Саша И Сирожа
Видеофайл

Новое -- суть хорошо забытое старое. Новая версия «Калыханки» от САШИ И СИРОЖИ со старой общего имеет немного: текст и исполнители текста прежние, все остальное поменялось, отменилось, перешло в новую ипостась. Хорошо ли это, плохо ли, не нам судить. А нам смотреть и делиться впечатлениями от увиденного.
Сашка с Сирожкай забористо пляшут на фоне красных небес. Метеорологи от сохи, «любимцы Андромеды и Фортуны сыновья», самые прекрасноносые шоумены, никогда не снимающие головных уборов, укрощают молнию и одевают своих музыкантов в подгузники (или раздевают до подгузников?). Радостные, прямо масленичные па в цветастых рубахах, галстуках и невероятно непубличных трико. В детстве (в советском детстве) все в таких ходили, Сашка с Сирогой носят СССР на своих ногах и талиях до сих пор. Хотя осознают, что живут в наши дни (иначе бы говорили и пели по- другому). Саша и Сирожа сделали кавер на самих себя, кавер-клип, кавер-песня, кавер-Саша-и-Сирожа. Наверное, так надо было.

В старом клипе, точнее, в старой «Калыханке», СиС были рисованные, только глаза живые. Теперь живые СиС, их глаза, зато неживое небо, молнии и вообще весь задний план клипа. Клип, открывающий глаза на кухню метеопрогнозов (схема наложения та же). Старая «Калыханка» иллюстрировала песню: «спать хатят вагоны, в пачках макароны» -- и мы наблюдаем, как неповторимо засыпают макаронные изделия. В новом клипе подобных изобретений нет, зато здесь есть живые герои, живые танцы, живые музыканты в каких-то почти вуду-масках. Под такую прыгучую колыбельную стопудово не уснешь, так ведь еще и сам так прыгать станешь и руками размахивать и глазенками вращать (чего доброго еще и подгузники нацепишь). Добавленный в новую версию рефрен про засыпающие трусы и панталоны наверняка весьма забавно смотрелся бы в старой, рисованной «Калыханке». Хотя, можно было бы нарисовать подгузники с глазами…

Вот. Придумалось само собой:
Садитесь за кап’ютар, он у вас харошы,
И сматрите клипы от Саши и Сирожи.
Спать хатят газеты, усы и президенты,
Молоко в пакетах и даже рецензенты.
Саша и Сирожа засыпают тоже…

Взрослые и ворчливые люди назовут творчество СиС паразитарным и псевдоинтеллектуальным. Мол, кривляются, носы из папье-маше (или из чего там) нацепили, придуриваются, а маладзеш севонняшняя не такая, да и старшае пакаленне тоже другое. И гаварат у нас в стране нармальна, чотка, а не так, как это дурачье в шапках (а у Сашки в клипе растаманская шапочка такая клевая, хотя, дрэдов нетути). Можно много рассуждать и грузить на тему «Саша и Сирожа как национальный социокультурный феномен», «наш ответ Бивису и Баттхеду», «на чем воспитывается нынешнее поколение», «что за чушь они несут в своих «Калыханках»» и проч. Но только тупой и пропащий человек не усмотрит в них пародию на самих себя, на всех нас. На тех, кто не умеет гаварыць нармальна, и ненармальна не умеет гаварыць, хто носит треники и туфли и майку с лейблам «Бос», хто учыца у хабзе (есть ВУЗы, а есть ХаБЗа -- Хто Больше всех За) или еще гдзе, хто работает цэлы дзень, а патом прыходит с работы и играет ва дварэ в дамино и слушает Круга, у каго мат-перемат и ай-кью невычисляем. Что, никого не узнаете? А представьте, что делали бы реальные пацаны перед камерой? Разве они бы не прыгали точь-в-точь, как эти бравые носатые ребята? Разве их движения и мимика носили бы совершенно другой характер? Разве у них получилось бы по-другому? Вряд ли. Так что, можно смело восклицать: ба, знакомы все лица! Да это же мои соседи (одногрупники, коллеги, начальники… у кого как, каждому свое, даешь каждому своего Сашу и Сирожу!)!

Но вернемся к «Калыханке». Первый ее вариант все-таки являлся логическим завершением вечерней передачи для самых маленьких, в данном случае, калдырчиков и калдырченят, что-то вроде: «баю-бай, должны все люди ночью спать» или там «баю-бай-баю-бай, вачаняты закрывай…», т.е. был рассчитан на какое-никакое, а засыпание. Хотя вряд ли можно заснуть под истерический хохот друзей и свой собственный -- а именно так реагировалось на сашаисирожавскую колыбельную. Вторая же версия «Калыханки» рассчитана, судя по всему, на какое-нибудь, желательно даже периодическое, напоминание рабят у трыко про самих себя на Первом музыкальном. Отсюда -- памперсы, голые пуза музыкантов и колбасные танцы самих СиС на в меру эффектном по-калдырски фоне -- такое запоминается надолго!

Песни и пляски с национальным колоритом могли бы иметь успех среди братских народов. Думается, на выступления наших «нефармалау» могли бы собираться полные сельские клубы, а то и целые дома культуры -- когда еще посмеешься с неказистых белорусских пареньков?.. Только как бы далеко ни забрались Сашка и Сирожка с гастролями в украинскую или российскую глубинку, они все равно постоянно с нами и среди нас -- это отчетливо начинаешь понимать, когда четвертый раз за день слышишь, кажется, уже вечное: «Сам пей чай, и других угашчай!»…

Изначально вроде бы мультперсонажи, импульсивные и энергичные люди Саша и Сирожа вполне могут стать символами белорусской молодежи, по крайней мере, той части, которую они не избрали в качестве своих прототипов. Вот сімвал твой, забыты краю родны -- насаты Сержык і Сашок агромны… Чотка! Т.е. точка!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета