Музыкальные Инструменты
Выбор микрофонов: “Electro-Voice”

Многим людям, творящим музыку, наверное, знакомо то ощущение, когда в аранжировку, казалось ничем не приметную, вливается эмоциональный, мелодичный голос вокалиста… И песня становится неповторимой, интересной, индивидуальной, ее хочется слушать еще и еще. Или когда сочинена сметающая все на своем пути мелодия, и, кажется, ничего уже не добавишь в этот чистый поток энергии. А вокалист берет в руки микрофон, и песня доводит всех буквально до экстаза.

Ни один инструмент в мире не способен передать чувства, мысли, мелодику так, как это делает человеческий голос. Как бы хотелось, чтобы оттенок голоса, его едва уловимое изменение, чувственность, глубина, все оттенки были слышны из динамиков акустических систем наравне с остальными инструментами. Но почему-то гитаристы, басисты, барабанщики и прочие фанаты своего дела тратят баснословные деньги на свои инструменты, а вот вокалисты чаще всего нет. Но ведь именно с микрофона и начинается электрическое путешествие человеческого голоса к электронным схемам усилителей, пультов и колонок. Так же как гитаристы с величайшей придирчивостью выбирают себе инструмент с неповторимым звуком, так и вокалист должен отнестись к выбору своего микрофона. Даже с большей ответственностью, поскольку микрофон напрямую сопрягается с человеком, он "одушевляется" им, как никакой другой прибор.
Наряду с вокальными, не стоит пренебрегать и инструментальными микрофонами, снимающими звук с "комбиков", акустических гитар, ударных, духовых, клавишных и других инструментов. От них также напрямую будет зависеть качество получаемого звука.

Выбирая микрофон по необходимым техническим характеристикам, необходимо помнить, что он должен иметь свой неповторимый звук, который способен воспроизвести все оттенки вашего голоса. Нужно слушать, сравнивать, выбирать. Часто для многих определяющим критерием является соотношение цена/качество. На сегодняшний день, к сожалению, на отечественном рынке немного фирм, поставляющих качественную и недорогую продукцию. Одним из ярких представителей является фирма "Electro-Voice". Микрофоны этой фирмы хорошо известны и надежно работают на концертных площадках, в студиях, театрах, конференц-залах, в телерадиовещании во многих странах мира. Что немаловажно, характеристики микрофонов "Electro-Voice" таковы, что способны передать все оттенки вашего голоса, сохранив при этом его индивидуальные тонкости. Стоимость микрофонов — от 50 до 400 у.е., так что каждый сможет себе выбрать подходящую модель. Итак, начнем…

Как выбрать?
Область применения микрофонов можно условно разделить на три сферы: студийная звукозапись, звукоусиление во всем его многообразии и радиотелевизионная практика. Все эти виды деятельности имеют свою специфику. Правильность выбора микрофона и эффективность его эксплуатации зависят от рода вашей деятельности, характера применения данного устройства, с одной стороны, и ряда психоакустических особенностей человеческого слуха и непосредственно микрофонов, с другой.

Любой из нас по опыту знает, что если в большой компании мы беседуем с кем-либо, то речь людей, находящихся всего в полуметре от нас, мы как бы не слышим, а воспринимаем как шум. В этом случае наше сознание не осуществляет вербальное распознавание слов, так как распознает речь только того, на кого направлено наше внимание (своего рода "отстройка от помех").
Не так с микрофоном. Он улавливает и передает дальше все звуки, которые может зарегистрировать. Более того, в отношении звукозаписи психологическая избирательность слуха не действует. Прослушав фонограмму, сделанную в многолюдном собрании, мы услышим лишь хаос голосов, из которых наш слух не сможет выбрать какой-то один.
Из этого психоакустического феномена и следует первое правило работы с микрофонами: в микрофон должны попадать только те звуки, которые нужны; всем остальным — объявляется война с применением самых разных способов, средств и устройств.

Из всего многообразия музыкальных инструментов микрофон — наиболее индивидуальный прибор. Отсюда и второе правило: не существует одного идеального микрофона, подходящего для всех источников звука и видов работы. Выбор микрофона для конкретного источника (голоса, инструмента, шума) и способа применения (запись, усиление) — дело опыта во всех смыслах этого слова.
Следует упомянуть еще об одном параметре, который не нормируется стандартами и часто вообще не упоминается в технической литературе — это зависимость спектрального состава звукового сигнала от расстояния до источника звука, называемая иногда "эффектом близости". Проще говоря, чем ближе голос к микрофону, тем больше низких частот присутствует в сигнале. Это может являться причиной появления нежелательных призвуков, бубнения, "взрывных" эффектов.
Выбирая микрофон для той или иной цели, необходимо также знать, что существуют два типа микрофонов: динамические и конденсаторные. Все прочие не находят применения в профессиональной практике. Устройство динамического микрофона аналогично устройству динамического громкоговорителя. В конденсаторном микрофоне звук воздействует на мембрану, являющуюся одной из обкладок конденсатора.
А теперь — о сферах применения микрофонов.

Концерты, репетиции
Многие из вас, скорее всего, сталкивались с проблемами, возникающими в тот момент, когда группе необходимо отработать вокальные партии. Репетиционные помещения в большинстве случаев очень маленькие с ужасной акустикой, к тому же под завязку набиты всевозможным оборудованием. Примерно то же возникает на концертах. В большинстве случаев сейчас используются системы контрольного озвучивания сцены, так называемая "мониторная подзвучка", а в больших залах также и "прострел" (примерно такие же акустические системы, которыми озвучивают зал, но повернутые из-за кулис вдоль сцены).

В таких условиях при повышении громкости микрофона возникает пронзительный свист и вой, т. н. акустическая обратная связь. Микрофон невозможно сделать громче, и в результате вокала не слышно. К тому же звук из рядом стоящих динамиков улавливается микрофоном, усиливается, получается "каша" (особенно в случаях, когда вокал мешается со звуком бас гитары).
Вступает в действие первое правило, и оно сразу диктует выбор типа направленности микрофонов. Это односторонненаправленные микрофоны: кардиоидные, супер- и гиперкардиоидные. Основное применение в звукоусилении находят динамические микрофоны — более универсальные, стойкие к перегрузкам и более дешевые.

Динамические микрофоны "Electro-Voice" здорово выполняют возлагаемые на них функции. Эти микрофоны обладают теплым, индивидуальным звуком, и в то же время при их использовании не возникает вышеописанных проблем.
Компанией "Electro-Voice" представлены следующие серии микрофонов, используемых в звукоусилении.

Отличительная особенность микрофонов "N/DYM"-серии — возможность работы на больших уровнях громкости в непосредственной близости от громкоговорителей без опасности возникновения акустической обратной связи. Точеный алюминиевый корпус и прочная сетка, разделенная резиновым кольцом, надежно защищают микрофон от повреждений. Все микрофоны имеют внутреннюю антивибрационную подвеску микрофонного капсюля. Каждый микрофон "Electro-Voice N/DYM"-серии тестируется, получает свой порядковый номер и индивидуальную карту амплитудно-частотной характеристики. Применение неодимовых магнитов позволило значительно увеличить чувствительность при исключительно низком значении коэффициента шума, а уменьшение размеров магнита не отразилось на его необходимых свойствах. Увеличение площади мембраны, воспринимающей звуковые колебания, позволило добиться равномерной частотной характеристики, уменьшить искажения — и в итоге получить теплый, прозрачный, открытый звук.
Серия N/DYM представлена моделями N/D367, N/D267, N/D868, N/D468, N/D967.

Новая бюджетная серия профессиональных микрофонов Co (Cobalt) предназначена для экономных клиентов, которые ценят высокое качество звучания микрофонов.
Серия выполнена в едином оригинальном "кобальтовом" дизайне. Неодимовые компоненты, разработанные инженерами EV, обеспечивают высокую чувствительность и высокий уровень звукового давления, что позволяет свести к минимуму вероятность появления акустической обратной связи. Ровная частотная характеристика, точно рассчитанный баланс низких и высоких частот позволяют наиболее точно передать звук, а кардиоидная диаграмма направленности позволяет избежать воспроизведения ненужных боковых шумов. Шумоподавляющий подвес капсуля минимизирует воспроизведение нежелательных механических звуков: шум от рук, удары, установка на штатив и прочее.

Серия Co представлена моделями Со4, Со5, Со7, Со9, Со11.

Студии, запись
В отличие от практики звукоусиления, студийная звукозапись в основном опирается на конденсаторные микрофоны, хотя для таких инструментов, как ударные, и в студиях применяются упоминавшиеся ранее специальные динамические. Техника расположения микрофонов и источников (вокал, инструменты) в студии более разнообразна. Дело в том, что (в отличие от концерта, где пространственные манипуляции исполнителя с микрофоном не дают никаких положительных результатов) в студии приближением-удалением, изменением угла оси микрофона можно добиться разных интересных эффектов.
Для большинства музыкальных инструментов пригодны те же микрофоны, что и для вокала. Многие так называемые "инструментальные" микрофоны, в свою очередь, отлично работают с вокалом. Правда, они обычно имеют несколько иной дизайн, так как не рассчитаны на то, что их будут держать в руках.

Например, один внешний вид микрофонов для басовых инструментов (контрабас, туба, тромбон, большой барабан и т.п.) сразу говорит об их предназначении. Для озвучивания ударных инструментов применяются специальные микрофоны, оснащенные креплениями. При этом характер звука будет зависеть не только от выбранных моделей микрофонов, но — и в большой степени — от расстояния до звучащей поверхности и угла наклона к ней. Варьируя эти параметры, можно добиваться того звучания, которое вам необходимо.

Для звукозаписи фирмой "Electro-Voice" разработана серия студийных конденсаторных микрофонов RE. Они разработаны для точной передачи тембров практически любых музыкальных инструментов и вокала, имеют ровную частотную характеристику на протяжении всего спектра частот покрываемого диапазона. Эти микрофоны широко используются на студиях, а также в концертной практике для подзвучивания.

Серия RE представлена моделями RE-20, RE27 N/D, RE200, RE2000, которые непосредственно используются в звукозаписи.

И в заключении
Вообще, количество методов использования микрофонов столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Но главный учитель здесь — практика и ее критическое осмысление


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета