Музыкальные Инструменты
Бюджетная Студия. Программы Для Звукозаписи

Наконец, ваша студия практически готова. У нас есть микрофоны, пульт, мониторы, эффекты, обработка, конверторы, компьютер. А теперь во все это надо вдохнуть жизнь, заставить двигаться и работать. Эта роль отводится программным комплексам, специально разработанным для записи звука, его монтажа и обработки.

Разработка программ, применяемых для этих целей, ведется с момента изготовления первых бюджетных компьютеров. За немалый промежуток времени, прошедший с тех пор, они значительно эволюционировали. Это произошло вместе с развитием вычислительной мощности машин, предоставляющих все больше и больше ресурсов.
На нынешний момент при помощи программы звукозаписи без проблем можно записывать и воспроизводить большое количество дорожек в режиме реального времени. Причем с внушительными значениями битрейта, разрядности и динамического диапазона. Обработку можно вести, используя сложные, и, соответственно, очень точные алгоритмы, выполнение которых теперь не занимает много времени.

Интерфейс программ очень удобен и нагляден. При помощи него выполнять работу получается легко и быстро. Плюс недорогое по сравнению с аналоговыми студиями оборудование и программное обеспечение, -- все это делает весьма привлекательным использование цифровых станций для звукозаписи.
Итак, программное обеспечение. Это центр управления всеми процессами работы со звуком. Как правило, большинство программ предполагают многодорожечную запись. Число дорожек может достигать значения 1000 (если хватит ресурсов компьютера), но одновременное их записывание и воспроизведение обычно «несколько» меньше этого числа. После того, как дорожки записаны на диск и хранятся на нем в виде файлов, их можно редактировать, сводить, обрабатывать, монтировать. Причем подавляющее большинство программ работают в этот момент не с самими файлами, а с их копиями или образами.

Это очень удобно, так как действует очень гибкая система откатов (back up) выполненных операций. Кроме того, если по каким-либо причинам произошел сбой в работе программы (завис компьютер, несанкционированная перегрузка и т.п.), то при последующей загрузке программа предложит продолжить работу с момента сбоя.

После того, как записан трек, мы можем видеть его в виде графика. Отображения времени и уровня сигнала могут быть представлены в различных величинах. Программы, как правило, предполагают гибкую систему редактирования: копирование, вырезание, удаление, дублирование и т.п. Причем не надо будет беспокоиться о возникновении различного рода проблем, связанных с нестыковками звуковых волн на границах копируемых блоков. Алгоритмы автоматически все обсчитывают и сглаживают такого рода артефакты.
Технические возможности
В каждой профессиональной или полупрофессиональной программе для звукозаписи есть алгоритмы эффектов обработки. Для изменения динамического диапазона звука потребуются всевозможные компрессоры, лимитеры, экспандеры, эссеры, деэссеры, максимайзеры, функции изменения уровня сигнала, панорамирования, возможно графическое изменение амплитуды сигнала и многое другое. Обязательным является наличие эффектов временных задержек, реверберации, хоруса, фазера. В каждой программе они представлены многообразием различных функций с множеством настроек. При помощи них можно получить любой желаемый эффект.
Классикой стало наличие эквалайзеров: графических, параметрических, параграфических. Количество полос в эквалайзерах может быть любым, сколь угодно большим, ограниченным лишь ресурсами компьютера. Изображаться они могут в любом виде, все зависит от фантазии производителя. Есть также различные эффекты искажений, шумоподавляющие алгоритмы, эффекты изменения скорости, тональности и т.п.

Все эти эффекты можно применять к записям инструментов на отдельных дорожках в том случае, если нет внешних аналоговых эффектов. Но программные алгоритмы применять следует очень осторожно. Ибо какой бы точный не был пересчет, все равно все арифметические операции выполняются приблизительно, что ведет хоть и к незначительной, но потере качества. Эффекты можно накладывать на уже сведенную фонограмму, т.е. делать мастеринг. Удобно все в одном.
Программе необходимо общаться с внешним миром. С нами она общается при помощи графического интерфейса, который мы видим на экране монитора, клавиатуры, «мышки». Но ей еще нужно забирать данные аудиопотоков со звуковой карты. Поскольку и программы, и звуковые карты выпускаются различными производителями и базируются на различных платформах, разрабатываются специальные программы-драйверы для звуковых карт. Они имеют стандартизированные протоколы обмена данными, благодаря чему каждая программа может «понимать» их. Также большинство программ предполагает управление внешними устройствами по цифровым протоколам.

Программы загружаются только самыми необходимыми эффектами, чтобы не тратить зря ресурсы тем, что может никогда и не использоваться. Остальные всевозможные алгоритмы обработки изготавливаются в виде отдельных программ, называемых Plug-In. Они подключаются к основной программе, после чего могут в ней успешно использоваться. Что удобно, различные производители программного обеспечения могут заниматься производством Plug-In, которые потом можно применять на любых программах, поддерживающих такую функцию. Однако, необходимо учитывать, что на различных программах одни и те же плагины «звучат» по-разному.

MIDI-секвенсоры
Помимо программ, предназначенных для записи «живого» звука, есть другой класс обеспечения, называемый MIDI-секвенсором. MIDI-технология позволяет записывать информацию о расположении звука во временном пространстве, его длительности, тембре, громкости, наличии эффектов, а затем применять к этим записям уже готовые «сэмплы» музыкальных инструментов. MIDI-формат содержит большое количество дорожек, которые, естественно, могут звучать одновременно (полифония). Все это к тому же может быть легко представлено в виде стандартного нотного письма, что весьма удобно. MIDI-секвенсоры предназначены для редактирования информации, представленной в MIDI-формате. Запись в них может осуществляться вручную либо при помощи специальных синтезаторов -- MIDI-клавиатур. Вы играете на клавишном инструменте композицию, а в это время секвенсор автоматически переводит и записывает все в MIDI-формат. Затем вы можете редактировать свою запись как угодно, печатать в виде нот или подставлять различные звуковые «сэмплы». Таким образом легко осуществлять аранжировку будущей композиции.
Программные продукты
Одной из наиболее распространенных программ для трекинга и сведения является Samplitude. На сегодняшний день этот программный продукт выпускается в трех ипостасях.

Samplitude Producer -- это полный набор инструментов для компьютерной рабочей станции, являющейся основой любой студии. В него входят стандартные возможности любой многодорожечной программы -- запись, монтаж, сведение, обработка эффектами и т.п., функции редактирования звука, поддержка современных форматов мультимедиа, позволяющая работать с некоторыми из них напрямую, без промежуточного конвертирования.
Samplitude Producer позволяет осуществлять мастеринг смикшированного (или отдельно загруженного) материала: от монтажа и обработки до разметки CD-треков. Затем прямо из рабочего окна проекта записывать аудио-CD в полном соответствии со стандартами. Вполне оправдывая свое громкое название, этот вариант Samplitude действительно справляется с такими продюсерскими задачами, как поддержка работы не только с аудио, но с MIDI и даже с видео. А возможность сводить аудиоматериал в форматах Surround Sound (как традиционном двухканальном, так и шестиканальном 5.1) расширяет и без того бескрайние горизонты применения программы.

Многодорожечная часть Samplitude Producer способна одновременно работать с 999 моно- или стерео-треками. Виртуальный микшер позволяет направлять сигналы на такое же количество дополнительных шин, которые могут быть сконфигурированы как посылы или выходы подгрупп (в описании количество дополнительных шин каждого типа ограничено числом 64, однако практически их можно сделать по 999).
Samplitude Studio -- это законченная виртуальная студия, которая ориентирована исключительно на работу со звуком. Предлагая такие же мощности аудиообработки, как и ее «старший брат», вариант Studio отличается урезанным количеством дополнительных шин (по четыре для посылов и подгрупп) и отсутствием поддержки Surround Sound 5.1.

Samplitude Master позиционируется разработчиками как недорогое решение для небольших мастеринг-студий и может работать всего с четырьмя треками (моно или стерео), которые также возможно сконфигурировать и как шины. MIDI-функции и поддержка Surround Sound отсутствуют. Все остальное -- редактирование, эффекты, нарезка CD и т.п. -- полностью соответствует более дорогим версиям.

Cakewalk Sonar
Программа поддерживает работу с многопроцессорными системами, есть возможность работы с двумя мониторами, работы с аудиоданными разрядностью до 24 бит при частоте дискретизации до 96 кГц. Вся внутренняя обработка выполняется в 32-разрядном формате с плавающей запятой. Программа оптимизирована под Windows 2000 и ME.
Возможно неограниченное количество аудио- и MIDI-треков, до 16 шин эффектов, до 64 главных шин микширования. Главные шины микширования являются виртуальными выходными шинами, они могут одновременно назначаться на любые из доступных выходных аудиоустройств. Появилась возможность неразрушающего редактирования как аудио-, так и MIDI-записей, автоматическое создание кроссфейдов, создание и графическое редактирование огибающих автоматизации. Программа вообще не имеет аудиоредактора, зато в ней имеются средства для работы с лупами (поддерживаются лупы форматов WAV, MP3 и ACID).

Cubase VST
Это виртуальная студийная технология, с помощью которой на базе стандартного компьютера можно получить замкнутую систему цифровой многоканальной записи, Plug-In обработки и микширования. Все функции автоматизированы. Плюс к этому -- традиционный MIDI-секвенсор, неограниченное количество MIDI-треков, интерактивный синтезатор фраз, воспроизведение цифрового видео, барабанный редактор, графический редактор мастер-трека и многое другое.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета