Музыкальные Инструменты
Микшерные Пульты.Аналого-Цифровое, Цифро-Аналоговоепреобразование

Микшеры серии MG имеют по несколько моно-каналов и по четыре стерео-канала. На каждом моно-канале и на первых двух стерео-каналах есть регулятор входной чувствительности, светодиодный индикатор пика сигнала, кнопка включения фильтра верхних частот (частота среза 80 Гц, крутизна характеристики 12 дБ/окт), регулятор стерео-панорамы/стерео-баланса. Кроме того, на каждом моно-канале есть симметричные микрофонный и линейный входы (XLR и джек), посыл-возврат (трехконтактный джек). На каждом из первых двух стерео-каналов -- монофонический микрофонный вход (XLR) и пара линейных входов (джеки, нечетный -- моно); на каждом из двух других стерео-каналов -- две пары несимметричных линейных входов (RCA и джеки) и регулятор стерео-баланса. Фантомное питание включается для всех микрофонных входов одной кнопкой (со встроенным светодиодным индикатором). Есть пара двенадцатисегментных светодиодных индикаторов уровня, светодиодный индикатор питания, пара мониторных выходов (джеки), стерео-выход для наушников (джек), регулятор громкости выхода для наушников и мониторных выходов, пара несимметричных возвратов на главную шину (джеки, левый -- моно), регуляторы уровня возврата, пара вспомогательных входов главной шины для подачи фонограммы (RCA) и пара выходов для записи (RCA, несут тот же сигнал, что и главные выходы). На задней панели находятся выключатель питания и завинчивающийся разъем для подключения прилагаемого адаптера питания.
Конверторы цифро-аналоговые, аналого-цифровые
Взяв под свою власть все преимущества цифровой записи, неизбежно придется столкнуться с преобразованием из аналога в цифру и наоборот. Потому как все без исключения данные в компьютере хранятся и перерабатываются в виде нулей и единиц. А вот с микрофонов и на акустические системы снимается и поступает совсем другой вид сигнала. Он в точности, насколько это позволяет техника, повторяет акустические колебания воздушной среды, которые мы слышим. Т.е. по сути дела является аналогом, откуда, в принципе, и пошло название -- "аналоговый".

Так вот, встречаются эти две стихии сигналов аналога и цифр в конверторах, на «плечи» которых и ложится задача их преобразования из одного вида в другой. А этот процесс очень ответственный, ибо от него в большей степени зависит качество и богатство впоследствии акустического сигнала. Принцип преобразования заключается в том, что непрерывный сигнал напряжения разбивается на отдельные отсчеты, т.е. производится так называемая дискретизация по времени. Отсчетов таких очень много, например, при частоте 48 кГц составляет 48 тысяч на одну секунду. Затем, в соответствии с каждым отсчетом, измеряется уровень напряжения и переводится в цифровой код, максимальное значение которого определяется разрядностью конвертора и выражается в битах. Например, 24 бита фактически означают, что весь диапазон переводимого в цифру напряжения будет находиться между числами 0 и 16777216. Затем уже мы эти цифры обрабатываем при помощи соответствующих программ и плагинов, а потом уже цифра по похожему принципу преобразуется в аналоговое напряжение, которое сглаживается и приобретает форму будущей звуковой волны, которая, в свою очередь, будет генерироваться диффузором динамика.

Насколько сильно все эти процессы будут влиять на реалистичность звуковой картины, зависит от качества преобразователей и точности
математических операций, используемых при обработке цифрового сигнала.
Следует также отметить, что данные о разрядности преобразователя не всегда соответствуют реальности. Например, из-за больших шумов АЦП будет уменьшаться динамический диапазон оцифрованного сигнала, т.к. среди шумов соизмеримый сигнал уже не восстановить. Или, например, при неоткалиброванном АЦП смещение сигнала относительно нулевой точки дает его преобразование не на все разряды. Иногда в паспорте указывается, что прибор малошумящий, или указывается динамический диапазон оцифрованного сигнала.
Конверторы могут быть встроенными, например, в звуковую плату или микшер или выполненными как отдельные устройства.

Цифровые пульты от Yamaha -- половина студии в одном корпусе
Интересное решение сопряжения аналоговых источников сигнала с цифровым пространством рабочей станции предлагает Yamaha. Очень полезное устройство содержит в себе микшер, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, встроенный процессор эффектов. Всем этим управляет контроллер, позволяя коммутировать любые входы с любыми выходами, переключая их тракты через различные органы управления, цепи разрыва и т.п. Такие устройства называются цифровыми микшерными контроллерами. Что самое главное, они имеют цифровые входы и выходы, при помощи которых информация легко передается на компьютер или снимается с него. Но такое удовольствие не из дешевых, даже самый простой пульт 01V96 стоит прилично, намного дороже, чем связка "аналоговый пульт + звуковая карта со встроенными конверторами АЦП/ЦАП". Но и качество изготовления этих конвертеров будет лучше в цифровом пульте по сравнению с дешевыми звуковыми картами. Конечно, встроенные АЦП/ЦАП и процессор эффектов будут уступать внешним аналогам, но и стоить последние будут соответственно больше.
Теперь немного описания модели YAMAHA 01V96 -- самой простой, но функций которой хватит для бюджетной студии.
Пульт имеет 16 аналоговых входов: 12 моно-входов с малошумящими микрофонными предусилителями, 2 стерео-канала (по 2 входа на каждом). На каждом моно-канале есть гнездо Insert -- петля посыла возврата. Выходы есть цифровые и аналоговые. Среди аналоговых -- это основной стерео-выход, мониторный стерео-выход, а также четыре универсальных, которые назначаются пользователем программно, в зависимости от поставленной задачи. Микшер имеет цифровые выходы S/PDIF и ADAT. Последний представляет из себя большой интерес, т.к. при наличии такого же интерфейса со стороны звуковой карты компьютера мы можем иметь 32 канала для записи. Т.е. можно одновременно записывать сигнал со всех 16 моно-входов, параллельно пропуская их через встроенный процессор эффектов и записывая на отдельную дорожку. Или, например, объединяя сигналы в подгруппы или посылы AUX, так же записывать или посылать на внешние устройства обработки, имеющие цифровые входы/выходы. Кстати, пульт 01V96, располагает восемью такими подгруппами и восемью AUX-ами, а также шестнадцатью возвратами со встроенного процессора эффектов. А управлять всем этим богатством сигналов можно удобно и просто при помощи 16-ти моторизированных фейдеров, которые могут переключаться для работы в следующих режимах: первый -- это управление уровнем сигналов с 16-ти входов, второй -- управление сигналами с процессора эффектов, третий -- управление уровнем 8 подгрупп и 8 AUX.

Пульт имеет возможность управлять внешними устройствами посредством MIDI или USB интерфейса -- это четвертый режим, который назначается фейдером. Следует отметить, что микшер имеет внутреннюю динамическую обработку, полностью параметрические четырехполосные эквалайзеры, а эффект- обработкой занимаются четыре отдельных процессора. Всего насчитывается 32 гейта и компрессора, 58 параметрических эквалайзеров и 58 блоков Delay в каналах, не считая эффектов процессора. Последний, кстати, имеет внутреннюю 32-битную обработку и 56-разрядный сумматор, что спасает сигнал от искажений и дает очень большой запас по динамическому диапазону.
Для тестирования и настройки звукового тракта предусмотрены встроенные генераторы сигналов и шума.

Что касается конвертеров АЦП/ЦАП, то они поддерживают форматы 24 бита/48 кГц и 24 бита/96 кГц. Что немаловажно, последний обеспечивает динамический диапазон в 105 дБ. Конверторы работают по принципу передискритизации на 128 для 48 кГц и на 64 для 96 кГц. Это обеспечивает неискаженность высоких частот. Предусмотрена синхронизация с внешними устройствами.
Как видно, микшерный пульт очень удобно использовать для записи на цифровую рабочую станцию. Но если вам не страшна цифровая обработка пульта, его также можно использовать и для концертной деятельности. Производитель позаботился о том, чтобы отстройка звука в реальном времени «живого» концерта была не менее удобной, чем на аналоговых «собратьях». Для этого в пульте хорошо продумана и спроектирована навигация в меню. Помимо того есть система запоминания сцен и настроек.

И в заключении
Реализацию схемы управления и записи звуковых сигналов в студии, построенной на базе цифровой станции, по большому счету, можно разделить на три большие группы. Первая -- это аналоговый пульт плюс звуковая карта со встроенными конверторами АЦП/ЦАП. Вторая -- цифровой микшерный пульт со встроенными АЦП/ЦАП, при коммутации с компьютеров при помощи цифровых интерфейсов. Последняя -- аналоговый пульт, затем тракт продолжается внешними конверторами АЦП/ЦАП, которые уже посредством цифровых интерфейсов коммутируются с компьютером. Первый способ является самым дешевым, последний самым дорогим, т.к. внешние АЦП/ЦАП конверторы чаще всего являются самыми точными и качественными. А применение цифрового пульта очень удобно и в некоторых случаях, например, при многоканальной записи, даже может оказаться дешевле, нежели оборудование, применяемое в первом случае, возможно, и худшего качества. Нюансов много, и принятие решения о приобретении и инсталяции того или иного аппарата будет зависеть от условий и конкретно решаемых задач, ну и, конечно же, от суммы денежных средств, выделяемых на это.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета