By
игра в удовольствие

Во время разговора с ребятами из витебской группы BY мне стало понятно, что белорусская музыка еще не задохнулась от вторжения потных "якобы" панков и злобных коровцев. Есть еще люди, которые пытаются замешать в этот апокалипсический винегрет современной белорусской сцены музыку, от которой вчерашнее пиво не лезет наружу, музыку, заставляющую народ улыбнуться. Вокалист группы Александр и его сподвижники рассказали, что они думают по этому поводу.
— Как все начиналось, кто был инициатором?

— Ну, начиналось все так. Я раньше играл в другой группе, которая называлась У.Е. Играли мы год, выступали на небольших концертах, в основном университетских. Потом мы прошлой осенью задумали проект. Я давно хотел организовать что-то свое. С басистом мы уже давно знакомы, можно сказать, с рождения. Он, кстати, тоже играл в группе под названием СЛЮНИ. Потом не стало СЛЮНЕЙ и не стало У.Е., и мы решили сколотить новую группу, позвав барабанщика Виталика. Сменили множество гитаристов, но в итоге остановились на Леше. Вот так и образовалась BY.
— А почему BY?
— Сидели мы как-то в кафе, думали, и пришло в голову название BY. Патриотично очень показалось. А потом девушка одна нам посоветовала это название.
— Значит, все из-за девушек?
— Нет, ну не то, чтобы из-за девушек. Просто она предложила, ну нам и понравилось. Вообще, мы долго думали насчет названия. Сначала думали назваться ЧЕРНЫЙ БОРОДИНСКИЙ, но в итоге — BY.
— Как вы можете определить вашу стилистику?
— Мы играем что-то среднее между панккором и панк-металом. А вообще, сложно сказать. Скорее всего, наша музыка — это альтернатива всему. То есть у нас есть альтернатива рэгги, альтернатива панку, альтернатива кору, рэпу.
— Вы стараетесь вписать свою музыку в какие-нибудь рамки?
— Нет, мы не вписываем нашу музыку в какие-либо рамки. Когда нас приглашают на панк-концерт, мы играем панк, когда на кор-концерт, мы играем кор.
— Если провести параллели с известными группами, то на кого вы ориентируетесь?
— Мы не ориентируемся ни на какие команды. Мы просто слушаем одну, другую, третью, четвертую и в итоге выводим свое.
— Как вы распределяете роли в группе?
— Музыку сочиняем мы с басистом. Тексты пишу я. Есть народные песни.
— Ваши тексты только на белорусском?
— Только на белорусском. И на английском есть две песни, но они старые.
— Как часто выступаете?
— В Витебске мы отыграли концертов 10-15. В Минске участвовали в двух концертах, в "Аквариуме". Там, кстати, просто ужасный звук. Нам очень не понравилось. Организаторы оказались просто уродами. Еще нацеливаемся в скором будущем на "NC". В Витебске два клуба, где мы играем — "Сова" и "Юла". В "Сове" нам больше нравится, там атмосфера для отрыва лучше, туда очень много народу ходит, а "Юла" — это такой стандартный рок-клуб, туда все приходят послушать музыку, а не оторваться. У нас вообще мало клубов и поэтому публики, которая посещает концерты, очень много.
— Какие из белорусских музыкантов вам нравятся?
— Я бы отметил N.R.M., IQ 48, БЕДЛАМ.
— Есть ли у вас какие-нибудь записи, может, демо?
— Есть очень старые демки. Сейчас собираемся записать пару демо-записей. Их поместят на всяческие сборки.
— "Группа не из Минска" — это круто?
— Мне, например, обычно. В Минске группы есть и нормальные, но их очень много. В Витебске ситуация другая — группы, которые умеют играть, — они играют. Те, кто не умеет играть, они не играют. В Минске играют все, кому не лень. И потом, в Минске масса групп, играющих хардкор, а у публики он уже в печенках сидит. Я считаю, если был бы нормальный панк, была бы и альтернатива панку...
— А что, по-вашему, нормальный панк?
— У нас белорусского панка, как такового, нет. Не то, что именно ска-панк... Даже в России панк есть, а у нас — нет. А хардкора — полно. И поэтому альтернативы нет. Чем мне нравится IQ 48, так это тем, что они играют что-то альтернативное панку и кору одновременно. Те же КИРПИЧИ — они придерживаются своего стиля. А те три аккорда, на которых построен весь хардкор, они всем уже надоели. Агрессивная у нас музыка пошла, надо больше положительных эмоций вносить в нашу жизнь.
— Как вы оцениваете уровень белорусского шоу-бизнеса и есть ли он вообще?
— Весь белорусский шоу-бизнес состоит в том, что есть две-три громкие группы, которые между собой обмениваются кассетами. А вообще, белорусского шоу-бизнеса как такового нет. Он не конкурирует на рынке с российским и западноевропейским шоу-бизнесом. Мы, конечно, стараемся брать белорусскую музыку, но у нас просто нечего слушать. В Беларуси на это не выделяется средств, все в "совковом" варианте: "Я играю, на меня приходят послушать мои же знакомые". Еще практически не существует связей между группами из разных городов. Минские группы пользуются своим столичным положением: даже если минская группа играет бред, то это никого не волнует. Хотя некоторые группы из глубинки могут играть гораздо круче. Еще нет слушателя. Просто нет денег, нельзя раскрутиться. А если и можно, то это не по карману ни музыкантам, ни слушателям, чтобы купить лицензионный диск. Просто нет денег, все построено на энтузиазме отдельных личностей.
— Какие сложности испытывают региональные группы?
— Сложности? Нет нормальных клубов. Нет, они есть, но там ужасная организация выступлений. Если, например, в Москве группам за выступления платят какие-то деньги, то у нас организаторы набивают только свои карманы. Это не вселяет уверенности в группу, когда она постоянно играет бесплатно. Из всего этого можно сделать вывод, что главная сложность для групп, не только региональных, — недостаток средств, желания опытных групп помочь начинающим.
— Как вы относитесь к тому, что в последнее время некоммерческая музыка становится коммерческой?
— Просто некоторым людям хочется слушать то, что не слушают другие. И потом, если, например, один стиль держится довольно долго, то возникает альтернатива. И тогда все меняется, все приоритеты тоже, соответственно. Кроме этого, люди понимают, что можно зарабатывать деньги на том, чего нет у других.
— Что для вас важнее — независимость вашей музыки или ее коммерческий успех? Можно ли вообще в Беларуси заработать деньги музыкой?
— Нет, заработать в Беларуси деньги музыкой нереально, по крайней мере, пока что. Поэтому нормальные группы уезжают, например, в Россию. Лично мы пока не преследуем цель заработать деньги. Мы играем для удовольствия, но когда это все еще и приносит деньги, то это вдвойне приятно.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета