Леший: «Нашему Телевидению Не Хватает Озорства»
«Нашему Телевидению Не Хватает Озорства»

Лесным человеком ЛЕШЕГО не назовешь: в его доме полно различных технических приспособлений, причем работающих едва ли не столько же, сколько сломанных. Все это железо предназначено для того, чтобы записывать песни, снимать и монтировать клипы. Вот эта последняя, монтажная, ипостась и привела к ЛЕШЕМУ Смотрителей.
– Нечасто приходится разговаривать с монтажерами...
– ...с видеоинженерами. Монтажер – это видеоинженер. Так в трудовой книжке записано. Я тебе открою секрет: я до сих пор не знаю ни одного термина, связанного с монтажем. Только поработав месяц на студии «ОКО», я узнал, что есть «синхрон», есть «закадровый текст»... Может быть, я такой отдельный случай в монтаже. Видеоинженеры ведь разные бывают, как и артисты, и композиторы... Просто их меньше.
– Должен ли режиссер владеть техникой монтажа?
– Все зависит от режиссера и его команды. Есть видеоинженеры, к которым нужно прийти с раскадровкой и сказать: здесь такой план ставь, здесь такой... А есть другой тип: эти люди цепляют идею и работают сами. Вот мне Галя (режиссер «5х5». – Прим. П.С.) может принести материал, и, если у меня настроение хорошее, я ей сделаю хороший сюжет. Если я понимаю идею, я знаю, как ее нужно доделать до конца. Но в идеале – режиссер должен уметь монтировать сам. Одна из возможностей воплотить себя в качестве режиссера – сначала научиться монтажу, а потом делать свои фильмы в соответствии с собственным видением – и больше ничьим.
– А в случае клипов – и музыку писать самому?
– Да, музыку для «Улетаешь» я написал и записал сам – и гитары, и ударные, и синтезатор... Я не хочу до конца жизни оставаться видеоинженером. Я занимаюсь видео потому, что мне нравится воплощать свои идеи. Но работать с чужими идеями мне тяжело.
Мои музыкальные амбиции – выпустить альбом в конце лета. За лето заработать для записи денег, потом собрать весь материал... У меня есть музыканты, которые уже знают, что играть – им только дай в руки гитары! С басистом мы с детского садика вместе работаем... Есть друзья, есть сожалетели, которые готовы просто так помогать. Я думаю, что альбом легко можно записать долларов за 200-300. Есть, правда, одна проблема – отпечатать. Но я надеюсь, что в тиражировании альбома мне поможет НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ – они же где-то все это делали... А я им делал клип, так что...
– Кстати, как началось это сотрудничество?
– Я в Борисове начинал свою карьеру, потому что некоторое время жил в Борисове. Там мы с «нестами» и познакомились. Еще песню одну вместе с ними записали – «Холод». «Последний желтый лист падал не спеша вниз...» С этого началась наша эпопея хорошей дружбы. Однажды они принесли мне записанный материал на VHS и сказали: «Женя, сделай что-нибудь!». Ну я и сделал...
– Делать клипы – это хобби или работа?
– Конечно, сначала это было хобби. А теперь стало работой. Правда, я не сказал бы, что это приносит достаточно денег... В Беларуси вообще платят не те деньги, которые хотелось бы.
– Кроме работы на «ОКО» есть «халтурка»?
– Ну, клип J_МОРС «Альбион», к примеру... Халтура пока что сама находит меня, а не наоборот. Я не даю объявления в газеты, не рвусь снимать свадьбы... Это уже следующий уровень – работа сама ищет исполнителя.
– Ты один из первых, кто уверенно говорит мне, что в нашем шоу-бизнесе вообще можно зарабатывать деньги...
– По-моему, те, кто говорят, что это невозможно, ставят для себя слишком высокую планку. Можно, конечно, равняться на Москву, где за монтаж берут и по 800, и по 900 долларов. Но у нас же не Москва! У нас в принципе нормальная цена клипу (не считая расходных материалов): режиссеру – баксов 200 – это крыша, а за монтаж – 50. Если еще графика – то 100. Пока что мы на этом уровне, потому что клип все равно не окупит отбитые деньги. Музыканты клипы в минус себе снимают.
– А кто тогда в плюсе?
– В плюсе только зрители. Потому, что они сидят и на халяву смотрят клипы.
– В Украине музыканты за ротацию клипа платят телеканалам.
– Так во всем мире платят. Дело в том, что у них есть зарекомендовавшие себя каналы, которые делают рейтинговые проекты. От ротации клипа музыкант получает имиджевую отдачу. А у нас даже одного такого канала нет. У нас старперское телевидение, которому не хватает... глупого озорства. Чтобы были на экране дураки! Чтобы пацаны думали: «О, клево! По телеку – дураки! Я буду смотреть это!»
– Но были же на 1НК САША И СИРОЖА!
– Нда... Вот появились САША И СИРОЖА, а потом появились «Госьці», то, се, реклама какая-то по всему городу... Идея начала тиражироваться, и людям надоело.
– Как ты начал снимать кино?
– Как-то один из молодежных клубов проводил конкурс на лучшую любительскую работу. И я решил участвовать. Помню, на двух видиках монтировал, сам музыку написал. Думал, что снял идеальное кино. А его все закакали. И тут я уперся, решил в следующий раз снять фильм, который добьется первого места, но заработал только приз зрительских симпатий. И сказал себе: еще буду работать. Словом, первого места пока не добился, но уже пошумел.
– Кто твои кинокумиры?
– Безоговорочный лидер всех моих хит-парадов – Эмир Кустурица. Я в жизни выбрал путь – удивлять – и люблю, когда кино удивляет. Чтобы каждый план – ах! Фильм, который меня влюбил в себя с первого взгляда – «Амели». А вот совсем недавно посмотрел – «Гудбай, Ленин!». Там тоже музыка Иена Тирсена, есть параллели в режиссуре. Почему-то все смеются, но я очень люблю трилогию «Матрица». Я нашел в ней свои смыслы, я с ней дружу. Я не люблю смотреть кино, которое всех валит.
– Что можешь сказать о белорусских клипах?
– У меня Первый музыкальный работает как радио. Но еще до него... Я хорошо запомнил «Охотник и сайгак» Анатолия Вечера. По сравнению с тем, что снимали тогда, – это конфета. Старенький, но грамотный клипец. Порадовала находка в клипе СЕРЕГИ «Кукла» – там, где ребята бегают с ветками вокруг машины. А в первом клипе у них картинка опаздывает. Рассинхрон... А что вот самое плохое... «Птицы». Такое home video вызывает у меня улыбку, потому что я и сам могу это сделать. Но когда я вижу на коже бедной Алеси синие отсветы, мне очень грустно. Из такой маститой девочки сделали такую... синюю птицу.

Павел СВЕРДЛОВ

Таблеточные страсти

Эти кадры, а также их «таблеточные» соседи, стали причиной того, что клип Лешего «Улетаешь» не попадет в ротацию Первого музыкального канала. Действительно, на фоне расставания с девушкой таблетки на столе и стакан воды в руках главного героя ролика выглядят не в мелочь суицидально. Опасаясь за жизни своих юных и весьма впечатлительных зрителей, режиссеры 1МК отказались ставить «Улетаешь» в эфир.

Страхующиеся телевизионщики, в общем-то, правы. Ведь чье-нибудь ранетое сердце может и не выдержать. И финал ролика, в котором среди таблеток появляются две упаковки из-под безобидной аскорбинки, абстрактный нервный юноша вполне мог бы досматривать (тьфу-тьфу-тьфу!) из петли... «Лучшего пиара для клипа не придумаешь!» – вздохнули об упущенной возможности циничные пиарщики всего мира.

С другой стороны, ролик очень жалко: «убрать таблетки» – значит, разрушить всю его сюжетную основу. С помощью витамина цэ отвергнутый герой клипа попадает в глюк – другой мир, в котором грезы смешиваются с воспоминаниями. Красивая лирика заканчивается осознанием того, что все будет хорошо, стоит лишь позвонить Ей... Однако на Первом музыкальном такой тип соединений запрещен.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета