Музыкальные Инструменты Выбираем усилитель: ламповый или транзисторный
Салон MUZZONE продолжает серию актуальных публикаций на тему технических характеристик музыкальных инструментов и оборудования. Редакция "Музыкальной газеты" любезно предоставила нам возможность печатать наши материалы на постоянной основе.
После того, как вы приобрели музыкальный инструмент, радость ваша продлится ровно до тех пор, пока вы не поймете, что ваше приобретение необходимо во что-то включать. Усилитель — вот что вам теперь необходимо. Так же, как при покупке инструмента, вы должны точно себе представлять, что вы собираетесь покупать. На первый взгляд, выбор неширок: усилители бывают ламповые и транзисторные. Но это только на первый взгляд. Для начала оценим положительные и отрицательные стороны каждого типа.
Плюсы и минусы ламповых усилителей
Плюсы:
— плавный переход в амплитудное ограничение;
— большой динамический диапазон (поскольку амплитудное ограничение не так заметно при полной мощности);
— перегруженный звук (овердрайв) — "музыкальный" (то есть мягкий, не резкий);
— разные модели дают постоянный стандартный узнаваемый звук;
— ограниченный диапазон частот (усилитель и динамик в комбинации обычно дают от 80 до 6000 Hz).
Минусы:
— усилители имеют большой вес из-за выходного трансформатора;
— лампы обычно приходится заменять не реже одного раза в год для поддержания оптимального звука, причем лампы необходимо подобрать на точное соответствие друг другу по амплитудно-частотным характеристикам;
— лампы "шумнее" (выдают шипение, т.н. микрофонный эффект);
— усилители греются при работе (и только у немногих есть охлаждающие вентиляторы!);
— дороги по цене и содержанию.
Плюсы и минусы транзисторных усилителей
Плюсы:
— отсутствие накала. Мгновенная готовность к работе — весьма ощутимый плюс;
— высокая механическая прочность. Надо ли говорить, как важна высокая механическая надежность усилителя для практической работы;
— низкая стоимость транзисторов. По отношению к лампам той же суммарной мощности транзисторы стоят значительно дешевле;
— неограниченный срок службы. Потеря эмиссии у ламп — вещь крайне неприятная и, увы, неизбежная, и транзисторы здесь выглядят куда привлекательнее;
— отсутствие необходимости использовать выходной трансформатор. Отсутствие
ограничений со стороны
выходного трансформатора позволяет добиваться харак-
теристик, которые для лам-
повых аппаратов недости-
жимы;
— малые размеры и вес. Тоже весьма неплохое дополнение к предыдущим плюсам.
Минусы:
— термозависимость. Усилителю необходимо постоянное охлаждение, т.к. при повышении температуры кристалла транзистора выше 25 градусов по Цельсию мощность усилителя падает до нуля;
— нелинейность входной характеристики. Главный недостаток, с точки зрения поборников лампового звука. Действительно, входная характеристика транзисторного усилителя имеет резкий излом, поэтому использование транзистора в качестве усилителя напряжения заведомо ограничивает получение звука высокого качества;
— транзисторные усилители гораздо беднее ламповых по сочности, насыщенности звучания.
три типа лампового звука
Clean— когда перегруза не слышно вообще. Даже когда ламповый усилитель работает намного ниже точки слышимого перегруза, он все равно проявляет определенную степень компрессии или сустейна. Исполнители обычно описывают этот эффект как "теплоту", хотя это не имеет ничего общего с установкой тембра (много низких частот или приглушены высокие частоты).
Braun или Thick— "сливочный" звук, когда усилитель выведен на небольшой перегруз в начале звучания ноты или аккорда, но затухание уходит в чистый звук. Это считается "яблочком" усилителя, когда сустейн и различной степени АО происходят во время звучания одной ноты. Этот звук пока еще не дался ни одному транзисторному усилителю из тех, что я слышал. Я бы даже предположил, что любой, кому удастся точно передать этот звук в транзисторном усилителе, может, наверное, заработать кучу денег от гитаристов всего мира.
Не желая никого обидеть, хочу сказать, что многие пытались это сделать, но пока никому не удалось. Близкий к этому звук я получаю, используя лимитер, за которым стоит схема овердрайва — на грани АО, затем эквалайзер для небольшого приглушения высокочастотной отдачи. Как упомянуто выше, Marshall Valvestate и Peavey Transtube дают достаточно реалистичные звуки и динамику.
Overdrive— с длинным сустейном и мягким перегрузом. Современные предусилители способны тонально воспроизводить многие популярные звуки, а также некоторые новые, недостижимые ни на одном из типов усилителей. Многие исполнители соглашаются с тем, что звук хорош, но динамическая отдача не такая, как у сильно перегруженного лампового усилителя мощности.
После того, как вы приобрели музыкальный инструмент, радость ваша продлится ровно до тех пор, пока вы не поймете, что ваше приобретение необходимо во что-то включать. Усилитель — вот что вам теперь необходимо. Так же, как при покупке инструмента, вы должны точно себе представлять, что вы собираетесь покупать. На первый взгляд, выбор неширок: усилители бывают ламповые и транзисторные. Но это только на первый взгляд. Для начала оценим положительные и отрицательные стороны каждого типа.
Плюсы и минусы ламповых усилителей
Плюсы:
— плавный переход в амплитудное ограничение;
— большой динамический диапазон (поскольку амплитудное ограничение не так заметно при полной мощности);
— перегруженный звук (овердрайв) — "музыкальный" (то есть мягкий, не резкий);
— разные модели дают постоянный стандартный узнаваемый звук;
— ограниченный диапазон частот (усилитель и динамик в комбинации обычно дают от 80 до 6000 Hz).
Минусы:
— усилители имеют большой вес из-за выходного трансформатора;
— лампы обычно приходится заменять не реже одного раза в год для поддержания оптимального звука, причем лампы необходимо подобрать на точное соответствие друг другу по амплитудно-частотным характеристикам;
— лампы "шумнее" (выдают шипение, т.н. микрофонный эффект);
— усилители греются при работе (и только у немногих есть охлаждающие вентиляторы!);
— дороги по цене и содержанию.
Плюсы и минусы транзисторных усилителей
Плюсы:
— отсутствие накала. Мгновенная готовность к работе — весьма ощутимый плюс;
— высокая механическая прочность. Надо ли говорить, как важна высокая механическая надежность усилителя для практической работы;
— низкая стоимость транзисторов. По отношению к лампам той же суммарной мощности транзисторы стоят значительно дешевле;
— неограниченный срок службы. Потеря эмиссии у ламп — вещь крайне неприятная и, увы, неизбежная, и транзисторы здесь выглядят куда привлекательнее;
— отсутствие необходимости использовать выходной трансформатор. Отсутствие
ограничений со стороны
выходного трансформатора позволяет добиваться харак-
теристик, которые для лам-
повых аппаратов недости-
жимы;
— малые размеры и вес. Тоже весьма неплохое дополнение к предыдущим плюсам.
Минусы:
— термозависимость. Усилителю необходимо постоянное охлаждение, т.к. при повышении температуры кристалла транзистора выше 25 градусов по Цельсию мощность усилителя падает до нуля;
— нелинейность входной характеристики. Главный недостаток, с точки зрения поборников лампового звука. Действительно, входная характеристика транзисторного усилителя имеет резкий излом, поэтому использование транзистора в качестве усилителя напряжения заведомо ограничивает получение звука высокого качества;
— транзисторные усилители гораздо беднее ламповых по сочности, насыщенности звучания.
три типа лампового звука
Clean— когда перегруза не слышно вообще. Даже когда ламповый усилитель работает намного ниже точки слышимого перегруза, он все равно проявляет определенную степень компрессии или сустейна. Исполнители обычно описывают этот эффект как "теплоту", хотя это не имеет ничего общего с установкой тембра (много низких частот или приглушены высокие частоты).
Braun или Thick— "сливочный" звук, когда усилитель выведен на небольшой перегруз в начале звучания ноты или аккорда, но затухание уходит в чистый звук. Это считается "яблочком" усилителя, когда сустейн и различной степени АО происходят во время звучания одной ноты. Этот звук пока еще не дался ни одному транзисторному усилителю из тех, что я слышал. Я бы даже предположил, что любой, кому удастся точно передать этот звук в транзисторном усилителе, может, наверное, заработать кучу денег от гитаристов всего мира.
Не желая никого обидеть, хочу сказать, что многие пытались это сделать, но пока никому не удалось. Близкий к этому звук я получаю, используя лимитер, за которым стоит схема овердрайва — на грани АО, затем эквалайзер для небольшого приглушения высокочастотной отдачи. Как упомянуто выше, Marshall Valvestate и Peavey Transtube дают достаточно реалистичные звуки и динамику.
Overdrive— с длинным сустейном и мягким перегрузом. Современные предусилители способны тонально воспроизводить многие популярные звуки, а также некоторые новые, недостижимые ни на одном из типов усилителей. Многие исполнители соглашаются с тем, что звук хорош, но динамическая отдача не такая, как у сильно перегруженного лампового усилителя мощности.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2004 год в рубрике музыкальная газета