Крама Наваполацкі Канцэрт
(p) 2004 БМАgroup
12tks/70mins
Как говорится, и старожилы не упомнят, когда у КРАМЫ был тот новополоцкий концерт, попавший на этот диск, но качество поистине образцовое -- энергетика, драйв... И десяти лет не прошло, как издатели решили поделиться запасами своих архивов с истыми фэнами белорусского блюза. Уж и Сержук Кныш (барабаны) успел уйти с музыкальных горизонтов, да и на басу в КРАМЕ давно уже Юрий Федюк, а не Руслан Правда, а гитариста Алеся Соловьева я и вовсе не помню, т.к. всегда здесь на своем месте Сержук Труханович. Но вот ведь собрались в 1996-м в Новополоцке по приглашению хорошо известного нам Анисы (Сержука Анищенко) этаким странным составом: Игорь Ворошкевич (вокал, губная гармошка), Илья Шевчик (гитара), Алесь Соловьев (гитара), Андрей Лявончик (клавишные), Руслан Правда (бас-гитара, подпевки), Сержук Кныш (барабаны). Собрались и дали такой live recording, что он не устарел и через десятилетие.
Признаться, программа сформирована настолько бдительно, что диск воспринимается как концептуальный альбом. И не беда, что “Гэй там” и “Сабака” повторяются на CD “Хавайся ў бульбу”, а “Стэфка” публиковалась в альбоме “Гарэлка на лёдзе”, но ведь сколько энергетики добавляет сама реакция публики, как она потом возвращается музыкантам живым шквалом эмоций.
К тому же, впервые попали в серьезный издательский формат такие блестящие “крамовские” песни, как “Будзь разам з намі”, “Камэндант”. А Quatre De Lure и полилингвистическая We Are Goin’ Down не попадали ранее даже в кассетные альбомы.
Начинается концерт с «живой» инструментальной раскачки на пяток минут под аплодисменты публики, после чего Игорь Ворошкевич радует классным собственным конферансом. И кто бы знал, о чем эта Quatre De Lure, если бы не прозвучала душещипательная история о красотке-молдаванке, которая приглянулась на танцах белорусскому пареньку.
Для меня лично открытием стала песня “Мама”, которая углубляется в тайницы сыновних чувств уже взрослого человека. Текст Насти Гулак четко ощущает границы приличия между интимным и откровенным:
Паслухай, мама, свайго сына.
Твой сын даўно ужо ня той.
Гэй, мама, чуеш: я ужо ня той.
Мне сьняцца дрэвы каля хаты,
Мне сьніцца родны мой пакой,
Але, мама, чуеш: я ужо ня той.
Пожалуй, много кому доводилось решать проблему собственного пути в жизни, и герой “крамовской” песни делает это решительно, но предельно этично.
Не менее впечатляюща и образная палитра “Паходнай”, более известной под названием “Дзе тое месца”. Здесь и история, и память, и небанальное проявление патриотизма.
Но не только текстовыми достоинствами привлекает этот диск КРАМЫ. Слушатель невольно попадает под настрой мудреных гитарных пассажей в композициях “Круціцца стужка” или в том же инструментальном Intro. Да не забывайте здесь еще и невероятные Шевчиковские запилы в “Маме”. А в We Are Goin’ Down Андрею Лявончику аж целые полминуты отдали под виртуозное соло на клавишных, да и сам Игорь Ворошкевич по-мастерски выпуливает румынские, эстонские, немецкие... ну и английские куплеты. Вот только почему издатели, написав по-английски название песни “Мы крочым уніз”, использовали какое-то непонятное слово doun, да и концертная запись обозначается не словом life (жизнь), а live (живой). Разве что кроется здесь типично SLADE’овский прикол: как слышим, так и напишем. Как такое не поддержать истинному белорусу? Ведь это основной принцип нашего языка.
Оставим ошибки на совести издателей. Вот только зря они припрятали имя дизайнера в выходных данных буклета (раскроем секрет -- Екатерина Шаламаева), ведь она в совершенстве выявила и блюзовый стиль этой музыки, и ценз самого брэнда КРАМА для национального рок-пантеона. Слава Богу хоть звукачей Клауса (Алеся Белизяка) и Ангуса (Андрея Пипко) не забыли, ведь звук этого live recording поистине впечатляет, а страна должна знать имена своих героев. Как и имя продюсера Виталия Супрановича, который смело бросил на рынок эту крепко запоздавшую новинку. Ну не было у него БМАgroup в 1996-м, он тогда только в институт культуры поступил, чтобы осваивать менеджерскую работу. А тут вот освоился на рынке и издал за один год аж два исторических релиза -- рецензированный нами ранее английский альбом КРАМЫ Harelka On Ice и вот этот концертник. А что еще ожидается в этом плане? Ведь не случайно КРАМА постоянно сидит в известной уже родной Игорю барановичской студии Parachia Records и что-то там экспериментирует со звуком. Стоит малость подождать.
12tks/70mins
Как говорится, и старожилы не упомнят, когда у КРАМЫ был тот новополоцкий концерт, попавший на этот диск, но качество поистине образцовое -- энергетика, драйв... И десяти лет не прошло, как издатели решили поделиться запасами своих архивов с истыми фэнами белорусского блюза. Уж и Сержук Кныш (барабаны) успел уйти с музыкальных горизонтов, да и на басу в КРАМЕ давно уже Юрий Федюк, а не Руслан Правда, а гитариста Алеся Соловьева я и вовсе не помню, т.к. всегда здесь на своем месте Сержук Труханович. Но вот ведь собрались в 1996-м в Новополоцке по приглашению хорошо известного нам Анисы (Сержука Анищенко) этаким странным составом: Игорь Ворошкевич (вокал, губная гармошка), Илья Шевчик (гитара), Алесь Соловьев (гитара), Андрей Лявончик (клавишные), Руслан Правда (бас-гитара, подпевки), Сержук Кныш (барабаны). Собрались и дали такой live recording, что он не устарел и через десятилетие.
Признаться, программа сформирована настолько бдительно, что диск воспринимается как концептуальный альбом. И не беда, что “Гэй там” и “Сабака” повторяются на CD “Хавайся ў бульбу”, а “Стэфка” публиковалась в альбоме “Гарэлка на лёдзе”, но ведь сколько энергетики добавляет сама реакция публики, как она потом возвращается музыкантам живым шквалом эмоций.
К тому же, впервые попали в серьезный издательский формат такие блестящие “крамовские” песни, как “Будзь разам з намі”, “Камэндант”. А Quatre De Lure и полилингвистическая We Are Goin’ Down не попадали ранее даже в кассетные альбомы.
Начинается концерт с «живой» инструментальной раскачки на пяток минут под аплодисменты публики, после чего Игорь Ворошкевич радует классным собственным конферансом. И кто бы знал, о чем эта Quatre De Lure, если бы не прозвучала душещипательная история о красотке-молдаванке, которая приглянулась на танцах белорусскому пареньку.
Для меня лично открытием стала песня “Мама”, которая углубляется в тайницы сыновних чувств уже взрослого человека. Текст Насти Гулак четко ощущает границы приличия между интимным и откровенным:
Паслухай, мама, свайго сына.
Твой сын даўно ужо ня той.
Гэй, мама, чуеш: я ужо ня той.
Мне сьняцца дрэвы каля хаты,
Мне сьніцца родны мой пакой,
Але, мама, чуеш: я ужо ня той.
Пожалуй, много кому доводилось решать проблему собственного пути в жизни, и герой “крамовской” песни делает это решительно, но предельно этично.
Не менее впечатляюща и образная палитра “Паходнай”, более известной под названием “Дзе тое месца”. Здесь и история, и память, и небанальное проявление патриотизма.
Но не только текстовыми достоинствами привлекает этот диск КРАМЫ. Слушатель невольно попадает под настрой мудреных гитарных пассажей в композициях “Круціцца стужка” или в том же инструментальном Intro. Да не забывайте здесь еще и невероятные Шевчиковские запилы в “Маме”. А в We Are Goin’ Down Андрею Лявончику аж целые полминуты отдали под виртуозное соло на клавишных, да и сам Игорь Ворошкевич по-мастерски выпуливает румынские, эстонские, немецкие... ну и английские куплеты. Вот только почему издатели, написав по-английски название песни “Мы крочым уніз”, использовали какое-то непонятное слово doun, да и концертная запись обозначается не словом life (жизнь), а live (живой). Разве что кроется здесь типично SLADE’овский прикол: как слышим, так и напишем. Как такое не поддержать истинному белорусу? Ведь это основной принцип нашего языка.
Оставим ошибки на совести издателей. Вот только зря они припрятали имя дизайнера в выходных данных буклета (раскроем секрет -- Екатерина Шаламаева), ведь она в совершенстве выявила и блюзовый стиль этой музыки, и ценз самого брэнда КРАМА для национального рок-пантеона. Слава Богу хоть звукачей Клауса (Алеся Белизяка) и Ангуса (Андрея Пипко) не забыли, ведь звук этого live recording поистине впечатляет, а страна должна знать имена своих героев. Как и имя продюсера Виталия Супрановича, который смело бросил на рынок эту крепко запоздавшую новинку. Ну не было у него БМАgroup в 1996-м, он тогда только в институт культуры поступил, чтобы осваивать менеджерскую работу. А тут вот освоился на рынке и издал за один год аж два исторических релиза -- рецензированный нами ранее английский альбом КРАМЫ Harelka On Ice и вот этот концертник. А что еще ожидается в этом плане? Ведь не случайно КРАМА постоянно сидит в известной уже родной Игорю барановичской студии Parachia Records и что-то там экспериментирует со звуком. Стоит малость подождать.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2005 год в рубрике музыкальная газета