IceCreamOff Музыка заводских окраин
И что же эта госпожа с людьми делает?.. Глаза горят. Руки почти с вожделением перебирают гитарные струны. Ноги сами собой ритм отбивают. Смотреть — душа радуется... И не имеет значения, что за стеной работает какой-то заводской мегадвигатель, создавая ощутимые колебания в воздухе. Переходящие в навязчивый гул. А изо дня в день все вокруг скрежещет, стучит, норовит прямо-таки порвать железным грохотом барабанные перепонки и истощить нервную систему. "Именно в такой атмосфере рождаются наши песни. Все звуки складываются в один четкий ритм. Это основа". Так говорят музыканты из группы IceCreamOff. Подробнее о своем творческом коллективе рассказывает Александр (вокалист, или фронтмен, как сегодня модно говорить).
— Думаю, для начала неплохо было бы рассказать, кто и чем именно в коллективе заведует...
— Парадоксально, но я не знаю... точных паспортных данных моих друзей. То есть даже с отчествами, например, у меня проблема возникнет...
— А такая точность и достоверность вряд ли необходима. Вполне достаточно будет имен. Если вас это, конечно, устраивает.
— Пожалуй, да. Итак, Ваня — басист, Влад — наш барабанщик, Виталий — гитарист, Рита играет на скрипке. Надю тоже можно назвать полноправным членом команды: ее "должность" — администратор. Ну, и мой инструмент — голос.
— Как давно вы вообще вместе-то собрались?
— В одной группе играем где-то около года. До этого были какие-то коллективы... Но это так... Для себя больше. А теперь мы действительно работаем. Итог прошлого "общего" года — одиннадцать песен, несколько выступлений, демо-запись, концертное видео и студийная запись двух композиций.
— Даже студийная... И кто писал, если не секрет?
— Геннадий Сырокваш. Тут нам очень повезло, я считаю. Он ведь довольно известный звукорежиссер. Кстати, он нам сильно помог: показал кое-какие элементарные вещи, которых мы, псевдомузыканты, не знали...
— Поясните, пожалуйста. Псевдомузыканты... что имеется в виду?
— Хм... Дело в том, что ни у одного из нас нет музыкального образования. Сейчас, конечно, знакомимся с нужной литературой, учим ноты... Но до сих пор мы все делали на слух. Хотя, есть у нас один "образованный" человек. Это наша скрипачка. Когда она впервые пришла к нам, мы поставили ей послушать, что у нас к тому времени уже было из музыкального материала. Рита сказала: "Отлично. Я вижу те места, где можно вставить скрипку. Даже представляю, как это будет звучать. Напишите мне, пожалуйста, ноты, чтобы я могла поработать..." Ответом на такую просьбу был взрыв смеха, а потом — общее замешательство... А что касается Гены Сырокваша... Когда он услышал наши инструменты, то был весьма удивлен. "Парни, вы же играете на неотстроенных гитарах! Как так можно!? Да ваш звук уши режет!" Потом он подсказал, что где надо подкрутить, чтобы красиво звучало. Огромное ему спасибо за наставления, а то, проиграв около полугода на неотстроенных инструментах, мы бы и до сих пор...
— Получается, по крайней мере, с ваших слов, для того, чтобы стать профессиональным... нет, скорее НАСТОЯЩИМ музыкантом, достаточно иметь музыкальное образование? А как же внутренний порыв? Фонтаны чувств и гейзеры эмоций? Не слишком ли "механическая" музыка получаться будет?
— Конечно, без внутренних ощущений никак. Однако хотя бы ноты знать стоит. А тем, кто получил уже музыкальное образование — тому сам бог велел... (Ох, не скажите. Тут можно столько против этого утверждения заявить. — Прим. авт.) Конечно, есть и такие люди, которым просто суждено, вне зависимости от того, владеют они музыкальной грамотой или нет...
— Предлагаю перейти от рассуждений к утверждениям. То бишь давайте-ка конкретно по коллективу. Я вот послушала ваши песни, и что-то мне показалось там таким родным и знакомым... почти "айрнмейденовским". Какие все же музыкальные ориентиры?
— Во-первых, каждый человек, слышавший нашу музыку, отождествляет ее с чем-то своим. Кто-то говорит, что в ней много от КИШ, кто-то — от АРИИ... Хотя при чем здесь АРИЯ понять не могу. Дело в том, что любая музыка создается под влиянием чего-то, уже кем-то ранее сыгранного и тобой в тот или иной период жизни слушаемого... Так, например, мы росли на русском роке... ЧАЙФ, ДДТ... и их "отголоски" при желании можно найти в наших композициях. А вот АРИЯ... это вряд ли. Наверное, люди тоже определяют нашу музыку относительно того, что сами больше слушают. В принципе, не сошлись мы даже в конкретизации стиля, в котором мы играем. Лишь два человека высказали одно и то же мнение. Они сказали, что это "тяжелый бард-рок"...
— Гм! "Бард-рок"... Интересное определение. А "бардовские", наверное, тексты? Я правильно понимаю?
— Да. Тексты у нас в любом случае "непустые". Они заставляют (или позволяют) думать. То есть мы не поем открыто: "Я тебя люблю. А ты меня бросаешь. Мы с тобой расходимся. Как ужасен этот мир". Нет. Мы делаем это не напрямую. Так ведь и во всем роке. У нас присутствуют образы.
— И о чем же эти самые образы повествуют? Про что поете-то?
— Если в общем... то про все. Очень трудно ответить на подобный вопрос. Если бы мы про что-то одно писали песни... Но так мы тоже не можем. Жизнь ведь не состоит из идентичных моментов. У нас есть песня "Стая", которая заставляет вслушиваться в слова, композиция под названием "Бухаю" — о несовместимости алкоголя со всем прекрасным... Короче, про разное поем.
— Как вы считаете, музыка, подобная вашей... она перспективна? Или этот вопрос вообще "не для нашей страны"?
— Полагаю, перспективной можно назвать музыку, которая пользуется популярностью. Иначе говоря, которая является востребованной. Конечно, в этом отношении какая-нибудь попса куда более выгодна... Но наши песни нравятся слушателям. А недавно мы отнесли на "Радио Мир" одну композицию. Сперва она была в хит-параде на пятом месте. Потом — на четвертом. Третьем. При этом ни один из наших друзей не голосовал за нее. Кого-то мы специально попросили этого не делать (хотели посмотреть на истинную оценку публики), кто-то просто не был в курсе происходящего... Но тем не менее...
— Вот вы... скажем так, делаете музыку. Для чего? Есть некая сформулированная цель? А, может, несколько?
— Если имеется в виду, что именно мы хотим донести до людей... Затрудняюсь ответить. Но, безусловно, что-то донести нужно. Хотя бы то, что музыка наша... пролетариАДская. Мы ведь все работаем на заводе... Если говорить о том, что мы хотим получить... Конечно, неплохо было бы зарабатывать музыкой. Но пока об этом даже не мечтаем. Есть у нас одна цель. Такая немного эгоистическая. Ни один из нас не может жить без сцены. Вернее, без того драйва, который там получаешь. Знаете, что самое плохое на концертах? Когда в зале тишина. Все зрители словно заснули. Пускай если уж не шквал аплодисментов, то кто-то где-то кашлянет, какой-нибудь стул скрипнет, да помидор, в конце концов, на сцену полетит — уже есть реакция. И уже чувствуется взаимообмен энергией. Значит, наша музыка вызывает ХОТЬ КАКОЙ-ТО отклик в сознании публики. Она в любом случае не оставляет слушателя равнодушным и безразличным. Поэтому пусть даже не совсем позитивная, но все же реакция.
— Вы упоминали про хит-парад на "Радио Мир". Третье место... для фактически дебютирующей группы — это очень, доложу я вам, недурственно. Как вы считаете, что позволило вашей песне почти сразу занять такую позицию среди остальных участников?
— Трудно сказать. Думаю, однако, что значительная роль тут отведена такой вещи, как "сложность и завернутость" мелодии. Мы пытаемся избегать этого. У нас простые аккорды, такие же весьма простые "ходилки-бродилки" по всей композиции. Кто-то может с иронией сказать, что, мол, тут настолько все легко, что играть даже нечего. Но ведь это позволяет нам в один прекрасный день взять и удивить слушателя, сыграв какой-нибудь офигенно сложный соляк. Это первое. Второе: такая простая и ненавязчивая мелодия, не отягощенная крутыми наворотами, куда легче воспринимается на слух и остается в памяти. Для примера: "Всему свое время" ЧАЙФА и... гиперсложные соляки группы АРИЯ. Недаром же многие говорят, будто у последних все песни на один мотив, и вряд ли в голове воспроизведется хотя бы кусочек из их гитарных партий.
— А что лично для вас значит... группа как таковая и музыка вообще?
— Вот эта вот комната (обводит рукой по периметру помещения. — Прим. авт.)... она даже больше, чем дом. Я и чувствую себя здесь намного уютнее. Даже боюсь представить, чем бы я занимался, если бы не было IceCreamOff. А музыка ВООБЩЕ? Это уже стиль жизни. Кредо.
— Думаю, для начала неплохо было бы рассказать, кто и чем именно в коллективе заведует...
— Парадоксально, но я не знаю... точных паспортных данных моих друзей. То есть даже с отчествами, например, у меня проблема возникнет...
— А такая точность и достоверность вряд ли необходима. Вполне достаточно будет имен. Если вас это, конечно, устраивает.
— Пожалуй, да. Итак, Ваня — басист, Влад — наш барабанщик, Виталий — гитарист, Рита играет на скрипке. Надю тоже можно назвать полноправным членом команды: ее "должность" — администратор. Ну, и мой инструмент — голос.
— Как давно вы вообще вместе-то собрались?
— В одной группе играем где-то около года. До этого были какие-то коллективы... Но это так... Для себя больше. А теперь мы действительно работаем. Итог прошлого "общего" года — одиннадцать песен, несколько выступлений, демо-запись, концертное видео и студийная запись двух композиций.
— Даже студийная... И кто писал, если не секрет?
— Геннадий Сырокваш. Тут нам очень повезло, я считаю. Он ведь довольно известный звукорежиссер. Кстати, он нам сильно помог: показал кое-какие элементарные вещи, которых мы, псевдомузыканты, не знали...
— Поясните, пожалуйста. Псевдомузыканты... что имеется в виду?
— Хм... Дело в том, что ни у одного из нас нет музыкального образования. Сейчас, конечно, знакомимся с нужной литературой, учим ноты... Но до сих пор мы все делали на слух. Хотя, есть у нас один "образованный" человек. Это наша скрипачка. Когда она впервые пришла к нам, мы поставили ей послушать, что у нас к тому времени уже было из музыкального материала. Рита сказала: "Отлично. Я вижу те места, где можно вставить скрипку. Даже представляю, как это будет звучать. Напишите мне, пожалуйста, ноты, чтобы я могла поработать..." Ответом на такую просьбу был взрыв смеха, а потом — общее замешательство... А что касается Гены Сырокваша... Когда он услышал наши инструменты, то был весьма удивлен. "Парни, вы же играете на неотстроенных гитарах! Как так можно!? Да ваш звук уши режет!" Потом он подсказал, что где надо подкрутить, чтобы красиво звучало. Огромное ему спасибо за наставления, а то, проиграв около полугода на неотстроенных инструментах, мы бы и до сих пор...
— Получается, по крайней мере, с ваших слов, для того, чтобы стать профессиональным... нет, скорее НАСТОЯЩИМ музыкантом, достаточно иметь музыкальное образование? А как же внутренний порыв? Фонтаны чувств и гейзеры эмоций? Не слишком ли "механическая" музыка получаться будет?
— Конечно, без внутренних ощущений никак. Однако хотя бы ноты знать стоит. А тем, кто получил уже музыкальное образование — тому сам бог велел... (Ох, не скажите. Тут можно столько против этого утверждения заявить. — Прим. авт.) Конечно, есть и такие люди, которым просто суждено, вне зависимости от того, владеют они музыкальной грамотой или нет...
— Предлагаю перейти от рассуждений к утверждениям. То бишь давайте-ка конкретно по коллективу. Я вот послушала ваши песни, и что-то мне показалось там таким родным и знакомым... почти "айрнмейденовским". Какие все же музыкальные ориентиры?
— Во-первых, каждый человек, слышавший нашу музыку, отождествляет ее с чем-то своим. Кто-то говорит, что в ней много от КИШ, кто-то — от АРИИ... Хотя при чем здесь АРИЯ понять не могу. Дело в том, что любая музыка создается под влиянием чего-то, уже кем-то ранее сыгранного и тобой в тот или иной период жизни слушаемого... Так, например, мы росли на русском роке... ЧАЙФ, ДДТ... и их "отголоски" при желании можно найти в наших композициях. А вот АРИЯ... это вряд ли. Наверное, люди тоже определяют нашу музыку относительно того, что сами больше слушают. В принципе, не сошлись мы даже в конкретизации стиля, в котором мы играем. Лишь два человека высказали одно и то же мнение. Они сказали, что это "тяжелый бард-рок"...
— Гм! "Бард-рок"... Интересное определение. А "бардовские", наверное, тексты? Я правильно понимаю?
— Да. Тексты у нас в любом случае "непустые". Они заставляют (или позволяют) думать. То есть мы не поем открыто: "Я тебя люблю. А ты меня бросаешь. Мы с тобой расходимся. Как ужасен этот мир". Нет. Мы делаем это не напрямую. Так ведь и во всем роке. У нас присутствуют образы.
— И о чем же эти самые образы повествуют? Про что поете-то?
— Если в общем... то про все. Очень трудно ответить на подобный вопрос. Если бы мы про что-то одно писали песни... Но так мы тоже не можем. Жизнь ведь не состоит из идентичных моментов. У нас есть песня "Стая", которая заставляет вслушиваться в слова, композиция под названием "Бухаю" — о несовместимости алкоголя со всем прекрасным... Короче, про разное поем.
— Как вы считаете, музыка, подобная вашей... она перспективна? Или этот вопрос вообще "не для нашей страны"?
— Полагаю, перспективной можно назвать музыку, которая пользуется популярностью. Иначе говоря, которая является востребованной. Конечно, в этом отношении какая-нибудь попса куда более выгодна... Но наши песни нравятся слушателям. А недавно мы отнесли на "Радио Мир" одну композицию. Сперва она была в хит-параде на пятом месте. Потом — на четвертом. Третьем. При этом ни один из наших друзей не голосовал за нее. Кого-то мы специально попросили этого не делать (хотели посмотреть на истинную оценку публики), кто-то просто не был в курсе происходящего... Но тем не менее...
— Вот вы... скажем так, делаете музыку. Для чего? Есть некая сформулированная цель? А, может, несколько?
— Если имеется в виду, что именно мы хотим донести до людей... Затрудняюсь ответить. Но, безусловно, что-то донести нужно. Хотя бы то, что музыка наша... пролетариАДская. Мы ведь все работаем на заводе... Если говорить о том, что мы хотим получить... Конечно, неплохо было бы зарабатывать музыкой. Но пока об этом даже не мечтаем. Есть у нас одна цель. Такая немного эгоистическая. Ни один из нас не может жить без сцены. Вернее, без того драйва, который там получаешь. Знаете, что самое плохое на концертах? Когда в зале тишина. Все зрители словно заснули. Пускай если уж не шквал аплодисментов, то кто-то где-то кашлянет, какой-нибудь стул скрипнет, да помидор, в конце концов, на сцену полетит — уже есть реакция. И уже чувствуется взаимообмен энергией. Значит, наша музыка вызывает ХОТЬ КАКОЙ-ТО отклик в сознании публики. Она в любом случае не оставляет слушателя равнодушным и безразличным. Поэтому пусть даже не совсем позитивная, но все же реакция.
— Вы упоминали про хит-парад на "Радио Мир". Третье место... для фактически дебютирующей группы — это очень, доложу я вам, недурственно. Как вы считаете, что позволило вашей песне почти сразу занять такую позицию среди остальных участников?
— Трудно сказать. Думаю, однако, что значительная роль тут отведена такой вещи, как "сложность и завернутость" мелодии. Мы пытаемся избегать этого. У нас простые аккорды, такие же весьма простые "ходилки-бродилки" по всей композиции. Кто-то может с иронией сказать, что, мол, тут настолько все легко, что играть даже нечего. Но ведь это позволяет нам в один прекрасный день взять и удивить слушателя, сыграв какой-нибудь офигенно сложный соляк. Это первое. Второе: такая простая и ненавязчивая мелодия, не отягощенная крутыми наворотами, куда легче воспринимается на слух и остается в памяти. Для примера: "Всему свое время" ЧАЙФА и... гиперсложные соляки группы АРИЯ. Недаром же многие говорят, будто у последних все песни на один мотив, и вряд ли в голове воспроизведется хотя бы кусочек из их гитарных партий.
— А что лично для вас значит... группа как таковая и музыка вообще?
— Вот эта вот комната (обводит рукой по периметру помещения. — Прим. авт.)... она даже больше, чем дом. Я и чувствую себя здесь намного уютнее. Даже боюсь представить, чем бы я занимался, если бы не было IceCreamOff. А музыка ВООБЩЕ? Это уже стиль жизни. Кредо.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2005 год в рубрике музыкальная газета