Шоу-Бизнес В Условиях "Ускраіны"
Шоу-бизнес в условиях "ускраіны"

О том, что с шоу-бизнесом, да и вообще, с уровнем культуры – "на ускраіне" плохо, знают все. Если есть ДК – то в аварийном состоянии, если есть аппаратура – то made аж in U.S.S.R., в 1980-е, а музыкантам в основном по сороковнику. Молодежь, краем уха таки слышавшая что-то про белорусский рок, с удовольствием посещает потные дискотеки. Это – реальность. Слегка преувеличенная, обобщенная, но – реальность, от которой минские шоумены стремятся держаться подальше. Разве что усатый человек, скажем, Владимир Ухтинский, совершит очередной тур по городам и весям в поисках всенародной любви.

Столица в плане шоу-бизнеса самодостаточна. Так же, как самодостаточны, к примеру, Гомель и Брест. Здесь в достатке и артистов, и слушателей. И если кто из музыкантов помянет ненароком Ецевичи, так разве шутки ради. Столица сама по себе, и провинция – тоже сама.

Между тем, положение дел в провинции критическое. Немногочисленные энтузиасты стареют, а неординарная молодежь (вопреки всему, "ускраіна" продолжает плодить талантливых и самобытных людей) задыхается без поддержки, и главное – из-за отсутствия перспективы развития для себя и для своего творчества. Они словно являются частями матрицы, из которой им самим не выбраться. Им необходимо, чтобы кто-то протянул руку извне. Но многие уже забыли о том, что существует что-то вне родного болота. Нить-идея, так крепко связывавшая когда-то столицу и местечки, порвалась в лихолетье Независимости.
Провинция – это несколько миллионов белорусов. С удивительной легкостью они игнорируются многими белорусскими группами. Успешные столичные проекты как бы автоматически перерастают рамки Минска и переходят на национальный уровень. Как бы становятся известными всей стране. Сплошь и рядом группы считают себя вправе называться белорусскими уже потому, что их названия осели в памяти миллиона минчан, пятьсот из которых способно раз в квартал купить билеты на концерт. Или потому, что их тепло принимают, скажем, в Голландии – как группу из Беларуси. Но – пройдем по улицам Ецевичей – и спросим! Названия групп людям ничего не говорят, а "слово "Минск" не убивает здесь уже никого".

Тем не менее, за концерт в Ецевичах столичные группы требуют гонорар, и часто немалый. Это только в шуточных аудиопьесах на счет ДК что-то "за ентот концерт перечысьляецца". "Надо уважать свой профессионализм!" – гордо бьют себя в грудь музыканты. "Хотите заработать денег? Идите в олигархи, там платят больше", – отвечает им Андрей Макаревич. Да, надо уважать себя. Но – не в ущерб себе.

Группу DRUM ECSTASY, не так давно попросившую 500 грин за концерт в клубе "Ночные Ецевичи", вряд ли еще когда-нибудь пригласят в этот город. Этим ценником (во вполне логичной интерпретации арт-директора ецевичского клуба – обидными столичными понтами) музыканты перекрыли себе дорогу к жителям города, который когда-то считался столицей белорусской рок-музыки. Вероятно, в их понимании это и есть шоу-бизнес. На мой взгляд, это не так.

Шоу-бизнес не исчерпывается башлянием зрителей за зрелища. Шоу-бизнес – это разветвленная схема, в которой – кроме гонорара – есть еще расклеенные по всему городу афиши, есть ротация клипов на местных телеканалах, есть информационный спонсор – радио "Европа-Плюс Ецевичи". И – есть удивление! – обалдевший от этого всего парнишка, вчера приехавший из деревни поступать в Ецевицкий государственный университет. Если никому не известные приезжие (столичные) музыканты выигрывают информационную конкуренцию у российской попсы – чудо! Парнишка покупает билет на концерт.
Время "Ч" – и группа держит свой коммерческий успех в руках. Отыграли свою музыку – и назавтра в музыкальных магазинах хорошо идут альбомы выступавшей в городе команды. Если для исполнителей принципиально отбить какие-то деньги за концерт – они отбиваются здесь. А в провинции уже ждут следующего концерта. Есть в шоу-бизнесе – любовь... Но "иногда мы не уступаем 20 грин, а уступаем – город и поклонников". – Вот она, простая ецевичская мудрость.

Гораздо проще, конечно же, оставить массовую популярность Филе и "Фабрике звезд". Уступить, довольствуясь редкими (но аншлаговыми по причине скромных размеров концертных площадок) выступлениями на родине и столь же редкими гастролями на Запад. Зачем ездить за тридевять земель, трепать нервы и бороться за аудиторию в далекой провинции, если и в Минске всегда найдутся слушатели? Господа, если вы хотите быть известными белорусскими музыкантами – извольте.
Напоследок вспомним о том, что любой бизнес и, тем более, шоу-бизнес, ответственен перед обществом. Перед несколькими миллионами белорусов, которые – часто из-за 20 грин – не слышат лучшего, что создается в современной отечественной музыке. Не видят направления развития. Рок-музыканты, брезгующие провинцией, – ответственны еще и перед собой. За то, что целое поколение белорусов растет без их творчества. На радийной попсе.

P.S.: "Наша ускраіна" неоднородна. Ситуация различается – все зависит от конкретного города. Где-то городообразующее предприятие процветает, а где-то загибается. Где-то есть ночной клуб, а где-то нет. Однако проблемы, стоящие перед белорусской провинцией и перед нами, смотрящими на нее со стороны, – общие.

В силу универсальности проблем провинции мне не хотелось упоминать здесь конкретных провинциальных городов, хотя большая часть материала для статьи почерпнута из общения и наблюдений за жизнью одного из них. Внимательный читатель без труда догадается, о каком городе идет речь. Спасибо ему и его жителям за то, что они до сих пор остаются верны идеалам рок-н-ролла.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета