Шоу-Бизнес Наш болезный друг
Что-то мы все о конкретике. Люди… События… Новые альбомы… Юбилеи… А целостной картины нет. Отсутствует. Так, одно общее представление: кто-то где-то кого-то… Пора бы, наверное, все это в кучу собрать да НЕЧТО из этого вылепить. Например, нашу собственную модель шоу-бизнеса. Или ее подобие (для тех, кто в него (в смысле, в этот самый бизнес) не верит).
Это продолжение. А потому персоны все те же: Александр Кривошеев-Помидоров (А.К.), Татьяна Замировская (Т.З.), Павел Свердлов (П.С.) и Ольга Самусик (О.С.).
Поехали…
О.С.: …Ну что? Теперь о «гиблом состоянии» белорусской рок-музыки?
А.К.: Только давайте все же употреблять термин «шоу-бизнес». Будем говорить именно о том уродливом шоу-бизнесе, который все же у нас есть. Не надо упорствовать в его отсутствии... Несмотря на то, что шоу-бизнес в нашей республике — это либо альтруизм, либо беззастенчивое воровство, он есть и развивается, и баста! А то, что жить мы нормально начнем лет эдак через пятнадцать — ни для кого не секрет. И в той же Польше ведь была похожая ситуация когда-то с запретами. Но музыканты продолжали выпускать пластинки. А люди — получать представление. А у нас что? Нам теперь предлагают довольствоваться «Фабрикой» (по штамповке. — Прим. авт.). Это же настоящая диверсия. Детям от 9-ти лет, которые только-только перестали слушать песни про Винни-Пуха, и до первокурсников забивают головы, заманивают черт-те куда, как крыс за дудочкой! А сами «фабричные» персонажи, похоже, не только ЧТО и О ЧЕМ поют не понимают, но и что с ними будет, когда закончатся все эти контракты и, насосавшись, отвалятся-расслабятся господа продюсеры. И ведь становится действительно жутко, когда видишь, как толпа подростков несется на концерт какой-нибудь «ФЗ-5» или «ФЗ-15»! Ратуйте, люди добрые, давять!!! (Да, когда очередные (то ли вторые, то ли третьи, сейчас уж и не упомню) «фабрика(н)ты» к нам приезжали, перед Дворцом Республики собралась уйма юниоров, надежды белорусской нации (в основной массе, конечно, девчонок). Скопище делилось примерно на две равные части: одна верещала от восторга и потрясала дисками, другая размазывала сопли по своим детским щечкам, судорожно прижимая к груди все те же пластинки. Сама видела. Зомбированные дети. Жуть. — Прим. авт.) Но ведь белорусский рок есть. Только он почему-то который год, если не десятилетие, существует в ореоле мученичества какого-то… Может, это на руку кому?
Т.З.: Он сам его взял. Сам и продолжает нести. Этот ореол.
П.С.: Более того, по-моему, даже многие новые команды его подхватывают и помогают тащить, чтобы выйти на тех людей, которые будут продолжать это слушать и покупать.
О.С.: Думается мне, подобные ходы имели реальную силу и были актуальны лет эдак десять назад. Именно тогда в это русло вошли N.R.M. Вошли успешно и вовремя. Молодцы. Стали уже неотъемлемой частью белорусской культуры. Или истории. Бог его знает, куда их потомки запишут.
Т.З.: Но ведь у N.R.M. есть и много веселых, даже светлых песен. Я тут недавно старые альбомы переслушала. Так чуть слезами радости не умылась. Мне кажется, просто есть гиперидейные люди. И они сознательно взваливают на свои плечи практически неподъемную ношу. Например, все тот же Слава Корень...
А.К.: Для кого-то Слава достаточно тяжелый человек. Повторюсь, у него уже давно и прочно сформированные взгляды. Он двигает именно свои мысли. И больше, чем сможет унести, я считаю, он на себя не взвалит. По большому счету, в мировом шоу-бизнесе хватает подобных людей и личностей. За это «простые люди» (а, может, менее глубокие? — Прим. авт.) считают их занудами и мрачными персонажами. Что ж поделать?
П.С.: Давайте о популярности побеседуем. Я вообще не понимаю, какая музыка у нас сегодня может называться популярной. Вернее, какие группы подпадают под это определение. Наверное, разве что ATLANTICA. Хотя мне кажется, вся их популярность строится исключительно на небылицах...
А.К.: Я вот что скажу: ATLANTICA — прекраснейшая и профессионально сделанная команда. А хотя ведь могли бы ребята кричать о разных фестивалях... могут, в принципе, ибо достаточно взрослые люди…
П.С.: Зато они периодически покрикивают о другой чуши. То у них песню «спиратили» и записали без авторского ведома на какой-то западный сборник... То еще что-нибудь...
А.К.: Знаешь, когда я впервые услышал этот дуэт, я, было, решил, что это либо немцы поют, либо россияне (судя по произношению). Я даже начал перебирать в памяти информацию про всяческие PLAZMA… Уж не оттуда ли, думаю, ноги растут? В голове пошло этакое дробление музыкального ряда. Но зато когда я узнал, что ATLANTICA — белорусские ребята... с моей челюстью что-то случилось. Она просто очень долго болталась где-то на уровне колен. Да, я отнюдь не поклонник подобной музыки. Но мне приятно, что такой уровень может быть достигнут и у нас. А вам разве нет? И потом, ATLANTICA — это, в первую очередь, шоу, краски, кожаные плащи...
О.С.: И ведь именно ATLANTICA чаще всего и звучит сегодня на радиостанциях. А где же больше? Ирина Дорофеева? Или Инна Афанасьева? А может, певец народа Солодуха? Именно они формат(н)ы? Ну, кроме ATLANTICA. С ней мы уже разобрались.
А.К.: Ой! Я умоляю вас! У нас разве есть радиостанции?! Они же кончились. А скоро кончатся окончательно. У нас нет качественного полноформатного музыкального телевидения. Можно даже сказать, что музыкального телевидения у нас тоже нет ВООБЩЕ. У нас всего два музыкальных издания. Это на страну с населением в десять миллионов! ВСЕГО ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИЗДАНИЯ. Следовательно, нет возможности доведения до масс хотя бы новой музыкальной информации. Один средней величины лейбак, одна сетка дистрибьюции из-под него же и один-два специализированных магазина с инструментами, да и то, если взглянуть на товар, а потом на цены… Поэтому непонятно, как вообще реализовываются диски, где музыканты все эти швайки-примочки берут… Напрокат, наверное... У нас как таковой отсутствует пиар, кроме разовых акций, сопровождающих продукцию «Детей Солнца»… В нашей стране единичная аренда зала стоит почти миллион белорусских рублей. Скажите, как при таких условиях музыканту, у которого нет спонсоров, организовать свой концерт? Нет, организовать-то, конечно, можно. Только вот попробуй отбей потом эти бабки.
Т.З.: Если учесть фактическое отсутствие всех масс-медиа (или же их недостаточность, я бы сказала. — Прим. авт.)... то получается… нет критериев, по которым можно было бы проверить информацию, которая все-таки периодически дается обществу?
А.К.: На самом деле, проверить популярность (настоящую) очень просто. Я перед Новым годом в одной дискотеке работал. Каждую ночь практически. И там у нас программа развернутая: балеты, музыкантство всякое «живьем» или под «минуса» какие… И очень было здорово видно, кого и как принимают просто на танцполе. Смолова, Абасова, ATLANTICA, ПАЛАЦ легко зал поднимали. А были известные-именитые, которые тут же на первых тактах всех просто усаживали.
О.С.: Кстати, о клубных выступлениях музыкантов. Я бы даже назвала их «кабацкими». Сейчас это весьма актуально. Или я не права?
А.К.: Есть такое. И самое интересное, что большинство людей, лабающих для лучшего усвоения пищи другими, — это музыканты экстракласса. Их никто не пиарит. Они почему-то никому не нужны. Чешут себе пару раз в неделю свои инструменты в кабаках за десять баксов. А многие молодые хрены, едва научившись бахать по гитаре, купленной за денюжки мамы с папой, уже хотят за концерт сто рублей в американской валюте. А то и поболе (в чей адрес сказано, догадайтесь сами. — Прим. авт.) И что? А ведь есть же люди с уровнем. Например, Александр Любинский. Уникальный человек. Единственный владеет подобной техникой игры на гитаре (Если не ошибаюсь, она называется «щипковая». Или что-то вроде. — Прим. авт.) Полтора года по специальным лекалам ему делали гитару. Где его интервью, телесюжеты, «живые» концертные… клипы хотя бы? (Люди! Да ведь на то, как играет этот человек, смотреть — одно удовольствие! Ну неужели вам не интересно?! — Прим. авт.) Вот еще о блюзе-джазе — Свет. Уникальный пианист — джамп, буги, все, что хочешь… Так раз он еще и человек хороший, ему в лицо тогда хамить можно, так получается? Из молодых совсем могу сказать про группу ЛОЯЛЬНЫЙ МУРАВЕЙ. Тоже по клубам легонькие кавера исполняют. Хотя очень сыгранная и профессиональна команда. Прямо готовый вариант для Снегирей или Легких каких. Вообще, господа журналисты посетовать любят: что ж не несут, не занимаются? А музыкант сам своим пиаром и не должен заниматься. Это как раз для журналистов занятие. Которые в носу колупают, и когда на концерт их зовут, находят важный очень фильм или «пидорачу» по телеку. Вот на презентации и пре-пати в кабаки — это мы галопом несемся, да!..
П.С.: Ну не совсем же с мОлодежью так плохо. Есть же наверняка достойные.
А.К.: Может, и есть. Они где-то когда-то и чему-то учились. Хорошо учились. Только потом им все надоело. И они либо бросили музыку совсем, либо уехали и сейчас работают в качестве сессионных музыкантов у Наташи Королевой, Сердючки… Или в качестве декорации у Глюкозы. На данный момент как «аккомпанемент» у московских попсарей ходит сорок процентов белорусских музыкантов. Сейчас мы почему-то начали работать именно технически. И то не на себя. Знакомые лица/нотки можно нынче не только в России увидеть-услышать. Езжайте на Восток, в Египет, Бахрейн, ОАЭ… Кто там танцует? Кто там «живьем» исполняет? И процесс оттока не прекращается. Наоборот. А ведь лет двенадцать назад по-настоящему масштабные группы росли. Будто из-под земли. Вспомнить ту же БУРЖУАЗИЮ, BEAUTY BY MISTAKE... Зато теперь у нас запели теннисисты! Поют — как и играют. В смысле — неплохо. Может, это и к лучшему. В принципе, как один из вариантов индустрии — нормально.
П.С.: А что вы можете сказать по поводу закрытия минских клубов? Сперва NC. Теперь «Динамик» и «28»...
А.К.: Зато открылся новый. По соседству с «Вавилоном»...
О.С.: А вот студии звукозаписи, не в пример клубам, по-моему, наоборот, появляются.
А.К.: Да, допустим, в Барановичах. И очень приличный звук там делают, говорят. Хоть это радует. Но сам я еще не проверял…
Пусть. Пусть у нас снова не получилось. Может, нам просто на самом деле не очень нужно? Вот когда сядем дружно книгу писать «История белорусской рок-музыки», тогда волей-неволей, но придется таки вычленять наш шоу-бизнес из прочего мусора. Бедненький, хиленький, и в кого ты такой страшненький?… Ничего. Будешь кушать витамины. Поправишься. Раздобреешь. Ничего. Мы еще всем покажем. Когда «сретствов» на витаминчики хватит. А пока — чем богаты…
Это продолжение. А потому персоны все те же: Александр Кривошеев-Помидоров (А.К.), Татьяна Замировская (Т.З.), Павел Свердлов (П.С.) и Ольга Самусик (О.С.).
Поехали…
О.С.: …Ну что? Теперь о «гиблом состоянии» белорусской рок-музыки?
А.К.: Только давайте все же употреблять термин «шоу-бизнес». Будем говорить именно о том уродливом шоу-бизнесе, который все же у нас есть. Не надо упорствовать в его отсутствии... Несмотря на то, что шоу-бизнес в нашей республике — это либо альтруизм, либо беззастенчивое воровство, он есть и развивается, и баста! А то, что жить мы нормально начнем лет эдак через пятнадцать — ни для кого не секрет. И в той же Польше ведь была похожая ситуация когда-то с запретами. Но музыканты продолжали выпускать пластинки. А люди — получать представление. А у нас что? Нам теперь предлагают довольствоваться «Фабрикой» (по штамповке. — Прим. авт.). Это же настоящая диверсия. Детям от 9-ти лет, которые только-только перестали слушать песни про Винни-Пуха, и до первокурсников забивают головы, заманивают черт-те куда, как крыс за дудочкой! А сами «фабричные» персонажи, похоже, не только ЧТО и О ЧЕМ поют не понимают, но и что с ними будет, когда закончатся все эти контракты и, насосавшись, отвалятся-расслабятся господа продюсеры. И ведь становится действительно жутко, когда видишь, как толпа подростков несется на концерт какой-нибудь «ФЗ-5» или «ФЗ-15»! Ратуйте, люди добрые, давять!!! (Да, когда очередные (то ли вторые, то ли третьи, сейчас уж и не упомню) «фабрика(н)ты» к нам приезжали, перед Дворцом Республики собралась уйма юниоров, надежды белорусской нации (в основной массе, конечно, девчонок). Скопище делилось примерно на две равные части: одна верещала от восторга и потрясала дисками, другая размазывала сопли по своим детским щечкам, судорожно прижимая к груди все те же пластинки. Сама видела. Зомбированные дети. Жуть. — Прим. авт.) Но ведь белорусский рок есть. Только он почему-то который год, если не десятилетие, существует в ореоле мученичества какого-то… Может, это на руку кому?
Т.З.: Он сам его взял. Сам и продолжает нести. Этот ореол.
П.С.: Более того, по-моему, даже многие новые команды его подхватывают и помогают тащить, чтобы выйти на тех людей, которые будут продолжать это слушать и покупать.
О.С.: Думается мне, подобные ходы имели реальную силу и были актуальны лет эдак десять назад. Именно тогда в это русло вошли N.R.M. Вошли успешно и вовремя. Молодцы. Стали уже неотъемлемой частью белорусской культуры. Или истории. Бог его знает, куда их потомки запишут.
Т.З.: Но ведь у N.R.M. есть и много веселых, даже светлых песен. Я тут недавно старые альбомы переслушала. Так чуть слезами радости не умылась. Мне кажется, просто есть гиперидейные люди. И они сознательно взваливают на свои плечи практически неподъемную ношу. Например, все тот же Слава Корень...
А.К.: Для кого-то Слава достаточно тяжелый человек. Повторюсь, у него уже давно и прочно сформированные взгляды. Он двигает именно свои мысли. И больше, чем сможет унести, я считаю, он на себя не взвалит. По большому счету, в мировом шоу-бизнесе хватает подобных людей и личностей. За это «простые люди» (а, может, менее глубокие? — Прим. авт.) считают их занудами и мрачными персонажами. Что ж поделать?
П.С.: Давайте о популярности побеседуем. Я вообще не понимаю, какая музыка у нас сегодня может называться популярной. Вернее, какие группы подпадают под это определение. Наверное, разве что ATLANTICA. Хотя мне кажется, вся их популярность строится исключительно на небылицах...
А.К.: Я вот что скажу: ATLANTICA — прекраснейшая и профессионально сделанная команда. А хотя ведь могли бы ребята кричать о разных фестивалях... могут, в принципе, ибо достаточно взрослые люди…
П.С.: Зато они периодически покрикивают о другой чуши. То у них песню «спиратили» и записали без авторского ведома на какой-то западный сборник... То еще что-нибудь...
А.К.: Знаешь, когда я впервые услышал этот дуэт, я, было, решил, что это либо немцы поют, либо россияне (судя по произношению). Я даже начал перебирать в памяти информацию про всяческие PLAZMA… Уж не оттуда ли, думаю, ноги растут? В голове пошло этакое дробление музыкального ряда. Но зато когда я узнал, что ATLANTICA — белорусские ребята... с моей челюстью что-то случилось. Она просто очень долго болталась где-то на уровне колен. Да, я отнюдь не поклонник подобной музыки. Но мне приятно, что такой уровень может быть достигнут и у нас. А вам разве нет? И потом, ATLANTICA — это, в первую очередь, шоу, краски, кожаные плащи...
О.С.: И ведь именно ATLANTICA чаще всего и звучит сегодня на радиостанциях. А где же больше? Ирина Дорофеева? Или Инна Афанасьева? А может, певец народа Солодуха? Именно они формат(н)ы? Ну, кроме ATLANTICA. С ней мы уже разобрались.
А.К.: Ой! Я умоляю вас! У нас разве есть радиостанции?! Они же кончились. А скоро кончатся окончательно. У нас нет качественного полноформатного музыкального телевидения. Можно даже сказать, что музыкального телевидения у нас тоже нет ВООБЩЕ. У нас всего два музыкальных издания. Это на страну с населением в десять миллионов! ВСЕГО ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИЗДАНИЯ. Следовательно, нет возможности доведения до масс хотя бы новой музыкальной информации. Один средней величины лейбак, одна сетка дистрибьюции из-под него же и один-два специализированных магазина с инструментами, да и то, если взглянуть на товар, а потом на цены… Поэтому непонятно, как вообще реализовываются диски, где музыканты все эти швайки-примочки берут… Напрокат, наверное... У нас как таковой отсутствует пиар, кроме разовых акций, сопровождающих продукцию «Детей Солнца»… В нашей стране единичная аренда зала стоит почти миллион белорусских рублей. Скажите, как при таких условиях музыканту, у которого нет спонсоров, организовать свой концерт? Нет, организовать-то, конечно, можно. Только вот попробуй отбей потом эти бабки.
Т.З.: Если учесть фактическое отсутствие всех масс-медиа (или же их недостаточность, я бы сказала. — Прим. авт.)... то получается… нет критериев, по которым можно было бы проверить информацию, которая все-таки периодически дается обществу?
А.К.: На самом деле, проверить популярность (настоящую) очень просто. Я перед Новым годом в одной дискотеке работал. Каждую ночь практически. И там у нас программа развернутая: балеты, музыкантство всякое «живьем» или под «минуса» какие… И очень было здорово видно, кого и как принимают просто на танцполе. Смолова, Абасова, ATLANTICA, ПАЛАЦ легко зал поднимали. А были известные-именитые, которые тут же на первых тактах всех просто усаживали.
О.С.: Кстати, о клубных выступлениях музыкантов. Я бы даже назвала их «кабацкими». Сейчас это весьма актуально. Или я не права?
А.К.: Есть такое. И самое интересное, что большинство людей, лабающих для лучшего усвоения пищи другими, — это музыканты экстракласса. Их никто не пиарит. Они почему-то никому не нужны. Чешут себе пару раз в неделю свои инструменты в кабаках за десять баксов. А многие молодые хрены, едва научившись бахать по гитаре, купленной за денюжки мамы с папой, уже хотят за концерт сто рублей в американской валюте. А то и поболе (в чей адрес сказано, догадайтесь сами. — Прим. авт.) И что? А ведь есть же люди с уровнем. Например, Александр Любинский. Уникальный человек. Единственный владеет подобной техникой игры на гитаре (Если не ошибаюсь, она называется «щипковая». Или что-то вроде. — Прим. авт.) Полтора года по специальным лекалам ему делали гитару. Где его интервью, телесюжеты, «живые» концертные… клипы хотя бы? (Люди! Да ведь на то, как играет этот человек, смотреть — одно удовольствие! Ну неужели вам не интересно?! — Прим. авт.) Вот еще о блюзе-джазе — Свет. Уникальный пианист — джамп, буги, все, что хочешь… Так раз он еще и человек хороший, ему в лицо тогда хамить можно, так получается? Из молодых совсем могу сказать про группу ЛОЯЛЬНЫЙ МУРАВЕЙ. Тоже по клубам легонькие кавера исполняют. Хотя очень сыгранная и профессиональна команда. Прямо готовый вариант для Снегирей или Легких каких. Вообще, господа журналисты посетовать любят: что ж не несут, не занимаются? А музыкант сам своим пиаром и не должен заниматься. Это как раз для журналистов занятие. Которые в носу колупают, и когда на концерт их зовут, находят важный очень фильм или «пидорачу» по телеку. Вот на презентации и пре-пати в кабаки — это мы галопом несемся, да!..
П.С.: Ну не совсем же с мОлодежью так плохо. Есть же наверняка достойные.
А.К.: Может, и есть. Они где-то когда-то и чему-то учились. Хорошо учились. Только потом им все надоело. И они либо бросили музыку совсем, либо уехали и сейчас работают в качестве сессионных музыкантов у Наташи Королевой, Сердючки… Или в качестве декорации у Глюкозы. На данный момент как «аккомпанемент» у московских попсарей ходит сорок процентов белорусских музыкантов. Сейчас мы почему-то начали работать именно технически. И то не на себя. Знакомые лица/нотки можно нынче не только в России увидеть-услышать. Езжайте на Восток, в Египет, Бахрейн, ОАЭ… Кто там танцует? Кто там «живьем» исполняет? И процесс оттока не прекращается. Наоборот. А ведь лет двенадцать назад по-настоящему масштабные группы росли. Будто из-под земли. Вспомнить ту же БУРЖУАЗИЮ, BEAUTY BY MISTAKE... Зато теперь у нас запели теннисисты! Поют — как и играют. В смысле — неплохо. Может, это и к лучшему. В принципе, как один из вариантов индустрии — нормально.
П.С.: А что вы можете сказать по поводу закрытия минских клубов? Сперва NC. Теперь «Динамик» и «28»...
А.К.: Зато открылся новый. По соседству с «Вавилоном»...
О.С.: А вот студии звукозаписи, не в пример клубам, по-моему, наоборот, появляются.
А.К.: Да, допустим, в Барановичах. И очень приличный звук там делают, говорят. Хоть это радует. Но сам я еще не проверял…
Пусть. Пусть у нас снова не получилось. Может, нам просто на самом деле не очень нужно? Вот когда сядем дружно книгу писать «История белорусской рок-музыки», тогда волей-неволей, но придется таки вычленять наш шоу-бизнес из прочего мусора. Бедненький, хиленький, и в кого ты такой страшненький?… Ничего. Будешь кушать витамины. Поправишься. Раздобреешь. Ничего. Мы еще всем покажем. Когда «сретствов» на витаминчики хватит. А пока — чем богаты…
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2005 год в рубрике музыкальная газета