Мадера Хард Блюз
драйв на сцене, «легкость» в альбоме и песни про индейцев на собственной кухне

Что такое блюз? Полет души. Безграничный. И, естественно, полет рук. По гитарным струнам. Такой же безграничный. Это в классическом смысле. Уточняю: в классическом смысле импровизации. Куда летишь, как и с какой скоростью – неважно. Лишь бы глубже. Лишь бы искренней. Лишь бы мелодичнее.
МАДЕРА ХАРД БЛЮЗ. Душа тоже летает. Руки опять же не просто «чешут» гитарные струны. Импровизация. Про нее мы тоже упоминали. Про классическую. Классическую блюзовую.
МАДЕРА ХАРД БЛЮЗ. Да, слово «блюз» есть в названии. А в музыке - скорее блюзовый оттенок. Такой ядреный. Яркий. Насыщенный. Но... оттенок.
МАДЕРА ХАРД БЛЮЗ. На суд публике – следующий альбом – «Амина» (женское имя? Что ж, если так, то настроение пластинки «яснеет» еще до того, как ее в проигрыватель поставили) Это вам не «Китайская невеста».
Подробнее о себе, МАДЕРЕ как таковой и «Амине» как продолжении и новом воплощении этой самой МАДЕРЫ рассказывает лидер коллектива Юрий Михайлов.
-- Знаю, вы собираетесь числа... 28-го января презентовать свой новый альбом. «Амина» называется. Поговаривают, будто бы это первое подобное действо в вашей творческой жизни. Презентация то есть...
-- Ну, надо же было это как-то обозвать. Вот, нарекли презентацией. На самом деле говорить об «Амине» как о новой пластинке сложно. Потому что уже почти год как альбом полностью готов и записан. «Загвоздилось» все на тираже. Его просто нет. Надеюсь, скоро будет. Люди-то спрашивают у нас периодически, почему диск до сих пор в магазинах отсутствует. Но перед тем, как тиражировать альбом, хотелось бы его... переписать. Ну, не все там, на мой взгляд, звучит, как должно. Признаюсь честно, студия звукозаписи нам обломилась на халяву. И мы решили быстренько, пока никто не просек, использовать ее по ее же непосредственному назначению. Мы просто записали те вещи, которые, в принципе, у нас были готовы уже давно. Ну, не хотелось, чтобы они пропадали! Кстати, на концертах многие из них мы не играем. Но на диске они есть. Как раз такие... м-м-м... «альбомные» вещички.

-- Стоп. Придумали песни. Записали пластинку. Собираетесь пустить в тираж... и не исполняете композиции на концертах?! Это ли не пример «творческой бессмыслицы»? А как же незыблемые истины сегодняшнего шоу-бизнеса: пиар, раскрутка и коммерческий успех, согласно которым «люди не услышат – люди не купят»?
-- Ну, это слишком уж вы сурово... насчет творческой бессмыслицы. Дело в том, что в сравнении с альбомом «Китайская невеста», который был достаточно жестким и драйвовым, «Амина» отличается акустическим звучанием. Там песни более спокойные, душевные, даже женские. В некоторых из них барабаны – и то не записывались. Зато их теперь можно не боясь отнести на радиостанции. ПРАКТИЧЕСКИ не боясь. Потому что ТЕПЕРЬ вероятность несколько больше, что тебя не отправят оттуда, оставив без пояснения реплику «не формат». Кстати, я уже доставил парочку на «Радио Мир», «Авторадио». Так что нельзя столь уж убедительно заявлять об отсутствии саморекламы.

-- Насколько я поняла, подобную смену музыкального настроения если и можно назвать вашей инициативой, то скорее внешней. Или технической. В общем, которая шла из головы, а не из глубины вашей творческой души. Я верно мыслю?
-- Признаюсь, мне намного больше нравится предыдущий альбом. Опять же, потому что он потяжелее.

-- Вам ВООБЩЕ нравится тяжелая музыка? Или только своя, но если она ТЯЖЕЛАЯ? Поделитесь, что по вечерам на кухоньке-то слушаете?
-- Каждый из команды выбирает по себе. Точнее для себя. Я, например, очень люблю гитарную музыку. Особенно старую. Молодые команды тоже неплохо играют. Некоторые. Но... пока не дотягивают. А у «ветеранов» всегда есть, чему поучиться. Да и, по большому счету, они ведь все равно с нами. Допустим, LED ZEPPELIN... Да много еще кто. В их творчестве можно найти ответы практически на все вопросы. Правда, иногда я с неменьшим удовольствием слушаю на кухне Чистякова и его песню про индейца. Вообще-то, меня просто прет от текстов «водка, девочки, косячок, рюмочка...». Настоящее рок-н-ролльное веселье!

-- Пару минут назад вы упомянули понятие «формат» (думаю, даже тот, кто осмелился его впервые употребить, ввести, так сказать, в обиход музыкантов , журналистов и иже с ними, до конца так и не врубился сам, что такое он произнес. И все же...) Так вот, по-вашему, что такое блюзовый формат? И совместима ли вообще такая вещь, как музыкальная импровизация (ведь именно она лежит в основе блюза) с «форматом» (семантически это слово изначально предполагает некое ограничение, воздвижение рамок и дальнейшее следование им)?
-- Да... «формат», если разобраться, -- весьма скользкая штука. Ведь если все радиостанции сегодня хором скажут: «А вот теперь мы будем ставить только импровизационную гитарную музыку»... Не подходящие под это дело команды (а подобных сегодня... сами видите сколько) сразу же «отвалятся» с несмываемым штампом на лбу: «НЕФОРМАТ». Что же касается именно блюзового формата... Конечно, в каждом музыкальном жанре существуют свои основы и правила. Ими надо лишь где-то руководствоваться, а не лепить из композиций однояйцевых близнецов. Поэтому- то я и утверждаю, что первичны отнюдь не законы и нормы блюза как стиля, а само блюзовое мышление. Проще говоря, умение играть по-блюзовому. Тут важно КАК играется. А что именно – какая разница? Точно так же как вокал – лишь повод для игры на гитаре. Если грамотный человек хорошо и красиво поет... то какая разница, что именно за звуки им издаются. Ведь их приятно слушать.

-- И вы сами руководствуетесь собственной теорией?
-- В определенном смысле. Мы ведь не играем блюз в чистом виде. Можно сказать, что мы «замешаны» на блюзе. Между прочим, очень интересно получается: многим командам выносят некое стилистическое определение, даже исходя из названия. Вот есть у них в названии слово «блюз» - и нате вам, распишитесь! – ярлык готов. Да, у нас много от блюза, но мы не хотим, чтобы нас отождествляли только с этим. Потому что на концертах мы играем драйвовые песни, если же выступаем в небольших клубах, то по звучанию очень приближаемся к кантри. «Амина» тоже записан отнюдь не в чистой блюзовой форме.

-- Давайте разовьем эту тему дальше. То, что вы играете... В основе всего этого лежит что-то? Если да, то музыка каких конкретно коллективов вдохновляет на творчество и в нем потом же отражается?
-- Конечно, в твоей музыке всегда есть отголоски того, что тобой когда-то слушалось или даже слышалось. На что похожа МАДЕРА? Может быть, что-то есть от ZZ TOP... Но в основном трудно сказать. На тебя спускается нечто непонятно откуда. Причем самое время для подобного вдохновения – непосредственно с бодунища часиков так в пять утра. Вот тогда-то и рождаются хиты. Самое интересное, сразу же появляется чувство формы и ты четко представляешь: это будет звучать так и никак по-другому. Вопрос: откуда это приходит в больную и с трудом соображающую голову?

-- 27-го ноября, если я не ошибаюсь, у вас был концерт, на котором вы уже исполняли определенную часть песен из альбома «Амина»...
-- Вы не ошибаетесь. Да, действительно был концерт. И действительно 27-го числа. Проходил он в малом зале Дворца Республики. По началу я немного боялся выступать в зале с такой «вместимостью». Думал, мы вряд ли наберем хотя бы пятьдесят процентов зрителей. Но был полный аншлаг. Это меня удивило и порадовало. Я знал, что существует некоторый контингент, группка людей, слушающих подобную музыку. Но оказалось, их достаточно много. И я уверен, что со временем их будет становиться все больше и больше. Это радует и воодушевляет.

-- Что планирует МАДЕРА на ближайшее время? Кроме презентации.
-- Планы есть. Они ВСЕГДА есть. Другое дело, что они не связаны с нашей республикой. Очень хочется поработать в Украине. Денюжков подзаработать... В Москву мы периодически наезжаем, но сейчас и здесь можно делать то, чем мы занимались там. Благо клубов сегодня хватает. Правда, говорят, там открывается какое-то новое заведение, специализирующееся только на живой гитарной импровизационной музыке. Утверждают, что нас там будут рады видеть. Получили недавно предложение из Калуги: люди слышали МАДЕРУ, когда мы выступала в Сочи, и теперь зовут к себе. Все эти предложения объединяет одно: организаторы желают, чтобы песни исполнялись на понятном языке. Я полностью поддерживаю их стремление. Считаю, что, живя здесь, петь по-английски, например, элементарно нечестно. Ну почему, если человеку нечего сказать, он сразу же прикрывается иностранным языком?

-- Это был кивок в сторону ваших, в буквальном смысле, коллег по цеху MOJO BLUES? Или я ослышалась?
-- Скажу честно, я к этому делу отношусь очень пренебрежительно. Я видел, как пишутся подобные «иноязычные» тексты. В работе задействованы все: мама, папа, бабушка, дедушка... Иногда даже братьев и сестер младших подключают, особенно если те в специализированных школах учатся. Еще очень модный нынче «выход из положения» - взять учебник иностранного языка и подобрать там рифмующиеся фразы. В результате получается полная белиберда. Но ведь многие и так не понимают, о чем в песне поется, если языка не знают. А даже если и знают... Песня – это ведь дело такое: далеко не всегда слова и предложения различимы. Я думаю, коль уж мне есть, что людям сказать, то бишь о чем спеть, и мозги не до конца еще отказали, я возьму и напишу такой текст, чтобы его можно было услышать и понять.

-- Если уж податься дальше в эту степь, то так можно и в национализм вдариться. Например, написать песню на белорусском языке. А что? Белорусско-язычный блюз – по-моему, необычно. Можно это даже фишкой национальной сделать. Как вам такое предложение?
-- Да, безусловно, живя здесь, я вроде как называюсь белорусом. Но ведь сложилось так, что скорее русский является моим родным языком. И переучиваться я не собираюсь. А вообще, там, где национализм... там плохо.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета