Ulis
корабль, плывущий на поиски...

ULIS… Не просто группа. Символ. Белорусского рока. Тех лет. И этих. Кто-то не согласен? Ваше право. Но романтика жизни и воображения… реальности и чувства… Поиск себя и исследование… обязательно "сАмо". Как-то все абстрактно. Ну и пусть. Главное, чтобы не чересчур…
ULIS… Нечто само собой разумеющееся. Кажется, его существование так же закономерно, как … восход солнца, осенний дождь и утренняя сигарета… Он есть. Не быть просто не может. Он стал частью. Вчерашнего дня. Сегодняшнего. И частью завтрашнего тоже станет. Обязательно.
ULIS… И Вячеслав Корень, рассказывающий о том, как БЫЛО и ЕСТЬ, чего нужно ожидать, а о чем можно вспомнить…
— ULIS исполняется… 15 лет. Солидный возраст.
— На самом деле цифра довольно относительная. Вполне возможно, что и больше. Просто именно 15 лет мы не праздновали и под этой эгидой решили сейчас сделать концерт.

— И все же, это много или… нормально?
— Это достойно, я так считаю. В основном белорусские команды существуют лет пять. После этого у них начинается период если не распада, то полураспада точно. Так случилось и с БОНДОЙ, и со старым ULIS… Мы же опровергли сию традицию в первую очередь для себя. Потому что новый ULIS, без старого состава, существует уже десять лет. Кстати, концерт — неплохой повод для тех, кто ностальгирует по "той" команде, посмотреть, на что способен сегодняшний коллектив.

— Да, концерт… Иван Иванович Кирчук сказал, что это ваша идея была устроить "двойное" выступление.
— Действительно. Я искал музыкантов, а именно группу, с которой можно было бы в этом смысле посотрудничать. В нашей ситуации ведь большой сольный концерт делать невыгодно. При этом еще хотелось привлечь публику, которая пришла бы на другую команду. А тех, кто явился на ULIS — заинтересовать вторым коллективом. Нужны были люди, творчество которых было бы похоже на наше по содержанию и философии. Мы не нашли никого, кто бы так серьезно относился к своему делу, как ТРОИЦА. У нас с ними похожие концепции отношения к работе.

— Насколько мне известно, это будет… просто выступление двух команд. Совместные номера исключаются и т.п….
— Концерт будет представлять собой два отделения, между которыми мы сделаем антракт минут на двадцать или тридцать. В это время должен работать буфет. Он обычно всегда работает… Дело в том, что мы избегаем таких понятий, как "разогревающий коллектив" и "хэдлайнер". Выступают ДВА серьезных коллектива. Каждый из них может быть хэдлайнером в любом концерте. Именно поэтому мы делаем два отделения… Как два разных концерта… А довольно продолжительный перерыв нужен, чтобы сделать нормальную отстройку второй группе.

— У некоторых слушателей как ULIS, так и ТРОИЦЫ решение о совместном концерте вызвало, может, и не удивление, но легкое недоумение. Что вы на это скажете?
— Некоторые действительно не понимают, что может быть общего между ТРОИЦЕЙ и ULIS. В подобном случае необходимо уяснить следующую вещь: любая музыка, которая делается людьми… Людьми, которые верят в это и хотят заниматься этим серьезно… Такая музыка в любом случае стоит ногами на аутентичной мелодии. Точнее, на древней аутентике. Это у всех нас в крови и никуда, простите, от этого не денешься. Так, например, когда мы записывали "Краіну доўгай белай хмары", мы приглашали Татьяну Мархель. Она исполняла народные песни на белорусском языке, которые плавно выливались в нашу музыку. В данной ситуации изюминка ТРОИЦЫ в том, что это скорее фолк в чистом виде. В то время как ULIS — современный, так сказать, фолк.

— Мы вот упоминали о "старом" ULIS… Он чем-то от нынешнего отличается? Если да, то как сильно? И вообще, уместно ли в данном случае сравнение этих… гм… двух коллективов?
— Если касаться конкретно внутреннего содержания… "Старый" и "новый" ULIS, коли и не совсем идентичны, то весьма похожи. Дело в том, что когда сформировался новый состав, он стал дальше развивать идею и, естественно, само внутреннее содержание прежнего коллектива. А именно: внутренний поиск и путешествие. Не зря астрологи утверждают, что как назовешь "корабль", так он и "поплывет". То есть имя… оно, как ни крути, предполагает собой дальнейшую судьбу. В нашем случае тот внутренний поиск, про который только что говорили, стал настоящим смыслом жизни. Особенно для меня… Нет, конечно, нельзя сказать, что ULIS "старый" и ULIS "новый" — абсолютно идентичны. Хотя бы потому, что там разные составы. В конечном итоге, получается, что единственное отличие — это подход к форме. Еще раз замечу: не к содержанию, не к философии, а к форме… Понимаете, другие музыканты, которые, естественно, по-другому играют. И, следовательно, по-другому чувствуют инструмент и мелодию. Больше отличий нет.

— А за всю историю группы… За те 15 лет, которые полноправно можно уже записать на свой счет, сколько пластинок (дисков, да, наверное, любых аудионосителей) свет увидели? Нет, здесь лучше как-то иначе сформулировать. Вот. ULIS в старом составе и в новом, по отдельности… У кого дискография (если подобное слово реально употреблять в нашей стране) длиннее?
— Вас интересует наличие альбомов как таковых или же программ? Если говорить о последних, то за всю историю ULIS их было сделано и выпущено девять штук. Теперь можно, наверное, и конкретизировать. Это относительно именно альбомов. "Старый" ULIS за 89-90-е годы выпустил два виниловых диска. "Чужаніца" и "Краіна доўгай белай хмары". Для тех, кто не помнит либо вообще не в курсе, уточняю. Это сегодня буквально каждый может пойти и заказать себе пластинку. Были бы деньги. Да, в принципе, и тираж даже можно контролировать. А в то время для этого нужен был специальный заказ. Как я понимаю, "сверху". По тем временам наличие винилового диска считалось просто супер. Этим могли похвастаться считанные люди. Например, ПЕСНЯРЫ.

— А "новый" ULIS? Удалось "переплюнуть" госзаказ?
— Опять же о программах. На кассетах вышли все. Хотели очень выпустить "Танцы на даху". Но… не сложилось. А на дисках вышли "Падарожжа" и "Краіна доўгай белай хмары". Да, надо уточнить, что "на совести" прежнего ULIS всего три выпущенных программы. Тогда, соответственно, теперешний имеет шесть. А всего их, как я уже упоминал, девять.

— От ULIS вообще скоро можно будет ожидать нового альбома? Или программы? Или и того, и другого?
— На счет чего-то именно НОВОГО сказать пока сложно. На сегодня запланировано переиздание в компакт-варианте первых двух пластинок. Это "Чужаніца" и "Краіна доўгай белай хмары". И... наконец-то!.. издание "Танцау на даху". Уже можно говорить о чем-то конкретном. Потому что матрицы отданы. Мастеринг сделан. Кроме музыкальных треков там еще будет видео. Причем видео именно тех годов. Чтобы люди могли посмотреть, как все это делалось в действительности. Ну, и неизданный материал, конечно.

— Я бы снова слегка затронула концерт 13-го ноября. Сам по себе, если отбросить, что он в определенной степени юбилейный… Насколько он важен для вас?
— Если вы имеете в виду саму периодичность выступлений, то… В Минске мы не играли… Точнее, не давали большого концерта довольно давно. Хотя мы стараемся где-то раз в год обязательно устраивать нечто подобное. Конечно, участвуем еще в сборных выступлениях. Вот в последний раз на "Басовище" играли. Впереди еще "Бардовская осень". Там мы представим акустическую программу. Ну, а потом то, с чего мы с вами начинали, — концерт с ТРОИЦЕЙ. Нет, безусловно, он имеет значение. И немаленькое.

— Прошу меня простить, что затрагиваю тему, может, уже не совсем актуальную и уж точно всем порядком поднадоевшую. Но все же. События 21-го июля… Они на ULIS никак не отразились? Хоть сама группа, как таковая, там "замечена" не была, но все может быть…
— Те команды, которые после этих событий запретили… Нет, я буду говорить, ЯКОБЫ запрещенные коллективы. Потому что я лично не видел никаких документов, подтверждающих "черный список". Вполне возможно, что их и нет вовсе… Так вот. В отличие от этих групп ULIS "якобы запретили" еще в году 95-ом. Это если говорить о невозможности прокрутить песни на радиостанциях. Именно с этого времени ULIS из приемников не звучит. Если же затрагивать внимание или невнимание СМИ к команде — мы по непонятной причине практически игнорируемся "четвертой властью"… с 93-го года. Журналисты нас буквально за сто метров обходят. Почему так происходит, не знаю. Поэтому и утверждать здесь что-то не берусь.

— Да уж. Обидно. Обидно и непонятно. А от этого еще обиднее. На ваш взгляд, чья здесь вина? Или же просто "так сложилось"?
— Сейчас, да и вообще, нет смысла никого винить. Оно так само собой получилось. Где-то что-то когда-то упущено, недосмотрено, и… вот результат. Единственное, о чем хочу напомнить: культурная жизнь и молодежная культура как явление — целиком в руках публики. Музыканты, в том числе и совсем начинающие, делают все, что в из силах. Им необходима поддержка. Нет слушателя — не к чему стремиться. Вернее, не для кого. Поэтому очень хочется, чтобы люди больше ходили на концерты белорусских музыкантов. Это ведь СВОЕ. А без публики погибнут и сами музыканты, и их дело — МУЗЫКА…
Не поймите меня неправильно, но хочу обратиться к белорусским журналистам. Без имен. Они ведь у нас такие ранимые… Ребята, во-первых, надо спокойнее относится к критике. И все сразу будет отлично. Во-вторых, пожалуйста, обратите внимание на то, что вы пишете непосредственно про белорусских музыкантов и всех тех людей, которые, выбиваясь из последних сил, часто в ущерб себе, но все-таки делают ЧТО-ТО. Попытайтесь как-то им помочь, опять же поддержать. А то вместо этого вы к ним относитесь… почти свысока. Даже пренебрежительно. Это никуда не годится. Вспомните о том, что в действительности белорусские рок-музыканты беззащитны. У них нет ни юридической поддержки, ни какой-либо еще. Ими никто не занимается. Они почти никому не нужны. То есть фактически они не существуют… Те же российские звезды за какой-нибудь "острый" материал могут и в суд подать. А наши… Некрасиво, друзья, лежачего бить. Некрасиво.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета