Музыкальные Инструменты Устройства фирмы Samson для домашней студии звукозаписи
Устройства фирмы Samson для домашней студии звукозаписиУвеличение мощности персональных компьютеров и постоянное усовершенствование специализированного программного обеспечения привели к тому, что создание домашней студии звукозаписи стало доступным практически любому. Необходимо лишь заранее определиться с задачами, которые будет решать ваша студия, и на основе этого подобрать необходимые комплектующие.
Многие музыканты, лавируя среди имеющихся в этой области подводных камней, приобретают опыт работы и получают вполне приличные результаты. Действительно, домашняя студия привлекательна в первую очередь такими важными параметрами, как малобюджетность и компактность. Напомним, что для создания такой студии необходимы достаточной мощности компьютер, программное обеспечение для записи и обработки звука, компьютерная плата ввода/вывода звука, программные или аппаратные синтезаторы/сэмплеры, мониторы для контроля записи, микрофон для записи вокала/инструментов и наушники.
Выбор тех или иных музыкальных устройств напрямую зависит от стилистических особенностей записываемой вами музыки. Так, для создания современных танцевальных композиций иногда бывает достаточно использования программных синтезаторов и сэмплеров. Если же создаваемая вами музыка немыслима без применения вокала, гитар, скрипок, духовых и других "живых" инструментов, то вам надо обратить серьезное внимание на устройства, ответственные за передачу звучания вашего голоса или инструмента в компьютер.
Здесь, конечно, важная роль отводится качеству аналогово-цифровых преобразователей звуковой платы, но в первую очередь необходим правильный подход к передаче звука, который предполагает использование хорошего студийного микрофона, предварительного микрофонного/инструментального усилителя, компрессора и, при необходимости, эквалайзера.
Подобные устройства в настоящее время выпускаются различными производителями в большом многообразии, и поэтому сделать оптимальный выбор представляется сложной задачей. В связи с этим представляет интерес комплексно-модульное решение от известной американской компании Samson*, состоящее из конденсаторного микрофона C 01, лампового предварительного усилителя C-valve, оптического компрессора C-com opti, графического эквалайзера S-equalizer и устройства для мониторинга сигнала S-monitor. Рассмотрим эти приборы по порядку.
Студийный конденсаторный микрофон С 01Микрофон имеет большую мембрану и внутреннюю защиту от вибрации. Конструкция капсюля микрофона с гиперкардиодной диаграммой направленности позволяет точнее спозиционировать источник звука и обладает меньшей чувствительностью к обратной связи (чем выше чувствительность, тем чаще микрофон "заводится"). Частотный диапазон — от 40 Гц до 18 кГц. Максимальное звуковое давление, которое диафрагма микрофона передаст без искажений, равно 136 дБ, чего вполне достаточно для передачи весьма "напористого" вокала.
Амплитудно-частотная характеристика С 01 (рис. 1) также заслуживает одобрения, указывая на то, что звучание микрофона является ровным во всем диапазоне слышимых частот, с небольшим подъемом в области высоких частот, что необходимо для яркой передачи тембров голоса и инструментов. Микрофон требует фантомного питания (36-52 В). К микрофону прилагается адаптер для стойки и пластмассовый кейс, дополнительно можно приобрести эластичный подвес (так называемый "паук") модели SP01.
Микрофон С 01 обладает поистине уникальным соотношением цена/качество. На портале Harmony Central (www.harmony-central.com) в разделе User Reviews можно прочитать немало лестных отзывов об этом микрофоне.
Предварительный усилитель C-valve
C-valve является уникальным в своем классе устройством, поскольку объединяет в себе функции транзисторного усилителя, ламповой секции, энхансера, лимитера и аналогово-цифрового преобразователя. Для того, чтобы познакомиться с этим прибором поближе, рассмотрим путь прохождения через него звукового сигнала.
Входной усилительный каскад у этого устройства транзисторный. C-valve имеет симметричный микрофонный вход XLR и высокоомный несимметричный джековый инструментальный вход для подключения гитар. Для переключения этих входов на передней панели имеется кнопка. На микрофонном входе имеется кнопка включения фантомного питания на 48 В.
Чувствительность микрофонного/инструментального входа изменяется регулятором INPUT GAIN, и величина усиленного сигнала контролируется на индикаторе. Далее сигнал проходит через обрезной фильтр низких частот, имеющий кнопку включения и регулятор выбора частоты среза от 18 до 300 Гц. Необходимо отметить, что возможность регулирования частоты среза фильтра является очень полезной функцией, позволяющей избавиться от нежелательных низкочастотных составляющих сигнала, поступающего с различных источников. После фильтра НЧ в цепи прохождения сигнала находится функция переворота фазы на 180 градусов с кнопкой включения, которая иногда является востребованной.
Между транзисторным и ламповым каскадами находятся точки разрыва сигнала (в виде гнезд SEND и RETURN на джеках) для подключения внешних процессоров обработки, в частности, компрессора C-com opti. Усиленный, отфильтрованный и компрессированный сигнал направляется на ламповую секцию, где происходит его насыщение гармониками, привносимыми в результате работы лампы, что на слух ощущается как "утепление". Степень ламповой обработки можно изменять при помощи вращаемого регулятора SATURATION. А при записи вокала можно воспользоваться кнопкой VOCAL EQ, включающей специальный фильтр, придающий звучанию голоса яркость и прозрачность.
Известно, что при записи звука на цифровые устройства уровень сигнала не должен превышать 0 дБ, поэтому многие устройства, отвечающие за передачу аналогового сигнала на цифровые преобразователи, оборудуются лимитерами. C-valve также имеет встроенный лимитер, который призван облегчить контроль за уровнем сигнала и не допустить перегрузки на выходе устройства. Лимитер включается отдельной кнопкой LIMIT.
Работа лимитера по ограничению уровня сигнала обычно вызывает некоторую потерю в нем высоких частот. Для компенсации этой потери в предусилителе C-valve имеется энхансер, также включающийся отдельной кнопкой ENHANCE.
И вот, наконец, наш многострадальный сигнал, уже "утепленный", улучшенный и лимитированный, попадает на выход процессора. Здесь ему сразу же предлагается принять цифровую форму, поскольку описываемое устройство оборудовано собственным аналогово-цифровым преобразователем. Если ваша звуковая плата снабжена цифровым входом, то вы можете воспользоваться этим преимуществом C-valve. Цифровой выход коаксиальный SPDIF (разъем RCA, так называемый "тюльпан"), имеет разрешение 24 бита, частота дискретизации выбирается между 48 и 96 кГц при помощи отдельной кнопки на передней панели. Аналоговый и цифровой выходы предусилителя работают параллельно. Цифровой тракт снабжен индикатором перегрузки в виде лампочки, если она загорается, то уровень сигнала необходимо уменьшить регулятором OUTPUT VOLUME или, при необходимости, регулятором INPUT GAIN.
Описываемый предусилитель сконструирован таким образом, что может работать в паре с другим C-valve, в этом случае два устройства работают как одна стереосистема, передавая левый и правый сигналы через один цифровой выход. Для этой цели служит вход DIGITAL LINK IN на джеке, соединяемый с аналоговым выходом другого устройства.
C-valve снабжен аналоговым выходом на джеке с регулятором уровня выходного сигнала OUTPUT VOLUME, что также является важным достоинством, поскольку не все принимающие сигнал устройства имеют возможность регулировать величину сигнала на входе. Аналоговый выход симметричный (трехконтактный джек TRS), но также работает и в несимметричном варианте (с подключением двухконтактного джека TR). Уровень сигнала на аналоговом выходе контролируется стрелочным индикатором, на шкале которого отображается величина от -20 до +4 дБ, что говорит о возможности подключения предусилителя к различным типам аппаратуры.
Оптический компрессор С-com optiКомпрессор призван решать в студии многие задачи, как технические, так и художественные. Но все-таки основной задачей его применения является уменьшение динамического диапазона сигнала с целью повышения плотности и выразительности звучания, а также соответствия динамического диапазона полученного сигнала возможностям записывающего устройства. Напомним, что динамический диапазон распространенных 24-битных звуковых плат нижнего и среднего ценовых диапазонов находится в пределах от 93 до 106 дБ.
В компрессировании звучания при записи нуждаются практически все инструменты, но особенно это необходимо вокалу — для выделения партии голоса в миксе, гитаре — для уменьшения динамического диапазона и уплотнения звучания, бас-гитаре, бас-барабану, соло-барабану и томам — для подчеркивания акцентов.
Для обработки вокала и бас-гитары оптоэлектронная схема построения компрессора предпочтительней, чем широко распространенная схема VCA, звук получается мягче, без потери в области высоких частот. Отличие в работе этих двух схем особенно заметно при использовании недорогих устройств.
Оптический компрессор C-com opti является монофоническим прибором, снабженным регуляторами всех необходимых при компрессировании звука параметров: порога срабатывания THRESHOLD, степени компрессии RATIO, скорости срабатывания ATTACK, скорости восстановления RELEASE, а также компенсацией уровня сигнала на выходе OUTPUT LEVEL. Имеется также кнопка обхода BYPASS, позволяющая сравнить прямой и обработанный сигналы. Стрелочный индикатор показывает уровень выходного сигнала или величину понижения уровня сигнала при компрессировании, переключение между этими двумя режимами осуществляется кнопкой METER. Если вы посчитаете, что пропущенному через компрессор сигналу не хватает яркости, можно воспользоваться встроенным энхансером, который включается кнопкой ENHANCE.
C-com opti имеет симметричные/несимметричные вход и выход на задней панели, реализованные в виде гнезд для джеков, а также специальный вход STEREO LINK INPUT для объединения двух одинаковых компрессоров в одно стереофоническое устройство.
Разумеется, компрессор C-com opti идеально согласуется с предусилителем C-valve.
Графический эквалайзер S-equalizerЭквалайзер обычно подключают после компрессора, и служит он, как известно, для корректирования спектрального баланса звукового сигнала.
Устройство S-equalizer является 7-полосным графическим эквалайзером, способным работать как в моно, так и в стерео режиме, и, соответственно, оснащенным моно- (джеки) и стерео- (RCA) входами и выходами. Разъемы моносимметричные, но их можно использовать и для работы с несимметричным сигналом. Величина глубины регулировки тембра переключается между значениями 6 и 12 дБ соответствующей кнопкой. Имеется кнопка обхода сигнала BYPASS и вращаемый регулятор уровня сигнала на входах.
Если вы понимаете, что без эквалайзера вам не обойтись, то описанные выше приборы необходимо скоммутировать следующим образом. Выход SEND предусилителя C-valve соединяется с входом INPUT компрессора C-com opti, чей выход OUTPUT, в свою очередь, коммутируется с входом MONO INPUT эквалайзера S-equalizer. Остается подключить выход MONO OUTPUT эквалайзера с входом RETURN предусилителя — и цепочка из приборов обработки звука создана.
Желательно всю коммутацию произвести с использованием симметрии, то есть использовать кабель с двумя сигнальными жилами и, соответственно, трехконтактными джеками TRS на концах кабеля. Теперь можно подключить к предусилителю микрофон C 01 (симметричным кабелем XLR female — XLR male) или гитару (кабелем с моноджеками на концах) и соединить выход предусилителя C-valve (аналоговый или цифровой) с входом звуковой платы.
Итак, мы получили возможность качественно и полноценно обработать сигнал, поступающий с микрофона или гитары, и направить его в компьютер в аналоговом или в цифровом виде для записи. Однако это еще часть дела, поскольку записанный в компьютер сигнал необходимо слышать и контролировать. Кроме того, при записи следующей музыкальной партии мы должны одновременно слышать и уже записанный в компьютер сигнал, и записываемый в данный момент, желательно с возможностью регулирования баланса между этими сигналами. То есть, перед нами встает проблема мониторинга.
Безусловно, дорогие звуковые платы и устройства, имея полный набор мониторных выходов и встроенный, аппаратно реализованный, микшер, предлагают все возможности для осуществления грамотного мониторинга, но обычно мы имеем в своем распоряжении один стереовход и один стереовыход. Иногда встречается отдельный выход для наушников, но качество звука, поступающего с него, обычно ниже, чем с линейного выхода. Причем у нас еще имеются студийные мониторы (я надеюсь, неплохие!), которые также требуется подключить к какому-нибудь выходу с линейным уровнем сигнала. И здесь нам на помощь приходит следующее устройство фирмы Samson.
Устройство для мониторинга S-monitorЭто единственный в своем роде прибор на рынке музыкальных устройств. Его задачей является коммутация всех участвующих в процессе записи звука источников для организации грамотного мониторинга сигнала. Устройство S-monitor предназначено как раз для использования его в домашних студиях звукозаписи, но оно также идеально подходит для создания индивидуального мониторинга на сцене.
S-monitor содержит микрофонный вход XLR с регулятором уровня громкости, запараллеленный со сквозным XLR-выходом. Имеется стерео линейный вход на джеке с регулятором уровня громкости, запараллеленный со сквозным выходом. Устройство также оснащено двумя выходами для подключения наушников.
На верхней панели прибора изображена подробная схема коммутации, ориентируясь на которую, легко скоммутировать для осуществления мониторинга все оборудование, имеющееся в нашей студии. К микрофонному входу S-monitor подключаем микрофон C 01, а микрофонный выход соединяем с входом предусилителя C-valve. Для подключения гитары нам в данном случае понадобится дополнительное устройство под названием DIRECT BOX, трансформирующее несимметричный гитарный сигнал в симметричный микрофонный. Сигнал с выхода звуковой платы подаем на линейный вход S-monitor, а параллельный линейный выход соединяем со входами активных студийных мониторов или студийного мониторного усилителя. Остается подключить наушники к соответствующему выходу — и система мониторинга готова к работе.
Теперь мы можем контролировать сигнал, приходящий с компьютера, одновременно в мониторах и в наушниках. При исполнении вокальной партии у нас есть возможность отрегулировать баланс между голосом и записанным в компьютер материалом при помощи регуляторов MIC LEVEL и MIX LEVEL и получить в своих наушниках оптимальное звучание (при записи наложением новой партии всегда хочется увеличить громкость записываемого сигнала по сравнению с уже записанным, чтобы контролировать все нюансы исполнения). Когда производится запись, регулятор громкости акустических мониторов выводится в ноль, а при прослушивании полученного результата, так же, как и при сведении дорожек, мониторы вновь включаются.
Если вы исполняете все музыкальные партии, в том числе и вокальную, самостоятельно, то вам понадобится только один выход для наушников — для контроля самого себя. А если вы записываете других музыкантов и исполнителей, выступая при этом в роли звукорежиссера, то вам нужны оба имеющихся в S-monitor выхода — для наушников музыканта и для ваших наушников. В таком случае и ваш коллега, и вы будете слышать один микс (хотя данное устройство не позволяет создать разные миксы для артиста и для звукорежиссера, это нельзя считать серьезным недостатком, поскольку в итоге результат записи контролируется посредством акустических мониторов).
Несколько слов о наушниках
Наушники, которыми пользуется при записи артист, должны иметь закрытую конструкцию во избежание проникновения звука из наушников в записываемый материал. Закрытые наушники Samson CH 700 прекрасно справятся с такой задачей. Звукорежиссеру больше подойдут наушники с полуоткрытой или открытой конструкцией, потому что они точнее передают звук и не так утомляют слух.
В начале статьи упоминалось о том, что предложенное решение для записи и мониторинга звука от компании Samson является комплексно-модульным. Это означает, что вы можете приобретать и использовать устройства по отдельности: начать с предварительного усилителя C-valve и устройства для мониторинга S-monitor, дополнить их микрофоном C 01, затем подключить компрессор C-com opti (отказавшись от программной компрессии компьютерных плагинов, рекламируемое качество которой подлежит сомнению) и при желании добавить эквалайзер S-equalizer.
Несомненным достоинством каждого из этих устройств является возможность использования их для "живой" работы на сцене, где они окажутся весьма ощутимым подспорьем в нелегком деле создания концертного саунда.
Кроме того, хотелось бы еще раз отметить тот факт, что описанные приборы идеально согласуются между собой по электрическим параметрам входов и выходов, а это немаловажный аргумент в копилку достоинств данного решения от Samson.
Итак, мы рассмотрели серию устройств для записи звука в компьютер. С их помощью можно получить яркое и плотное звучание вокала и инструментов, которое не затеряется в самой насыщенной аранжировке. Только имея мощное ядро, динамический посыл звука, можно производить дальнейшую пространственную и модуляционную обработку звука. В противном случае звучание просто "развалится".
Все перечисленные в статье устройства можно прослушать в работе и приобрести в салоне музыкальных инструментов и оборудования "Muzzone",
Многие музыканты, лавируя среди имеющихся в этой области подводных камней, приобретают опыт работы и получают вполне приличные результаты. Действительно, домашняя студия привлекательна в первую очередь такими важными параметрами, как малобюджетность и компактность. Напомним, что для создания такой студии необходимы достаточной мощности компьютер, программное обеспечение для записи и обработки звука, компьютерная плата ввода/вывода звука, программные или аппаратные синтезаторы/сэмплеры, мониторы для контроля записи, микрофон для записи вокала/инструментов и наушники.
Выбор тех или иных музыкальных устройств напрямую зависит от стилистических особенностей записываемой вами музыки. Так, для создания современных танцевальных композиций иногда бывает достаточно использования программных синтезаторов и сэмплеров. Если же создаваемая вами музыка немыслима без применения вокала, гитар, скрипок, духовых и других "живых" инструментов, то вам надо обратить серьезное внимание на устройства, ответственные за передачу звучания вашего голоса или инструмента в компьютер.
Здесь, конечно, важная роль отводится качеству аналогово-цифровых преобразователей звуковой платы, но в первую очередь необходим правильный подход к передаче звука, который предполагает использование хорошего студийного микрофона, предварительного микрофонного/инструментального усилителя, компрессора и, при необходимости, эквалайзера.
Подобные устройства в настоящее время выпускаются различными производителями в большом многообразии, и поэтому сделать оптимальный выбор представляется сложной задачей. В связи с этим представляет интерес комплексно-модульное решение от известной американской компании Samson*, состоящее из конденсаторного микрофона C 01, лампового предварительного усилителя C-valve, оптического компрессора C-com opti, графического эквалайзера S-equalizer и устройства для мониторинга сигнала S-monitor. Рассмотрим эти приборы по порядку.
Студийный конденсаторный микрофон С 01Микрофон имеет большую мембрану и внутреннюю защиту от вибрации. Конструкция капсюля микрофона с гиперкардиодной диаграммой направленности позволяет точнее спозиционировать источник звука и обладает меньшей чувствительностью к обратной связи (чем выше чувствительность, тем чаще микрофон "заводится"). Частотный диапазон — от 40 Гц до 18 кГц. Максимальное звуковое давление, которое диафрагма микрофона передаст без искажений, равно 136 дБ, чего вполне достаточно для передачи весьма "напористого" вокала.
Амплитудно-частотная характеристика С 01 (рис. 1) также заслуживает одобрения, указывая на то, что звучание микрофона является ровным во всем диапазоне слышимых частот, с небольшим подъемом в области высоких частот, что необходимо для яркой передачи тембров голоса и инструментов. Микрофон требует фантомного питания (36-52 В). К микрофону прилагается адаптер для стойки и пластмассовый кейс, дополнительно можно приобрести эластичный подвес (так называемый "паук") модели SP01.
Микрофон С 01 обладает поистине уникальным соотношением цена/качество. На портале Harmony Central (www.harmony-central.com) в разделе User Reviews можно прочитать немало лестных отзывов об этом микрофоне.
Предварительный усилитель C-valve
C-valve является уникальным в своем классе устройством, поскольку объединяет в себе функции транзисторного усилителя, ламповой секции, энхансера, лимитера и аналогово-цифрового преобразователя. Для того, чтобы познакомиться с этим прибором поближе, рассмотрим путь прохождения через него звукового сигнала.
Входной усилительный каскад у этого устройства транзисторный. C-valve имеет симметричный микрофонный вход XLR и высокоомный несимметричный джековый инструментальный вход для подключения гитар. Для переключения этих входов на передней панели имеется кнопка. На микрофонном входе имеется кнопка включения фантомного питания на 48 В.
Чувствительность микрофонного/инструментального входа изменяется регулятором INPUT GAIN, и величина усиленного сигнала контролируется на индикаторе. Далее сигнал проходит через обрезной фильтр низких частот, имеющий кнопку включения и регулятор выбора частоты среза от 18 до 300 Гц. Необходимо отметить, что возможность регулирования частоты среза фильтра является очень полезной функцией, позволяющей избавиться от нежелательных низкочастотных составляющих сигнала, поступающего с различных источников. После фильтра НЧ в цепи прохождения сигнала находится функция переворота фазы на 180 градусов с кнопкой включения, которая иногда является востребованной.
Между транзисторным и ламповым каскадами находятся точки разрыва сигнала (в виде гнезд SEND и RETURN на джеках) для подключения внешних процессоров обработки, в частности, компрессора C-com opti. Усиленный, отфильтрованный и компрессированный сигнал направляется на ламповую секцию, где происходит его насыщение гармониками, привносимыми в результате работы лампы, что на слух ощущается как "утепление". Степень ламповой обработки можно изменять при помощи вращаемого регулятора SATURATION. А при записи вокала можно воспользоваться кнопкой VOCAL EQ, включающей специальный фильтр, придающий звучанию голоса яркость и прозрачность.
Известно, что при записи звука на цифровые устройства уровень сигнала не должен превышать 0 дБ, поэтому многие устройства, отвечающие за передачу аналогового сигнала на цифровые преобразователи, оборудуются лимитерами. C-valve также имеет встроенный лимитер, который призван облегчить контроль за уровнем сигнала и не допустить перегрузки на выходе устройства. Лимитер включается отдельной кнопкой LIMIT.
Работа лимитера по ограничению уровня сигнала обычно вызывает некоторую потерю в нем высоких частот. Для компенсации этой потери в предусилителе C-valve имеется энхансер, также включающийся отдельной кнопкой ENHANCE.
И вот, наконец, наш многострадальный сигнал, уже "утепленный", улучшенный и лимитированный, попадает на выход процессора. Здесь ему сразу же предлагается принять цифровую форму, поскольку описываемое устройство оборудовано собственным аналогово-цифровым преобразователем. Если ваша звуковая плата снабжена цифровым входом, то вы можете воспользоваться этим преимуществом C-valve. Цифровой выход коаксиальный SPDIF (разъем RCA, так называемый "тюльпан"), имеет разрешение 24 бита, частота дискретизации выбирается между 48 и 96 кГц при помощи отдельной кнопки на передней панели. Аналоговый и цифровой выходы предусилителя работают параллельно. Цифровой тракт снабжен индикатором перегрузки в виде лампочки, если она загорается, то уровень сигнала необходимо уменьшить регулятором OUTPUT VOLUME или, при необходимости, регулятором INPUT GAIN.
Описываемый предусилитель сконструирован таким образом, что может работать в паре с другим C-valve, в этом случае два устройства работают как одна стереосистема, передавая левый и правый сигналы через один цифровой выход. Для этой цели служит вход DIGITAL LINK IN на джеке, соединяемый с аналоговым выходом другого устройства.
C-valve снабжен аналоговым выходом на джеке с регулятором уровня выходного сигнала OUTPUT VOLUME, что также является важным достоинством, поскольку не все принимающие сигнал устройства имеют возможность регулировать величину сигнала на входе. Аналоговый выход симметричный (трехконтактный джек TRS), но также работает и в несимметричном варианте (с подключением двухконтактного джека TR). Уровень сигнала на аналоговом выходе контролируется стрелочным индикатором, на шкале которого отображается величина от -20 до +4 дБ, что говорит о возможности подключения предусилителя к различным типам аппаратуры.
Оптический компрессор С-com optiКомпрессор призван решать в студии многие задачи, как технические, так и художественные. Но все-таки основной задачей его применения является уменьшение динамического диапазона сигнала с целью повышения плотности и выразительности звучания, а также соответствия динамического диапазона полученного сигнала возможностям записывающего устройства. Напомним, что динамический диапазон распространенных 24-битных звуковых плат нижнего и среднего ценовых диапазонов находится в пределах от 93 до 106 дБ.
В компрессировании звучания при записи нуждаются практически все инструменты, но особенно это необходимо вокалу — для выделения партии голоса в миксе, гитаре — для уменьшения динамического диапазона и уплотнения звучания, бас-гитаре, бас-барабану, соло-барабану и томам — для подчеркивания акцентов.
Для обработки вокала и бас-гитары оптоэлектронная схема построения компрессора предпочтительней, чем широко распространенная схема VCA, звук получается мягче, без потери в области высоких частот. Отличие в работе этих двух схем особенно заметно при использовании недорогих устройств.
Оптический компрессор C-com opti является монофоническим прибором, снабженным регуляторами всех необходимых при компрессировании звука параметров: порога срабатывания THRESHOLD, степени компрессии RATIO, скорости срабатывания ATTACK, скорости восстановления RELEASE, а также компенсацией уровня сигнала на выходе OUTPUT LEVEL. Имеется также кнопка обхода BYPASS, позволяющая сравнить прямой и обработанный сигналы. Стрелочный индикатор показывает уровень выходного сигнала или величину понижения уровня сигнала при компрессировании, переключение между этими двумя режимами осуществляется кнопкой METER. Если вы посчитаете, что пропущенному через компрессор сигналу не хватает яркости, можно воспользоваться встроенным энхансером, который включается кнопкой ENHANCE.
C-com opti имеет симметричные/несимметричные вход и выход на задней панели, реализованные в виде гнезд для джеков, а также специальный вход STEREO LINK INPUT для объединения двух одинаковых компрессоров в одно стереофоническое устройство.
Разумеется, компрессор C-com opti идеально согласуется с предусилителем C-valve.
Графический эквалайзер S-equalizerЭквалайзер обычно подключают после компрессора, и служит он, как известно, для корректирования спектрального баланса звукового сигнала.
Устройство S-equalizer является 7-полосным графическим эквалайзером, способным работать как в моно, так и в стерео режиме, и, соответственно, оснащенным моно- (джеки) и стерео- (RCA) входами и выходами. Разъемы моносимметричные, но их можно использовать и для работы с несимметричным сигналом. Величина глубины регулировки тембра переключается между значениями 6 и 12 дБ соответствующей кнопкой. Имеется кнопка обхода сигнала BYPASS и вращаемый регулятор уровня сигнала на входах.
Если вы понимаете, что без эквалайзера вам не обойтись, то описанные выше приборы необходимо скоммутировать следующим образом. Выход SEND предусилителя C-valve соединяется с входом INPUT компрессора C-com opti, чей выход OUTPUT, в свою очередь, коммутируется с входом MONO INPUT эквалайзера S-equalizer. Остается подключить выход MONO OUTPUT эквалайзера с входом RETURN предусилителя — и цепочка из приборов обработки звука создана.
Желательно всю коммутацию произвести с использованием симметрии, то есть использовать кабель с двумя сигнальными жилами и, соответственно, трехконтактными джеками TRS на концах кабеля. Теперь можно подключить к предусилителю микрофон C 01 (симметричным кабелем XLR female — XLR male) или гитару (кабелем с моноджеками на концах) и соединить выход предусилителя C-valve (аналоговый или цифровой) с входом звуковой платы.
Итак, мы получили возможность качественно и полноценно обработать сигнал, поступающий с микрофона или гитары, и направить его в компьютер в аналоговом или в цифровом виде для записи. Однако это еще часть дела, поскольку записанный в компьютер сигнал необходимо слышать и контролировать. Кроме того, при записи следующей музыкальной партии мы должны одновременно слышать и уже записанный в компьютер сигнал, и записываемый в данный момент, желательно с возможностью регулирования баланса между этими сигналами. То есть, перед нами встает проблема мониторинга.
Безусловно, дорогие звуковые платы и устройства, имея полный набор мониторных выходов и встроенный, аппаратно реализованный, микшер, предлагают все возможности для осуществления грамотного мониторинга, но обычно мы имеем в своем распоряжении один стереовход и один стереовыход. Иногда встречается отдельный выход для наушников, но качество звука, поступающего с него, обычно ниже, чем с линейного выхода. Причем у нас еще имеются студийные мониторы (я надеюсь, неплохие!), которые также требуется подключить к какому-нибудь выходу с линейным уровнем сигнала. И здесь нам на помощь приходит следующее устройство фирмы Samson.
Устройство для мониторинга S-monitorЭто единственный в своем роде прибор на рынке музыкальных устройств. Его задачей является коммутация всех участвующих в процессе записи звука источников для организации грамотного мониторинга сигнала. Устройство S-monitor предназначено как раз для использования его в домашних студиях звукозаписи, но оно также идеально подходит для создания индивидуального мониторинга на сцене.
S-monitor содержит микрофонный вход XLR с регулятором уровня громкости, запараллеленный со сквозным XLR-выходом. Имеется стерео линейный вход на джеке с регулятором уровня громкости, запараллеленный со сквозным выходом. Устройство также оснащено двумя выходами для подключения наушников.
На верхней панели прибора изображена подробная схема коммутации, ориентируясь на которую, легко скоммутировать для осуществления мониторинга все оборудование, имеющееся в нашей студии. К микрофонному входу S-monitor подключаем микрофон C 01, а микрофонный выход соединяем с входом предусилителя C-valve. Для подключения гитары нам в данном случае понадобится дополнительное устройство под названием DIRECT BOX, трансформирующее несимметричный гитарный сигнал в симметричный микрофонный. Сигнал с выхода звуковой платы подаем на линейный вход S-monitor, а параллельный линейный выход соединяем со входами активных студийных мониторов или студийного мониторного усилителя. Остается подключить наушники к соответствующему выходу — и система мониторинга готова к работе.
Теперь мы можем контролировать сигнал, приходящий с компьютера, одновременно в мониторах и в наушниках. При исполнении вокальной партии у нас есть возможность отрегулировать баланс между голосом и записанным в компьютер материалом при помощи регуляторов MIC LEVEL и MIX LEVEL и получить в своих наушниках оптимальное звучание (при записи наложением новой партии всегда хочется увеличить громкость записываемого сигнала по сравнению с уже записанным, чтобы контролировать все нюансы исполнения). Когда производится запись, регулятор громкости акустических мониторов выводится в ноль, а при прослушивании полученного результата, так же, как и при сведении дорожек, мониторы вновь включаются.
Если вы исполняете все музыкальные партии, в том числе и вокальную, самостоятельно, то вам понадобится только один выход для наушников — для контроля самого себя. А если вы записываете других музыкантов и исполнителей, выступая при этом в роли звукорежиссера, то вам нужны оба имеющихся в S-monitor выхода — для наушников музыканта и для ваших наушников. В таком случае и ваш коллега, и вы будете слышать один микс (хотя данное устройство не позволяет создать разные миксы для артиста и для звукорежиссера, это нельзя считать серьезным недостатком, поскольку в итоге результат записи контролируется посредством акустических мониторов).
Несколько слов о наушниках
Наушники, которыми пользуется при записи артист, должны иметь закрытую конструкцию во избежание проникновения звука из наушников в записываемый материал. Закрытые наушники Samson CH 700 прекрасно справятся с такой задачей. Звукорежиссеру больше подойдут наушники с полуоткрытой или открытой конструкцией, потому что они точнее передают звук и не так утомляют слух.
В начале статьи упоминалось о том, что предложенное решение для записи и мониторинга звука от компании Samson является комплексно-модульным. Это означает, что вы можете приобретать и использовать устройства по отдельности: начать с предварительного усилителя C-valve и устройства для мониторинга S-monitor, дополнить их микрофоном C 01, затем подключить компрессор C-com opti (отказавшись от программной компрессии компьютерных плагинов, рекламируемое качество которой подлежит сомнению) и при желании добавить эквалайзер S-equalizer.
Несомненным достоинством каждого из этих устройств является возможность использования их для "живой" работы на сцене, где они окажутся весьма ощутимым подспорьем в нелегком деле создания концертного саунда.
Кроме того, хотелось бы еще раз отметить тот факт, что описанные приборы идеально согласуются между собой по электрическим параметрам входов и выходов, а это немаловажный аргумент в копилку достоинств данного решения от Samson.
Итак, мы рассмотрели серию устройств для записи звука в компьютер. С их помощью можно получить яркое и плотное звучание вокала и инструментов, которое не затеряется в самой насыщенной аранжировке. Только имея мощное ядро, динамический посыл звука, можно производить дальнейшую пространственную и модуляционную обработку звука. В противном случае звучание просто "развалится".
Все перечисленные в статье устройства можно прослушать в работе и приобрести в салоне музыкальных инструментов и оборудования "Muzzone",
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2004 год в рубрике музыкальная газета