Видеофайл Видеофайл
Клиповые итоги и прогнозы: есть о чем писать. Две тысячи четвертый год белорусских клипов был насыщен событиями. Сфера, динамичным развитием которой мы с вами интересуемся, стала обширнее и разнообразнее. Под самый занавес уходящего года Смотрители подвели его фрагментарные итоги.
Количество и качество
Белорусских клипов в 2004-м снято чуть больше, чем в почти уже забытом 2003-м: около пятидесяти. Это значит, достигнут количественный порог видеороликов, соответствующий уровню развития отечественной эстрады. При этом многие именитые исполнители (в первую очередь "генералы айчыннага року") по-прежнему (по разным причинам) не снимают клипов. Особенно печально то, что в 2004-м, впервые за последние годы, не было снято ни одного видео на песни НЕЙРО ДЮБЕЛЯ. Есть все основания полагать, что в 2004-м в Беларуси клиповое искусство наконец-то нашло свое место в рыночной схеме продвижения исполнителей. Во многих случаях клипы снимаются целенаправленно – накануне выхода альбомов на основной/основные хиты. Превращение клипового искусства из цели в средство, в инструмент для promo исполнителя/альбома, потеря клипмейкерством духовного основания в пользу основания коммерческого видится Смотрителям одной из проблем, которые требуют разрешения в самое ближайшее время. Возможно, в 2005-м? Вряд ли в наступившем году белорусских клипов будет снято больше. Вроде бы все, кто всерьез ощутил необходимость в съемке клипа, за исключением разве что N.R.M., сняли клипы в 2004-м. Значит, персонажи белорусского клипмейкерства определены. Достигшее предела количество имеет свойство переходить в качество. Хотелось бы.
Режиссеры
Кто снимает белорусские клипы? За исключением нескольких работ, снятых в России и на Украине (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, КРАСКИ, СЕРЕГА), над видео отечественных исполнителей работали белорусские режиссеры. Отметить стоило бы всех, кто выше среднего, но так можно до утра писать. Во-первых, Александра Бутор, после ширпотреба для ОНТ снявшая вдруг качественное, но донельзя занудное и ненатуральное видео "3000 шагов" для ТЯНИ-ТОЛКАЯ. Во-вторых, Таня Кушнер, на пару с Денисом Волковым забомбившая анимацию "Шла дальше" (первое белорусское видео, которое увидели в Европе) и сольно – философский арт-клип "Смотреть вверх" (оба – для beZ bileta). Потом – Вова Йодов, чьи постмодернистские клипы "Прыгай в коляску!" и "20 см.", с одной стороны, идеально соответствуют обезбашенному творчеству панк-группы ДАЙ ДАРОГУ!, а с другой – ротируются на Первом музыкальном. Успехи Макса Носова связаны с использованием компьютерной графики. Под конец года режиссер взял две новые высоты белорусского клипмейкерства с клипами "За тобой" и "Gone (Remember My Love)" на песни Сергея Ковалева и ATLANTICA. Наконец, Анатолий Вечер, поддержавший амплуа матерого, но неразборчивого клипмейкера клипами для J_МОРС ("Монтевидео"), Алеси ("Не потеряй!") и Калины ("Минчанка"). А еще – братья Сидоруки, Александр Шульга, Владимир Маркевич...
В 2005 году исполнители смогут сделать осознанный выбор между режиссерами в зависимости от своих желаний. Каждый из названных режиссеров обладает собственным стилем и изобразительными средствами. Каждый работает исходя из определенного бюджета. Каждый в какой-то степени предсказуем – но лишь в какой-то степени. В то время, как в белорусском клипмейкерстве зажигаются новые звезды, постепенно гаснут старые. Неудачной признана последняя работа Игоря Пашкевича – "Раинька" (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ). Исчез из белорусского клипмейкерства Владимир Янковский.
Клипы и ТВ
На сегодняшний день ни один национальный белорусский телеканал не имеет площадки для трансляции производящихся в стране видеоклипов. Изредка белорусские клипы попадают в эфир "Добрай раніцы, Беларусь!" (1НК) и "Дела семейные" (ЛАД). В хит-параде "На перекрестках Европы" (1НК) участвуют песни, исполненные во время концерта на студии Белтелерадиокомпании. ОНТ отдает предпочтение собственным, идеологически правильным клиповым сериям, попутно пытаясь раскручивать "своих" исполнителей. Отдельные части этих клиповых сериалов имеют мало общего с искусством, но в целом "Прогулки по площади 8 марта" и "20 песен о войне" стали новостью в белорусской аудиовизуальной действительности 2004 года. Закрытие телепередачи "Клип-обойма" летом 2004 стало одним из ключевых событий белорусского клипмейкерства вообще. Тогда казалось – снимать клипы больше незачем. Показывать-то негде... Однако клиповый бизнес не только выстоял, но и до сих пор набирает обороты. Возросла роль Первого музыкального телеканала, который, по слухам, недавно начал принимать клипы на условиях платных ротаций. Любителям клипов осталась – да и то с мазохистской оговоркой – "Большая музыка" на СТВ.
Позитивное событие года
Выпуск видео-макси-сингла группы beZ bileta "Лодочки". Семь клипов на одном носителе как рыночный продукт – вряд ли в ближайшее время кто-нибудь из белорусских исполнителей сможет/захочет такое повторить.
Облом года
Выступление дуэта АЛЕКСАНДРА И КОНСТАНТИН в Турции на "Евровидении 2004". Из множества причин того, что этот первый блин вышел комом, одна касается promo-клипа, а точнее – клипов АИК. Вторая – "приглаженная" версия ролика была изготовлена в спешке, незадолго до конкурса, после того, как в шоу-бизнес вмешалось государство. Некто настоял на том, чтобы видео было изменено – и оно было изменено.
Бюджеты
Увеличиваются. За редким исключением (малобюджетные шедевры Тани Кушнер, работы Вовы Йодова, клип "Як манэкен" GARADZKIJA...) бюджеты клипов, эквивалентные менее чем 300 у.е., перестали быть нормой. Норма богатого клипа – около тысячи "баксов". В некоторых случаях даже наличие средств не смогло вытянуть клип (МЕДУZА, "Ты самая"). Около десятка клипов могли бы быть на порядок качественнее и смотрибельнее, если бы в их производство было вложено еще хотя бы 100-200 долларов. Рекордный бюджет 2004 года (а заодно – и всего белорусского клипмейкерства) освоили "ляписы". Около 50000 долларов на клип "Почтальоны" – вряд ли в ближайшее время кто-нибудь из белорусских исполнителей сможет/захочет такое повторить.
Десятка лучших белорусских клипов 2004 года по версии Hattiphnat'a
1. "Смотреть вверх" – beZ bileta (реж. Таня Кушнер)
2. "Шла дальше" – beZ bileta feat. Таня Кушнер (реж. Таня Кушнер, Денис Волков)
3. "Песня не та" – САДЪ (реж. Игорь Сивицкий, Анатолий Концевич)
4. "Золотые яйцы" – ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ (реж. Эдуард Сидорук, Валерий Сидорук)
5. "Прыгай в коляску!" – ДАЙ ДАРОГУ! (реж. Вова Йодов)
6. "Так-цік-так" – J_МОРС (реж. Вячеслав Медведев)
7. "Люблю" – КРАМБАМБУЛЯ 1,5 (реж. Владимир Маркевич)
8. "За тобой" – Сергей Ковалев (реж. Максим Носов)
9. "Любовь в ладонях" – НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ (реж. Александр Шульга)
10. "Gone (Remember My Love)" – ATLANTICA (реж. Максим Носов)
Количество и качество
Белорусских клипов в 2004-м снято чуть больше, чем в почти уже забытом 2003-м: около пятидесяти. Это значит, достигнут количественный порог видеороликов, соответствующий уровню развития отечественной эстрады. При этом многие именитые исполнители (в первую очередь "генералы айчыннага року") по-прежнему (по разным причинам) не снимают клипов. Особенно печально то, что в 2004-м, впервые за последние годы, не было снято ни одного видео на песни НЕЙРО ДЮБЕЛЯ. Есть все основания полагать, что в 2004-м в Беларуси клиповое искусство наконец-то нашло свое место в рыночной схеме продвижения исполнителей. Во многих случаях клипы снимаются целенаправленно – накануне выхода альбомов на основной/основные хиты. Превращение клипового искусства из цели в средство, в инструмент для promo исполнителя/альбома, потеря клипмейкерством духовного основания в пользу основания коммерческого видится Смотрителям одной из проблем, которые требуют разрешения в самое ближайшее время. Возможно, в 2005-м? Вряд ли в наступившем году белорусских клипов будет снято больше. Вроде бы все, кто всерьез ощутил необходимость в съемке клипа, за исключением разве что N.R.M., сняли клипы в 2004-м. Значит, персонажи белорусского клипмейкерства определены. Достигшее предела количество имеет свойство переходить в качество. Хотелось бы.
Режиссеры
Кто снимает белорусские клипы? За исключением нескольких работ, снятых в России и на Украине (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, КРАСКИ, СЕРЕГА), над видео отечественных исполнителей работали белорусские режиссеры. Отметить стоило бы всех, кто выше среднего, но так можно до утра писать. Во-первых, Александра Бутор, после ширпотреба для ОНТ снявшая вдруг качественное, но донельзя занудное и ненатуральное видео "3000 шагов" для ТЯНИ-ТОЛКАЯ. Во-вторых, Таня Кушнер, на пару с Денисом Волковым забомбившая анимацию "Шла дальше" (первое белорусское видео, которое увидели в Европе) и сольно – философский арт-клип "Смотреть вверх" (оба – для beZ bileta). Потом – Вова Йодов, чьи постмодернистские клипы "Прыгай в коляску!" и "20 см.", с одной стороны, идеально соответствуют обезбашенному творчеству панк-группы ДАЙ ДАРОГУ!, а с другой – ротируются на Первом музыкальном. Успехи Макса Носова связаны с использованием компьютерной графики. Под конец года режиссер взял две новые высоты белорусского клипмейкерства с клипами "За тобой" и "Gone (Remember My Love)" на песни Сергея Ковалева и ATLANTICA. Наконец, Анатолий Вечер, поддержавший амплуа матерого, но неразборчивого клипмейкера клипами для J_МОРС ("Монтевидео"), Алеси ("Не потеряй!") и Калины ("Минчанка"). А еще – братья Сидоруки, Александр Шульга, Владимир Маркевич...
В 2005 году исполнители смогут сделать осознанный выбор между режиссерами в зависимости от своих желаний. Каждый из названных режиссеров обладает собственным стилем и изобразительными средствами. Каждый работает исходя из определенного бюджета. Каждый в какой-то степени предсказуем – но лишь в какой-то степени. В то время, как в белорусском клипмейкерстве зажигаются новые звезды, постепенно гаснут старые. Неудачной признана последняя работа Игоря Пашкевича – "Раинька" (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ). Исчез из белорусского клипмейкерства Владимир Янковский.
Клипы и ТВ
На сегодняшний день ни один национальный белорусский телеканал не имеет площадки для трансляции производящихся в стране видеоклипов. Изредка белорусские клипы попадают в эфир "Добрай раніцы, Беларусь!" (1НК) и "Дела семейные" (ЛАД). В хит-параде "На перекрестках Европы" (1НК) участвуют песни, исполненные во время концерта на студии Белтелерадиокомпании. ОНТ отдает предпочтение собственным, идеологически правильным клиповым сериям, попутно пытаясь раскручивать "своих" исполнителей. Отдельные части этих клиповых сериалов имеют мало общего с искусством, но в целом "Прогулки по площади 8 марта" и "20 песен о войне" стали новостью в белорусской аудиовизуальной действительности 2004 года. Закрытие телепередачи "Клип-обойма" летом 2004 стало одним из ключевых событий белорусского клипмейкерства вообще. Тогда казалось – снимать клипы больше незачем. Показывать-то негде... Однако клиповый бизнес не только выстоял, но и до сих пор набирает обороты. Возросла роль Первого музыкального телеканала, который, по слухам, недавно начал принимать клипы на условиях платных ротаций. Любителям клипов осталась – да и то с мазохистской оговоркой – "Большая музыка" на СТВ.
Позитивное событие года
Выпуск видео-макси-сингла группы beZ bileta "Лодочки". Семь клипов на одном носителе как рыночный продукт – вряд ли в ближайшее время кто-нибудь из белорусских исполнителей сможет/захочет такое повторить.
Облом года
Выступление дуэта АЛЕКСАНДРА И КОНСТАНТИН в Турции на "Евровидении 2004". Из множества причин того, что этот первый блин вышел комом, одна касается promo-клипа, а точнее – клипов АИК. Вторая – "приглаженная" версия ролика была изготовлена в спешке, незадолго до конкурса, после того, как в шоу-бизнес вмешалось государство. Некто настоял на том, чтобы видео было изменено – и оно было изменено.
Бюджеты
Увеличиваются. За редким исключением (малобюджетные шедевры Тани Кушнер, работы Вовы Йодова, клип "Як манэкен" GARADZKIJA...) бюджеты клипов, эквивалентные менее чем 300 у.е., перестали быть нормой. Норма богатого клипа – около тысячи "баксов". В некоторых случаях даже наличие средств не смогло вытянуть клип (МЕДУZА, "Ты самая"). Около десятка клипов могли бы быть на порядок качественнее и смотрибельнее, если бы в их производство было вложено еще хотя бы 100-200 долларов. Рекордный бюджет 2004 года (а заодно – и всего белорусского клипмейкерства) освоили "ляписы". Около 50000 долларов на клип "Почтальоны" – вряд ли в ближайшее время кто-нибудь из белорусских исполнителей сможет/захочет такое повторить.
Десятка лучших белорусских клипов 2004 года по версии Hattiphnat'a
1. "Смотреть вверх" – beZ bileta (реж. Таня Кушнер)
2. "Шла дальше" – beZ bileta feat. Таня Кушнер (реж. Таня Кушнер, Денис Волков)
3. "Песня не та" – САДЪ (реж. Игорь Сивицкий, Анатолий Концевич)
4. "Золотые яйцы" – ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ (реж. Эдуард Сидорук, Валерий Сидорук)
5. "Прыгай в коляску!" – ДАЙ ДАРОГУ! (реж. Вова Йодов)
6. "Так-цік-так" – J_МОРС (реж. Вячеслав Медведев)
7. "Люблю" – КРАМБАМБУЛЯ 1,5 (реж. Владимир Маркевич)
8. "За тобой" – Сергей Ковалев (реж. Максим Носов)
9. "Любовь в ладонях" – НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ (реж. Александр Шульга)
10. "Gone (Remember My Love)" – ATLANTICA (реж. Максим Носов)
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2005 год в рубрике музыкальная газета