Музыкальные Инструменты
Об Ударной Установке

Пройдя большой путь развития -- от первобытных племен до наших дней -- ударные инструменты совершенствовались и развивались. Сегодня итог этого развития можно увидеть в виде ударных установок, которые в различных конфигурациях используются в современной музыке. Ударная установка -- это комплекс перкуссионных инструментов, каждый из которых пришел в современность от различных народов.
В зависимости от требований и возможностей исполнителей музыкальных произведений ударная установка может иметь различное количество составляющих, но есть минимум, которого в большинстве случаев достаточно для создания ритмической основы композиции, с необходимой экспрессией и разнообразием. Вот он, стандартный, часто используемый состав (так называемый DrumSet): малый барабан, бас барабан, том-томы и тарелки.

Малый барабан
Некоторые ударники называют его «сольник», «рабочий», «ведущий». И называют его именно так оправдано: на нем играют соло, ведут ритм -- на нем работают. Чаще всего используется один малый барабан, настроенный под конкретный музыкальный стиль, но иногда используются и два барабана. Располагается этот инструмент на уровне ног в сидячем положении на расстоянии согнутой в локте руки. Если исполнителем предусматривается второй малый барабан, то он располагается на таком же уровне только сбоку.
Изготавливают малые барабаны из дерева или металла. Самые дешевые из них могут быть выполнены из прессованного картона или бумаги, но в этом случае о звучании и речи быть не может. Как и во всех музыкальных инструментах, в барабанах от материала изготовления напрямую зависит звук, его тембровая окраска, глубина либо звонкость, яркость.

Из металлов наибольшее распространение получили медь, латунь, бронза. Изготовленные из них барабаны звучат тепло, мягко, приятно. Если в качестве материала был применен алюминий или его сплавы, то звук получится сухой, глуховатый, но весьма интересный.

Из дерева широко применяются клен, красное дерево, береза, бук. Используются и другие «музыкальные» породы, а также их сочетания. Каждая из них придает барабану его неповторимый звук, зависящий от особенностей пород дерева. Так, например, красное дерево звучит глубоко и богато низкими обертонами, а береза звучит высоко и ярко, но мягче, чем клен, который дает яркий звонкий звук, а вот звук букового барабана тоже будет ярким, но не будет резать ухо. Послушав барабаны из различных пород дерева, можно выбрать наиболее подходящий инструмент для того или иного музыкального стиля.

Большое влияние на звучание оказывает величина глубины (толщина) малого барабана. Чем она больше, тем объемней будет казаться звучание, заполняющее все пространство помещения. И наоборот, чем тоньше барабан, тем четче и точнее будут слышны удары, хотя звук будет казаться более плоским. Тонкие барабаны, (глубина составляет 3”-6”), например, часто используются в джазе. А на барабанах толщиной 6”-13” любят поиграть поклонники тяжелой музыки.

Большое влияние на окраску, объем и плотность звучания оказывает подструнник -- большое количество пружинок, прикрепленных с нижней стороны малого барабана. Его неправильная настройка может не дать звучать инструменту во всей его красе.

Бас-барабан
Это самый большой, низко звучащий барабан, который является основой для всех ритмов, можно сказать -- фундаментом. С его помощью формируется ритм, он является отправной точкой для всей группы. Свое происхождение барабан имеет из Турции. Приблизительно в 1550 году бас-барабан попадает в Европу из Турции. В те времена турки имели большое царство и их торговые маршруты пролегали мо всему миру. Военные оркестры турецкой армии использовали в музыке большой барабан. Его мощный звук покорил многих, и стало модно использовать этот звук в музыкальных произведениях, и таким образом барабан распространился по всей Европе.
Бас-барабан располагается вертикально внизу на полу. Звук из него извлекается при помощи педали, которая находится также на полу со стороны исполнителя, крепится к барабану и приводится в движение ногой. Чаще всего используется один бас-барабан, но в экстремальных музыкальных стилях используется два, некоторые даже умудряются использовать и большее их количество. Размеры бас-барабанов самые большие, диаметры их могут колебаться от 18” до 24”, а глубина -- от 14 до 20 дюймов.
Том-томы
Происходят том-томы из Африки, где их называли тамтамы. Использовали их звук аборигены для того, чтобы привести племена в боевую готовность, передать важное сообщение, а также и для исполнения обрядовой музыки. Изготавливались барабаны из полых стволов деревьев и шкур животных. Позже, когда греки попали в Африку, приблизительно две тысячи лет до н.э., они узнали об африканских барабанах и были очень удивлены мощным и сильным звучание том-томов. Отдельные барабаны они увезли с собой, но не нашли для них особого применения и использовали барабаны не очень часто. Некоторое время спустя, Римская империя повела борьбу за новые земли, и католики двинулись в крестовый поход.
Приблизительно 200 лет до н. э. их войска вторглись в Грецию и Северную Африку. Они также узнали про африканские барабаны и в отличие от греков, действительно нашли применение для барабанов. Их стали применять в военных оркестрах. Но, в то же время, используя африканские барабаны, европейцы не использовали их ритмы, так как не имели такого чувства ритма, которое было развито у африканцев в их музыке. Времена переменились и для Римской империи настали плохие времена, она рухнула, и многочисленные племена вторглись в империю.

Количество том-томов в ударной установке может варьироваться от одного до семи, а в некоторых случаях и больше. Размеры барабанов варьируются от 8” до 16”, а глубина -- от 6” до 18”. Располагаются том-томы на уровне груди в сидячем положении на расстоянии вытянутой руки непосредственно перед исполнителем, а также, при наибольшем количестве еще и с обоих боков, кругообразно (напольные варианты).

Тарелки
Они присутствуют в каждой ударной установке. Изготавливаются в основном из меди в сочетании с разными дозами других цветных металлов, в том числе и драгоценных. Количество тарелок также разное -- от 4 до 10-ти и более. Размеры могут быть от миниатюрных, диаметром 6”, до очень больших, диаметром 20”. Тарелки в ударной установке можно условно поделить на две группы: управляемые и неуправляемые тарелки. В свою очередь каждая группа выполняет свою функцию. Управляемые тарелки служат для поддержания ритма и управляются они с помощью устройства, называемого hi- hat. Располагается он сбоку и приводится в движение ногой, хотя сами тарелки расположены на уровне том-томов. Второй вид тарелок -- неуправляемые, так как подвешиваются они в свободном положении выше том-томов на уровне головы в сидячем положении спереди и с боков. Служат они для подчеркивания ритма и усиления кульминационных моментов музыки.
Мембраны
Они устанавливаются на все барабаны ударной установки и являются, по сути, источником звука, который возникает при соприкосновении палочки с их поверхностями. В нынешнее время используются в основном пластиковые мембраны, которые не уступают по своим характеристикам аналогам, сделанным из кожи, а стоят намного дешевле.
Мембрана представляет собой круг по периметру которого -- жесткий негнущийся обод, сделанный из пластмассы или железа так, что края пластика или шкуры жестко фиксируются этим ободом и прочно соединены в одно целое. Круг-мембрана надевается на цилиндр таким образом, что обод мембраны плотно окутывает внешние края цилиндра. А сверху такая мембрана покрывается еще одним железным ободом, еще больших размеров и еще более жестким. Верхний большой обод прочно прилегает и соприкасается с ободом мембраны так, что при равномерном надавливании по всему периметру верхнего обода, нагрузка так же равномерно передается на нижний обод мембраны. А так как диаметр мембраны чуть больше диаметра цилиндра, то обод мембраны под давлением верхнего жесткого обода, направляется вниз относительно верхнего края цилиндра с внешней стороны, одновременно направляя за собой мембрану, которая в свою очередь, опираясь на несущие стенки цилиндра получает натяжение.

К внешней боковой стенке цилиндра ближе к торцу по всему периметру крепятся железные детали, в которых есть отверстия с резьбой. Как правило, таких деталей насчитывается от 4-х до 10-ти штук в зависимости от размеров барабана. В верхнем жестком ободе проделано такое же количество отверстий и при налаживании жесткого обода сверху на мембрану его отверстия располагаются напротив отверстий в железных деталях. Далее болты с резьбой вставляют в отверстия жесткого обода, соединяя его с железными деталями, и в результате обычного вкручивания болта в гайку жесткий обод приводится в движение, создавая давление на обод мембраны, которая, в свою очередь, и натягивается до необходимой окраски звучания барабана. Таким образом происходит настройка барабанов, после которой непосредственно можно приступать к игре на ударной установке.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета