Итоги 2004 Года
Итого...

Год 2004-й завершился. Пора бы по итогам пройтись. Результаты отметить. Какие-никакие. Где-то, пожалуй, весьма удручающие. А кое-где – наоборот – даже обнадеживающие. На этот раз подводили черту под минувшим годом аж четыре человека: Александр Кривошеев-Помидоров в качестве музыкального эксперта и человека, так скажем, приближенного, Татьяна Замировская, Павел Свердлов и Ольга Самусик (тройка журналистов, которые, наверное, должны были господина Помидорова если и не порвать, то хотя бы основательно помучить... м-да...). Общими усилиями (тужились довольно долго. Не меньше трех часов) мы заимели следующий результат. (Далее по тексту Александр Кривошеев, Татьяна Замировская, Павел Свердлов и Ольга Самусик – соответственно, А.К., Т.З., П.С., О.С.)


Говорили о "прорыве года"...
Т.З.: …По предварительным опросам, у нас лидируют ТТ-34 и beZ bileta…
А.К.: Это вы что – о музыкальных событиях? Почему вы считаете, что ТТ-34 – некий прорыв? Нет. Это просто очень грамотная политика. Пример правильной и практически безошибочной раскрутки имени. Радио, телевидение, клипы, инфо об альбоме… Все это привело к тому, что 11-го ноября набился полный "Реактор" людей – восемьсот человек. Это немало. Что же касается альбома… Сколько группа уже существует? Лет шесть. А то и все семь. И материал, который они записывали – древний. Они его на концертах буквально с самого начала своей "командной" деятельности исполняют. Да, есть, конечно, несколько клевых вещей на пластинке. Ну, раз послушать. Ну, два… А потом что? Кавера на "ляписов"…(песня "Парагалактика". – Прим. авт.) А ведь это только первый альбом! Если говорить о звуке на пластинке, то "живака" там не больше, чем выходит "из-под" Гены Сырокваша. Просто чуть мудрее накручены ручки. Ну, а дальше что будет? В Гомеле, понятное дело, они короли, но лучшей тяжметбригадой я бы их пока поостерегся называть. Здорово, конечно, что они попали на разогрев к WHITESNAKE, но это лавры не их…
П.С.: То была рекламная акция. Продюсерский талант. Который и помог "вщемиться" на разогрев. Ну, кто же сомневался в том, что Колмыков – хороший продюсер?
А.К.: Представь себе, оказывается, есть люди, которые в этом до сих пор сомневаются… Ну это вообще специфика минской и белорусской тусовочки – побыстрее из…валять все хорошее, самому ничегошеньки не прикладывая и филейную часть от лавки не отрывая.
Я считаю, что "прорывом года" логично назвать СЕРЕГУ. Можно долго копаться, откуда он родом: из Мозыря или из Гомеля… Это сути не изменит. Человек зарабатывает деньги в России и Украине – там, где дают возможность их заработать. Но это ведь не значит, что его здесь не крутят. И белорусским исполнителем он от этого быть не перестал.
О.С.: При всем при этом он еще умудряется занимать первые строчки в музыкальных чартах той же России и Украины…
А.К.: (Павлу Свердлову. – Прим. авт.) И не машите ручкой, друг мой… Да, у человека свое сценическое лицо. Своя кинетика, я бы сказал. Но ведь он УЗНАВАЕМ. Я, например, не помню подобного прорыва среди белорусских музыкантов на российско-украинский рынок со времен "ляписовского" "Ты кинула"…
О.С.: Как одна из версий о музыкальных прорывах была выдвинута группа beZ bileta. Можно это как-то обосновать?
П.С.: Группа выпустила альбом НЕ в соответствии с белорусскими стандартами сопливости и мученичества, а исходя из каких-то европейских канонов. Это – во-первых. Во-вторых, недавно их клип вернулся с фестиваля анимационных роликов, который проходил в Голландии. Он участвовал в конкурсе наряду с видео таких групп, как, например, RADIOHEAD…
А.К.: Сразу по поводу фестиваля: команда может сколько угодно кричать о том, что побывала на каком-то третьесортном фесте (мы вон тоже до определенной поры радовались, когда поехали во Францию с "Народным альбомам"… Пока своими глазами не увидели, что в каждом, выражаясь по-нашему, райцентре этих мероприятий по несколько штук каждые выходные проходит. Ну, отдыхают люди "по-человечьи"…). Так вот, подобные фестивали группе больше очков в музыкальном отношении не дают.
Теперь касательно "европейских канонов". Я, правда, не слышал целиком новый альбом beZ bileta, но те вещи, с которыми мне удалось познакомиться… Я нашел там, например, несколько гармоний, даже музыкальных фраз полностью снятых с RADIOHEAD. Посему, если и присваивать данному коллективу какое-либо звание, то уж точно не "Прорыв года". Думаю, тут вернее будет присудить Виталику Артисту "приз" в номинации "Дежа вю года"…
П.С.: Но ребята ведь совершенно самостоятельно записали пластинку. Так же самостоятельно распространяют ее, без помощи музыкальных магазинов. Тем более, на диске есть четыре клипа…
А.К.: Самостоятельно? Да пожалуйста! У нас до недавнего времени все самостоятельно растаскивали свое творчество. А если мы имеем в виду только Интернет-продажи, так пускай это будет хорошей бизнес-школой для того же Виталика. А насчет клипов… ну так нет ведь определенных правил и стандартов "заполненности" компакт-дисков. Нигде ведь не говорится, что на пластинке должно быть двенадцать песен, парочка-тройка клипов и фотосессия… Поэтому beZ bileta имели полное право закинуть на носитель что угодно, даже свои младенческие фотографии – в конце концов это ИХ пластинка. Это лично мне может быть непонятно – зачем и для чего превращать музыкальный диск в подобие игрушки для Play Station... На Западе это делается, чтобы болванка побыстрее износилась и ты побежал в магазин, чтоб скорее купить новую. А у нас? Не тот уровень. Так что "звыняйтэ", но beZ bileta – это не прорыв. Ничего нового и сверхудивительного.
Т.З.: А, например, группа INDIGA? Как прорыв локального характера. Но даже не в музыкальном, а в харизматическом смысле.
А.К.: ?!?! А в чем же, на ваш взгляд, заключается столь неоспоримая яркость коллектива INDIGA?
Т.З.: Наверное, в несколько неадекватной реакции масс. Например, те же девочки-лесбиянки, которые "кучкуются" на концертах…
А.К.: Простите, но какое отношение нестандартная сексуальная ориентация маленьких девочек имеет к творчеству группы, равно как и к самой вокалистке? INDIGA – это уже вполне сложившаяся команда, которая живет не первый год, успела засветиться и там, и сям… Не знаю, правда, как долго продлится ее существование в качестве "белорусскоязычной". Потому что в самом начале своего творческого пути группа INDIGA отличалась просто пугающей "всеядностью". Посмотрим… Но это нормальная музыка. Классический женский рок. Со временем у группы появился профессионализм: эмоций поубавилось, техники, наоборот, прибавилось. Смена состава, с одной стороны, пошла на пользу, с другой – с этим можно поспорить… Но команда выпустила только первый альбом. Давайте не будем раздавать авансы. Они у нас чаще получаются больше гонораров. Хорошо, что INDIGA миновала почти традиционная участь групп с женским вокалом: почему-то после выступления на "Басовище" подобный коллектив живет около года… а потом куда-то исчезает. С ребятами этого не случилось. Что пока радует.
П.С.: INDIGA – это конъюнктурная группа, которая стала петь по-белорусски только для того, чтобы принять участие в делении этой и без них деленной-переделенной аудитории с налетом подросткового национализма…
А.К.: И снова "во-первых". Аудитории как таковой у нас нет. Ее отбирают, топчась по нам всей своей слоновьей массой, все эти чудовищные "Фабрики", ЗВЕРИ и различные Муз-ТВ. Во-вторых, INDIGA – НЕ единственная и НЕ первая команда, которая "сменила язык" после выступления на "Басовище". Ребятам нравится, они открыли что-то свежее для себя, им стало интереснее. Почему нет? Я вообще за полиязычность. Поэтому давайте не будем о "конъюнктурах"...
...о "плодовитости"...
О.С.: Как насчет того, чтобы обозвать это подобие номинации словосочетанием "Артист года"?
А.К.: Отлично. Что… точнее, кого мы имеем? По-моему, лидирует Войтюшкевич. Он умудрился за один только год выпустить два полноценных альбома – "Паравіны года" и "Паравоз кахання". Плюс совместный белорусско-итальянский проект.
П.С.: Учтите еще, что работал он над целыми шестью "идеями".
О.С.: На мой взгляд, Войтюшкевич вообще уникальный персонаж на белорусской сцене. Для начала: с ним играют превосходные музыканты. Практически виртуозы. И потом... Его "музыкальную "деятельность" вполне можно приравнять к литературной. В основе двух последних альбомов (если говорить лишь про 2004-й год) – белорусская поэзия. В первом случае – это Алесь Камоцкий, во втором – Рыгор Бородулин. А ведь кроме них были ранее и Алесь Рязанов, и Дранько-Майсюк... Приходи на экзамен по белорусской литературе – и пой песни Войтюшкевича! Ура. "Вершы" на память нынче не в моде.
А.К.: К слову об "уникальности". Заметьте: Войтюшкевич – ЕДИНСТВЕННЫЙ человек на всей нашей эстраде (или же во всем нашем шоу-бизнесе), который творит в поле белорусского шансона. Причем не имеется в виду этот ресторанный блатняк, к какому все сейчас привыкли и именуют данным термином. Я говорю о его классическом, первоначальном значении: шансон как городской романс. Войтюшкевич прочно занял эту нишу. У него своя аудитория. Он добился того, что люди выбирают между ним и Ярмоленко. И ведь идут-то на Войтюшкевича… Он печет свои блины. Его прет от этого. Ради бога. Есть процесс. Есть результат. Это приятно.
Т.З.: У нас ведь есть еще КРАМБАМБУЛЯ…
А.К.: …которая тоже весьма плодотворно поработала в 2004-м году. Опять же – два полноценных диска: "КРАМБАМБУЛЯ 1,5" и "КРАМБАМБУЛЯ FM 33 1/3". Я не могу сказать, что мне вставляет подобная музыка… Но КРАМБАМБУЛЯ изначально задумывалась именно как коммерческий проект. И пока себя оправдывает. Видите, творчество Вольского снова заводит массы – люди-то посещают концерты. И в Киев на майдан позвали не ULIS, не POMIDOR/OFF… А именно КРАМБАМБУЛЮ. И надо было видеть глаза тех же Вольского с Кононовичем по приезду! Дня два такие офигевшие ходили – шутка ли, сто пятьдесят ТЫСЯЧ народу!!!
О.С.: Сегодня КРАМБАМБУЛЮ уже можно считать практически народной. Даже за столом люди запевают не "Ой, цветет калина…", не Сердючку (что весьма приятственно)…
А.К.: ...А "Госці". Знаю. И слава богу. Только бы не всяких Подольских, Тимоти и иже с ними. Пусть лучше народ поет КРАМБАМБУЛЮ.
Т.З.: Да. КРАМБАМБУЛЯ умудрилась "рассредоточиться" на две группы аудитории: тех, кто понимает, что это все стеб, и тех, кто в действительности верит в "искренность и широту души" того же Вольского. Таким образом подстрелено два зайца.
А.К.: По поводу стеба… Один, два… даже три раза это прикольно. На четвертый – случай переходит в разряд клинических. Поэтому тут надо быть осторожным.
О.С.: Разумно ли сейчас попытаться выявить лидера по продажам?
Т.З.: Я бы сначала сказала о количестве выпущенных дисков вообще. Дмитрий Бескоровайный, например, утверждает, что в 2004-м году издали где-то около пятидесяти пластинок. Это много.
А.К.: Да. Действительно, по сравнению с предыдущими, этот год был довольно насыщенным музыкальной продукцией непосредственно на носителях. Но! Складывается такая ситуация, что просто невозможно посчитать, сколько дисков ты на самом деле продал. Допустим, два года назад ты издал диск. Тираж – ну, полтыщи экземпляров.
Эти два года прошли. По твоим "подсчетам", все пластинки уже проданы. Давно. А на прилавках они стоят. Спрашиваешь: что это значит? Получаешь ответ: все еще расходятся "те" полтыщи. Правда? Вряд ли… Фишка в том, что, возможно, диски допечатываются "по-черному". Поэтому-то и нереально проследить за тем, сколько в действительности продано. И говорить об этом, к сожалению, тоже пока бессмысленно.

...о "возвращении к корням"...
О.С.: В 2004-м году так называемые ветераны белоруской рок-сцены, исполнявшие ранее свои произведения по-русски, вдруг перешли на белорусский язык. Кто-то частично. Кто-то целиком.
А.К.: Это вы о ком?
Т.З.: Это мы о группе НЕЙРО ДЮБЕЛЬ…
О.С.: Да и о "ляписах"…
П.С.: НЕЙРО ДЮБЕЛЬ. Первый белорусскоязычный альбом. Сплошной трэшкор. Для меня "дюбеля" – это… "приятно упасть в одуванчики…".
Т.З.: Но ведь дело не в том, как поется, а в том, О ЧЕМ музыка.
А.К.: Ну, как можно расценить эту пробу пера в белорусскоязычности? В принципе, это нормально. Тем более, группа сейчас звучит достаточно технично (смена состава??? – Прим. авт.) Сыграно все намного профессиональнее, чем раньше. Хотя альбом по уровню звучания не просто хромает на обе ноги. Он еле ползет.
Т.З.: А может, это фирменное "дюбельское" качество. Предыдущие-то альбомы тоже не ахти записаны были.
А.К.: Группа НЕЙРО ДЮБЕЛЬ – это, прежде всего, концертная команда. Вот там народ просто заводится. Пробовали сделать более-менее нормальный звук в "Ворсинках и катышках". Но не о нем сейчас речь… Это МЫ видим разницу. А тот, кто родился году в 90-м, решит, что подобный ход группы НЕЙРО ДЮБЕЛЬ – ожидаемый и нормальный. Это МЫ с вами рассуждаем: понравилось – не понравилось, белорусский язык вперемешку с национализмом или логичное продолжение… А те, кому сейчас лет 14-16, проглотят и даже не задумаются… Честно говоря, мне самому альбом вставил только с третьего раза. И именно на концерте. В "Граффити". Так клево, душевно… даже пришлось в какой-то момент вспомнить детство и выполнить функцию охраны – так народ пер на Саню с Юркой…
Т.З.: Мне кажется, "дюбеля" стали какими-то более мягкими, родными… Где же тут трэшкор?
А.К.: Я до сих пор поражаюсь тому, как у них рождаются новые песни. Это так называемый "дюбель"-эффект", который несет в себе сам Куллинкович. Я пару раз был на репетициях и видел: Саша приносит текст и рассказывает (не показывает или наигрывает! Именно рассказывает!), как ему это видится. А парни начинают лабать. И ведь получается… По-моему, это нормально, когда в группе появляется что-то неожиданное. В свое время ведь и МРОЯ стала N.R.M., которые тоже потом слегка изменились. Да, в конце концов, U2 однажды также зазвучали по-новому.
О.С.: Теперь о "ляписах". Может быть, это уже тенденция такая у профессионалов наших? Хотя я лично ничего "предосудительного" здесь не вижу.
А.К.: В случае с группой ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ многие могут подумать, что это нечто сверхновое. На самом деле, это возврат к тому, чем ЛЯПИС был когда-то. И даже глубже. Опять-таки, тем, кто родился в 90-м, может, не совсем понятно, что такое "Ласточки" или "Курвы танчуць баль" (польский блатняк, от которого на родине смущенно краснеют), а, может, они как раз втыкают именно в "Рамонкі" (пускай там гора языковых ошибок, но ведь прикольно!)... Да и вообще – символично как-то получилось: две известнейшие белгруппы, которые начинали одновременно (практически с одного и того же фестиваля, только в разные дни) в один год приходят к белорусскому языку. Вас разве это не радует?

...о музыке к кинопродукции...
О.С.: Мы чуть не забыли о том, что минувший год был богат саундтреками.
П.С.: Например, "ляписы" в сериале "Мужчины не плачут"… (спешу заметить, что группа beZ bileta таки не осталась в стороне от этого фильма. Пятый трек на диске. "Тема плохих" называется. Там так и написано: "из к/ф "Мужчины не плачут". – Прим. авт.)
А.К.: Самый значимый момент – это, по-моему, участие тех же ТТ-34 и DRUM ECSTASY в записи музыки к российскому блокбастеру... "Ночной Дозор", кажется. Кстати, о DRUM ECSTASY. Весьма колоритная в отношении звука команда. И вполне самодостаточная. Не кричит, между прочим, как некоторые, об участии во всевозможных фестивалях. Хотя их у коллектива – "богато".
О.С.: Сюда же можно отнести и ТРОИЦУ. Музыка к детскому фильму "Маленькие беглецы". Самобытно. Как всегда.

...о том, что вообще... было...
А.К.: Думаю, следует пробежаться по событиям, наиболее (или же чуть менее значимым) за последний год.
Т.З.: Например, первый белорусский Интернет-сингл J_МОРС. Событие, конечно, как историческая пометочка, – ничего такое. Но, по-моему, звучит страшно.
А.К.: Это вам снова пример грамотной политики. Есть такое неписаное правило пиара: если события нет, его надо создать. Или назвать. Так произошло и в этот раз. Выпускались ведь песни в Интернет-вариантах и раньше. Но только в этот раз наконец дали название – Интернет-сингл. Хотя к группе J_ МОРС у меня особых претензий нет. Там есть стержень в лице Пугача. Он (Пугач то есть) четко знает, что именно ему нужно и куда следует бить. Эта постоянная игра словами, незатейливые и легко запоминающиеся гармонии, довольно простая и до определенной степени гитарная музыка… У них есть своя аудитория. У них постоянно идет процесс. А это самое главное – чтобы не было ступора. J_МОРС движется.
Т.З.: …"Евровидение". Как событие.
П.С.: Но ведь АиК фактически пролетели...
А.К.: Да хотя бы сам факт их участия. Разве мало? Другое дело, что не совсем удачно. Но тут долго можно спорить. Во-первых, не до конца приемлемая в Европе аранжировка в стиле кантри (ну, не любят они там Америку! Виноваты. Не досмотрели). А во-вторых... Беларусь – единственная страна, которая послала свою "контрольную" комиссию в количестве человек… аж за пятьдесят. А теперь представьте: более полусотни "контролеров" отрывались в Турции, грели свои животы на пляжах, ели деликатесы за счет ДВОИХ ребят, которых "запроверяли" до такой степени, что пели они дальше уже с сорванными голосами... Поэтому Сашу и Костю нельзя целиком винить в провале. Они молодцы. Молодцы, что хотя бы им хватило смелости пойти до конца.
О.С.: А большой совместный концерт ТРОИЦЫ и ULIS? Можно отметить.
П.С.: А также еще практически полный провал Кореня после выступления Кирчука...
Т.З.: Лично мне ULIS намного ближе по духу, нежели ТРОИЦА. Но даже учитывая это, я не смогла слушать второе отделение.
А.К.: Да. ТРОИЦА по энергетике – моща!!! И после нее что-либо другое воспринимать вообще трудно. Знаете, концерты ТРОИЦЫ – это как звездочка, которая зажигается два раза в год. Вспыхивает, после чего все еще полгода ходят с восторженными глазами и вспоминают, как же все-таки здорово было. И так до следующего концерта. Нет, ТРОИЦА – это не звезда. Это целая галактика. Это глубина. Это Кирчук… Думаю, Слава Корень прекрасно знал, на что идет. Ему было известно, что может случиться. А если так, то зачем-то ему это было нужно. Зачем? Это вы у Славы спросите. Может, ответит… Слава Корень – вообще интереснейшая личность. Он ходит пешком по городу. Поразительно фото- и телегеничен и совершенно уходит от большинства масс-медиа. Просто не пользуется этим. А как бы котировалась какая-нибудь "Ночь с Коренем" на ОНТ! Слава не занимается ничем, кроме музыки, почти двадцать лет. Он профессионал. Он просто НЕ ПРОДАЕТСЯ. Это весьма сложно в нынешнее время. Его трудно сломить.
П.С.: …А ведь случались-то и негативные штуки в 2004-м… Допустим, события после 21-го июля.
А.К.: Если говорить именно о событиях ПОСЛЕ, то они, конечно, не совсем приятны. Но! Опять же, никто не видел этой заверенной соответствующей печатью и подписью бумаги, которая оповещала о том, какие исполнители являются запрещенными. Были только слова. Или телефонные звонки. Люди понаходчивей говорили: "А где написано, что я не должен пускать этого музыканта в эфир? Я же не видел никакого указа". И продолжал ставить. И ничего ему за это не было. У некоторых исполнителей появились проблемы чуть более ощутимого характера. Ну не совсем понятно с КРАМОЙ… может, то, что они тогда не выступали и позволяет им в эфире появляться регулярно, и на ОНТ, опять же…Против Куллинковича с Вольским тоже особо не попрешь – в смысле концерт не запретишь… А кому-то не дадут зал под предлогом каким… ПАЛАЦ "вычистили" из Белконцерта, закрыли Олегову "Учительскую" на "ЛАДе", меня убрали с СТВ (я аж вздохнул с облегчением!), у DRUM ECSTASY полетели все концерты, интервью, сюжеты… Но, вместе с тем, концерт 21-го июля был очень хорошим показателем. Когда в классических "совковых" традициях рубанули электричество и ТРИ ТЫСЯЧИ человек пели с Куллинковичем вместе "Резиновый дом"! Я подобного в этом городе не видел уже очень давно. А можно было бы еще устроить парочку погромов, пошуметь чуть-чуть. Но все ведь было мирно. И последующий приезд Бутусова, когда фактически без рекламы пришло шесть тысяч человек, показал, что какие-то кредиты доверия к нам у людей еще есть. Но эти кредиты – последние. И не стоит ими пренебрегать.
Т.З.: С "негативом" все?
А.К.: Куда там! А 75%-ная квота на белорусскую музыку, которая касается радиостанций. С 1-го января... Но основной накат пошел еще с ноября. Причем делалось опять же, как при "совдепах". "К 1-му января вы должны выйти на 75% белорусского вещания". И радиостанции сдавали процентовку. У кого-то, допустим, 60%. "Хреново работаете. Дайте нам 80%!" А откуда взять, если часть исполнителей – в мифическом "черном списке", а того, что есть, катастрофически не хватает. Начинали копаться в старых записях. Отрывали даже такие вещи, как BEAUTY BY MISTAKE, THANK YOU JESUS… Сразу же после прокрутки в эфире следовал вопрос: "Что это такое?!" Отвечаем: "Наше. Белорусское". "А почему на вражеском языке? Не надо нам этава! Вот у нас много народной музыки в фондах. Берите и крутите!" Финиш. И не объяснишь этим дуболомам никак, что "народные фонды" вряд ли подойдут под формат того же "Альфа Радио". Кто-то выходит из положения, как, например, "Авторадио" или "Мелодии века". Но ведь это одно не умаляет состояния критической умалишенности, к которому мы приближаемся...

P.S. Это была лишь часть беседы. Та, которая касалась именно итогов. Будет продолжение. То, которое станет касаться белорусской рок-музыки вообще и нашего бедолаги шоу-бизнеса. Но что конкретно мы имеем все-таки сегодня? ТТ-34 и СЕРЕГА (дивные дела всегда на Полесье творились). Это "прорывы" (давайте не будем слишком уж сопротивляться. ТТ-34 – тоже весьма масштабный проект. Такого у нас... нет больше). Каким-то боком трется еще здесь beZ bileta (хорошо, что о группе говорят. Значит, помнят. Виталик, держись!). INDIGA. Как одна из наиболее грамотных молодых команд. Молодцы. А дальше... Дмитрий Войтюшкевич и КРАМБАМБУЛЯ, ТРОИЦА и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, НЕЙРО ДЮБЕЛЬ и J_МОРС... (хорошие имена. Достойные. Как всегда…)


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета