Mojo Blues «Судьбе наперекор...»

— Илья, это третий альбом MOJO BLUES, но первый, записанный, так сказать, в обновленном составе. Приход Юли многое изменил?
— Если говорить конкретно о концепции музыки, то она осталась прежней. То есть стилистику мы не трогали. Поменялись только блюз-стандарты. Они стали "женскими". По традиции, кроме своих песен, в альбом мы включаем несколько каверов. Если раньше это был, например, переигранный Джими Хендрикс, то сегодня это, допустим, Коко Тейлор. Хотя кавер-версия на песню Джими Хендрикса "Red House", тоже есть на диске. В исполнении Юли она звучит очень своеобразно. Такая интересная находка.
— Насколько я знаю, на данный момент текстами полностью занимается Юля…
— Да. Мы считаем, что в этом смысле нам невероятно повезло. После отъезда в Америку Алексея Козловского появилась одна большая сложность: необходим был басист и вокалист, способный еще и писать тексты на английском языке. В нашей стране такое практически невозможно. Конечно, мы пробовали писать что-то сами. Так, например, один текст сделал Олег Винокуров напополам со мной… Но в 2003-м году к нам примкнула Юля и… закрыла "текстовую" проблему.
— Как называется пластинка?
— Первоначально на обложке планировалось написать "Stupid Things". Альбом назывался бы по одному из треков. Но позже нам показалось, что это словосочетание не отражает ни настроения диска, ни нашего собственного. В результате мы дали ему другое имя — "Against The Destiny", что в переводе значит "судьбе наперекор".
Два первых альбома вышли в 98-м и 99-м годах. А третий появился лишь через пять лет. Этот период был очень сложным. Отъезд Алексея Козловского поломал все. Честно говоря, я очень долго сомневался, стоит ли группе продолжать. Но потом как-то все более-менее утвердилось. За эти годы MOJO BLUES сменили пять бас-гитаристов. Дима Андросик — шестой. Да и с вокалом тоже до конца ясно не было… В общем, название альбома отражает как бы его появление на свет: вроде, уже и не суждено было, а он все равно родился!
— Как долго записывали альбом?
— Один год. Это довольно быстро по сегодняшним белорусским меркам. Начало положили прошлым летом в Польше. Были гастроли, мы сидели в гостинице, и Юля принесла идею песни "Old Man Blues"…
— Появление в вашем составе Юли принесло еще что-нибудь, кроме того, что значительно упростило процесс рождения новых песен?
— С того момента, как Юля присоединилась к нам, в группе ощущается значительный подъем. Не только творческий, но и эмоциональный. Как будто свежая волна… И дело даже не в том, что она моложе нас. Безусловно, благодаря этому, у нее восприятие отличается от нашего. Но все же очень много значит настоящая любовь Юли к такой музыке. Она не руководствуется модой. Эта девушка действительно слушает эту музыку, живет ей и болеет.
— Некоторые новые песни уже выложены на сайте группы (www.mojoblues.info)… То, что удалось услышать мне, имеет разное настроение. А какие нотки все же будут преобладать на диске?
— Мы пытались записать жизнерадостную пластинку. Думаю, что нам удалось. По крайней мере, первая композиция "Let the Good Times Roll" является именно такой, и надеемся, что она задает темп всем остальным песням. Хотя на диске есть и более "спокойные" вещи. Например, "Chang Chun Blues" — этакая ностальгия по Китаю, мажорная грусть. Кто-то однажды сказал: "Блюз — это когда хорошему человеку плохо". В принципе, так оно и получается.
— Много песен было придумано во время гастролей по Польше и Китаю, а записывались вы в Минске…
— Правильно. Дело происходило в клубе "Аквариум". Записывались прямо на сцене, "живьем", на портативную студию. Наверное, мы наконец-то доросли до того, чтобы использовать при этом большое помещение и практически отказаться от цифровых эффектов. Когда запись осуществляется в студиях-комнатушках, то музыка, подобная нашей, звучит зажато. Там отсутствует "дыхание". А особенность нашей новой пластинки в том, что на ней есть "воздух".
— Презентация диска будет?
— Мы предварительно наметили дату 16 октября. Думаю, что здесь ничего не изменится. Сначала нам предлагали провести концерт в концертном зале "Минск". Мы подумали и отказались. Истинных слушателей такой музыки в нашей стране не слишком много. Поэтому КЗМ мы вряд ли "забьем" полностью. Остановились на малом зале Дворца Республики. Там всего 450 мест, довольно уютно, и расположен он очень удобно… Да и билеты будут недорогими. Естественно, собираемся продавать диски, плакаты, подумываем о том, чтобы и майки сделать. Короче, собираемся устроить настоящую презентацию, а не обычное выступление.
— Кто продюсировал альбом?
— Если относительно записи, то этим мы занимались сами. А выпускать именно аудио-носители будет фирма "Ковчег". Кстати, они же собираются еще и переиздать два наших предыдущих диска. Сделать такой ремастеринг. Если учесть, что первый альбом вообще вышел только на кассетах и довольно небольшим тиражом, это будет совсем даже неплохо. Все три диска появятся на прилавках сразу же после презентации. Надеюсь.
— В альбом включены все песни, написанные за последний год?
— Некоторые мы сознательно решили "оставить на потом". Какие-то песни мы делали специально для сайта. Может, чуть позже они войдут в макси-сингл, если мы все-таки соберемся его издать. А возможно, и для следующего альбома прибережем.
— В разговоре уже дважды упоминался Китай…
— Мы провели там целых три месяца. В городе Чан Чунь. Кстати, именно о нем песня "Chang Chun Blues". Там мы ежедневно работали. Участвовали в шоу-программе. Всем, а особенно Юле, эти месяцы пошли на пользу. Она ведь пришла к нам совсем без опыта. А там очень многому научилась.
— Как китайская публика воспринимала белорусский блюз?
— Ну, для всех китайцев мы — европейцы. Белый цвет кожи и тому подобное… Поэтому к нам там относились так же, как если бы мы были немцами или англичанами. Да и ходили на наши выступления в основном иностранцы. Чан Чунь ведь город "инвестиций", и европейцев там очень много. Концерты посещали те, кто действительно разбирается в этой музыке и любит ее.
— А в китайской музыке есть вообще такое понятие, как ритм-н-блюз?
— Если, например, в Польше подобная музыка, коль не народная, то горячо любимая (шутка ли — сорок шлюзовых фестивалей в год!..), то в Китае люди чувствуют, что это нечто хорошее и стоящее, но пока не совсем понимают, что именно. Правда, Джими Хендрикса они знают, так что еще не такие темные люди. Две недели мы работали с одним человеком. Нам его представили как лучшего блюзового гитариста в Китае. Не знаю, как с блюзом дело обстоит, но на гитаре и губной гармошке он играет весьма виртуозно. А что касается шоу, в котором мы ежедневно участвовали, то основная масса исполнителей брала публику прыжками через голову. У них там это считается обязательным для вокалистов — кувыркания. Но однажды мы играли, грубо говоря, китайскую попсу в своей интерпретации. Получилась довольно неплохо. После этого у нас возникла идея записать пластинку под названием "Made In China". Известные белорусские вокалисты и вокалистки будут исполнять китайские песни под аккомпанемент MOJO BLUES. Пока такие мысли лишь витают в воздухе, но, может быть, из этого что-нибудь и выйдет.
— На ближайшее будущее уже намечены конкретные выступления, кроме презентации альбома?
— 18-го сентября мы собираемся сделать открытие ежегодного блюзового сезона в клубе "Аквариум". А потом будем стараться играть там концерты хотя бы раз в месяц. Сразу же после презентации пластинки мы едем в Москву. 28-го и 29-го октября у нас намечены концерты на севере Польши, следом переместимся на юг. Скорее всего, потом двинем в западную Украину. Во время нашей последней поездки в Краков к нам подошел человек, сказал, что MOJO BLUES ему очень понравились. Сообщил, что в Украине у него есть друг, который занимается организацией как раз блюзовых концертов, и пригласил нас поучаствовать. Сейчас мы уже отправили демо-запись и ждем, что называется, конкретных распоряжений. Да, еще собираемся обязательно быть на вечере, посвященном дню рождения Джими Хендрикса. В прошлом году мы его пропустили, так как именно в это время развлекали людей в китайском клубе. На этот раз планируем обязательно явиться на мероприятие.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2004 год в рубрике музыкальная газета