Bez Bileta
Выбирая путь инди-группы...

"Диск не содержит игру "beZ bileta в космосе". Именно эта фраза значится на обложке их нового альбома. Компьютерная "развлекалка" там, и правда, отсутствует. А оно нам надо? Нет. Новые песни, бонус-треки, клипы... По-моему, вполне. И сами beZ bileta. В каждой своей работе. В каждом музыкальном звуке. В каждой секунде видеоряда. Поэтому... какой космос, господа?!? Музыка. Настоящая.Виталик Артист порассказал и порассуждал. Как новый альбом писался, и как наш бизнес (в частности, музыкальный) постепенно превращается в шоу. Только... не тех актеров.

– ...Если вдруг еще кто-нибудь из наших подъедет, ты у них тоже что-нибудь спроси. Ну... чтобы зря не катались... (Конечно-конечно. Это мы как только, так сразу. Никуда не денутся. – Прим. авт.)

– Вопрос сразу "в лоб". Почему дисков в магазинах нету? Альбом, вроде, вышел уже... около месяца назад, а сами пластинки можно найти, только побывав на сайте www.bezbileta.by.com... Или по телефону 8-029-769-62-07...
– Нас условия не устраивают. В прошлый раз, по выходу еще первого альбома, мы действовали по обычной схеме и в итоге остались должны приличную сумму. Хотя при этом было продано около пяти тысяч компактов. Так уж у нас складывается, что сама дистрибьюция стоит гораздо дороже музыки. Именно поэтому сейчас мы отказались от услуг рекорд-групп и магазинных продаж. Хоть это в некотором роде и затрудняет распространение новой музыки по земным просторам. Говорят, это коммерчески невыгодно. Я не спорю. Но мы решили рискнуть и сделать все по-своему, не так, как принято в белорусском варианте шоу-бизнеса, в этом закрытом мирке, где процветает бесправие музыкантов и искаженное понимание отношений "шоу" и "бизнеса".

– "Narisovana" – второй "безбилетный" альбом... Напомни, пожалуйста, с момента выпуска первого сколько времени прошло?
– Хм... сейчас... (задумался. – Прим. авт.)... если не ошибаюсь, три года. Не очень-то быстро. Но так есть.

– Это еще как сказать. Видели мы таких, которые и по семь лет пластинки делали... Бывает, и за полгодика штампуют... Кому как нравится. Эт-то ж дело такое – интимное. Но как тебе лично кажется, три года – срок не затянутый?
– С коммерческой точки зрения, может быть. Но я думаю, три года – это то, что было нужно именно нам. Нужно, чтобы сделать что-то качественное и в высшей степени интересное. Интересное не только людям, которые впервые будут слушать композиции, но и нам самим, родившим эти песни. Хотелось создать что-нибудь, что можно было бы с таким же желанием ставить в проигрыватель хотя бы через год. Подобные вещи просто не могут быть написаны в спешке. Нужно много работать. Много думать. Собирать по крупинке. Пересматривать. Откладывать. Снова собирать...

– И добились, чего хотели?
– Почти на сто процентов. Мы действительно очень много работали. Нам все не нравилось. Первый вариант альбома был записан к январю 2004 года, зимой мы получили на руки долгожданный материал, сильно "испорченный" сведением некоторых довольно раскрученных персонажей минской звукорежиссуры. Послушали. И поняли: надо переделывать в одном, в другом, в третьем... В конце концов, переписали и переделали абсолютно все. Чтобы добиться интересного нам результата. Нам много-много раз говорили: "Успокойтесь, ТУТ лучшего качества не добьешься. Если хочешь хорошего звучания пластинки, езжай в Лондон или Нью-Йорк, на худой конец в Польшу, где тебе на уровне запишут альбом. Но сначала все продай, потому что это очень дорого. Или оставайся здесь и не надейся, что твои песни будут звучать на радио, потому что местное качество никогда не устраивает радиостанции, и в лучшем случае они крутят песни белорусских команд по ночам". А мы все равно заморочились и в итоге получили классный саунд, которого добивались, нашли собственное звучание beZ bileta и на своем примере доказали, что все возможно и здесь. Хоть это тоже дорогое удовольствие. Мой совет музыкантам – будьте смелее, пробуйте делать себя сами, не слушайте, как обламывают вас те, кто все время только точит лясы. И вешает вам лапшу. И сбивает с толку словами типа "формат, транкейт, конъюнктурное продюсирование" и т.д.

– Мое личное мнение: альбом представляется весьма цельным. Как что-то одно. Или единое. Песни специально подбирались в соответствующем духе?
– Кстати, к вопросу о песнях. Нас часто спрашивают, почему мы не поместили на пластинку все новые композиции, которые исполняем на концертах. И почему мы вообще не записали на диск все, что у нас есть. Отвечаю публично: потому что так и должно быть. Песни отбирались очень тщательно. Первым критерием была родственность настроения. Вторым – нравится нам та или иная композиция или нет. Самое интересное, что некоторых треков вообще сначала на этом диске не планировалось. Потому что я не хотел. Они довольно личные, не для широкой аудитории. Но Таня Кушнер, послушав, настояла на их присутствии на пластинке. Оказалось, что в контексте альбома они звучат прекрасно и (вот этого я никак не мог ожидать) именно они больше всего и нравятся людям. Благодаря всему этому мы и получили "Narisovana". Как мне кажется, диск слушается на одном дыхании. В принципе, это и было нашей целью. Не говоря уже о качестве. В отношении него мы тоже практически удовлетворены. Как дополнительное удовольствие мы включили в диск еще и минус-версии песен "Лодочки" и "Нарисована", чтобы слушатели сами могли петь с beZ bileta.

– "Narisovana" делался уже абсолютно новым составом. Естественно, это отразилось на музыке. Как именно и насколько сильно?
– Если помните, первый альбом условно делился на две части: фольклорную и... "песни Виталика". Так вот, тот состав... Он был отличный. Но с ним было здорово играть именно фолк. А с новым прекрасно исполнять свои вещи. Так получилось, что делать свою музыку мне интереснее, нежели заниматься обработкой народных песен. Есть другие коллективы, которые это делают просто великолепно. ТРОИЦА, например. Теперь состав BZB – это Денис Стурченко (бас), Денис Шуров (перкуссия и ударные), Аня Харченко (виолончель), Виталик Артист (музыка, тексты, голос, саунд-продюсирование). С нами в команде вместе работают Денис Волков (художник-мультипликатор) и Таня Кушнер (вокал, видеоклипы, аранжировка).

– Я слышала, первоначально в записи альбома принимали активное участие многие... сессионные музыканты. А на обложке отмечен только Валерий Башков. Почему именно он и куда все остальное делось?
– Поскольку мы полностью переписали альбом и от всего, сыгранного сессионными музыкантами, пришлось отказаться, их имен вы не найдете на обложке диска. Лишь в одной песне сохранилась партия, которую исполнил Валера Башков. Но нет худа без добра. В переписанном альбоме нам удалось использовать новые технологии, которыми мы еще не владели в первом варианте диска. К примеру, некоторых сессионных музыкантов чудесным образом заменил я…

– На диске есть еще четыре клипа...
– О, клипы! Это та вещь, о которой действительно нельзя не поговорить. Дело в том, что к нашим клипам мы тоже относимся в первую очередь как к произведениям искусства, а потом уже как к средству, помогающему рекламировать музыку. В альбом мы включили четыре клипа, режиссером которых была Таня Кушнер. Это клип на песню "Лодочки", известный по телевизионным ротациям, который принес нам некоторую известность и множество новых слушателей, видео на песню "Narisovana", которое отказывались крутить в силу его непохожести на привычную картину видеоклипов. "Шла дальше" – наш второй мультик, который Таня Кушнер делала вместе с Денисом Волковым. В начале ноября английская версия клипа "Went Further" участвовала в крупном международном анимационном фестивале "HAFF" в Нидерландах, в номинации "Лучшее музыкальное видео". Хотя победили голландцы, мы единственные представляли Беларусь в конкурсе с такими странами, как США, Канада, Франция, Германия, Англия. Мы намереваемся представить этот клип также на других крупных фестивалях.
А четвертый клип на диске – это самая новая работа Тани Кушнер на песню "Смотреть вверх". Мы не планируем отдавать его на телевидение, думаю, этот клип может стать любимым у тех, кто смотрит не только под ноги.
Видел как-то в Интернете рекламу: продается пластинка
с автографами музыкантов, стоимость – двадцать пять тысяч рублей. Точно такой же диск без автографа стоит восемь… Понимаете, черкнуть на листе какую-нибудь закорючку – это дело пяти секунд. А над клипами Таня работала два года. Мы бы дописали еще видеоматериалы, которыми располагаем, но... кончилось место на диске (улыбается. – Прим. авт.)...
Кое-кто пытался упрекнуть нас в том, что, по сравнению
с дисками многих других белорусских исполнителей, цена на наш альбом несколько завышена. Сами видите, с учетом вышеперечисленного, справедливо, что "Narisovana" стоит всего 10990 руб. А автографы мы даем бесплатно…

– Традиционный вопрос, касающийся пластинки. Презентация будет?
– Мы бы хотели организовать нормальный концерт.
В Минске мы больше года не показывались с выступлениями вообще. Играли в Бресте, Барановичах, Витебске... Здесь все сложнее. Сама система устроена так, что как минимум нужно быть готовым самому заплатить за такое удовольствие, как сольный концерт. В сборных выступлениях мы не принимаем участия, так как там нет хорошего звука и никаких гонораров. Последние несколько предложений, которые нам делали в Минске, проходили обычно по следующему сценарию. Мы говорим: "Нам нужно минимальное – чтобы был нормальный аппарат и, поскольку вы жалуетесь на отсутствие средств, самый минимальный гонорар". Приходим, смотрим, а там сидят товарищи, которые уверены, что электрогитара – это та, которую в розетку втыкают!...

– Можно назвать это.... своего рода "репрессиями", "методологической борьбой" с коллективом?
– Не думаю. Проект beZ bileta всегда старался быть независимым. Он никого и никогда не касался: ни правых, ни левых, ни зеленых, ни голубых... выбирая путь инди-группы, мы отдаем себе отчет в том, что и без того немногочисленные двери, открытые для музыкантов в Беларуси, для нас торжественно закрываются. Зато мы делаем, что хотим.

– Проект несет в себе какую-то идею? Вот за то время, что он существует, тебе не доводилось ее формулировать?
– Безусловно, идея есть. Но мы не пишем ее на транспарантах. Все и так видно со стороны. Знаю точно, что блеск разных шоу-бизнесов не поработил наш мозг, а жажда мнимой наживы не застила нам глаза... Мы делаем музыку, которая нравится нам и живет в нас же... может, сменим тему?

– ...Не возражаю. Думаю, нужно слегка разрядить атмосферу. Например, так: читателям будет интересно узнать про какие-нибудь курьезные случаи из вашей жизни…
– Они возникают в основном потому, что многие не готовы адекватно воспринимать нашу позицию. И в последнее время они не очень-то смешные. Вот звонит однажды девушка с телевизионного канала и говорит: "Нужно, чтобы вы поучаствовали в съемках передачи". Не вопрос, поучаствуем. Но только можно мы принесем с собой диск, разыграем его и покажем клип? "Нет. Это реклама! Вы лучше возьмите с собой свой рюкзак. Положите в него что-нибудь. Это потом надо будет достать перед камерами" Хорошо. Но условия должны быть взаимовыгодными. Обеспечьте нам хотя бы минимальную рекламу. "Если вы откажетесь сейчас, то больше вообще тут не появитесь". В шутку, но серьезным тоном говорю, что неплохо было бы какой-нибудь договорчик составить о гонораре... И тут я узнаю... что группа beZ bileta – такие наглецы!!! На памяти телевизионной девушки был только один подобный случай – с народным артистом СССР Валентином Елизарьевым.
Была еще похожая ситуация. Тоже звонили с телевидения. Приглашали играть на вечере... памяти Александра Тихоновича. Я думаю, что случилось? Ведь еще пару дней назад я видел его, это сердце еще вчера билось на благо нашей родины... Оказалось, все
в порядке. А почему вечер памяти? Не знаю. Может, памяти юности Александра Тихоновича. Или детства. Там надо было "клоунадить" под "фанеру".
К тому же мы нетренированные и у нас это плохо получается. Постоянно не попадаешь... Однажды наш басист так старался и так переволновался, что порвал самую толстую струну на инструменте. Как ее можно было порвать вообще?! Самую толстую! Мы и на сей раз спросили про гонорар. Нас сразу же обвинили в наглости и бесчеловечности и сказали, что, кроме нас, их так же неприятно поразил Солодуха. Про него-то думали, что он нормальный, а он... Да подобных случаев навалом.

– Чем еще вы занимаетесь? Не только ведь с телевизионными девушками беседы целыми днями ведете... Вот в свободное от этого весьма занимательного (смею полагать) занятия время чему себя отдаете?
– Мы, конечно, могли бы сказать, что увлечены дайвингом или бэйс-джампингом, но на деле мы очень любим сотрудничать с кино. После съемок в рекламе "Снекер рэдиш", мы отметились появлением в нескольких кинокартинах, участвовали в создании саундтреков к некоторым другим новым фильмам, писали музыку к рекламе… находим это занятие чрезвычайно увлекательным и думаем, что на этом наше сотрудничество с кино- и видеоиндустрией не закончится, а наоборот разовьется во что-то большее.

– Какие-то планы есть? Хотя бы до Нового года.
– Будет у нас несколько выступлений. Если кто-то захочет помочь организовать концерт beZ bileta в любом городе, на нас легко можно выйти через сайт. Там есть все контакты. В планах также расширение географии наших выступлений и распространения дисков, но об этом я пока ничего больше рассказать не могу. Почему мы должны куда-то ехать? Потому что, во-первых, это интересно, а во-вторых, музыкантов здесь считают психами и тунеядцами, и в основном морят их голодом, чтобы образумить. Если наши музыканты перестанут работать на заводах, в магазинах или даже в компьютерных фирмах, они умрут через пять дней. Может быть, шесть. Отдельные, самые упитанные, протянут дней семь или восемь. По-моему, именно столько может выжить человек без еды... Вот поэтому творят и пашут. Пашут и творят.
Вот я лично предлагаю всем музыкантам не выступать постоянно бесплатно и не кормить дармоедов, которые используют их желание быть востребованными. Мы вполне можем построить цивилизованный шоу-бизнес, если будем сопротивляться, когда к нам относятся без должного уважения. Я давно об этом подумал. Можете считать, это мой манифест.

Конечно. Можем построить. Даже светлое будущее. Поэтому – что нам какой-то там шоу-бизнес! Его отгрохать – как два пальца... Раз – и готово! Вот только надо всю силу своей волюшки (если ее еще система полностью не съела)
в кулачок собрать и ка-а-ак дернуть. И нате вам олимпийский рекорд! А если серьезно... Дерзайте, музыканты. Давно пора.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета