Музыкальные Инструменты
Страшный зверь под названием амплитудное ограничение

Страшный зверь под названием амплитудное ограничениеОчевидно, что при некоторых недостатках ламповые усилители дают то самое богатое и насыщенное звучание, которое ценят ведущие музыканты всего мира и которое пока невозможно получить на транзисторных агрегатах. Но что же мешает создать транзисторный усилитель, работающий как ламповый?

К сожалению, первые такие попытки принесли транзисторным усилителям ужасную репутацию. Основным возражением против этих прототипов были их жесткость и ограниченный динамический диапазон, почти целиком обусловленные сверхчистым звуком и широким частотным диапазоном вплоть до достижения максимальной выходной мощности, после чего переход к амплитудному ограничению (АО) происходил резко и жестко.
Когда на усилителе играли почти на предельной мощности, атака звука (сразу после удара по струне) выводила усилитель на короткое мгновение в зону АО, давая "скользкий", "плюющийся" звук в начале каждой ноты. Если усилитель выходил далеко в зону АО, то обычно перегруз (овердрайв) был очень грязным и немузыкальным.

В свое время было много споров о том, что ламповые усилители давали перегруз в основном с четными гармониками (музыкально соотносящимися с основным тоном и поэтому желательными), в то время как транзисторные усилители дают нечетные гармоники, которые не сочетаются музыкально с основной нотой. Я не думаю, что это полностью верно, поскольку у музыкантов направления "тяжелый метал" в 80-х (и как вариация у гитаристов стиля грандж в 90-х) был популярен тип дисторшна, воспроизводивший резкое АО неламповых усилителей. Этот тип дисторшна стал приемлемым в результате воспроизведения его с очень тщательной обработкой по частотам (эквализацией) для снижения уровня жестких компонентов и без того, чтобы жертвовать очень широким частотным диапазоном.
Тем не менее, ламповые схемы производят главным образом перегруз гармоник низкого порядка (музыкально согласующихся), в то время как неламповые схемы обычно воспроизводят полный диапазон гармонических искажений, включая нежелательные гармоники высокого порядка. Это происходит из-за ряда факторов, включая трансформаторный выход ламповой схемы и большое количество обратных (электронных) завязок, необходимых в электронных схемах. Ламповые схемы не нуждаются в большом количестве обратных электрических связей, а некоторые хорошо звучащие усилители не используют их вовсе!

Другой популярной теорией своего времени было то, что разница определялась питанием: лампы зависят от вольтажа, а транзисторы — от тока. Поэтому большие надежды возлагались на полевые транзисторы, поскольку они тоже зависели от вольтажа. Некоторые компании выпустили усилители на полевых транзисторах с обычной претензией на их похожесть по звуку на ламповые — и вновь потерпели фиаско. Эти ранние схемы по-прежнему являли собой транзисторную чистоту звука с внезапным и резким переходом к АО.
По моему мнению, главными нежелательными элементами транзисторных усилителей мощности являются отсутствие спада по высоким частотам, позволяющего убрать резкость жестокого АО. Еще более нежелательно то, что переход к АО в транзисторных усилителях уж очень резок. Искажения сами по себе — это добавление высоких гармоник, не присутствующих в исходном сигнале, и плавность перехода к искажениям, и разница в схеме означают то, что они добавляют разные гармоники.
В ламповых усилителях для выделения гармоники низкого порядка на ранних стадиях искажений используются выходные трансформаторы, придающие мягкость перегрузу. В последнее время транзисторные усилители стали обращаться к этой схеме с тем или иным успехом, используя ограничители громкости и различные варианты овердрайва в предусилителях. Marshall Valvestate и Peavey Transtube дают очень похожие на ламповые динамические характеристики при полупроводниковых схемах.

Еще одним вариантом решения проблемы является использование очень мощных транзисторных усилителей и акустических кабинетов при формировании необходимого звука исключительно на стадии предусиления. Именно такой метод приветствуется некоторыми гитаристами стиля "хэви-метал" и аналогичных стилей.
Большинство нынешних схем (ламповых и транзисторных) позволяют перегружать предусилитель, в то время как основной регулятор громкости (master volume) контролирует уровень воспроизведения усилителя мощности. Это дает исполнителю возможность использовать разные варианты звука (от чистого до перегруженного) на различных уровнях громкости. Обычно исполнитель устанавливает фиксированную громкость исходя из условий концерта и по мере надобности включает перегруз ножным переключателем. Стало обычным усиливать сигнал в сотни раз уже на стадии предусиления!
Я считаю, что звук, которого обычно добиваются гитаристы, производится на уровне усиления мощности лампового усилителя. Например, Mesa/Boogie предлагает одни из наиболее многовариантных ламповых предусилителей-овердрайвов, и звук, который можно получить на них, действительно классный, но я не слышу этой "сливочной" компрессии до тех пор, пока не начинаю выкручивать ручку усилителя мощности (т.е. повышать громкость!).

Несколько схем последних лет являются гибридными, позволяющими лампе в предусилителе перегружаться, а транзисторному оконечному усилителю — работать в пределах его мощности. Перегруженная лампа в предусилителе звучит по-другому, чем в популярных полупроводниковых схемах перегруза, однако, по мне, она звучит не так здорово, как перегруженный ламповый усилитель.
Резюмируя, можно сказать следующее: ламповые усилители прочно удерживают позиции на мировом музыкальном рынке. Качество транзисторных усилителей за 5-10 прошедших лет заметно выросло, но не настолько чтобы переплюнуть "лампу", потому они используются только как звукоусиливающая платформа.
Ламповые же аппараты в мощных стеках, которые мы можем лицезреть на сцене во время концертов групп со всего мира, разумеется, вне конкуренции. В настоящий момент ламповая техника применяется только как высококачественное инструментальное звукообразующее звено в общем звуковом тракте.

Салон "Muzzone" приглашает всех желающих задавать вопросы по всем аспектам, касающимся выбора и эксплуатации музыкальных инструментов и звукоусилительного оборудования. Вопросы можно задавать по e-mail:salon@muzzone.by, или на форуме, расположенном на нашем сайтеwww.muzzone.by

Материалы подготовлены Александром Насоновым, менеджером салона музыкальных инструментов и оборудования "Muzzone", расположенного по адресу: г. Минск, Логойский тракт, 10.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета