеческие отношения вытесняются порно-сайтами. Я этого не понимаю.
З: Что там у нас следующее? «Самоубийца»? Тоже одна из старых вещей, написанная сначала по-русски. Я сразу решила, что эта песня будет про самоубийцу. А потом мне пришло в голову, что это будет истеричка-самоубийца женского пола. Я очень не люблю людей, которые хотят самостоятельно завершить свою жизнь. Они думают: «Вот я сейчас выпрыгну из окна, кому-то плохо сделаю, а завтра мы посмотрим, потому что все будет продолжаться». Но ведь не будет ни завтра, ни продолжения. Все закончится на прыжке из окна. Зачем, если дальше не будет НИЧЕГО???
Ж: Эта песня была придумана у бабушки в гараже. В то лето мы с Вовой по ночам там сидели… Моей бабушке надо отдать большое должное. З: Да, не каждый родитель так относится к творческой жизни своего ребенка. А бабушка радуется за каждое появление Жени на экране, за каждую статью о ЗЬМЯЕ.
Ж: Бабушка мне, между прочим, и гитару первую подарила…
-- По-моему мы не коснулись только «Магнезіі». Очень…чувственная песня. Очень женская…
З: Меня она сразу в депрессию вгоняет. Это одна из немногих композиций, на которую сначала был написан текст. Вернее, даже стихотворение. Это очень личное, как будто бы от сердца отрываешь. Мне очень стыдно, но даже на диске я ее всегда перематываю. Потому что не могу слушать. В: Ну, во время записи мы настолько «наслушались» каждую песню… Контролировали ведь каждый звук, уровень громкости каждого инструмента. З: Запись вообще-то проходила очень весело. Много смеялись. Например, когда Женя пел вступление к песне «У яму», я даже со стула свалилась. Все записалось. Мы этот смех специально сохранили. И еще во время соло бабушек и дедушек в Сounter Strike тоже хохот слышен.
-- Мне очень нравится дизайн обложки. Кто ее рисовал? Чья была идея? И вообще -- насколько это символично: кукла, протягивающая каравай -- на лицевой страничке и представляющая собой руины -- на последней?
В: Обложку рисовал Ваня Горчаков. Причем, от руки, там нет никакой компьютерной графики. А идея куклы наша.
З: Сначала Женя предложил просто руки и хлеб на рушнике. Но потом я говорю: «Давайте меня оденем в национальный костюм и сфотографируем». А потом мы уже подумали про куклу…
Ж: Она даже чем-то на Зою получилась похожей. Энергетика, наверное, исходит такая же…
З: Я специально ходила «На Немигу», просила разрешения у директора, у менеджера, чтобы сфотографировать куклу. Фотографию мы отдали Ване… А для того, чтобы нарисовать последнюю страничку обложки, ему пришлось пожертвовать собственной куклой, поиздеваться над ней и разломать. Она, между прочим, триста тысяч стоит…
В: На обложке есть еще один секрет для любопытных: название ЗЬМЯЯ написано около шестидесяти раз. (Я, естественно, сразу же схватилась за диск и давай разглядывать его «одежку». Обнаружила одну «зьмяю». Гордо и воодушевленно ткнув пальцем, сказала: «Я уже одну нашла!» Меня тут же «обрезали»: «ЭТУ видят все». А потом Вова показал, как надо искать. И я действительно рассмотрела. -- Прим. авт.)
-- Будем рассказывать людям о планах и предстоящих телодвижениях группы?
В: Расскажем немного. На «Басовище» собираемся. Паспорт у меня уже готов, печать поставили!!! (Да, в прошлый раз именно это оказалось подножкой. Перестраховались? Похвально. -- Прим. авт.)
З: Скоро будем начинать записывать новый альбом. Он получится более серьезным. «Усе дзеля вас» немного детский.
Ж: Гламурный.
З: Во втором мы немножко вырастем.
P.S.: Упс! Чуть не забыла. А ведь обещала. Вот вам координаты моего музыкального парфюма (тьфу! Эти аналогии! Что ж -- издержки профессии…): zmeya@tut.by (для тех, кто хочет писать) и www.zmeya.tk (для желающих читать и слушать музыку).
…Долго думали, куда пойти беседу беседовать. В результате, встретившись и отвергнув все близлежащие бары и кафе, уселись на лавочку в сквере. А что? Пить пиво и вести дружеский разговор тут даже удобнее -- никаких условностей. И не в пример веселее: столько всяких разносторонних личностей шаркающей походкой мимо бродит и в глаза тебе заглядывает.
-- …Так, чтобы не забыть, давайте сразу про концерт скажем. Что будет? Когда? В рамках чего?
Зоя: В конце мая должна состояться презентация третьего диска Hard Life -- Heavy Music, в который вошла наша песня «Усе дзеля вас». На фоне этого мы и сыграем свою… тоже презентацию.
Владимир: Там, наверное, много других команд так же, как и мы, станут презентовать пластинки.
З: Но и отдельный концерт мы тоже очень хотим сделать. Пригласим друзей и организуем хороший вечер, шоу… Не американское, конечно, а наше скромное белорусское.
-- Ребята, альбом вообще оправдал ожидания? Когда держите его в руках, что ощущаете: нервную дрожь в пальцах, простое удовлетворение, или остаетесь равнодушны (недовольны), потому как «можно было и лучше»? Чувствуется, что пластинка вышла, что вон она, родимая, буквально в десяти метрах отсюда в «Мистерии звука» на полке стоит?
З: Диск был полностью готов в начале февраля, но мне почему-то кажется, что это случилось только вчера.
В: Он вышел и это радует.
З: Хотя нет четкого осознания того, что альбом уже есть. Дать бы несколько концертов, продать бы на них пару дисков…
Женя: Я тебя уверяю: не мы одни такие.
З: Мне вот Помидоров недавно говорил: «Слышал я, что у вас альбом вышел…» -- «Ну, вышел…» -- «Что-то как-то слишком тихо он у вас вышел» -- «Да, наверное, стоило пару дисков на пол с грохотом швырнуть, чтобы хоть какой-то шум был»… И на самом деле: выступлений особых не было, никакой рекламы, пресса тоже стороной обошла… Тихо так.
Ж: Мы и сами тихие.
З: Ни с кем из коллективов тесно не общаемся, сильно не дружим с суперпопулярными молодыми группами, которые часто собирались раньше в клубе «28».
В: У них там свои тусовки…
Ж: Мне иногда кажется, что в подобных клубах существует практически стопроцентная монополия на концерты, в списке присутствует только «Пятерка лучших». Несколько раз предлагали им: давайте мы просто сыграем…
З: А в ответ слышим: «Не нужны нам вы! Что это еще за ЗЬМЯЯ такая?!»
Ж: Может, боятся рейтинг испортить?
З: Но ведь они все равно дальше этих клубов не пойдут. Для чего группы там вообще выступают? Для кого? Для своих же друзей? …Однажды нам все- таки пришлось играть в клубе «28». Из-за этого мы пропустили репетицию. Так вот лучше бы мы все же на репетицию пошли, потому что звук на этой вечерине был просто отстойным. В зале -- человек десять, которые пришли скорее так -- потусоваться, пиво попить, перед знакомыми рисануться, а не музыку послушать.
Ж: Самое интересное, что группы, выступающие там, достаточно талантливы. Но почему их устраивает «место на гнезде»? Отбил себе территорию, поел там, поспал, продолжил свой род…
З: Это как в любой профессии. На заводе, например, тоже есть рабочие, которые потом в начальники выбиваются, остальные же продолжают за станками стоять. А среди музыкантов есть те, у которых хватает упорства и желания на большой сцене оказаться, а другие будут продолжать сидеть в подвалах и играть на третьесортных вечеринках. Хотя с этого все начинают, и мы не исключение.
Ж: (мечтательно, даже ностальгически. -- Прим. авт.) А помните, как в году 96-м концерты в парках проходили… Пришел, сел под дерево на травку, попил пивка, музыку любимую послушал, получил от каких-нибудь мужиков по морде…
-- Н-да… Романтика, что и говорить. Теперь же в случае таких концертов на свежем воздухе получают в первую очередь музыканты, а не зрители. Только не по морде, а по голове… Сыграешь пару песенок на открытой площадке, а завтра -- бах! -- и ты в «списке». За что? А за бесплатную музыку!
З: У нас на эту тему даже песня есть. «Музыка BY». Мы написали ее сразу после концерта на площади Бангалор, буквально через несколько дней. Она посвящается ВСЕМ музыкантам, но в первую очередь тем, кто пострадал тогда.
Ж: Ты очень смело говоришь сейчас об этом. Не боишься, что нас тоже могут «запретить»?
З: Если так посмотреть, то в жизни вообще всего надо бояться.
В: «Запретят» ЗЬМЯЮ, придется тогда по-другому назваться. ГАДЮКА, например…
-- Я вот встрять хочу… извините… Мнение слушателя, зрителя, НЕ журналиста. Да, не секрет, что ЗЬМЯЯ жестче тех коллективов, с которыми чаще всего играет. И когда проводится какой-нибудь концерт рок-команд (назовем так их все, не будем вдаваться в отличительные стилистические подробности), почему-то в первую очередь запоминается ЗЬМЯЯ. От определенной степени тяжести ли это или от неожиданно сменяющихся ритмов, а, может, тайна кроется в особой энергетике… Не важно. Но это факт. Что вы думаете по поводу моих мыслей?
В: Мы действительно попробовали сделать то, чего в Беларуси еще не было. Правда, не все это понимают. Допустим, те же металисты просто до упора загнаны в свой метал…
З: А однажды какой-то мальчик на форуме писал: «ЗЬМЯЯ -- это не хардкор, я так не играю…» Но что такое хардкор вообще? Эта та же попса. Что-то припанкованное и исключительно модное…
(Напомню: процесс «взятия» интервью протекал в сквере. Поэтому так называемый проходящий персонаж, разыскивающий пустые бутылки, естественно, на хлебушек собирая (на что же еще с таким сине-красным, практически сливовым цветом лица просить можно?), был вполне нами ожидаем. Мы даже предполагали, что не единожды будем иметь честь. Только вот, что персонаж этот весь вечер был один и тот же, нас несколько… повеселило. И вот он. Летящей походкой шествует ПОЧТИ мимо. Завидя, нет, пронюхав, что у каждого из нас в руках его потенциальные деньги, эта колоритная личность притормозила в одном шаге от нас со стоическим ожиданием в глазах. «Да не допили мы еще!» Мил человеку пришлось удалиться. Ненадолго. -- Прим. авт.)
Ж: … (возвращаясь к беседе. -- Прим. авт.) Я наблюдаю интересный круговорот музыки в обществе. Сначала все перлись от гранджа. Потом была «кислота»… Народ вбивается в один стиль, в котором как будто и надо играть.
З: Мне кто-то когда-то сказал, что все эти определения придумали журналисты, чтобы просто обозвать, дабы потом легче писать было о музыке. А музыкантам ведь все равно, как называется то, что они играют.
(Еле уловимое шевеление со стороны. И пяти минут не минуло. -- Прим. авт.)
Проходящий персонаж: Э-э-э… можно? (протянутая рука. Огромная просьба в кристально-честных глазах. Как такому отказать? -- Прим. авт.)
З: Оль, ну отдай человеку бутылочку. Он просек, что она у тебя уже пустая. (Экстрасенсорные способности прямо на лицо. Дорогой, да в вас погиб Кашпировский. А скольких бы на ноги смогли поставить… -- Прим.авт.)
(протягивая вожделенное просящему. -- Прим. авт.)… Да, все эти термины, начиная, к примеру, с «джаза» и заканчивая «питерским роком» были изобретены в свое время именно моими коллегами. Упростив себе задачу, они тем самым разделили музыкальный мир на такие же музыкальные части. Хорошо это или плохо? Думаю, что, наверное, хорошо. Но артистам ни в коем случае не стоит «загоняться» по этому поводу. Пусть данное ярмо тянут на себе те, чьи умы додумались до этого…
З: Мы первое время по-настоящему «телячились»: в каком стиле мы играем? Ну, скажите хоть кто-нибудь, кто я???!!!.. Но потом решили, что просто делаем такую музыку, которая нам нравится… А позже к нам пришел новый барабанщик -- Саша. Появилась изюминка… Мы его при посторонних хвалим, а на репетициях ругаемся. Недавно вот сольником подрались. Смешно было… Но такие выяснения отношений нормальны.
-- Конечно, без этого не было бы движения группы и в группе. И все же, Саша пришел уже на готовый материал. Даже на готовый альбом (!!!). Вливание в чужое творчество проходило мучительно или «с лету»?
Ж: Саша самоучка, как и каждый из группы ЗЬМЯЯ. Раньше занимался электронной музыкой. А за ударную установку сел… года полтора назад. Да, Саша? (утвердительный кивок головой. -- Прим. авт.)
З: Чтобы возникло настоящее желание вообще СТАТЬ БАРАБАНЩИКОМ, нужно быть «чеканутым». В хорошем смысле этого слова.
Ж: Мы ему, допустим, говорим: «Саша, здесь классический джаз вставим». Нет. Он никогда не будет стучать этот ритм. Он придет домой, подберет специально свою партию, те ритмы, которые именно ему нравятся. Иногда с ним очень сложно играть, потому что размеры он придумываем просто космические! Какие-то пятьдесят шесть восьмых…
З: Теперь у нас в группе разделение политики. Причем между нами тремя и одним Сашей. Ему достаточно тяжело. Хотя бы даже потому, что нашу музыку он видит по-другому, не так, как мы. Да и вообще, играть песню, придуманную ДО тебя, -- все равно, что заниматься любовью с чужой женой. Зато когда Саша просит «Чукчу»… У нас есть новая песня. Это ее сокращенное название. А полное -- «Песня про чукчу, который хотел украсть у своего соседа оленя, но ему не позволила сделать это совесть, а чукчу звали Ганс»… Когда мы репетируем эту песню, у Саши глаза загораются… А еще этот человек постоянно играет. Бывает, мы вечером едем домой с «точки». Ждем метро. Говорим о чем-нибудь. А Саша не реагирует, только ритмично кивает головой. «Подожди-подожди, он еще играет. Сейчас до второго куплета дойдет, и мы его спросим!» Саша кропотливее всех к каждой нотке относится. Ж: Иногда он нас смешит: «Не могу понять: даю друзьям ваш альбом послушать, и он всем почему-то нравится…»
(И вот снова он с нами. Откуда ж ты взялся? Да ты просто… ну-ка, кто там из супергероев появлялся будто из-под земли или из воздуха? Цель, конечно же, та же. Извини, но придется обломать. Мы тут недавно отходили, так ты, наверное, успел банк сорвать. А сейчас не подфартило. -- Прим. авт.)
З: …(даже не дожидаясь реплики со стороны страждущего. – Прим. авт.) У нас уже только баночки! (успели обновить, сорри, что не в масть. -- Прим. авт.)… Вообще, у нас с Сашей отношения хорошие. Но часто дискутируем. И весьма бурно.
-- Так, я уже поняла, что сольником по лбу получить -- это как нефиг. Вот она -- истинная близость человеческих душ. Но вы тут Саше, по большому, счету, комплименты отвешивали. Коль мы уж на личности перешли, давайте быть объективными. Чем НЕ довольны?
З: Саша, например, не пьет алкоголь вообще (и это хорошо!), но обожает любую газированную воду. Ее он потребляет всегда, если есть возможность. А композиции он называет не песнями, а треками. Может, нам удастся его перевоспитать?… (Во время обсуждения Сашиных «полярностей» (то есть плюсов и минусов) сам он ни проронил почти ни слова. Как и за время всего разговора… Барабанщики всегда молчат??? -- Прим. авт.)
-- Давайте теперь к вашему детищу обратимся. Насколько результат оправдал надежды? Я не имею ввиду отклик публики, которого, как мы установили, по определенным причинам почти не наблюдалось. Я говорю о записи. О результате работы. Вы сами как «выход» оцениваете?
В: Процентов на девяносто пять мы остались довольны. Пять процентов -- это наши инструменты и примочки. Гена Сырокваш прекрасный звукорежиссер. Где-то через месяц мы собираемся начать записывать второй альбом. Я даже не знаю, к кому обратиться, кроме как к нему же. Самый большой его плюс -- он незаметно нажимает на кнопку «запись». Гена сначала просит поиграть: «Я послушаю»… А потом оказывается, что ты уже записал партию. И никакого мандража нет.
Ж: А ведь он так часто возникает, даже если ты прекрасно знаешь песню.
З: Когда мы шли на запись, то сначала волновались: там не доработано, тут не доделано… Как оказалось, зря. Потому что с Геной даже готовая песня могла совершенно по-другому получится.
-- Предлагаю пробежаться по композициям. Я знаю, что вы их не пишете «просто так». То есть про каждую есть, что рассказать. Какие самые любимые? Песни-истории, песни «по поводу», песни «на тему»…
З: Когда мы еще только записывали альбом, я сказала, что хитом будет «Усе дзеля вас». Так и получилось. Она как сердцебиение, когда долго-долго бежишь… «Бывай» -- любимая песня Куллинковича (единственная). А «Кiдай зброю» -- Помидорова. Хотя мне она не очень дорога. Может, потому что текст был написан «от балды». Если хорошо подумать, то она политическая. Если подумать чуть лучше, то она пропагандистская. Если еще лучше, то военная. А если не думать, а просто послушать, то она НИ О ЧЕМ. Я обычно пишу текст со словариком (язык белорусский совершенствую), но здесь я им не пользовалась. Слова были придуманы на основании того, что Женя сказал: “О! Тут классно будет звучать в припеве “кiдай зброю каля мяне!”. В: А когда уже записали, то выяснили, что текст грамматически неправильный. Пришлось переделывать...
З: “Вайна”. Это медляк. Мы ее придумали у Вовы дома, когда Женя был в армии. Вова играл мелодию, и через какое-то время я сказала, что песня будет про войну. А слова на припев сочинил Женя во время службы. Это были даже, наверное, стихи, и мы долго не могли понять, как надо петь. На записи я очень хотела, чтобы именно Женя исполнил этот кусок. А он говорил, что это должна сделать я. Мы долго спорили. Я его чуть ли головой о стенку не била. А потом вдруг встала и пошла к микрофону. И спела то, что сначала планировалось как бэк. Потом наверх наложила пять своих бэков. Получилось очень красиво. Жаль, что на концерте так не споем...
В: Нужен будет хор Зой -- целых пять штук... А Зоя, кстати, в хоре на самом деле поет.
З: Хор от работы. Это единственная музыка, которая мне пока позволяет зарабатывать деньги. Потому что ни за один концерт ЗЬМЯІ я еще не получила ни рубля.
В: В честь этого надо первые десять тысяч повесить на стенку в рамочке.
З Как Скрудж МакДак.
-- Расскажите-ка про Counter Strike. Это песенка мне полюбилась, еще когда я услышала ее впервые на русском языке. Мотив у нее задорный. Правда, если быть внимательным к словам, то понимаешь, что они не то, чтобы очень веселые, но жизнеутверждающие…
З: Мы с Вовой долгое время работали в «Подземном городе», продавали компьютерные диски. К нам постоянно приходили дети и гундосили: «У вас есть Counter Strike? У вас есть Counter Strike?» Тогда еще мания была: версия 1.6, 2.0… А недалеко в компьютерном клубе работали наши знакомые, к которым мы отправляли особо геморройных клиентов проверять диски. Заходим мы как-то в этот клуб после работы и видим: ВСЕ дети играют в Counter Strike. И я представила: сидит девочка в деревне, ждет мальчика, а он вместо свидания в Counter Strike режется… Даже клип хотели снять: стоит девочка около деревенского клуба, надеется на то, что сейчас придет мальчик… Но он очень занят игрушкой… А она стоит, ждет, косичку на пальчик накручивает. Вместо Вовиного соло бабки с дедками на лавочке поют…
Ж: Да… в наше время я за девками бегал, а не в компьютерные игры резался… А сейчас здоровые человеческие отношения вытесняются порно-сайтами. Я этого не понимаю.
З: Что там у нас следующее? «Самоубийца»? Тоже одна из старых вещей, написанная сначала по-русски. Я сразу решила, что эта песня будет про самоубийцу. А потом мне пришло в голову, что это будет истеричка-самоубийца женского пола. Я очень не люблю людей, которые хотят самостоятельно завершить свою жизнь. Они думают: «Вот я сейчас выпрыгну из окна, кому-то плохо сделаю, а завтра мы посмотрим, потому что все будет продолжаться». Но ведь не будет ни завтра, ни продолжения. Все закончится на прыжке из окна. Зачем, если дальше не будет НИЧЕГО???
Ж: Эта песня была придумана у бабушки в гараже. В то лето мы с Вовой по ночам там сидели… Моей бабушке надо отдать большое должное. З: Да, не каждый родитель так относится к творческой жизни своего ребенка. А бабушка радуется за каждое появление Жени на экране, за каждую статью о ЗЬМЯЕ.
Ж: Бабушка мне, между прочим, и гитару первую подарила…
-- По-моему мы не коснулись только «Магнезіі». Очень…чувственная песня. Очень женская…
З: Меня она сразу в депрессию вгоняет. Это одна из немногих композиций, на которую сначала был написан текст. Вернее, даже стихотворение. Это очень личное, как будто бы от сердца отрываешь. Мне очень стыдно, но даже на диске я ее всегда перематываю. Потому что не могу слушать. В: Ну, во время записи мы настолько «наслушались» каждую песню… Контролировали ведь каждый звук, уровень громкости каждого инструмента. З: Запись вообще-то проходила очень весело. Много смеялись. Например, когда Женя пел вступление к песне «У яму», я даже со стула свалилась. Все записалось. Мы этот смех специально сохранили. И еще во время соло бабушек и дедушек в Сounter Strike тоже хохот слышен.
-- Мне очень нравится дизайн обложки. Кто ее рисовал? Чья была идея? И вообще -- насколько это символично: кукла, протягивающая каравай -- на лицевой страничке и представляющая собой руины -- на последней?
В: Обложку рисовал Ваня Горчаков. Причем, от руки, там нет никакой компьютерной графики. А идея куклы наша.
З: Сначала Женя предложил просто руки и хлеб на рушнике. Но потом я говорю: «Давайте меня оденем в национальный костюм и сфотографируем». А потом мы уже подумали про куклу…
Ж: Она даже чем-то на Зою получилась похожей. Энергетика, наверное, исходит такая же…
З: Я специально ходила «На Немигу», просила разрешения у директора, у менеджера, чтобы сфотографировать куклу. Фотографию мы отдали Ване… А для того, чтобы нарисовать последнюю страничку обложки, ему пришлось пожертвовать собственной куклой, поиздеваться над ней и разломать. Она, между прочим, триста тысяч стоит…
В: На обложке есть еще один секрет для любопытных: название ЗЬМЯЯ написано около шестидесяти раз. (Я, естественно, сразу же схватилась за диск и давай разглядывать его «одежку». Обнаружила одну «зьмяю». Гордо и воодушевленно ткнув пальцем, сказала: «Я уже одну нашла!» Меня тут же «обрезали»: «ЭТУ видят все». А потом Вова показал, как надо искать. И я действительно рассмотрела. -- Прим. авт.)
-- Будем рассказывать людям о планах и предстоящих телодвижениях группы?
В: Расскажем немного. На «Басовище» собираемся. Паспорт у меня уже готов, печать поставили!!! (Да, в прошлый раз именно это оказалось подножкой. Перестраховались? Похвально. -- Прим. авт.)
З: Скоро будем начинать записывать новый альбом. Он получится более серьезным. «Усе дзеля вас» немного детский.
Ж: Гламурный.
З: Во втором мы немножко вырастем.
P.S.: Упс! Чуть не забыла. А ведь обещала. Вот вам координаты моего музыкального парфюма (тьфу! Эти аналогии! Что ж -- издержки профессии…): zmeya@tut.by (для тех, кто хочет писать) и www.zmeya.tk (для желающих читать и слушать музыку).
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2005 год в рубрике музыкальная газета