9-Минутный Vestibulum В Минске
или “Death Metal Orgy” как она есть?

Когда организатор разменивает с десяток реализованных концертов, в афишах которых прописаны рядом с логотипами групп словеса «death», «black» или «doom» — в общем, тяжмет-направления, — он или тотально опускает собственную репутацию (особенно если слишком часто дружественным тоном “просит” выступающих музыкантов “толкнуть” штук 20 пригласительных, обеспечив посещаемость при минимуме издержек на предварительную реализацию билетов) или с опозданием начинает понимать, что здравых/статусных/х-м-м… популярных коллективов ему уже скоро просто не пригласить. Во втором исходе в клуб специально довозится хоть и бюджетная, но нормальная (читайте — укомплектованная двумя альтами и стойками) барабанная установка Amati, компрессоры, пускай и недорогой, но все-таки не выгоревший аппарат Peavey. И трезвый оплаченный звукооператор. Обязательно. Если группы пытаются влиять на ситуацию, то кое-кому ПЕРЕД тем появлением фэнов в зале, при закрытых дверях ДАЖЕ устраивают саундчек… чуть не написал минет — но это после концерта, если подруга увидит на сцене в своем однокласснике рок-стар…Короче, в рассматриваемом случае почти второй вариант. “Почти”…
Так называемая “Дэз Метал Оргия”, зазывавшая меня с немногочисленных “столбовых” афишек на 12 февраля, практически накануне Дня влюбленных, между прочим даже могла произойти в широко известном сексуальным меньшинствам, творческой интеллигенции и прочим эстетам экс-гей-клубе “Вавилон”. Но что-то встало у организаторов… на пути и, сменив пару раз предварительную прописку, мероприятие задвинули в “Тоннель”. В надежде на свет в конце мытарств, похоже. Узнать об этом можно было только из сети Интернет, поскольку рекламы более НИГДЕ не было.

12.02.2005. Традиционная часовая задержка с попаданием в зал. Металисты пьют безалкогольное пиво, говорят о погоде, о том, что в моде и опять о погоде. Гитаристы столичных групп самоотверженно закаляют умеренно прохладными “плюс двумя” свои пальцы и электроинструменты, расположившись рядом, поскольку внутрь им не положено. В-принципе, это вредно как для сухожилий, суставов так и для музыкальных инструментов… Подъехавший было по просьбе трудящихся из соседствующих с клубом домов милицейский фургон с тонированными стеклами припарковался в пяти метрах. Рабочие, служащие среднего звена и любители домашних животных, радуясь выходной субботе, заинтересованными взглядами изучают в меру бородатую и пропирсингованную публику, снуя там-сям по своим делам, выгуливая собак и подготавливая “вторые половинки” к вечернему сексуальному раскрепощению, спекулируя, конечно же, на теме Святого Валентина. Везунчики не теряют времени, да и знай делают себе деньги в букмекерской конторе — а она здесь рядом — даже не подозревая о метал-акции. Хорошая конспиративность, ведь действительно можно подумать, что толпа футбольных фриков делает ставки. Только шарфов с символикой клубов не хватает для антуража…

В четверть шестого молодежь проследовала внутрь. Спустя десять минут было объявлено о старте концертного забега. Пришедших отдельно поблагодарили за поддержку акции. Пока разыскивали первую “беговую лошадку”, я осмотрел аппарат. Для справки упомяну о “комнатном” басовом Фэндере и неопознанных гитарных комбах, расставленных на стульях. Панорама представлена пивэемскими SP 3G, 118 SUB, 115 плюс тесловскими “пищалками” на закуску. Другое оборудование — пульт Behringer MX-3242X, микшер Gemini PS 626, эквалайзер T.eq TQ 60, компрессоры/лимитеры Alesis dbx 1/262, M-EQ 230. Для справки и этого достаточно, общая картина ясна, а профессионалы меня непрофессионала приправят. Звукооператор лично гарантировал ~ 3 КВт. Для небольшого помещения хватит…

В 17.36 не научившиеся еще ценить ускоряющееся время любого “живого” сета, новички B/W DREAMS приблизились к публике. В отсутствие сцены — лицом к лицу. Насколько раздражал их зум-саунд, да еще на них начали крутить ручки за пультом! Фак-к-к! Да еще понурые жилые дома в незашторенных окнах зала. Позор какой-то… Команда уложилась в четверть часа, представив пяток притрэшованных песен. Русскоязычный текст в духе “я живу, чтобы петь, чтобы жить, или жить, чтобы петь” уверенный вокалист подавал в манере белорусского DEADMARSH. Типаж тот же. Младший брат. Правда, профессионализма последних мной замечено не было. Не страшно — людям понравилось. Известно, что первые группы никогда не страдают от выдыхающейся толпы. Давая понять, что “разогрев“ долго не выступает, “черно/белому” вокалеру просто выключили микрофон. Эй там, за пультом, не губите молодые таланты! А то решит человек, что не умеет петь, пить начнет…
Второе место досталось RIVERDALE, которым, предположительно за счет более качественных гитарных примочек, удалось выдать убедительное звучание. Впервые столкнувшись с этой командой, я однозначно отмечаю их хорошую сыгранность, жирный бас. Кстати, удивился нетрадиционно приемлемо “качающему” для “корейца” Стагг’у басиста! Знаете, а еще интересно смотреть, когда на “лесполовце” играют быстрые гетербгски-ориентриованные тремоло. Барабанное “железо” Camber вот еще в деле прослушал…

Ну, и нормальное такое железное “железо”. Хорошо, ровно, без надуманного лиризма и чувства собственной важности выступила группа. Такие порой осмысленные акустические куски, что подумал, люди зажигалки подастают. Из широких штанин. Подаставали! Главная фанатка группы (некто Наташа) суппортировала выступление, выдвинув в микрофон на повестку вечера тезис “R — cамая клевая дэз-метал-группа из Минска”. У-ау, “мяу, кис, мяу” какой-то получается. Доказательством тезиса послужил тридцатидвухминутный хэдбэнгинг девочки по обе стороны “линии огня”. А я то приготовился как минимум к стриптизу, Наташа… Не разочаруй в будущем. Бай-бай.

Так, а что дальше будет? На десятисантиметровом возвышении “и.о. сцены” парни в футболках «CANNIBAL CORPSE» распаковывают свои процессоры Digitech, достают “флайты”, барабанер закручивает гайки на одолженном у “черно/белых” колотом 302-ом Paiste. Ну, или наоборот…К сцене подтягивается видеооператор, отправляющий парней прямо в исторические анналы, и еще, кажется, их родители. Правильно, метал в каждую семью! Эх, а непривычен “школьный” имидж группы… Ладно, DEACAPITATED в восемнадцать лет заключали контракт с Earache. Приготовился к брутал-дэз-металу. Ну еще бы, так лупить по “железкам”, чтобы сколоть. Или грайндкору — грайндерам вообще насрать на имидж или там оранжевые корейские гитары... Х-м-м-м-мм… Команда SILENT REIGN продемонстрировала типично белорусский бюджетный вариант “тутэйшага мяталу”. Всего много. Соло много. Чистые бэк-вокалы. Песня “про смерть” на русском языке аж есть. Местами и реально крутой гроул. Без шуток! А когда еще и фолк пошел, я узнал песню даже! Влад Бубен ее включал в предновогоднем “Затерянном Мире”. Но потом рядом стоящий перец произнес сакраментальное: «Да моя борода длиннее их хаеров», и мне стало просто не по себе от правды.

Выразительная такая Бородища! Ушли с ним за недорогим “Черниговским”, покинув территорию клуба.
К сожалению, выступление дум-дэз-коллектива ENDLESS GRIEF осталось “за кадром”. Претензии к клубу — не платить же мне втридорога за серийную “Балтику” из бара, когда на остановке украинское нефильтрованное по полторы. Коллектив EG недавно положительно дебютировал на FM, так что слушайте “Масса Брутто” и Влада Бубена!
Часам к восьми вечера появились ОСНОВАТЕЛЬНО поднадоевшие назойливой саморекламой и, похоже, уже нескромно покушающиеся на лавры легендарного GODS TOWER минские КАМАЕДИЦА. Х-м-м-ммм… Также типичный ”белорусскоязычный вариант” BY-метала “на любителя”. ZNICH на 88%, слегка от “тауэров”. Понял что. Пафосность. Даже в интерпретации собственного стиля. Да, понимаю, журналисты не врубаются сами… Пишут хрень разную про группу, козлы. Что впечатлило? Форма деки гитары, дублирующая ворвиковского “вампира” и бисиричевские наставленные рога на башке грифа. Рубахи льняные под аутентику, причем разных колористических решений — несомненно, в соответствии с умудренной концепцией группы это призвано на экзотерическом уровне отразить связь музыкантов с определенными изначальными элементами и прото-стихиями. Например, рыжеволосый гитарист должен одеть красную, чтобы подчеркнуть солнечный аспект. Хотя символически рыжий — это уже и есть солнечный. Ладно… может, это связано с зодиакальными положениями планет в момент рождения участников группы. А вдруг? Песни три я прослушал внимательно, пока не заметил, что мальцы явно “не в ударе”, вспоминая их впечатляющее декабрьское выступление в подвальном клубе “28”. Черт подери, где тот драйв, т.е. бас? Относительно стилистики я на полном серьезе рекомендую лаконичное “исконно белорусский народный древнеславянский языческий деревенский мятал”. А еще пришла мысль, что выступать группе нужно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в лаптях.

20.30. IRATUS DOMINUS = Chaos Black Metal Orgy In the Name of Satan. Определенно, лучшее выступление вечера. Музыкально — гиперскорстной девастирующий grimly блэк-метал. Вот вам примитивные ориентиры — ZYCLON B, GORGOROTH. Более всего ассоциаций с ранними сырыми концертными выступлениями норвежского IMMORTAL периода промоции их незабвенного альбома 93-го года Pure Holocaust, представленными на бутлегированных видео. Argh!!! Drep de kristne! Боевой грим ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сильно воздействует на Восприятие Метал-Воина, если ПРАВИЛЬНО его использовать! Мне нравится норвежский блэк, хотя Сатана, извините, интернационален, а IRATUS DOMINUS не занимается клонированием “дарктроновского голода”. Барабанщик развернулся на 100%, даже палочку потерял к 20.40! Басист уже замечен на “предательском” сете у RIVERDALE… И поразительно, каким образом гитарист/вокалист, используя трехсингловый “страт”, добивается такого трахающего звучания. Итог: если на данном концерте присутствовала ментально-оргаистическая атмосфера, заявленная в афише, то ТОЛЬКО на ID!

И вот АПОФЕОЗ. Он наступает к 21.07, когда перед уже ошалевшими от ожидания фэнами появляются-таки заезжие хэдлайнеры (судя по величине лого на афише и почетному месту в “обойме” концерта) в обличии солигорского блэк-дэзового VESTIBULUM, выдержавшего четырехчасовую “отсидку” в клубе в преддверии своего ментального оргазма. Легкий саундчек, перезарядка "пулеметов” и VESTIBULUM готов! ARGH!!! Электро-интродукция, после которой нам уже пообещали 9 тотально новых песен, не представленных на 2-х имеющихся у группы записях! Видевшие группу на концертах знают, на что способны демоны «живьем», будто родившиеся в калийно-солевых катакомбах! А тут еще и на афишах — brutal death metal… Виктор, фронтмен, сатирически улыбаясь, приветствует публику и рекомендует переместиться ближе к центру зала, избегая эффекта звукопоглощения музыки телами, костями, черепами, грудями и т.п. Здраво, все же небольшой и неприспособленный для метала диско-клуб. Номер 1 — Arheus. Новые песни положительно зарекомендовавших себя ВИА лично мне всегда хочется сначала расслушать. Реакция зала в таком же духе. Но ко второй вещи, Astralibrium, избранный танцпол превращается в конвульсирующую живую биомассу. Ясно, что комплексный и быстрый материал группы гарантирует адекватную психоэнергетическую обратную связь! Музыканты привыкают к отсутствию мониторных линий как таковых, поскольку оказывается, что в них “запараллелена” панорама…

Факин’ эй! Почему никто не упомянул об этом из уже упаковавших свои инструменты? С разговорным жанром у сатира-Виктора все в порядке: “Любите заниматься сексом? Следующая композиция Black Morpheus’ Sun посвящена именно этому процессу!” На изложение моей последней фразы на самом деле ушло гораздо больше времени, чем на выступление V. Ибо на 2,5 номере сначала элементарно вырубили панорамные колонки. Потом материализовался пиджак. Затем лысая голова. И вот эта лысина прервала музыкально-сексуальный акт! Эй, что за глупая шутка?! Группа специально ехала в столицу нашей Родины, чтобы дать 9-минутное выступление? Вернуть «вестибулумов»! Но вот уже включили свет и выпроваживают людей из зала… О чем ты думал, горе-организатор, оговаривая с администрацией ”Тоннеля” временные рамки концерта? Нет, за водку и “Швепс”, спасибо, конечно, Алексей. Но что же это за дерьмо, и какой там к черту brutal death metal у VESTIBULUM?

Вот такое “почти”. A как хорошо начиналось… И где же мы такие засранцы до сих пор живем, господа?

P.S. В холле раздавали халявные грайндовые CD-R’ы.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета