Подайте нищему на Stratocaster
Подайте нищему на Stratocaster

Если рокер протянет ноги,
Если руки протянет тоже,
Этот рокер умрет со скуки,
Потому, что играть не сможет.


На самом деле, даже и не Stratocaster нужен нашему музыкальному брату. Тем, кто потяжелее и прихардкористее — Gibson Les Paul (или S.G.) и усилитель Mesa/Boogie, кто побыстрее и пометаличнее — Ibanez или Jacson и усилитель Marshall JCM. И желательно, чтоб из Америки да из Японии.
Ну что, господа музыканты, свиснем далекой Америке — подайте, мол, братам белорусам! Что ж, не слабо и свиснуть. Свись! И что наблюдаем? Да все то же. Гитары Flight и Stagg, процессоры Zoom — в общем, фигня какая-то. И не спрашивайте, почему белорусские группы звучат не по-европейски. Впрочем, спросите — отвечу. Школа игры в Беларуси отнюдь не европейская (а то и отсутствует вообще эта школа). Руки, которые зачастую не оттуда растут (хотя, это явление интернациональное, просто у продвинутых западных групп, на которые ориентируются "наши", они растут откуда надо; немало белорусских музыкантов этим качеством тоже обладает, но многие из них уже не в Беларуси (то ли еще будет ой-ей-ей)). Еще — неграмотность аранжировок. И, конечно, материальная сторона, а это: качественные инструменты/собственные гитарные и басовые усилители или комбики/отсутствие проблем с репетиционной базой/наличие времени и денег у членов группы/беспроблемный Internet/деньги на студийную звукозапись и (хотя бы минимальный) промоушн.

Как сказал классик советской политики: "Я понимаю вашу реакцию". Дескать, эти прописные истины и так понятны. А где денег взять?!! Что сказать-то? Как выходец из страны Советов могу только советами забашлять.
Это что-то вроде задачки для бедных музыкантов, которые сидят себе и думают, "что бы такого сделать (плохого)"?
Предположим, вы музыкант из города N и ваша группа играет грандж, брит-поп, панк, ню металл, рэп, хардкор, другое — нужное подчеркнуть.

В большинстве городов N можно наблюдать несколько разграниченных слоев публики:
— наиболее многочисленный слой — "овечки на поводу у российских СМИ". Ходят на концерты "Фабрики …езд", Крутого или Моисеева и иже с ними. На рок-концерты не ходят, т.к. "люди приличные". Исключения: 1) рок-фанаты ходят на БИ-2, Земфиру, ДДТ и т.п. 2) часть "овечек" ходит на концерты белорусских исполнителей, если они проходят в приличных залах и помпезно разрекламированы. "Овечки" — держатели большей части потенциальных доходов музыкантов. Доступ к этой аудитории возможен только через российские СМИ (в меньшей степени — через белорусские).
— "толстосумы" или "бандюки" — немногочисленны, но весьма платежеспособны. Музыкант, однако, общаясь с этой аудиторией, может оказаться в незавидном положении, т.к. эти не откажут себе в удовольствии показать, кто здесь хозяин. Хотя, в другом случае все может пройти очень мило — зависит от человека, а не от финансов. Выход на эту аудиторию опять-таки через СМИ, и (что важно) через общих знакомых-протеже.
— рэп-аудитория — средней численности изолированная тусовка молодых людей. Довольно перспективна в финансовом отношении, т.к. часть рэп-аудитории — дети "финансово одаренных" родителей.
— аудитория DJ — больше по численности и более открытая, нежели рэп-аудитория (хотя они и пересекаются). Полистилистична — от hip-hop до industrial. Весьма разношерстна как в интеллектуальном, так и в финансовом отношении. Эта дифференциация хорошо заметна, если сравнить контингент разных по элитности клубов. Как рэп-, так и DJ-тусовки привлекают больший процент молодежи в крупных городах.
— рок-аудитория — закрытая и немногочисленная фракция. В процентном отношении значительно больше в крупных городах. В провинции практически отсутствует. В основной массе довольно интеллектуальна и довольно малообеспечена. Средняя обеспеченность рок-фаната в Минске заметно выше, чем в областных центрах. Внутри рок-тусовки существует разделение на "металическую" и "неметалическую". Причем в Беларуси, в отличие от России, "металическая" аудитория более "продвинута", чем "неметалическая". В основной массе "металеры" — студенты престижных ВУЗов.

Никого не забыли? Ах да, бардов забыли. Ну, извините, я об "электрической" музыке.

А теперь задачка для бедного музыканта:
1. Оцените, на какую аудиторию вы можете рассчитывать.
2. Оцените средний доход члена аудитории.
3. Прикиньте, какая сумма останется после вычета расходов на пиво, сигареты (или "экстези" — зависит от тусовки), у девиц добавьте в расходы шмотки и косметику.
4. Оцените численность аудитории в городе, где вы играете.
5. Помножьте на сумму, получившуюся в пункте 3.
6. Поделите на количество концертов в вашем городе за месяц для той аудитории, на которую вы рассчитываете.
7. Поделите на среднее количество групп в концерте.
8. Поделите на число членов вашей группы.

Ну что, хватает вам на Fender Stratocaster? Хорошо, если да. А если нет? Тогда, как сказал еще один классик: "Придется переквалифицироваться в управдомы". Суть очень проста: если не получается зарабатывать деньги музыкой, надо зарабатывать их на стороне, а в музыку вкладывать. С этим связаны две проблемы: 1) как найти хорошо оплачиваемую работу; 2) как найти время заниматься и тем, и другим.

Ряд музыкантов, несмотря на эти проблемы, выбирает именно такой вид существования. Сферы зарабатывания денег, по моим наблюдениям, таковы:
1) строительство/евроремонт;
2) компьютеры/оргтехника;
3) программирование;
4) работа в высокобюджетных областях, как то: ЖД, банки, мобильная связь;
5) таможня/милиция.

Еще раз напомню, что это не теоретизирование, а результат наблюдений за белорусскими музыкантами.
Некоторые выбирают род "музыкальной проституции", обслуживая развлечения "толстосумов" или "бандюков". Отмечу, однако, что для людей с ярко выраженным чувством собственного достоинства этот вариант не подходит.

Другой род скрытой проституции заключается в следующем: выбирается высокобюджетная отрасль и предлагается "музыкальное сопровождение". Например: напишите песню о хоккее или футболе — успех обеспечен. Попробуйте написать гимн Белорусской железной дороги — он еще не написан. Или гимн "Беларусбанка", или таможни, или милиции, а лучше — гимн мэрии. Продолжать не буду. Как сказал еще один классик: "Sapienti sat", что в переводе означает: "Кто в лес, кто по дрова".
Если вы делаете упор на контакты с Западом — впору подаваться в баптисты. В этом случае плата за возможность заниматься музыкой — соблюдение канонов протестантского вероисповедания.
Есть еще одна возможность: если вы действительно профессионал, у вас хороший инструмент, вы играете с листа — можно записать несколько фрагментов демо (даже дома на компьютере) и поискать в Net-е координаты московских студий звукозаписи и директоров "звездных" исполнителей (Лозу и Антонова не рекомендую, хотя и тот, и другой — хозяева "мажорных" студий). Так вот немало белорусов зарабатывают на записях московской попсы.

Еще вариант — сделать уличный "бэнд". Наиболее приемлемые для этого города (из тех, что поближе) — Варшава, Краков, Киев; несколько сложнее — Москва, Питер, Львов — правда, по разным причинам. Говорят, хорошо в Словакии и Швеции, но подтвердить не могу, не был. В целом, занятие опять-таки на любителя. "Домашним философам" не подойдет — тут нужен какой-то элемент цыганщины, авантюризма и, конечно, везение.

Последнего и хочется всем вам пожелать, господа музыканты. А то, знаете ли, заниматься музыкой (особенно рок-музыкой) в Беларуси — дело неблагодарное. Куда как проще зарабатывать, стоя с полосатой палочкой, например, на трассе Брест-Москва или на улице Ленина, благо таковая в любом городе есть. Так что хоть как-то да обнадеживает, что помимо полосатых палочек, есть спрос на неполосатые — барабанные, да и струны распродаются неплохо.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета