Музыкальные Инструменты История классической гитары. Акустические гитары Yamaha
"Все мое существо было охвачено неописуемым счастьем, когда я начал играть на гитаре, потому что звук в басах был глубок и сладок, а в верхах трепетным и дрожащим. И ее акцент, ее душа в ее голосе выражались твердо и убедительно. Я позабыл обо всем на свете, кроме гитары". Андрес СЕГОВИЯ
История этого таинственного и прекрасного инструмента корнями уходит в глубокую древность. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента — наблы, — внешним видом напоминающего гитару. На протяжении большого количества времени этот инструмент эволюционировал и видоизменялся. В XIII в. уже существовало два вида гитар — гитара мавританская и гитара латинская.
Мавританская гитара — овальной формы, и играли на ней преимущественно плектром (медиатором), что придавало резкость ее звучанию. Эта гитара пользовалась вниманием коронованных особ и не находила широкого распространения среди деревенских музыкантов.
Латинская гитара имела более сложную форму, и благодаря своему мягкому звучанию стала популярной среди любителей утонченной музыки. Особенности конструкции и звучания латинской гитары говорят о том, что она была наиболее близкой предшественницей современной классической гитары.
В свое время арабы завезли гитару в Испанию, где она вскоре получает широкое признание и наравне с лютней, а также другими щипковыми инструментами, становится излюбленным инструментом при дворах.
Наступил XVI век, и очень широкое распространение получил инструмент по внешнему виду и приемом игры близкий к гитаре — виуэла. Она обладала более узким и выпуклым корпусом и бытовала в высших слоях испанского общества. На этих инструментах аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. И в то же время в гитарную музыку все больше стали проникать народные мелодии.
Вплоть до середины XVIII века гитара сохраняет свои исконные характерные черты. Она оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов. Но вот с 1770 года европейские мастера постепенно изменяют инструмент. Появляются гитары с одинарными струнами, строй становится фиксированным и сохраняется вплоть до нашего времени.
Испания, в отличие от других европейских стран, не сразу принимает эти новшества. Там мастера по-своему совершенствуют гитары, создавая инструменты с шестью двойными струнами. Тем не менее, в дальнейшем самобытное испанское направление вольется в русло европейской традиции. Следует отметить, что форма сегодняшней классической гитары принадлежит испанскому мастеру Торресу, который жил около 120 лет назад.
История приближается к современности — и наступает XIX век. Вся Европа охвачена "гитароманией". Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Но постепенно все начинает затихать, и к середине XIX века в Европе наступает долгий, длившийся более 50 лет, упадок гитарного искусства. Гитара для композитора становится лишь аккомпанирующим инструментом. Всюду, кроме Испании и Италии.
К началу XX века гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей игры на гитаре, ее истории, культуры, относились к ней с некоторым пренебрежением.
Однако уже в двадцатые годы XX века гитара снова стала резко набирать популярность, исполнители вышли на большую сцену, в связи с чем возникла потребность в усилении звука. Вот тогда и появилось более четкое разделение между классической гитарой и той, которую теперь чаще всего называют фолк- или вестерн-гитарой. Технология стала позволять изготавливать металлические струны, которые звучали громче. Кроме того, сама дека инструмента увеличилась в размерах, что позволило звуку быть глубже и громче.
Одновременно с этим развивался еще один вид гитар — arch tops. Такие инструменты характеризовались выгнутой передней стенкой деки, порожком, как у контрабаса, и струнодержателем. Как правило, эти инструменты имели скрипичные вырезы по краям деки вместо традиционного круглого отверстия по центру. Эти гитары отличались звуком, который был не теплым и глубоким, а сбалансированным и резким.
С рождением в 50-е годы XX-го столетия эпохи рок-н-ролла классическая гитара практически не претерпела изменений. Она лишь получила синтетические струны и продолжала использоваться для классической музыки и музыки "фламенко". Фолк-гитары использовались для исполнения "кантри" и бардовской музыки, а также акустического блюза, инструменты arch top — для джаза.
В 60-х и 70-х годах акустическая гитара превратилась в инструмент для написания песен, исполнения домашних концертов и "песен у костра". Джазовые гитары и вовсе стали покидать рынок. Единственный вид акустических гитар, который почти не пострадал, были классические гитары. У них был твердый рынок — те, кто играли классику, продолжали ее играть на том, на чем она игралась последние сто лет.
В 80-е происходит расцвет тяжелого рока с одной стороны и электронной музыки с другой. Акустической гитаре не было места в этих стилях. Однако к началу 90-х рок начал утихать. И на сцену вновь вышла акустическая гитара. Появилось много гибридов: например, классическая гитара со встроенными звукоснимателями, которая оказалась удобной для акустического джаза и фолк-рока. Или же электрогитара с нейлоновыми струнами, которая при подключении давала довольно приятный классический звук, но при этом не фонила.
Что бы ни происходило в музыкальном мире — смена моды, изобретение новых модификаций инструментов, развитие компьютерной техники и электронной музыки — акустическая гитара остается инструментом, интерес к которому не пропадает. Какие бы новомодные и технически невообразимые вещи ни придумывались, человек, в конце концов, устает от всего, далекого от природы.
Какими программными методами можно смоделировать "живой" акустический звук с его глубиной, насыщенной обертонами и тембрами? Как смоделировать эмоции, чувства, которые исполнитель через тонкие и сложные технические приемы игры передает окружающему миру? Да и зачем, если есть настоящий, "живой" инструмент — акустическая гитара.
Проблема выбора хорошего инструмента
Сейчас на рынках и торговых комплексах, выставочно-ярмарочных павильонах и магазинах продается масса "инструментов" разнообразных форм и цветов, именуемых акустическими гитарами. Их выпускают деревообрабатывающие комбинаты и фабрики музыкальных инструментов наряду с табуретками, швабрами, щетками, стиральными досками и многим другим ширпотребом, для изготовления которого требуется дерево. Естественно, что качество исполнения подобных "гитар" и их звучание соответствующие.
Поэтому, приобретая гитару, следует обратить пристальное внимание на то, чтобы инструмент соответствовал всем необходимым для акустической гитары требованиям. А именно: гриф должен быть плоским, устойчивым и достаточно широким, наглухо приклеенным к корпусу. Струны над ладами должны находиться на таком расстоянии, чтобы их можно было легко прижимать к ладам.
Три нижние струны у классической гитары — нейлоновые, а три верхние — также нейлоновые, но обмотанные сверху тонкой металлической проволокой, называемой канителью. Нейлоновые струны издают чистые звуки, приятные по тембру. Такие струны легко прижимать к ладам, и эластичность их облегчает овладение всеми существующими приемами. Наряду с нейлоновыми струнами существуют также металлические, которые придают инструменту более звонкое звучание.
В более серьезных тонкостях изготовления и звучания инструмента неспециалисту разобраться весьма непросто. Проще знать компанию-производителя, продукция которого проверена многими десятилетиями успешной работой на рынке качественных музыкальных инструментов. Здесь я хочу ваше особенное внимание обратить на акустические гитары японской компании Yamaha.
Классические акустические гитары Yamaha
Эта компания существует уже более 100 лет и на протяжении всего этого периода занимается изготовлением музыкальных инструментов: акустических гитар, роялей, пианино, органов, духовых и ударных, а также скрипок, виолончелей и контрабасов. За плечами специалистов Yamaha немалый опыт, ведь первая акустическая гитара была выпущена компанией в 1942 году.
К этому времени инструмент был популярен и производился разными компаниями уже очень давно, поэтому Yamaha сразу попала в условия жестокой конкуренции. Это заставило компанию заниматься исследованием в области изготовления гитар и выработать свои традиции в производстве, которые и по сей день формируют стандарт в изготовлении акустической гитары.
На сегодня она представлена в трех вариантах. Это обычная фолк-гитара, джаз-гитара и классическая гитара. Компанией Yamaha представлен широкий спектр моделей для каждого из этих трех вариантов инструментов.
Yamaha производит классические гитары пяти серий: C, CG, CS, CSF, CGS. Рассмотрим вкратце каждую из них.
Серия C.Бюджетная серия гитар, сочетающая в себе приличное звучание и хорошие игровые качества при невысокой цене. Корпус классической гитары модели C-80 выполнен из красного дерева, а для моделей C-40 и C-70 и из дерева меранти. Верхняя дека у всех гитар изготовлена из качественной ели. Накладка грифа и бридж выполнены из палисандра, что обеспечивает выразительное звучание инструмента. Качественное лаковое покрытие подчеркивает натуральную красоту дерева и обеспечивает надежность и износоустойчивость гитары.
Серии CG и CSF.Это концертные серии акустических классических гитар. Серия CG — полноразмерная, CSF — компактная. Модели CG-101 (M/MS) самые дешевые из этой серии, но звучание этих гитар отличается богатством оттенков. Модели CG-111 (С/S) отличаются сочным, глубоким и хорошо сбалансированным звучанием, идеально подходящим для пальцевого стиля. Модели CG-131S, CG-151S, CG-171S выделяются ярким звучанием с отличной атакой и широким динамическим диапазоном. Такое звучание идеально подходит для исполнения классической музыки. Модели CG-171C, CSF-60 характеризуются превосходной проекцией звука и сочным, глубоким звучанием, идеально подходящим для исполнения лирического репертуара.
Серии CS и CGS.Ученические серии гитар Yamaha очень популярны среди начинающих гитаристов. Более тонкий профиль корпуса и компактный размер мензуры обеспечивают комфорт при игре для маленьких музыкантов. Модель CGS-102 — для совсем юных учеников, а у модели CGS-103 — средние размеры корпуса и грифа. CGS-104 по достоинству оценят гитаристы, продолжающие обучение. Все модели этой серии отличаются тщательностью изготовления деталей и имеют теплое, сбалансированное звучание, обеспечивая комфорт при игре и удовольствие от процесса обучения.
Компания Yamaha производит широкий модельный ряд вестерн- или фолк гитар для игры с металлическими струнами, а также сайлент-гитары (со звукоснимателями, позволяющими играть в наушниках и никому не мешать). Подробности о каждой модели гитар фирмы Yamaha вы можете узнать на сайте www.muzzone.by, а также у консультантов салона магазина MuZZone, расположенного в
г. Минске по адресу: Логойский тракт, дом 10, напротив остановки трамвая "Севастопольская".
История этого таинственного и прекрасного инструмента корнями уходит в глубокую древность. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента — наблы, — внешним видом напоминающего гитару. На протяжении большого количества времени этот инструмент эволюционировал и видоизменялся. В XIII в. уже существовало два вида гитар — гитара мавританская и гитара латинская.
Мавританская гитара — овальной формы, и играли на ней преимущественно плектром (медиатором), что придавало резкость ее звучанию. Эта гитара пользовалась вниманием коронованных особ и не находила широкого распространения среди деревенских музыкантов.
Латинская гитара имела более сложную форму, и благодаря своему мягкому звучанию стала популярной среди любителей утонченной музыки. Особенности конструкции и звучания латинской гитары говорят о том, что она была наиболее близкой предшественницей современной классической гитары.
В свое время арабы завезли гитару в Испанию, где она вскоре получает широкое признание и наравне с лютней, а также другими щипковыми инструментами, становится излюбленным инструментом при дворах.
Наступил XVI век, и очень широкое распространение получил инструмент по внешнему виду и приемом игры близкий к гитаре — виуэла. Она обладала более узким и выпуклым корпусом и бытовала в высших слоях испанского общества. На этих инструментах аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. И в то же время в гитарную музыку все больше стали проникать народные мелодии.
Вплоть до середины XVIII века гитара сохраняет свои исконные характерные черты. Она оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов. Но вот с 1770 года европейские мастера постепенно изменяют инструмент. Появляются гитары с одинарными струнами, строй становится фиксированным и сохраняется вплоть до нашего времени.
Испания, в отличие от других европейских стран, не сразу принимает эти новшества. Там мастера по-своему совершенствуют гитары, создавая инструменты с шестью двойными струнами. Тем не менее, в дальнейшем самобытное испанское направление вольется в русло европейской традиции. Следует отметить, что форма сегодняшней классической гитары принадлежит испанскому мастеру Торресу, который жил около 120 лет назад.
История приближается к современности — и наступает XIX век. Вся Европа охвачена "гитароманией". Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Но постепенно все начинает затихать, и к середине XIX века в Европе наступает долгий, длившийся более 50 лет, упадок гитарного искусства. Гитара для композитора становится лишь аккомпанирующим инструментом. Всюду, кроме Испании и Италии.
К началу XX века гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей игры на гитаре, ее истории, культуры, относились к ней с некоторым пренебрежением.
Однако уже в двадцатые годы XX века гитара снова стала резко набирать популярность, исполнители вышли на большую сцену, в связи с чем возникла потребность в усилении звука. Вот тогда и появилось более четкое разделение между классической гитарой и той, которую теперь чаще всего называют фолк- или вестерн-гитарой. Технология стала позволять изготавливать металлические струны, которые звучали громче. Кроме того, сама дека инструмента увеличилась в размерах, что позволило звуку быть глубже и громче.
Одновременно с этим развивался еще один вид гитар — arch tops. Такие инструменты характеризовались выгнутой передней стенкой деки, порожком, как у контрабаса, и струнодержателем. Как правило, эти инструменты имели скрипичные вырезы по краям деки вместо традиционного круглого отверстия по центру. Эти гитары отличались звуком, который был не теплым и глубоким, а сбалансированным и резким.
С рождением в 50-е годы XX-го столетия эпохи рок-н-ролла классическая гитара практически не претерпела изменений. Она лишь получила синтетические струны и продолжала использоваться для классической музыки и музыки "фламенко". Фолк-гитары использовались для исполнения "кантри" и бардовской музыки, а также акустического блюза, инструменты arch top — для джаза.
В 60-х и 70-х годах акустическая гитара превратилась в инструмент для написания песен, исполнения домашних концертов и "песен у костра". Джазовые гитары и вовсе стали покидать рынок. Единственный вид акустических гитар, который почти не пострадал, были классические гитары. У них был твердый рынок — те, кто играли классику, продолжали ее играть на том, на чем она игралась последние сто лет.
В 80-е происходит расцвет тяжелого рока с одной стороны и электронной музыки с другой. Акустической гитаре не было места в этих стилях. Однако к началу 90-х рок начал утихать. И на сцену вновь вышла акустическая гитара. Появилось много гибридов: например, классическая гитара со встроенными звукоснимателями, которая оказалась удобной для акустического джаза и фолк-рока. Или же электрогитара с нейлоновыми струнами, которая при подключении давала довольно приятный классический звук, но при этом не фонила.
Что бы ни происходило в музыкальном мире — смена моды, изобретение новых модификаций инструментов, развитие компьютерной техники и электронной музыки — акустическая гитара остается инструментом, интерес к которому не пропадает. Какие бы новомодные и технически невообразимые вещи ни придумывались, человек, в конце концов, устает от всего, далекого от природы.
Какими программными методами можно смоделировать "живой" акустический звук с его глубиной, насыщенной обертонами и тембрами? Как смоделировать эмоции, чувства, которые исполнитель через тонкие и сложные технические приемы игры передает окружающему миру? Да и зачем, если есть настоящий, "живой" инструмент — акустическая гитара.
Проблема выбора хорошего инструмента
Сейчас на рынках и торговых комплексах, выставочно-ярмарочных павильонах и магазинах продается масса "инструментов" разнообразных форм и цветов, именуемых акустическими гитарами. Их выпускают деревообрабатывающие комбинаты и фабрики музыкальных инструментов наряду с табуретками, швабрами, щетками, стиральными досками и многим другим ширпотребом, для изготовления которого требуется дерево. Естественно, что качество исполнения подобных "гитар" и их звучание соответствующие.
Поэтому, приобретая гитару, следует обратить пристальное внимание на то, чтобы инструмент соответствовал всем необходимым для акустической гитары требованиям. А именно: гриф должен быть плоским, устойчивым и достаточно широким, наглухо приклеенным к корпусу. Струны над ладами должны находиться на таком расстоянии, чтобы их можно было легко прижимать к ладам.
Три нижние струны у классической гитары — нейлоновые, а три верхние — также нейлоновые, но обмотанные сверху тонкой металлической проволокой, называемой канителью. Нейлоновые струны издают чистые звуки, приятные по тембру. Такие струны легко прижимать к ладам, и эластичность их облегчает овладение всеми существующими приемами. Наряду с нейлоновыми струнами существуют также металлические, которые придают инструменту более звонкое звучание.
В более серьезных тонкостях изготовления и звучания инструмента неспециалисту разобраться весьма непросто. Проще знать компанию-производителя, продукция которого проверена многими десятилетиями успешной работой на рынке качественных музыкальных инструментов. Здесь я хочу ваше особенное внимание обратить на акустические гитары японской компании Yamaha.
Классические акустические гитары Yamaha
Эта компания существует уже более 100 лет и на протяжении всего этого периода занимается изготовлением музыкальных инструментов: акустических гитар, роялей, пианино, органов, духовых и ударных, а также скрипок, виолончелей и контрабасов. За плечами специалистов Yamaha немалый опыт, ведь первая акустическая гитара была выпущена компанией в 1942 году.
К этому времени инструмент был популярен и производился разными компаниями уже очень давно, поэтому Yamaha сразу попала в условия жестокой конкуренции. Это заставило компанию заниматься исследованием в области изготовления гитар и выработать свои традиции в производстве, которые и по сей день формируют стандарт в изготовлении акустической гитары.
На сегодня она представлена в трех вариантах. Это обычная фолк-гитара, джаз-гитара и классическая гитара. Компанией Yamaha представлен широкий спектр моделей для каждого из этих трех вариантов инструментов.
Yamaha производит классические гитары пяти серий: C, CG, CS, CSF, CGS. Рассмотрим вкратце каждую из них.
Серия C.Бюджетная серия гитар, сочетающая в себе приличное звучание и хорошие игровые качества при невысокой цене. Корпус классической гитары модели C-80 выполнен из красного дерева, а для моделей C-40 и C-70 и из дерева меранти. Верхняя дека у всех гитар изготовлена из качественной ели. Накладка грифа и бридж выполнены из палисандра, что обеспечивает выразительное звучание инструмента. Качественное лаковое покрытие подчеркивает натуральную красоту дерева и обеспечивает надежность и износоустойчивость гитары.
Серии CG и CSF.Это концертные серии акустических классических гитар. Серия CG — полноразмерная, CSF — компактная. Модели CG-101 (M/MS) самые дешевые из этой серии, но звучание этих гитар отличается богатством оттенков. Модели CG-111 (С/S) отличаются сочным, глубоким и хорошо сбалансированным звучанием, идеально подходящим для пальцевого стиля. Модели CG-131S, CG-151S, CG-171S выделяются ярким звучанием с отличной атакой и широким динамическим диапазоном. Такое звучание идеально подходит для исполнения классической музыки. Модели CG-171C, CSF-60 характеризуются превосходной проекцией звука и сочным, глубоким звучанием, идеально подходящим для исполнения лирического репертуара.
Серии CS и CGS.Ученические серии гитар Yamaha очень популярны среди начинающих гитаристов. Более тонкий профиль корпуса и компактный размер мензуры обеспечивают комфорт при игре для маленьких музыкантов. Модель CGS-102 — для совсем юных учеников, а у модели CGS-103 — средние размеры корпуса и грифа. CGS-104 по достоинству оценят гитаристы, продолжающие обучение. Все модели этой серии отличаются тщательностью изготовления деталей и имеют теплое, сбалансированное звучание, обеспечивая комфорт при игре и удовольствие от процесса обучения.
Компания Yamaha производит широкий модельный ряд вестерн- или фолк гитар для игры с металлическими струнами, а также сайлент-гитары (со звукоснимателями, позволяющими играть в наушниках и никому не мешать). Подробности о каждой модели гитар фирмы Yamaha вы можете узнать на сайте www.muzzone.by, а также у консультантов салона магазина MuZZone, расположенного в
г. Минске по адресу: Логойский тракт, дом 10, напротив остановки трамвая "Севастопольская".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2005 год в рубрике музыкальная газета