Блюз Жив
или Дюжина ножей в спину рок-н-ролла

На репетиционной точке группы САДЪ — вырезка газетного заголовка "Блюз жив". Ниже от руки дописано: "Но уже воняет".
В интервью, которые время от времени мне доводилось давать, меня нередко (хотя в последнее время реже) спрашивали: "Какого Вы (ты) мнения о белорусском шоу-бизнесе?" Мне приходилось делать большие глаза (хотя размер глаз по радио не передают) и спрашивать в ответ: "А где Вы его в Беларуси наблюдаете?" Этот материал — отчасти наблюдение, отчасти анализ. "Так Вы аналитик?" — спросите вы. Да, я аналитик. Всегда наливают.

Что можно сказать о белорусском рок-н-ролле? "Бедолажка. Угораздило же тебя…"
Ситуация несколько разнится в зависимости от того, откуда территориально на нее смотреть. Так, например, Анатолий Мартинович (ex-PAN-RECORDS) или Виталий Супрaнович ("Беларуская музычная альтэрнатыва") вряд ли поймут одинокого панка из деревни Ковердяки, который съездил в райцентр, продал педаль, купил травы, забивает, сидя на каком-нибудь пригорке, и ругает на чем свет стоит тяжелую свою судьбу, и вообще, почему он, бедолага, в Ковердяках, а не в Амстердаме, а то тут, блин, никто не знает ни N.R.M., ни КОРОЛЯ И ШУТА, а из всех теликов — одна "Фабрика звезд", туда ее и растуда, вместе со всем ОРТ…

Ретроспективно наблюдать ситуацию стоит с далекого 1994-го. Так, для сложившейся государственной политики рок-н-ролла как явления не существует вообще, а шоу-бизнес сводится к Финбергу с дудками, Афанасьевой с Дорофеевой и иже с ними. Результаты очевидны: достаточно включить радиоточку, телевизор "Першы нацыянальны" или почитать "Беларусь сегодня".
Что же до рок-н-ролла — процитирую, простите за нескромность, сам себя: "Машина государственной политики проехалась по рок-н-роллу, как каток по мухе, причем водитель так ничего и не заметил".

Одно из наблюдаемых вследствие явлений — катастрофическое снижение социального статуса рок-музыканта (при том, что российские рок-музыканты, благодаря московскому пиару, сохраняют для белорусского обывателя статус идола). Минские "рокеры" (еще) ходят гордо, часто "со стильными хаерами", и весьма собой довольны ("зорная хвароба дзесцi побач"), хотя в целом понимают, что поводов для гордости не особенно-то и много.
У провинциальных музыкантов "гордо" получается с трудом. Отношение примерно такое: "А ты, дурак, все на гитаре бреньчишь? Ха-ха два раза. Вот Вовка мобильники продает, а Сашка на таможню устроился — живут как люди, а ты все в грязных джинсах, тьфу, смотреть противно!"

Так-то, господа минчане. А каково рок-музыкантам в городе, например, Березе или Столине, где вообще мало кто понимает, зачем они это делают. Сочувствия не вызывает? Не вызывает (гл. "зорная хвароба побач").

И если в 88-м кто-то выходил на улицу с электрогитарой, комбиком и педалью, и "от улыбок девушек вся улица светла", то нонче этот эффект достигается при помощи туго набитого (зеленью) кошелька. Гитара у "солидного человека" вызывает в лучшем случае недоумение.
Рок-музыкант в Беларуси (за некоторым небольшим исключением) чувствует себя как глубоководная рыба, которую пинками (не путать с "флойдами!") заталкивают в какую-то Марианскую впадину, где ее, того и гляди, раздавит. Поэтому "Великая белорусско-рок-н-ролльная мечта" — вильнуть на сторону.

Польские, германские или московские клубы и концертные площадки снятся белорусским рок-н-ролльщикам в сладких снах.
А поутру? А поутру — похмелье, брюзжащие родители и т.д.

Поэтому на вопрос "есть ли свет в конце тоннеля" можно с уверенностью ответить: "В Беларуси не просматривается. Попробуйте посмотреть на Запад или на Восток — кому как больше нравится. Может, оттуда и засветит".
При всем том стоит отметить достаточно приличный технический уровень белорусских музыкантов (со стилистикой хуже) — как следствие, немало белорусов неплохо чувствуют себя, занимаясь музыкой в Москве или делая вылазки в Польшу, в Германию, а то и в Голландию. Посему закончу более или менее оптимистично: дескать, делайте, коллеги, репетируйте, не гнушайтесь Интернетом — и что-нибудь у вас получится.

А то под лежащий камень — и далее по тексту.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета