Partyzone
Сьмерці Няма

(p) 2005 БМАgroup
13tks/61mins
Вы, пожалуй, помните, сколь успешным для группы PARTYZONE был 2002 год: тогда они, еще никому не известный коллектив, завоевали главный приз знаменитого фестиваля “Басовішча”, попали в целый ряд самых престижных музыкально-издательских проектов (сборные пластинки Hardcoreманія: чаду!, Hard Life -- Heavy Music, «Viza Незалежнай Рэспублікі Мроя»), издали и свой полноформатный альбом “Трэба рабіць”, презентация которого дважды транслировалась в записи по первому каналу Белорусского телевидения. Это был куда более заметный прорыв, чем начало в 1994-м, и даже дебютный альбом Can’t Fly 1996 года.
Не молчали они и позднее, основательно прописавшись среди самых примечательных звезд (КРАМА, ULIS, N.R.M., СТАРЫ ОЛЬСА, P.L.A.N., DEADMARSH, TESAURUS) даже на крупнейшем белорусском рок-фесте “Генэралы айчыннага року”, который с полным аншлагом прошел в апреле 2004 года в столичном Ледовом дворце. Но время шло, а новых альбомов все не было. Самые пессимистические предостережения усиливала еще и информация, что группа якобы так и не воспользовалась выигранным призом того судьбоносного “Басовішча-2002”, который давал им шанс бесплатно записаться в одной из лучших польских студий. “Почему?” -- спрашивали одни. “Да нечего записывать”, -- уверенно утверждали другие. Мол, вдохновение от удачного закоса под RAMMSTEIN кончилось, а своих идей нет, вот и наступила творческая смерть.
И все же бдительные фэны белорусского рока трезво просекали, что преждевременное разочарование доморощенных пророков не имеет никаких оснований, поскольку группа не обошла своим участием ни одного выпуска ежегодной метал-компиляции Hard Life -- Heavy Music, каждый раз предлагая туда все новые и новые песни, а их трек на эпохальном CD-альбоме “Генэралы айчыннага року” (все самое лучшее из наших краев в 80-х, 90-х и 00-х годах) назывался весьма символически -- “Сьмерці няма”.
И вот перед нами альбом с таким же названием, презентация которого намечена на 15 июля в столичном клубе “Реактор” в рамках международного метал-фестиваля с участием белорусских, украинских, российских и болгарских групп. Кстати, записан диск в той самой знаменитой белостокской студии Hertzz (барабаны) и в минской Iron Gleb (вокал, гитары, бас и клавишные), поэтому за качество продукта можно не волноваться.
Признаться, слушая фрагментарно новый PARTYZONE на разных сборниках и концертах, я искренне радовался, что тогда, в 2002-м, Бог вдохновил меня вбухнуть свой проданный Volkswagen в выпуск их первого CD “Трэба рабіць”, поскольку все теперь утверждают, что качество записи там было недостаточное. Никто почему-то не думает о Божьем вдохновении самих произведений, которое грех было бы расточать. Теперь, когда диск фатально исчез с полок музыкальных магазинов, когда я вернул свои вклады, а PARTYZONE стал одной из самых приметных рок-команд Беларуси, пусть злорадцы говорят что угодно, поскольку “белорусского RAMMSTEIN с улыбкой на лице” хоть возможно и не будет больше, но БЫЛ. Лично я боялся другого: сможет ли меня так же взволновать новый альбом коллектива?
Честно говоря, отдельные песни явно не волновали, т.к. PARTYZONE в них был существенно иной. Не хуже, но иной. Больше стало какого-то психоделичного нерва, глобального напряжения; вместе с тем меньше стало той бесшабашной отвязки, базирующейся на приколе, из-за которой крыша съезжала у каждого, кто на минуту одевал наушники (прикиньте: “бяру будзільнік, кідаю ў халадзільнік -- нашто мяне абудзілі?”). По этой причине лейбл Prynamsi Records (компаньон БМАgroup по первому альбому) отказался далее участвовать в этом проекте, и Виталь Супранович сам спродюсировал и выезд в Польшу на запись, и дальнейшие работы группы в минских студиях. Зато когда работа была завершена, стало понятно, что усилия были не напрасными, а сверхосторожным осталось только сожалеть.
Из двенадцати композиций нового альбома разве что треть успела более-менее раскрутиться в разных компилятивных проектах: “Парай дарогу”, “Смутак”, заглавная “Сьмерці няма”, на многочисленных концертах привлекли внимание публики “Хлопчык з сеткі”, “Маё сэрца” (кстати, на диске это дуэт с не менее знаменитой Русей из INDIGA, который уже успел прокатиться по хит-парадам в Интернете). Об отсутствии репертуарного дефицита и здоровом творческом угаре свидетельствует и то, что PARTYZONE решил не включать в альбом свой знаменитый кавер “ПартызОнская” по одноименной «энэрэмовской» песне. Концепция альбома оказалась важнее банального пихалова всего накопленного только ради показа своей творческой состоятельности. PARTYZONE состоятелен, ибо “Сьмерці няма”.
Особенно интересно мне было наблюдать углубление лидера коллектива Евгения Циликова (автора всех текстов и музыки) в стихию белорусской этнической символики. Помните его поиски Ярылы в предыдущем альбоме? Так вот теперь он нашел его: “Я -- Ярыла! Тут мой край./Я -- пагроза дзікіх зграй./Тут вітаньне сябрам, ворагам -- магіла!” Это из песни “Сто стагодзьдзяў”.
Конечно, Циликова легко можно упрекнуть в стилистической невыдержанности некоторых текстов, в лексической бедности (например, “сеткі правадоў” в “Хлопчыку з сеткі” лучше было бы, конечно, заменить “дратамі”, а “ноч мяртва” из песни “Ляці за край” напоминает просто кальку из русского стилистического оборота). Но что можно требовать с людей, которые родной язык учили в школе меньше чем иностранный? Зато как отчетливо сияет из произведений Евгения Циликова энергия жажды возвращения!


НОТ7. Статья была опубликована в номере 05 за 2005 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета