Ястребов, Владислав Женщины в зарубежной популярной музыке. Энциклопедический справочник
(c) 2004 В. В. Ястребов & НОТА-Р
1823 стр., тир. -- 2000 экз., с илл.
Предоставлена автором.
В последнее время библиографических трудов на музыкальную тему выходит все больше, однако большинство из них -- развлекательные глянцевые томики. Этот же фолиант, несмотря на жутковатую алую обложку без опознавательных знаков, вызывающую смутное сходство с Большой Медицинской Энциклопедией, являет собой более чем серьезное исследование. Может, потому и обложка вызывает хирургические ассоциации -- зачем серьезную книжку портретом какой-нибудь вздорной дивы украшать? Внутренний мир книги тоже не особо красочен, что опять же подразумевает отнесение ее под гриф «не для массового пользования». Имена женщин в аккуратных черных рамочках, дискография, чарты, фильмография (в книге упомянуто более тысячи фильмов), библиография (2496 книг, если точно) и краткие биографические данные. Может показаться, что книга сверстана как-то мрачновато, но опять же -- верстка только подтверждает, что это -- полноценное справочное издание. Особенной ценностью является упоминание всей возможной литературы касательно той или иной музыкальной дамы, а еще списки статей в периодических изданиях (даются ссылки почти на семь тысяч статей на 10 языках, правда, большинство из них -- русские и советские издания, выходившие в период с 1961 по 2003 год) -- был охвачен даже славный и недолгий русский NME: видно, что автор хорошо поработал.
Возможные неувязки здесь могут возникнуть разве что со стилями: в начале автор делает деликатную оговорку о том, что тема женщин в джазовой музыке здесь не раскрыта. Справедливо: это тема для самодостаточного исследования, да и не поместились бы все джазовые тетки в огромный том, пришлось бы дополнительный допечатывать. Зато поп-музыка и всевозможные ее андерграундные ответвления выражены хорошо: много певиц, относящихся к фолк-року и инди-року (правда, инди учтен только английский и американский андерграунд, зато тут есть Лидия Ланч, Диаманда Галлас, Лиза Джеррард, Ким Гордон и Патти Смит). В глаза, правда, сразу бросилось трагическое отсутствие в сборнике великолепной француженки Мари Лафорет (которая вовсе не джаз) -- тем не менее, многие ее менее известные коллеги, блиставшие в тот же временной период, тут упомянуты (та же Далида, например, там есть -- неужели потому, что она была более известна в Советском Союзе?). Скорей всего, это просто упущение. Зато есть ужасно редкие личности, о которых мы бы и не узнали, если бы не эта книга: к примеру, мавританская певица Абба Дими Мент. Ее отец сочинил национальный гимн Мавритании, а певица даже выпустила один британский альбом, «Музыка и песни Мавритании», -- такая вот звезда мировой политкорректности, певица в стиле waka. Из энциклопедии можно ужасно много узнать о музыке вообще -- если вам, конечно, интересно отыскивать контекст и копаться в библиографической части.
Из прочих плюсов книги -- упоминание почти обо всех певицах 40-х-50-х годов, огромная статья о Джуди Гарланд (хоть ты раздели книгу на две части -- до 60-х и после), учетные записи о деятельницах современной попсы (Кристина Агилера, Бритни Спирз, Дженнифер Лопес), упоминание всех настоящих имен великой Марлен Дитрих и внимание к трогательным панк-аутсайдерам вроде LOLITA STORM (девицы балуются digital-хардкором), SCHONEN KNIFE и Мун Юнит Заппа, дочери сами-знаете-кого. Да и прочего трэша и инди тут навалом: нью-вэйв, постпанк, хип-хоп. Есть даже немного “околоджазовых” вещей: соул, ритм-энд-блюз, та же Марсия Болл. Не очень равномерно, но справедливо учтены совершенно разные страны: Куба, Непал, Бразилия, Греция -- тут есть и финские девочки VARTTINA, и бразильские героини Зап Мама и Омара Портуондо. Присутствуют и те, которые к музыке привязаны каким-то «левым» образом -- Наоми Кэмпбелл, которая записала два альбома в 90-х. Правда, год ее рождения не указан -- автор сам выбирает, чем наделять своих героинь, и иногда выбирает правильно. Шутки ради я решила поискать Дану Интэрнэшнл (она -- бывший мужчина, в общем-то) и индастриэл-звезду Дженесиса Пи-Орриджа (который недавно отрастил себе бюст четвертого размера и почти окончательно превратился в жуткую тетку). Как ни странно, но Дану я нашла. Дженесис же нигде не упоминался; ну, может, оно и хорошо: зачем нам фрики?
Мелкие, но бросающиеся в глаза дотошному читателю минусы состоят разве только в отсутствии особо желанных героинь (такие найдутся у каждого). Латиноамериканские дивы и стиль world music тут представлены хорошо, однако со славянской Европой возникают вопросы. Здесь нету одной из самых знаменитых полек -- Ренаты Пшемик (Renata Przemyk). Кайи (которая тоже вполне себе известная полька) тут тоже нет. С чешками тоже сложности -- я не нашла в книге Ивы Битовой (в то же время тут есть Нора Благова, персонаж, более известный в СССР, солистка «Братиславского ревю») -- посему по части славянок вовсе не ясно, чем автор руководствовался при отборе. Было бы неплохо в начале книги дать развернутый отчет о подготовке материала и точной методологии отбора (особенно, если текст претендует на научность; в таком случае отсутствие подробного разбора методик непростительно). Фраза «из источников, рассматриваемых нами как достаточно надежные» и вовсе не имеет отношения к строгой энциклопедичности книги -- она предполагает допущения, однако здесь их быть не должно. Тем не менее, понятно, что если книга получит еще одно издание (а это будет, скорее всего, поскольку это первый и единственный русскоязычный труд подобной тематики), в нее просто войдут пропущенные персоны. К тому же, ответы на некоторые вопросы есть в библиографии -- там огромное количество книг вроде «женщины в американской кантри-музыке» и «женщины в музыкальной истории», но это не всегда относится к славянской культуре. Не потому, что ее нет, а потому, что никто не додумался систематизировать эту информацию. Так или иначе, автор перелопатил всю эту литературу, да и сам много чего добавил и разыскал -- исследование действительно достойное восхищения. Это очень серьезная, не рассчитанная на подростков, книга-энциклопедия, которую, стоит верить, ожидает достойное будущее и широкое применение.
1823 стр., тир. -- 2000 экз., с илл.
Предоставлена автором.
В последнее время библиографических трудов на музыкальную тему выходит все больше, однако большинство из них -- развлекательные глянцевые томики. Этот же фолиант, несмотря на жутковатую алую обложку без опознавательных знаков, вызывающую смутное сходство с Большой Медицинской Энциклопедией, являет собой более чем серьезное исследование. Может, потому и обложка вызывает хирургические ассоциации -- зачем серьезную книжку портретом какой-нибудь вздорной дивы украшать? Внутренний мир книги тоже не особо красочен, что опять же подразумевает отнесение ее под гриф «не для массового пользования». Имена женщин в аккуратных черных рамочках, дискография, чарты, фильмография (в книге упомянуто более тысячи фильмов), библиография (2496 книг, если точно) и краткие биографические данные. Может показаться, что книга сверстана как-то мрачновато, но опять же -- верстка только подтверждает, что это -- полноценное справочное издание. Особенной ценностью является упоминание всей возможной литературы касательно той или иной музыкальной дамы, а еще списки статей в периодических изданиях (даются ссылки почти на семь тысяч статей на 10 языках, правда, большинство из них -- русские и советские издания, выходившие в период с 1961 по 2003 год) -- был охвачен даже славный и недолгий русский NME: видно, что автор хорошо поработал.
Возможные неувязки здесь могут возникнуть разве что со стилями: в начале автор делает деликатную оговорку о том, что тема женщин в джазовой музыке здесь не раскрыта. Справедливо: это тема для самодостаточного исследования, да и не поместились бы все джазовые тетки в огромный том, пришлось бы дополнительный допечатывать. Зато поп-музыка и всевозможные ее андерграундные ответвления выражены хорошо: много певиц, относящихся к фолк-року и инди-року (правда, инди учтен только английский и американский андерграунд, зато тут есть Лидия Ланч, Диаманда Галлас, Лиза Джеррард, Ким Гордон и Патти Смит). В глаза, правда, сразу бросилось трагическое отсутствие в сборнике великолепной француженки Мари Лафорет (которая вовсе не джаз) -- тем не менее, многие ее менее известные коллеги, блиставшие в тот же временной период, тут упомянуты (та же Далида, например, там есть -- неужели потому, что она была более известна в Советском Союзе?). Скорей всего, это просто упущение. Зато есть ужасно редкие личности, о которых мы бы и не узнали, если бы не эта книга: к примеру, мавританская певица Абба Дими Мент. Ее отец сочинил национальный гимн Мавритании, а певица даже выпустила один британский альбом, «Музыка и песни Мавритании», -- такая вот звезда мировой политкорректности, певица в стиле waka. Из энциклопедии можно ужасно много узнать о музыке вообще -- если вам, конечно, интересно отыскивать контекст и копаться в библиографической части.
Из прочих плюсов книги -- упоминание почти обо всех певицах 40-х-50-х годов, огромная статья о Джуди Гарланд (хоть ты раздели книгу на две части -- до 60-х и после), учетные записи о деятельницах современной попсы (Кристина Агилера, Бритни Спирз, Дженнифер Лопес), упоминание всех настоящих имен великой Марлен Дитрих и внимание к трогательным панк-аутсайдерам вроде LOLITA STORM (девицы балуются digital-хардкором), SCHONEN KNIFE и Мун Юнит Заппа, дочери сами-знаете-кого. Да и прочего трэша и инди тут навалом: нью-вэйв, постпанк, хип-хоп. Есть даже немного “околоджазовых” вещей: соул, ритм-энд-блюз, та же Марсия Болл. Не очень равномерно, но справедливо учтены совершенно разные страны: Куба, Непал, Бразилия, Греция -- тут есть и финские девочки VARTTINA, и бразильские героини Зап Мама и Омара Портуондо. Присутствуют и те, которые к музыке привязаны каким-то «левым» образом -- Наоми Кэмпбелл, которая записала два альбома в 90-х. Правда, год ее рождения не указан -- автор сам выбирает, чем наделять своих героинь, и иногда выбирает правильно. Шутки ради я решила поискать Дану Интэрнэшнл (она -- бывший мужчина, в общем-то) и индастриэл-звезду Дженесиса Пи-Орриджа (который недавно отрастил себе бюст четвертого размера и почти окончательно превратился в жуткую тетку). Как ни странно, но Дану я нашла. Дженесис же нигде не упоминался; ну, может, оно и хорошо: зачем нам фрики?
Мелкие, но бросающиеся в глаза дотошному читателю минусы состоят разве только в отсутствии особо желанных героинь (такие найдутся у каждого). Латиноамериканские дивы и стиль world music тут представлены хорошо, однако со славянской Европой возникают вопросы. Здесь нету одной из самых знаменитых полек -- Ренаты Пшемик (Renata Przemyk). Кайи (которая тоже вполне себе известная полька) тут тоже нет. С чешками тоже сложности -- я не нашла в книге Ивы Битовой (в то же время тут есть Нора Благова, персонаж, более известный в СССР, солистка «Братиславского ревю») -- посему по части славянок вовсе не ясно, чем автор руководствовался при отборе. Было бы неплохо в начале книги дать развернутый отчет о подготовке материала и точной методологии отбора (особенно, если текст претендует на научность; в таком случае отсутствие подробного разбора методик непростительно). Фраза «из источников, рассматриваемых нами как достаточно надежные» и вовсе не имеет отношения к строгой энциклопедичности книги -- она предполагает допущения, однако здесь их быть не должно. Тем не менее, понятно, что если книга получит еще одно издание (а это будет, скорее всего, поскольку это первый и единственный русскоязычный труд подобной тематики), в нее просто войдут пропущенные персоны. К тому же, ответы на некоторые вопросы есть в библиографии -- там огромное количество книг вроде «женщины в американской кантри-музыке» и «женщины в музыкальной истории», но это не всегда относится к славянской культуре. Не потому, что ее нет, а потому, что никто не додумался систематизировать эту информацию. Так или иначе, автор перелопатил всю эту литературу, да и сам много чего добавил и разыскал -- исследование действительно достойное восхищения. Это очень серьезная, не рассчитанная на подростков, книга-энциклопедия, которую, стоит верить, ожидает достойное будущее и широкое применение.
НОТ7. Статья была опубликована в номере 01 за 2005 год в рубрике НОТ7