Пугач, Владимир; Бартлова, Елена
Астрономический Союз: Система Двойной Звезды

Еще одна семейная пара. Творческие натуры. Активно реализующиеся и доставляющие эстетическое удовольствие. Она -- Елена Бартлова, режиссер телевидения. Он -- Владимир Пугач... любит клюкву. Совместное творчество -- имеется (в наличии клипы, естественно, группы J_МОРС «Альбион» и «Так-цiк-так»)...
...На этот раз беседовать договорились на нейтральной территории. Избран был клуб-кафе-бар-ресторан «Гудвин». Семь вечера. О! Половина интервьюируемых подошла. То есть Володя. Лены нет. Опаздывает. Что ж, прекрасной половине человечества не просто позволительно -- полагается. Володя очень просил девочку-официантку предупредить Лену, когда она появится, что мы ждем внизу. «Вы ее сразу узнаете. Высокая. Ярко-рыжие волосы. Скорее всего, будет курить трубку...» -- описал лидер J_МОРС свою жену. Ну, ладно. Подождем. Тем более, нам есть, что сперва обсудить...

-- Пока девушки нет, наверное, можно про новый альбом поговорить…
-- Начну с того, что апрель для меня очень символический месяц. Во-первых, я и Лена -- мы оба Овны, то есть родились в апреле. Теперь вот готовим новую пластинку, которая должна выйти опять же в апреле. Называется альбом… будешь смеяться -- «Апрель». И сольная программа, которая намечена на 25-е апреля в КЗ «Минск» тоже будет называться «Апрель».

-- Там вы представите только новый альбом? Или старые песни также не станете стороной обходить?
-- Было бы скучно играть только новое композиции. Как показывает практика, публика всегда очень тепло реагирует на старые хиты. Любит она их. Зачем же лишать людей удовольствия?

-- А что на счет ремиксов? Была же у J_МОРС как-то серия не совсем обычных выступлений…
-- Мы не исполняем ремиксы на концертах. А то, про что ты говоришь -- был эксклюзивный экспериментальный проект в рамках группы J_МОРС и SJ Кекса. Мы действительно выступали так какое-то время. Но это был… эксперимент, который нам очень понравился. Сейчас мы играем «живым» составом: пять-шесть человек, иногда можем и вчетвером…

...А вот и Лена. Теперь можно переключаться на «Тандем».

-- Лена, Володя, описывая вас официантке, сказал, что вы, вероятно, будете курить трубку. Вы действительно курите трубку?
Елена Бартлова: Да. У меня их три. На двадцать минут, на сорок… и на полтора часа... (всем. -- Прим. авт.) Представляете, подхожу к барной стойке, а меня там спрашивают: «Вы J_МОРС?» Я смутилась немного и говорю: «Ну... наверное, я... А что мне еще было сказать?» (вот она -- всенародная любовь и признание, любящие поклонники... -- Прим. авт.)

-- Пожалуй, можно приступать. Начало заложу классическое. Ваше отношение к понятию «творческий союз»? Существует ли такая вещь вообще? Ваше представление о нем?
Владимир Пугач: Творческий союз -- понятие очень широкое. Скорее всего, это единение, которое не зиждется на любви. Например, коллеги по творчеству. У нас же союз не коллегиальный, а брачный, в первую очередь. Мне очень повезло, что Лена творческий человек. Наверное, даже более творческий, чем я. Она не стеснена никакими внутренними подсознательными рамками. У нее совершенно особенный подход к пониманию жизни. А еще у нас с ней очень похожий ритм существования: дома мы только ночуем. А в остальное время занимаемся творчеством. Каждый своим… А потом возвращаемся домой и начинаем друг другу все рассказывать. Главное здесь -- не только самому поделиться мыслями, но и выслушать товарища по оружию. Эти вечерние посиделки -- самое запоминающееся времяпрепровождения.
Е.Б. (немного задумавшись, поворачивается к Володе. -- Прим. авт.) Как оказывается сложно интервью давать. Я думала, что когда у тебя интервью… это так -- пивка с друзьями попить, потрепаться. А на самом деле ты работаешь… (а следующее уже адресовано мне. -- Прим. авт.) Я плохо разбираюсь в вопросах музыки, а Володя -- в телевизионных. Он ставит мне песню. Я выражаю свое мнение. Но как дилетант. Хотя довольно пристрастно к этому подхожу…
В.П.: Бартлова -- советчик… Пулеметчица!
Е.Б.: …Хорошо то, что на время любой моей вечеринки у меня всегда есть бесплатная и хорошая «живая» музыка. А у него, в свою очередь, -- достаточно дешевое видео. Наверное, в этом и заключается наш творческий союз.
В.П.: К тому же, Бартлова является продюсером и сорежиссером двух клипов J_МОРС: «Альбион» и «Так-цік-так». А еще, когда у Бартловой есть время, она занимается моим стилем. Она ведь профессиональный парикмахер и визажист. Даже «корочки» специальные имеются. Так что мне очень повезло. Е.Б.: Я просто делаю то, что должна делать любая жена. Кода муж утром спрашивает «Дорогая, что мне сегодня лучше надеть?», это нормально. Если именно это называть стилистом, то да, я стилист своего мужа. Правда, на счастье Володи, я умею стричь, брить, подбирать цвета, подчеркивать одеждой фигуру… И всем этим он грязно пользуется. Зато Володя хорошо умеет делать другие вещи. (нежно. -- Прим. авт.) Милый, напомни, какие… В.П.: Умею, например, заставить Бартлову выйти за меня замуж.

-- Когда дело доходило до совместной работы, например, над теми же клипами… отношения «муж и жена» сохранялись? Или же тут предпочтительнее их избегать?
Е.Б.: Ну, снимая клипы, мы особенно не пересекались. Каждый выполнял свой кусок работы. Но как такового конфликта нет…
В.П.: Но даже в подобной ситуации семейных отношений не сохраняется. Потому что мы оба -- творческие люди. Мы горим, когда занимаемся СВОИМ делом. Если пересекаемся, тогда горим рядом. Как система двойной звезды. Это уже другой уровень общения. Но, честно говоря, мне легче работать с другим режиссером.
Е.Б.: Я тоже так думаю. Я вообще считаю, что мужу и жене работать вместе не надо. Совершенно не понимаю те семьи, где жена, например, стремиться стать продюсером. Если это делает муж, то еще ладно… Счастье, когда профессии параллельны. Когда муж и жена идут вроде бы рядом, но каждый по своей дороге. А для того, чтобы вместе работать, нужно абстрагироваться друг от друга. Как бы посмотреть со стороны. А ты не можешь: у вас с ним общая кухня, одни и те же проблемы... Я не представляю, как я смогла бы работать с оператором, будь он моим мужем. Семья -- это ведь совсем другая алхимия.
В.П.: Дело в том, что режим общения между людьми, которые занимаются одним творческим проектом, и режим людей, строящих семью, -- это режимы разные. Совмещать их очень тяжело и мало кому удается. Наверное, для этого надо иметь чересчур высокоорганизованное представление о жизни. -- Пару минут назад Володя заметил, что вы, Лена, гораздо более творческий человек, чем он. Но это утверждение пока осталось без комментариев. Сейчас я у вас спрашиваю, насколько вы с ним согласны? Да и вообще, ваше мнение по этому поводу?
Е.Б.: Ну… все женщины более творческие, нежели мужчины. Им просто по природе своей приходится думать о множестве вещей сразу. Плюс -- у женщины больше чувства самосохранения, она быстрее адаптируется к новым обстоятельствам. Научно доказано, что женщина больше цветов различает. Поэтому любая женщина уже сама по себе творческая натура… У мужчины по другому. Он должен сконцентрироваться на объекте, на «мамонте». И не стоит обижаться, если мужчина на что-то, по вашему мнению, не обращает внимания. Это не от недостатка любви или нежности. Он просто сконцентрирован. Недаром же лучшими друзьями девушек являются «голубые» -- мужчины, психология, которых приближена к женской.

-- Володя рассказал, что вы оба Овны. Кто наиболее классический «баран»? Да и вообще, как один знак зодиака влияет на проявление черт характера у двух людей?
В.П.: Сейчас Бартлова скажет, что она наполовину Рыба… Враки все это. Она такой же традиционный Овен, как и я. Знаешь, какие основные черты? Вспыльчивость, своенравность, независимость. «Бараний» характер. И совместная жизнь (вообще и в нашем отдельном случае) -- не самый простой труд.
Е.Б.: Почему это я независима?! Я, наоборот, достаточно зависима. Мне это даже нравится.

-- Зависимы от кого или от чего?
Е.Б.: Моя мечта -- это здоровый патриархат. Называется «С удовольствием отдамся в хорошие руки». Я готова быть податливой по отношению к тому мужчине, которому я доверяю и в котором уверена. Но если вижу, что он где-то недотягивает, я, конечно, буду спорить

-- И часто доводится собственное мнение отстаивать?
В.П.: О! Это любимое занятие.
Е.Б.: (задумчиво. -- Прим. авт.) Достаточно философский вопрос... Я не просто отстаиваю мнение… Есть семья. Строить отношения внутри нее -- большой труд, как говорил уже Володя. На это уходит обычно год, два, три… Пока люди не притрутся друг к другу. Если же этого не произойдет, то надо разбегаться. Зачем портить друг другу жизнь? Поэтому я часто воюю. Но воюю на благо семьи.
В.П.: Когда я говорил, что Бартлова независимый человек, я имел в виду качество, присущее любому Овну. И я такой же. Мне всегда было интересно общаться с людьми похожего склада. Думаю, если бы Барлова во всем соглашалась со мной, у нас ничего бы не вышло.
Е.Б.: В таком случае, я бы врала. Потому что просто невозможно быть согласной со всем.

-- Как муж и жена вы должны прекрасно знать друг друга. Предлагаю подумать и назвать… допустим, по пять отрицательных качеств своей второй половины. Пусть это сделает каждый. Согласны?
В.П.: Я постарался жениться на женщине, у которой меньше пяти отрицательных черт. (ой! -- Прим. авт.)
Е.Б.: Ага. То есть ты специально такую искал… Я считаю, нужно смотреть, прежде всего, на положительный качества друг друга. Да и замуж выходить стоит, когда, во-первых, тебе уже больше ничего не хочется. И когда ты знаешь отрицательные стороны человека и готов мириться с ними. Это во- вторых.
В.П.: Мне легче перечислить некоторые свои негативные особенности, чем искать Ленины. Я, например, когда разуваюсь, ставлю обувь не в уголок, а посередине прихожей. Иногда бываю слишком увлечен творчеством, порой даже в ущерб семье. И, конечно же, не всегда мою за собой посуду… Е.Б.: А я не достаточно женственна и нежна в семейной жизни... Не ношу фартук, который нам недавно подарили (он просто висит как элемент интерьера). Не люблю ходить дома в халате, потому что предпочитаю джинсы. Наверное, в халате я выглядела бы более нежно. Еще я не помешана на идеальной чистоте в квартире. Безусловно, санитарная обстановка должна удовлетворять. Но при этом достаточно, если человек сам знает, где и что у него находится. Если он привык, что брюки лежат на кресле, и уже на автопилоте ищет их именно там, я не буду настаивать, чтобы штаны были там, где я считаю нужным. Я уважаю привычки людей, которые рядом со мной… Это, наверное, уже положительное… Да, нелегко в себе отрицательные вещи искать. Я этого не умею.
В.П.: Еще мы очень любим принимать гостей. Похоже, это наше общее отрицательное качество.
Е.Б.: Формат открытого дома. Мы всегда гостям рады. Иногда, бывает, еду вечером домой после монтажа. Мне звонит Володя и говорит: «Давай быстрее. Тебя тут сюрприз ждет». Я захожу в квартиру, а на кухне гости сидят. Действительно сюрприз. Мы так отдыхаем.

-- Лена, а как вам музыка J_МОРС? Это то, что звучит из проигрывателя постоянно? Или вы предоставляете Володе исключительно самому с ней разбираться и в ней вариться?
Е.Б.: Я не фанатка группы…
В.П.: Этого еще не хватало! Чтобы жена и фанаткой была!
Е.Б.: Но ведь это же классика. Знаешь, какие дифирамбы обычно жена мужу поет! «Ты такой талантливый!»… Мы с Володей познакомились очень интересно. Один наш общий друг привел меня к себе в кабинет и говорит: «Послушай, какая песня хорошая». И поставил «Айсберги». «Да, действительно хорошая». «Я тебе еще раз ее поставлю»… А у меня тогда работы было полно, голова кругом шла. Но отказать не могла, потому что начальником был этот мой знакомый. «Ну, -- говорю, -- прекрасная песня. Дальше что?» «А ее написал вот этот человек», -- отвечает он мне, поворачивается и показывает на Володю, который все это время сидел у нас за спиной…
В.П.: Мы тогда хотели предложить Бартловой снимать клип на «Айсберги». Но в результате получился совсем другой проект. (брачный, как я понимаю. -- Прим. авт.)

-- Вы не фанатка… И все же, Лена, что-то особенное вы можете сказать?
Е.Б.: Я очень люблю песни, которые написаны максимально искренне и честно. Хотя у Володи все песни такие. Но, порой, после аранжировок чувствуется, что композиция… потерялась.
В.П.: Бартлова -- одна из немногих, кто воспринимает фонограмму как вторую жизнь песни, потому что первый раз она слышит их дома под акустическую гитару.
Е.Б.: Я отдаю себе отчет в том, что Володя очень талантливый человек. Иногда задаюсь вопросом: откуда что берется? Ты ведь не видишь, как человек пишет музыку, текст… Не наблюдаешь процесса творчества, а только конечный результат.

-- Лена, на ваш взгляд, каким песням все-таки удалось сохранить те черты, о которых вы упоминали?
Е.Б.: Это композиции, где наименьшее количество аранжировок, наворотов, а больше инструментала, голоса и живой энергии. «Смотри», «Монтевидео»… Чувствуется, что сначала идет человек с его эмоциями и переживаниями. Но есть такие песни, как «Web-дизайн», где впереди шагает технология… С песней «Монтевидео» произошел интересный случай. Я как-то нашла на столе исписанный обрывок листа. Посмотрела и поняла, что это, должно быть, будущая песня. Почитала. Жутко расстроилась. Закурила и говорю: «Володя, что ЭТО?! Ты же деградируешь! Так нельзя! Это же невозможно читать!» Володя все выслушал. А потом объяснил мне, насколько сильно отличается поэзия от текстов на музыку. Тексты ЧИТАТЬ не стоит. И сравнивать эти вещи тоже нельзя. А потом появилась песня «Монтевидео». И стала одной из моих любимых.

-- Лена делает много сюжетов для телевидения. Ты, Володя, регулярно следишь за ее творчеством? Все смотришь?
В.П.: Честно? Ни одного не видел. Я вообще не смотрю телевизор. Так же, как и Бартлова не слушает радио. У нас просто нет на это времени. Но у меня есть одно преимущество: я могу продемонстрировать свои труды, включив дома компьютер. А Лена нет. Зато я знаю работы, которые она делала для музыкантов.
Е.Б.: Ты просто больше сконцентрирован на том, чем занимаешься сам. А у мены профессия коллективная. Я, как режиссер, одна, без команды не смогу сделать ничего. Тем более, все эти мои сюжеты… они мелкие и проходящие. Со следующего сезона у меня будут выходить две программ. Мощные. Исторические. Постановочные. Думаю, Володя станет их смотреть, потому что там действительно буду Я и МОЙ взгляд на мир.

-- Ребята, вы уже говорили, что любите принимать гостей. А сами к друзьям наведываться? Кому-то, например, это куда больше нравится: нет горы грязной посуды, холодильник не страдает и прочие меркантильные соображения…
В.П.: Ходить по гостям нам тоже нравится. Часто мы это делаем даже независимо друг от друга. У нас очень большой круг знакомых, которые постоянно зовут к себе. Чтобы не обидеть, приходиться разделяться.
Е.Б.: Хотя принимать гостей приятнее. На своей территории остаешься. Диктуешь свои правила игры

-- Я так поняла, круг знакомых у вас слился. То есть было два, а стал один общий. Изначально чей был многочисленней?
Е.Б.: Володин. Он умеет дружить. Близких людей у него -- человек пятьдесят. У меня же -- одна лучшая подруга и человек десять более-менее «приближенных». Просто я наплевательски отношусь к людям. Если мне с человеком неинтересно, я сразу же и навсегда вычеркиваю его из своего круга.
В.П.: Точное число друзей мы знаем по количеству приглашенных на свадьбу.
Е.Б.: Сначала было человек восемьдесят.
В.П.: Но хотелось устроить все по-домашнему. Какой уж тут уют, когда рядом столько народа! Пришлось вычеркивать.
Е.Б.: Дело иногда до крика доходило: «Если я не приглашаю с работы, то и ты не зови!»
В.П.: Все-таки мы добились своего. Устроили маленькую, камерную вечеринку… Без хлеба-соли и прочих традиционных штук.
Е.Б.: (Володе. -- Прим. авт.) Ты в приметы веришь?
В.П.: Ну…
Е.Б.: А я верю. Вот проживем лет пять. Тогда и посмотрим, чем нам обернется то, что мы свадьбу без хлеба-соли делали. Хотя многие разводятся, выполнив все полагающиеся обряды.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета