Музыкальные Инструменты
Перкуссия

Ритм существовал всегда. Он пронизывает жизнь с самого ее зарождения. Смена дня и ночи, приливы и отливы, деление клетки, биение сердца… На заре человечества не было языков, состоящих из слов, предложений, текстов, но были ритмы. При их помощи люди общались между собой, обращались к богам. Так появились ударные инструменты. С их помощью человек выразил свои чувства и эмоции.
Те, кто когда-либо играл на ударных инструментах или перкуссии, знают, что такое окунуться в мир звуков ритма, коснувшись истоков мироздания. Древние цивилизации имели свои национальные инструменты, традиции изготовления некоторых из них сохранились до наших дней. Наибольшее количество современных ударных инструментов, перкуссии появились в Африке. Во времена работорговли чернокожие жители Африки были расселены по всему миру, в страны с разными культурными традициями, обычаями и устоями.
Но, даже будучи рабами, африканцы не могли не играть, в их крови пульсировали ритмы. Так африканская культура, а вместе с ней и ударные инструменты начали распространяться по всему свету, завоевывая ошеломляющую популярность. Инструменты видоизменялись, приобретали новые формы и виды. Некоторые из них наоборот -- оставались практически неизменными, и в таком виде дошли до наших дней.

Барабанщики и их инструменты в Африке всегда были в особом почете. Они не имели никаких других обязанностей, кроме игры на барабанах. Без барабанов не обходилось ни одно событие в то время: рождение, свадьба, похороны, разнообразные праздники. Все время раздавались звуки ритмов: чарующих, завораживающих, доводящих до исступления.
Но это были не просто удары, при помощи своих инструментов барабанщики разговаривали. Они выбивали звуки гласные и согласные, очень похожие на их язык. В особые дни барабанщик мог рассказать краткую историю своего племени, упоминая вождей, их истории жизней. Такое свойство барабанов «разговаривать» использовалось африканцами для распространения новостей на большие расстояния. Передаваясь по эстафете, сообщения могли преодолевать тысячи километров за несколько часов.

Сохранилось много легенд о барабанах Африки. Некоторые из них гласят, что большие барабаны окропляли кровью человеческой жертвы, потому как он не сможет звучать должным образом, пока не услышит предсмертный человеческий крик. А вождь одного племени так гордился сделанным ему на заказ огромным барабаном, что принес в жертву мастера, который его сделал. Чтобы тот больше никогда не смог повторить свое творение.
У барабанщиков Африки есть свой бог -- Лунный Человек. Когда наступает полнолуние, можно увидеть, как этот бог держит палочки над барабаном. Если палочки опускаются, значит, где-то умер барабанщик. Некоторые народы Западной Африки верят, что барабанщик может передавать вести своим предкам, населяющим мир духов.

Когда человек играет на ударном инструменте, он концентрирует свое внимание на ударах, их звуках. Благодаря этому, для ненужных, беспокойных мыслей не остается места. Ритмичная игра делает движения плавными, рациональными, «заставляя» расслабляться. Еще и поэтому пластика африканцев так отличается от движений всех остальных народностей.
Игра перкуссии доставляет даже неподготовленному человеку огромное удовольствие и является самым верным способом быстро избавиться от стресса. Уже через несколько минут исполнения ритмов человек попадает в состояние легкого транса. Игра в группе дает барабанщикам возможность общаться эмоционально, ментально, позволяет чувствовать мысли, настроения друг друга.

Бонго
Кубинское название для целого ряда небольших афро-кубинских барабанов. Два небольших барабана соединены вместе деревянной перегородкой. Кожа съемная, и для поддержания строя bongocero необходимо использовать удерживаемый ногами небольшой угольный медник. Исполнитель обычно играет сидя, держа bongo между коленями.
В 20-е годы XX века bongo были настроены ниже, чем сегодня. Строй современных bongo больше соответствует их лидирующей роли в латинской ритм- секции. Современная техника игры базируется на технике ударов, называемой martillo.

Конго
Называется так же tumbadora. Одноголовый бочкообразный барабан с натянутой кожей, уходящий истоками к барабанам Африки. Почти обязательный инструмент латинских групп и наиболее часто используемый (помимо ударной установки) барабан в джазе, рок- и поп-музыке. Изначально
изготавливался из дерева, в наши дни часто используется фиберглас (стеклопластик).

Дарбука
Имеет названия dumbe, dumbec, doumbek, doumbec, darbuka. Арабский одноголовый барабан в форме бокала. По традиции инструмент делали из керамики, покрывая голову козлиной или рыбьей кожей. В наши дни покрытие, как правило, синтетическое, а для корпуса используются такие разнообразные материалы, как красное дерево, медь, алюминий (и другие металлы) и традиционная керамика. Из-за того, что он открыт снизу, получается акустическая воронка, которая производит глубокий резонирующий низкий звук. Один из главных инструментов, аккомпанирующих при исполнении танца живота.

Bata
Семейство из трех двухголовых нигерийских барабанов в форме песочных часов. Каждый ilu (барабан) имеет свое название: меньший -- okonkolo, затем itotele и самый большой bata ilu -- iya. Согласно традиции, в bata живет сверхъестественная сущность, называемая ana. Чтобы ее накормить, необходимо приносить в жертву пищу и животных. Барабанщик не имеет власти над ana.

Timbales
Пара одноголовых кубинских барабанов из металлических или деревянных пластин, по которым стучат палочками. Один из барабанов обычно настроен выше другого. Были разработаны в конце XVIII века как замена европейскому timpani и встречаются при исполнении рэгги, джаза и других стилей.

Tambora

Двухголовый, покрытый козлиной шкурой барабан, размещаемый исполнителем на колене, обеспечивает характерный, похожий на биение сердца ритм. По одной поверхности ударяют палкой, по другой -- рукой.

Cuica
Бразильский фрикционный барабан. Палочка фиксируется в центре барабана и проходит внутри оболочки. Звук извлекают трением палочки между большим и указательным пальцами с сырой губкой или куском кожи. Под воздействием трения кожа барабана начинает вибрировать. Cuica играет важную роль в традиционной бразильской танцевальной музыке.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета