Музыкальные Инструменты Бюджетная Студия. Устройства Динамической Обработки
В предыдущих статьях мы рассмотрели большое количество устройств, участвующих в маршрутизации, преобразовании и записи сигнала на цифровые носители. Но ко всем этим процессам наш сигнал необходимо подготовить. Богатство обертонов, тембров во всем их широчайшем диапазоне громкостей необходимо будет передавать по физическим и цифровым каналам музыкального тракта, ограниченного по своим параметрам. Для выполнения функций такой подготовки звукового сигнала существуют приборы, именуемые устройствами динамической обработки.
Звуковой сигнал, снимаемый микрофоном, имеет очень богатый динамический диапазон. Отношение самого громкого сигнала к самому тихому, обозначаемое повсюду в децибелах, достаточно велико. Гораздо меньше пропускная способность микшеров, цифровых преобразователей и, в конце концов, конечного носителя звуковой информации -- компакт-диска. Но сигнал необходимо передать без потерь и уж тем более без искажений. Например, записали мы голос певца. Он пел все время вполголоса, а затем в кульминационный момент, начал петь очень громко. Может случиться так, что микшер по своим техническим причинам не пропустит очень громкий сигнал и просто-напросто обрежет и исказит его. Допустим, мы сделали уровень сигнала с микрофона пониже. Теперь сигнал проходит через микшер без искажений, но тот сигнал, который был вполголоса, окажется очень тихим, к нему примешаются шумы, и при оцифровке он сильно потеряет в качестве. Ведь при маленькой амплитуде сигнала информацию о ней несет малое количество бит, вследствие чего теряется точность передачи звукового сигнала.
В большинстве случаев нет возможности записывать отдельные моменты и регулировать их громкости, потому как этими моментами могут быть отдельные слова или звуки в песне. Или, например, флажолет, взятый на электрогитаре, оказавшийся несколько громче, нежели остальная партия. Но хочется, чтобы он обязательно звучал во всей своей красе и не обрезался, что может возникнуть при повышении уровня сигнала. Такие ситуации возникают при записи всегда и где угодно: на микшерном пульте, при обработке процессором, при сведении, при мастеринге.
А помогают в таких ситуациях устройства динамической обработки. Их задача заключается в изменении уровня сигнала в соответствии с заданными настройками. Например, при превышении сигналом определенного уровня он становится тише, что не дает ему выйти за пределы заданного динамического диапазона. Но это лишь один из примеров, разновидностей устройств по своим функциональным возможностям большое количество. Применяются они для различных целей и носят свое собственное название. Давайте рассмотрим их по порядку.
Компрессор -- устройство сжатия динамического диапазона сигнала. Основными параметрами его работы являются: степень компрессии (ratio), порог срабатывания (threshold), а также время срабатывания (attack) и время восстановления (release).
Первые две величины управляют процессом сжатия сигнала. Входной сигнал не претерпевает никаких изменений, пока его уровень не достигнет значения threshold. А вот при превышении уровня выше этой точки сигнал ослабляется в количество раз, задаваемое параметром ratio. Т.о. можно «затолкать» сигнал в любой разумный динамический диапазон без каких-либо потерь.
Время срабатывания -- это промежуток времени между моментом, когда от источника подается скачок сигнала с уровнем на 6 дБ выше исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения на 2 дБ выше установившегося значения выходного сигнала.
Время восстановления -- это промежуток между моментом, когда уровень сигнала источника уменьшается на 6 дБ от исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения на 2 дБ ниже его установившегося значения.
Помимо вышеперечисленных органов управления, компрессоры часто содержат точки разрыва, позволяющие в цепь между сигналом и блоком управления компрессора включать внешние устройства. Оно не оказывает на сигнал никакого влияния, но управляющая часть получает сигнал именно с этого устройства, которым чаще всего является эквалайзер.
Лимитер -- устройство, защищающее последующий звуковой тракт от перегруза. В теории он является частным случаем компрессора с уровнем ratio, равным бесконечности, т.е. выше порога срабатывания сигнал не пропускается. Лимитеры выпускаются в виде отдельных устройств или могут быть совмещены с компрессором. В последнем случае чаще всего делают пометку «компрессор-лимитер», который может работать в одном из режимов. Иногда использование компрессора в качестве лимитера невозможно, т.к. он не обеспечит стопроцентного отсутствия сигнала выше порога срабатывания.
Левеллер является разновидностью компрессора. Но он не имеет порога срабатывания, а изменяет весь сигнал. Задается уровень, к которому будет подтягиваться сигнал. Все, что ниже этого уровня будет усиливаться на коэффициент ratio, все что выше -- ослабляться на этот же коэффициент. Де-эссер и де-поппер являются компрессорами, но работающими только на определенной полосе частот. Эти устройства постоянно анализируют спектр входного сигнала, и если «видят», что уровень сигнала в установленной полосе превышает допустимое соотношение его и «всего остального», то он уменьшают уровень сигналов в этой полосе до допустимой (установленной пользователем) величины. Дэ-эссер работает с высокими частотами, дэ-поппер -- с низкими.
Экспандер существует двух разновидностей. «Экспандер вверх» усиливает сигнал на коэффициент ratio при превышении им порога срабатывания. «Экспандер вниз» ослабляет сигнал ниже порога срабатывания. Органы управления аналогичны компрессору.
Гейт -- устройство, предназначенное для отсечки сигналов малого уровня. Сигналы, лежащие ниже порога срабатывания, будут полностью подавлены. Сигналы же выше порога атаки будут зависеть от соотношения их исходной скорости и времени открывания гейта, т.е. результирующая кривая сигнала может быть как более резкая, так и более плавная. Аналогично и с процессом затухания сигнала release. С той только разницей, что затухание исходного сигнала можно только укоротить. Наиболее часто этот прибор используется при записи ударных. Т.к. он позволяет сформировать более четкую атаку и обрезать ненужные «хвосты».
Устройства динамической обработки могут быть выполнены по аналоговой схеме в комплексе или в виде отдельных устройств. Они могут содержаться в процессорах эффектов и быть цифровым алгоритмом.
DBX DDP
Двухканальный цифровой прибор динамической обработки с 24-битными конверторами и 48-битной внутренней шиной.
Алгоритм True RMS Power Summing позволяет осуществлять обработку в реальном стерео-режиме, при этом каналы будут согласованы по фазе. В сдвоенном монофоническом режиме каналы абсолютно независимы друг от друга, каждый может быть обработан следующими функциями: гейтом, компрессором, лимитером, де-эссером и эквалайзером.
Все параметры отражаются на графическом дисплее высокого разрешения. Многосегментный график динамики сигнала позволяет наблюдать, что происходит в любой части процессора -- на входе, внутри, на выходе, а прецизионные индикаторы -- наблюдать точные пиковые и усредненные значения уровня сигнала и степень обработки. Значения параметров, установленные по усмотрению пользователя в разное время и для разных целей, фиксируются в памяти DDP как пресет с собственным номером и программируемым названием. В любое время вызванный из памяти пресет может стать рабочим материалом для составления нового пресета с более полным набором динамических параметров и системных установок.
Drawmer MX 40
MX40 -- высокопроизводительный, простой в использовании 4-канальный ударный гейт. первый продукт компании Drawmer, который включает в себя собственную запатентованную компанией схему Peak Punch, которая создает уникальное динамическое усиление ударным, придавая исполнению настоящую остроту. MX40 объединяет четыре канала пропускания Drawmer в единый блок с регуляторами и индикаторами, позволяющими значительно упростить и ускорить установку и настройку.
Этот прибор обеспечивает улучшенную четкость сигнала в сложных фонограммах путем изоляции нужного сигнала от нежелательных фоновых шумов. Система Frequency Conscious System позволяет гейту отличать малый барабан от хай-хэта, том-том от большого барабана и т.д. Новая схема Drawmer Peak Punch обеспечивает дальнейшее улучшение четкости сигнала путем динамического усиления переднего фронта переходных сигналов сразу же после открытия вентильной схемы. Таким образом, ударные звуки выделяются во всей фонограмме. Регуляторы MX40 предназначены для ускорения и упрощения обычно довольно сложной процедуры настройки гейта. Для каждого канала необходимы только три вращательных регулятора.
Drawmer MX 30
Динамический процессор содержит два канала гейта, компрессора и лимитера в однорэковом корпусе. На каждом канале имеются органы управления пороговым уровнем гейта (автоматически устанавливаются такие параметры, как атака, поддержка, степень и восстановление, что предотвращает ложные срабатывания гейта), компрессор мягкого типа (soft knee) с автоматической атакой и восстановлением, а также регулируемыми пороговым уровнем и степенью сжатия. Выходная часть каждого канала имеет органы управления выходным уровнем и пороговым уровнем лимитера. Устройство может работать как два независимых процессора или в стерео-режиме.
TL Audio Ivory 5021
Двухканальный ламповый компрессор. Каждый канал обеспечивает полностью независимое управление входным и выходным усилением, порогом и коэффициентом компрессии, а также компенсирующим усилением. Времена атаки и восстановления переключаются между значениями "быстро" и "медленно". В режиме экспандер/гейта регулируются пороги обоих процессов. Процесс компрессии наглядно отображается на индикаторах, с помощью которых можно следить за изменением выходного уровня или степени компрессии. Компрессор 5021 работает как в монофоническом двухканальном, так и в стереофоническом режимах. На каждом из каналов имеется переключатель bypass. На передней панели прибора расположен дополнительный
инструментальный вход.
Звуковой сигнал, снимаемый микрофоном, имеет очень богатый динамический диапазон. Отношение самого громкого сигнала к самому тихому, обозначаемое повсюду в децибелах, достаточно велико. Гораздо меньше пропускная способность микшеров, цифровых преобразователей и, в конце концов, конечного носителя звуковой информации -- компакт-диска. Но сигнал необходимо передать без потерь и уж тем более без искажений. Например, записали мы голос певца. Он пел все время вполголоса, а затем в кульминационный момент, начал петь очень громко. Может случиться так, что микшер по своим техническим причинам не пропустит очень громкий сигнал и просто-напросто обрежет и исказит его. Допустим, мы сделали уровень сигнала с микрофона пониже. Теперь сигнал проходит через микшер без искажений, но тот сигнал, который был вполголоса, окажется очень тихим, к нему примешаются шумы, и при оцифровке он сильно потеряет в качестве. Ведь при маленькой амплитуде сигнала информацию о ней несет малое количество бит, вследствие чего теряется точность передачи звукового сигнала.
В большинстве случаев нет возможности записывать отдельные моменты и регулировать их громкости, потому как этими моментами могут быть отдельные слова или звуки в песне. Или, например, флажолет, взятый на электрогитаре, оказавшийся несколько громче, нежели остальная партия. Но хочется, чтобы он обязательно звучал во всей своей красе и не обрезался, что может возникнуть при повышении уровня сигнала. Такие ситуации возникают при записи всегда и где угодно: на микшерном пульте, при обработке процессором, при сведении, при мастеринге.
А помогают в таких ситуациях устройства динамической обработки. Их задача заключается в изменении уровня сигнала в соответствии с заданными настройками. Например, при превышении сигналом определенного уровня он становится тише, что не дает ему выйти за пределы заданного динамического диапазона. Но это лишь один из примеров, разновидностей устройств по своим функциональным возможностям большое количество. Применяются они для различных целей и носят свое собственное название. Давайте рассмотрим их по порядку.
Компрессор -- устройство сжатия динамического диапазона сигнала. Основными параметрами его работы являются: степень компрессии (ratio), порог срабатывания (threshold), а также время срабатывания (attack) и время восстановления (release).
Первые две величины управляют процессом сжатия сигнала. Входной сигнал не претерпевает никаких изменений, пока его уровень не достигнет значения threshold. А вот при превышении уровня выше этой точки сигнал ослабляется в количество раз, задаваемое параметром ratio. Т.о. можно «затолкать» сигнал в любой разумный динамический диапазон без каких-либо потерь.
Время срабатывания -- это промежуток времени между моментом, когда от источника подается скачок сигнала с уровнем на 6 дБ выше исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения на 2 дБ выше установившегося значения выходного сигнала.
Время восстановления -- это промежуток между моментом, когда уровень сигнала источника уменьшается на 6 дБ от исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения на 2 дБ ниже его установившегося значения.
Помимо вышеперечисленных органов управления, компрессоры часто содержат точки разрыва, позволяющие в цепь между сигналом и блоком управления компрессора включать внешние устройства. Оно не оказывает на сигнал никакого влияния, но управляющая часть получает сигнал именно с этого устройства, которым чаще всего является эквалайзер.
Лимитер -- устройство, защищающее последующий звуковой тракт от перегруза. В теории он является частным случаем компрессора с уровнем ratio, равным бесконечности, т.е. выше порога срабатывания сигнал не пропускается. Лимитеры выпускаются в виде отдельных устройств или могут быть совмещены с компрессором. В последнем случае чаще всего делают пометку «компрессор-лимитер», который может работать в одном из режимов. Иногда использование компрессора в качестве лимитера невозможно, т.к. он не обеспечит стопроцентного отсутствия сигнала выше порога срабатывания.
Левеллер является разновидностью компрессора. Но он не имеет порога срабатывания, а изменяет весь сигнал. Задается уровень, к которому будет подтягиваться сигнал. Все, что ниже этого уровня будет усиливаться на коэффициент ratio, все что выше -- ослабляться на этот же коэффициент. Де-эссер и де-поппер являются компрессорами, но работающими только на определенной полосе частот. Эти устройства постоянно анализируют спектр входного сигнала, и если «видят», что уровень сигнала в установленной полосе превышает допустимое соотношение его и «всего остального», то он уменьшают уровень сигналов в этой полосе до допустимой (установленной пользователем) величины. Дэ-эссер работает с высокими частотами, дэ-поппер -- с низкими.
Экспандер существует двух разновидностей. «Экспандер вверх» усиливает сигнал на коэффициент ratio при превышении им порога срабатывания. «Экспандер вниз» ослабляет сигнал ниже порога срабатывания. Органы управления аналогичны компрессору.
Гейт -- устройство, предназначенное для отсечки сигналов малого уровня. Сигналы, лежащие ниже порога срабатывания, будут полностью подавлены. Сигналы же выше порога атаки будут зависеть от соотношения их исходной скорости и времени открывания гейта, т.е. результирующая кривая сигнала может быть как более резкая, так и более плавная. Аналогично и с процессом затухания сигнала release. С той только разницей, что затухание исходного сигнала можно только укоротить. Наиболее часто этот прибор используется при записи ударных. Т.к. он позволяет сформировать более четкую атаку и обрезать ненужные «хвосты».
Устройства динамической обработки могут быть выполнены по аналоговой схеме в комплексе или в виде отдельных устройств. Они могут содержаться в процессорах эффектов и быть цифровым алгоритмом.
DBX DDP
Двухканальный цифровой прибор динамической обработки с 24-битными конверторами и 48-битной внутренней шиной.
Алгоритм True RMS Power Summing позволяет осуществлять обработку в реальном стерео-режиме, при этом каналы будут согласованы по фазе. В сдвоенном монофоническом режиме каналы абсолютно независимы друг от друга, каждый может быть обработан следующими функциями: гейтом, компрессором, лимитером, де-эссером и эквалайзером.
Все параметры отражаются на графическом дисплее высокого разрешения. Многосегментный график динамики сигнала позволяет наблюдать, что происходит в любой части процессора -- на входе, внутри, на выходе, а прецизионные индикаторы -- наблюдать точные пиковые и усредненные значения уровня сигнала и степень обработки. Значения параметров, установленные по усмотрению пользователя в разное время и для разных целей, фиксируются в памяти DDP как пресет с собственным номером и программируемым названием. В любое время вызванный из памяти пресет может стать рабочим материалом для составления нового пресета с более полным набором динамических параметров и системных установок.
Drawmer MX 40
MX40 -- высокопроизводительный, простой в использовании 4-канальный ударный гейт. первый продукт компании Drawmer, который включает в себя собственную запатентованную компанией схему Peak Punch, которая создает уникальное динамическое усиление ударным, придавая исполнению настоящую остроту. MX40 объединяет четыре канала пропускания Drawmer в единый блок с регуляторами и индикаторами, позволяющими значительно упростить и ускорить установку и настройку.
Этот прибор обеспечивает улучшенную четкость сигнала в сложных фонограммах путем изоляции нужного сигнала от нежелательных фоновых шумов. Система Frequency Conscious System позволяет гейту отличать малый барабан от хай-хэта, том-том от большого барабана и т.д. Новая схема Drawmer Peak Punch обеспечивает дальнейшее улучшение четкости сигнала путем динамического усиления переднего фронта переходных сигналов сразу же после открытия вентильной схемы. Таким образом, ударные звуки выделяются во всей фонограмме. Регуляторы MX40 предназначены для ускорения и упрощения обычно довольно сложной процедуры настройки гейта. Для каждого канала необходимы только три вращательных регулятора.
Drawmer MX 30
Динамический процессор содержит два канала гейта, компрессора и лимитера в однорэковом корпусе. На каждом канале имеются органы управления пороговым уровнем гейта (автоматически устанавливаются такие параметры, как атака, поддержка, степень и восстановление, что предотвращает ложные срабатывания гейта), компрессор мягкого типа (soft knee) с автоматической атакой и восстановлением, а также регулируемыми пороговым уровнем и степенью сжатия. Выходная часть каждого канала имеет органы управления выходным уровнем и пороговым уровнем лимитера. Устройство может работать как два независимых процессора или в стерео-режиме.
TL Audio Ivory 5021
Двухканальный ламповый компрессор. Каждый канал обеспечивает полностью независимое управление входным и выходным усилением, порогом и коэффициентом компрессии, а также компенсирующим усилением. Времена атаки и восстановления переключаются между значениями "быстро" и "медленно". В режиме экспандер/гейта регулируются пороги обоих процессов. Процесс компрессии наглядно отображается на индикаторах, с помощью которых можно следить за изменением выходного уровня или степени компрессии. Компрессор 5021 работает как в монофоническом двухканальном, так и в стереофоническом режимах. На каждом из каналов имеется переключатель bypass. На передней панели прибора расположен дополнительный
инструментальный вход.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2005 год в рубрике музыкальная газета