Mojo Blues «Судьбе наперекор...»
В 1998-м году они выпустили первую блюзовую пластинку в нашей стране. С того момента прошло почти шесть лет. За это время состав MOJO BLUES неоднократно лихорадило. На это, господа, были свои причины. Что бы ни сотрясало группу изнутри, она все равно "держала марку". Второй альбом, постоянные участия в польских фестивалях… Вряд ли рядовой слушатель догадался, что пару раз команда переживала настоящий кризис. Единственное, что могло натолкнуть на подобную мысль, — отсутствие очередного, третьего, диска. 2000-й… 2001-й… 2002-й… А пластинки все нет. В 2003-м году к MOJO BLUES присоединяется Юлия Петрушкевич. И… вот он — новый диск. О нем и не только рассказывает лидер бэнда Илья Шевчик.
— Илья, это третий альбом MOJO BLUES, но первый, записанный, так сказать, в обновленном составе. Приход Юли многое изменил?
— Если говорить конкретно о концепции музыки, то она осталась прежней. То есть стилистику мы не трогали. Поменялись только блюз-стандарты. Они стали "женскими". По традиции, кроме своих песен, в альбом мы включаем несколько каверов. Если раньше это был, например, переигранный Джими Хендрикс, то сегодня это, допустим, Коко Тейлор. Хотя кавер-версия на песню Джими Хендрикса "Red House", тоже есть на диске. В исполнении Юли она звучит очень своеобразно. Такая интересная находка.
— Насколько я знаю, на данный момент текстами полностью занимается Юля…
— Да. Мы считаем, что в этом смысле нам невероятно повезло. После отъезда в Америку Алексея Козловского появилась одна большая сложность: необходим был басист и вокалист, способный еще и писать тексты на английском языке. В нашей стране такое практически невозможно. Конечно, мы пробовали писать что-то сами. Так, например, один текст сделал Олег Винокуров напополам со мной… Но в 2003-м году к нам примкнула Юля и… закрыла "текстовую" проблему.
— Как называется пластинка?
— Первоначально на обложке планировалось написать "Stupid Things". Альбом назывался бы по одному из треков. Но позже нам показалось, что это словосочетание не отражает ни настроения диска, ни нашего собственного. В результате мы дали ему другое имя — "Against The Destiny", что в переводе значит "судьбе наперекор".
Два первых альбома вышли в 98-м и 99-м годах. А третий появился лишь через пять лет. Этот период был очень сложным. Отъезд Алексея Козловского поломал все. Честно говоря, я очень долго сомневался, стоит ли группе продолжать. Но потом как-то все более-менее утвердилось. За эти годы MOJO BLUES сменили пять бас-гитаристов. Дима Андросик — шестой. Да и с вокалом тоже до конца ясно не было… В общем, название альбома отражает как бы его появление на свет: вроде, уже и не суждено было, а он все равно родился!
— Как долго записывали альбом?
— Один год. Это довольно быстро по сегодняшним белорусским меркам. Начало положили прошлым летом в Польше. Были гастроли, мы сидели в гостинице, и Юля принесла идею песни "Old Man Blues"…
— Появление в вашем составе Юли принесло еще что-нибудь, кроме того, что значительно упростило процесс рождения новых песен?
— С того момента, как Юля присоединилась к нам, в группе ощущается значительный подъем. Не только творческий, но и эмоциональный. Как будто свежая волна… И дело даже не в том, что она моложе нас. Безусловно, благодаря этому, у нее восприятие отличается от нашего. Но все же очень много значит настоящая любовь Юли к такой музыке. Она не руководствуется модой. Эта девушка действительно слушает эту музыку, живет ей и болеет.
— Некоторые новые песни уже выложены на сайте группы (www.mojoblues.info)… То, что удалось услышать мне, имеет разное настроение. А какие нотки все же будут преобладать на диске?
— Мы пытались записать жизнерадостную пластинку. Думаю, что нам удалось. По крайней мере, первая композиция "Let the Good Times Roll" является именно такой, и надеемся, что она задает темп всем остальным песням. Хотя на диске есть и более "спокойные" вещи. Например, "Chang Chun Blues" — этакая ностальгия по Китаю, мажорная грусть. Кто-то однажды сказал: "Блюз — это когда хорошему человеку плохо". В принципе, так оно и получается.
— Много песен было придумано во время гастролей по Польше и Китаю, а записывались вы в Минске…
— Правильно. Дело происходило в клубе "Аквариум". Записывались прямо на сцене, "живьем", на портативную студию. Наверное, мы наконец-то доросли до того, чтобы использовать при этом большое помещение и практически отказаться от цифровых эффектов. Когда запись осуществляется в студиях-комнатушках, то музыка, подобная нашей, звучит зажато. Там отсутствует "дыхание". А особенность нашей новой пластинки в том, что на ней есть "воздух".
— Презентация диска будет?
— Мы предварительно наметили дату 16 октября. Думаю, что здесь ничего не изменится. Сначала нам предлагали провести концерт в концертном зале "Минск". Мы подумали и отказались. Истинных слушателей такой музыки в нашей стране не слишком много. Поэтому КЗМ мы вряд ли "забьем" полностью. Остановились на малом зале Дворца Республики. Там всего 450 мест, довольно уютно, и расположен он очень удобно… Да и билеты будут недорогими. Естественно, собираемся продавать диски, плакаты, подумываем о том, чтобы и майки сделать. Короче, собираемся устроить настоящую презентацию, а не обычное выступление.
— Кто продюсировал альбом?
— Если относительно записи, то этим мы занимались сами. А выпускать именно аудио-носители будет фирма "Ковчег". Кстати, они же собираются еще и переиздать два наших предыдущих диска. Сделать такой ремастеринг. Если учесть, что первый альбом вообще вышел только на кассетах и довольно небольшим тиражом, это будет совсем даже неплохо. Все три диска появятся на прилавках сразу же после презентации. Надеюсь.
— В альбом включены все песни, написанные за последний год?
— Некоторые мы сознательно решили "оставить на потом". Какие-то песни мы делали специально для сайта. Может, чуть позже они войдут в макси-сингл, если мы все-таки соберемся его издать. А возможно, и для следующего альбома прибережем.
— В разговоре уже дважды упоминался Китай…
— Мы провели там целых три месяца. В городе Чан Чунь. Кстати, именно о нем песня "Chang Chun Blues". Там мы ежедневно работали. Участвовали в шоу-программе. Всем, а особенно Юле, эти месяцы пошли на пользу. Она ведь пришла к нам совсем без опыта. А там очень многому научилась.
— Как китайская публика воспринимала белорусский блюз?
— Ну, для всех китайцев мы — европейцы. Белый цвет кожи и тому подобное… Поэтому к нам там относились так же, как если бы мы были немцами или англичанами. Да и ходили на наши выступления в основном иностранцы. Чан Чунь ведь город "инвестиций", и европейцев там очень много. Концерты посещали те, кто действительно разбирается в этой музыке и любит ее.
— А в китайской музыке есть вообще такое понятие, как ритм-н-блюз?
— Если, например, в Польше подобная музыка, коль не народная, то горячо любимая (шутка ли — сорок шлюзовых фестивалей в год!..), то в Китае люди чувствуют, что это нечто хорошее и стоящее, но пока не совсем понимают, что именно. Правда, Джими Хендрикса они знают, так что еще не такие темные люди. Две недели мы работали с одним человеком. Нам его представили как лучшего блюзового гитариста в Китае. Не знаю, как с блюзом дело обстоит, но на гитаре и губной гармошке он играет весьма виртуозно. А что касается шоу, в котором мы ежедневно участвовали, то основная масса исполнителей брала публику прыжками через голову. У них там это считается обязательным для вокалистов — кувыркания. Но однажды мы играли, грубо говоря, китайскую попсу в своей интерпретации. Получилась довольно неплохо. После этого у нас возникла идея записать пластинку под названием "Made In China". Известные белорусские вокалисты и вокалистки будут исполнять китайские песни под аккомпанемент MOJO BLUES. Пока такие мысли лишь витают в воздухе, но, может быть, из этого что-нибудь и выйдет.
— На ближайшее будущее уже намечены конкретные выступления, кроме презентации альбома?
— 18-го сентября мы собираемся сделать открытие ежегодного блюзового сезона в клубе "Аквариум". А потом будем стараться играть там концерты хотя бы раз в месяц. Сразу же после презентации пластинки мы едем в Москву. 28-го и 29-го октября у нас намечены концерты на севере Польши, следом переместимся на юг. Скорее всего, потом двинем в западную Украину. Во время нашей последней поездки в Краков к нам подошел человек, сказал, что MOJO BLUES ему очень понравились. Сообщил, что в Украине у него есть друг, который занимается организацией как раз блюзовых концертов, и пригласил нас поучаствовать. Сейчас мы уже отправили демо-запись и ждем, что называется, конкретных распоряжений. Да, еще собираемся обязательно быть на вечере, посвященном дню рождения Джими Хендрикса. В прошлом году мы его пропустили, так как именно в это время развлекали людей в китайском клубе. На этот раз планируем обязательно явиться на мероприятие.
— Илья, это третий альбом MOJO BLUES, но первый, записанный, так сказать, в обновленном составе. Приход Юли многое изменил?
— Если говорить конкретно о концепции музыки, то она осталась прежней. То есть стилистику мы не трогали. Поменялись только блюз-стандарты. Они стали "женскими". По традиции, кроме своих песен, в альбом мы включаем несколько каверов. Если раньше это был, например, переигранный Джими Хендрикс, то сегодня это, допустим, Коко Тейлор. Хотя кавер-версия на песню Джими Хендрикса "Red House", тоже есть на диске. В исполнении Юли она звучит очень своеобразно. Такая интересная находка.
— Насколько я знаю, на данный момент текстами полностью занимается Юля…
— Да. Мы считаем, что в этом смысле нам невероятно повезло. После отъезда в Америку Алексея Козловского появилась одна большая сложность: необходим был басист и вокалист, способный еще и писать тексты на английском языке. В нашей стране такое практически невозможно. Конечно, мы пробовали писать что-то сами. Так, например, один текст сделал Олег Винокуров напополам со мной… Но в 2003-м году к нам примкнула Юля и… закрыла "текстовую" проблему.
— Как называется пластинка?
— Первоначально на обложке планировалось написать "Stupid Things". Альбом назывался бы по одному из треков. Но позже нам показалось, что это словосочетание не отражает ни настроения диска, ни нашего собственного. В результате мы дали ему другое имя — "Against The Destiny", что в переводе значит "судьбе наперекор".
Два первых альбома вышли в 98-м и 99-м годах. А третий появился лишь через пять лет. Этот период был очень сложным. Отъезд Алексея Козловского поломал все. Честно говоря, я очень долго сомневался, стоит ли группе продолжать. Но потом как-то все более-менее утвердилось. За эти годы MOJO BLUES сменили пять бас-гитаристов. Дима Андросик — шестой. Да и с вокалом тоже до конца ясно не было… В общем, название альбома отражает как бы его появление на свет: вроде, уже и не суждено было, а он все равно родился!
— Как долго записывали альбом?
— Один год. Это довольно быстро по сегодняшним белорусским меркам. Начало положили прошлым летом в Польше. Были гастроли, мы сидели в гостинице, и Юля принесла идею песни "Old Man Blues"…
— Появление в вашем составе Юли принесло еще что-нибудь, кроме того, что значительно упростило процесс рождения новых песен?
— С того момента, как Юля присоединилась к нам, в группе ощущается значительный подъем. Не только творческий, но и эмоциональный. Как будто свежая волна… И дело даже не в том, что она моложе нас. Безусловно, благодаря этому, у нее восприятие отличается от нашего. Но все же очень много значит настоящая любовь Юли к такой музыке. Она не руководствуется модой. Эта девушка действительно слушает эту музыку, живет ей и болеет.
— Некоторые новые песни уже выложены на сайте группы (www.mojoblues.info)… То, что удалось услышать мне, имеет разное настроение. А какие нотки все же будут преобладать на диске?
— Мы пытались записать жизнерадостную пластинку. Думаю, что нам удалось. По крайней мере, первая композиция "Let the Good Times Roll" является именно такой, и надеемся, что она задает темп всем остальным песням. Хотя на диске есть и более "спокойные" вещи. Например, "Chang Chun Blues" — этакая ностальгия по Китаю, мажорная грусть. Кто-то однажды сказал: "Блюз — это когда хорошему человеку плохо". В принципе, так оно и получается.
— Много песен было придумано во время гастролей по Польше и Китаю, а записывались вы в Минске…
— Правильно. Дело происходило в клубе "Аквариум". Записывались прямо на сцене, "живьем", на портативную студию. Наверное, мы наконец-то доросли до того, чтобы использовать при этом большое помещение и практически отказаться от цифровых эффектов. Когда запись осуществляется в студиях-комнатушках, то музыка, подобная нашей, звучит зажато. Там отсутствует "дыхание". А особенность нашей новой пластинки в том, что на ней есть "воздух".
— Презентация диска будет?
— Мы предварительно наметили дату 16 октября. Думаю, что здесь ничего не изменится. Сначала нам предлагали провести концерт в концертном зале "Минск". Мы подумали и отказались. Истинных слушателей такой музыки в нашей стране не слишком много. Поэтому КЗМ мы вряд ли "забьем" полностью. Остановились на малом зале Дворца Республики. Там всего 450 мест, довольно уютно, и расположен он очень удобно… Да и билеты будут недорогими. Естественно, собираемся продавать диски, плакаты, подумываем о том, чтобы и майки сделать. Короче, собираемся устроить настоящую презентацию, а не обычное выступление.
— Кто продюсировал альбом?
— Если относительно записи, то этим мы занимались сами. А выпускать именно аудио-носители будет фирма "Ковчег". Кстати, они же собираются еще и переиздать два наших предыдущих диска. Сделать такой ремастеринг. Если учесть, что первый альбом вообще вышел только на кассетах и довольно небольшим тиражом, это будет совсем даже неплохо. Все три диска появятся на прилавках сразу же после презентации. Надеюсь.
— В альбом включены все песни, написанные за последний год?
— Некоторые мы сознательно решили "оставить на потом". Какие-то песни мы делали специально для сайта. Может, чуть позже они войдут в макси-сингл, если мы все-таки соберемся его издать. А возможно, и для следующего альбома прибережем.
— В разговоре уже дважды упоминался Китай…
— Мы провели там целых три месяца. В городе Чан Чунь. Кстати, именно о нем песня "Chang Chun Blues". Там мы ежедневно работали. Участвовали в шоу-программе. Всем, а особенно Юле, эти месяцы пошли на пользу. Она ведь пришла к нам совсем без опыта. А там очень многому научилась.
— Как китайская публика воспринимала белорусский блюз?
— Ну, для всех китайцев мы — европейцы. Белый цвет кожи и тому подобное… Поэтому к нам там относились так же, как если бы мы были немцами или англичанами. Да и ходили на наши выступления в основном иностранцы. Чан Чунь ведь город "инвестиций", и европейцев там очень много. Концерты посещали те, кто действительно разбирается в этой музыке и любит ее.
— А в китайской музыке есть вообще такое понятие, как ритм-н-блюз?
— Если, например, в Польше подобная музыка, коль не народная, то горячо любимая (шутка ли — сорок шлюзовых фестивалей в год!..), то в Китае люди чувствуют, что это нечто хорошее и стоящее, но пока не совсем понимают, что именно. Правда, Джими Хендрикса они знают, так что еще не такие темные люди. Две недели мы работали с одним человеком. Нам его представили как лучшего блюзового гитариста в Китае. Не знаю, как с блюзом дело обстоит, но на гитаре и губной гармошке он играет весьма виртуозно. А что касается шоу, в котором мы ежедневно участвовали, то основная масса исполнителей брала публику прыжками через голову. У них там это считается обязательным для вокалистов — кувыркания. Но однажды мы играли, грубо говоря, китайскую попсу в своей интерпретации. Получилась довольно неплохо. После этого у нас возникла идея записать пластинку под названием "Made In China". Известные белорусские вокалисты и вокалистки будут исполнять китайские песни под аккомпанемент MOJO BLUES. Пока такие мысли лишь витают в воздухе, но, может быть, из этого что-нибудь и выйдет.
— На ближайшее будущее уже намечены конкретные выступления, кроме презентации альбома?
— 18-го сентября мы собираемся сделать открытие ежегодного блюзового сезона в клубе "Аквариум". А потом будем стараться играть там концерты хотя бы раз в месяц. Сразу же после презентации пластинки мы едем в Москву. 28-го и 29-го октября у нас намечены концерты на севере Польши, следом переместимся на юг. Скорее всего, потом двинем в западную Украину. Во время нашей последней поездки в Краков к нам подошел человек, сказал, что MOJO BLUES ему очень понравились. Сообщил, что в Украине у него есть друг, который занимается организацией как раз блюзовых концертов, и пригласил нас поучаствовать. Сейчас мы уже отправили демо-запись и ждем, что называется, конкретных распоряжений. Да, еще собираемся обязательно быть на вечере, посвященном дню рождения Джими Хендрикса. В прошлом году мы его пропустили, так как именно в это время развлекали людей в китайском клубе. На этот раз планируем обязательно явиться на мероприятие.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2004 год в рубрике музыкальная газета