Музыкальные Инструменты
Тестируем КОММУТАЦИЮ, или Мелочи, на которые мы не обращаем внимания

Тестируем КОММУТАЦИЮ, или Мелочи, на которые мы не обращаем вниманияПокупая гитары, клавиши, усилители, микрофоны и другую аппаратуру, мы очень придирчиво оцениваем качество их исполнения, технические параметры, известность марки, долго советуемся со специалистами и, наконец, находим то, что в наибольшей степени отвечает нашим взыскательным требованиям. Но, купив инструмент, мы приходим домой или на точку, включаем его в аппарат. Что-то не звучит…

Вот тут вся музыка и начинается, поскольку коммутация — это то, без чего не может обойтись ни один музыкант. Ни клавишник, ни гитарист, ни басист, ни вокалист, ни даже барабанщик (поскольку на концерте он не меньше других нуждается в подзвучке) не могут качественно звучать без таких, казалось бы, малозаметных вещей, как кабеля и разъемы. Кроме того, усилители, акустика и приборы обработки тоже должны соединяться. И не чем попало, а хорошей коммутацией.
Ерунда, скажет иной, я тут взял проводок от старой "Радиотехники", пару джеков и благополучно играю и пою в свой усилитель. Действительно, извлекать звуки у него получится, но вот будет ли отличный инструмент демонстрировать свои возможности хотя бы на 50-60%? Однозначно: НЕТ!

Какое же влияние оказывают кабели на качество воспроизведения и чем необходимо руководствоваться при их выборе?
Каждый серьезный музыкант знает, что кабель имеет ряд очень важных параметров, таких как индуктивность, емкость, сопротивление, а разъемы в свою очередь имеют неприятную особенность ломаться (особенно накануне концерта), поэтому должны быть изготовлены из самых качественных материалов.
Свойства кабеля можно с известной долей упрощения охарактеризовать его сопротивлением, индуктивностью и емкостью. Чем меньше эти параметры, тем выше качество звучания. Все эти величины прямо пропорциональны длине кабеля, поэтому рекомендуем, по возможности, использовать кабеля минимальной длины.
Помимо своей основной функции — передачи сигнала, входной кабель играет роль предохранителя от проникновения нежелательных помех (внешних трансформаторов, блоков питания и другого электромагнитного излучения). По этой причине все (!) входные кабели являются только экранированными — вокруг сигнальных проводов располагается проводящая поверхность (экран), который чаще всего используется как общий провод.

МАТЕРИАЛЫ:
Качество передачи сигнала напрямую зависит от электропроводности материала, из которого изготовлен кабель. Лучше всего электричество проводит серебро, электропроводность меди на 9% ниже. Дешевый кабель чаще всего делают из обычной меди. Провода более дорогих кабелей делают из безкислородной меди (обычно на упаковке стоит пометка Oxygen-Free Copper, OFC), получаемой переплавкой при высоком давлении. Значительно дороже стоят кабели, провода которых делаются из серебра и золота. Они используются там, где необходимо как можно точнее передать сигнал.

В звуковых кабелях экран бывает трех типов: из фольги, проволочной сетки или проволочной спирали. Производители стараются, чтобы экран полностью закрывал собой сигнальные провода кабеля.
Проще всего этого добиться, делая экран из металлической (алюминиевой или медной) фольги. Такой экран обеспечивает 100% покрытие сигнальных проводов. Главный его недостаток — механическая ненадежность, поэтому его применяют только в кабелях, предназначенных для стационарного использования. Проволочная сетчатая оплетка является самой механически надежной формой экрана.


Воспроизводит или изменяет?
В результатах тестов часто указывается, что тот или иной тип кабеля "углубляет сцену", "подчеркивает басы", "смягчает звучание" и т.п. На самом деле речь идет не о свойствах кабеля, а об эффекте, создаваемом путем взаимодействия кабеля с системой громкоговорителей. При подключении других систем громкоговорителей возможно появление других эффектов. Кабель высокого качества должен быть "нейтральным". То есть передавать сигнал без искажений, ровно настолько, насколько способен ваш аппарат.

Кабели делятся на три группы: микрофонные с разъемами XLR, инструментальные с джеками (TRS) и патч-кабели. В качестве "тестируемых" Виталиком кабелей были отобраны кабели Fender Pro Tone, Samson Armoured Cable, Klotz, Canare и вездесущий Proel, а в качестве разъемов Switchcraft и Neutrik.

Японская фирмаCanareявляется одним из крупнейших в мире производителей коммутационной продукции: кабелей, разъемов, мультиканальных кабельных систем. Широкий спектр выпускаемой продукции способен удовлетворить практически любые, даже самые изысканные, запросы. При пайке не оплавляется изоляция, как это бывает у кабелей дешевых производителей. Экран очень мощный, собран довольно качественно, центральный провод состоит из множества тонких, но очень прочных жил (для одинарного кабеля). Легко паяется, гибок и очень удобен при повседневной работе. По звуковым характеристикам можно сказать что кабель "нейтрален", т.е. линейно, без искажений, передает сигнал. В музыкальных кругах его принято называть "мониторным" кабелем (что на входе — то на выходе).

Proel— итальянская компания, изделия которой зачастую производятся в Китае и имеют небольшой запас прочности. Большинство отечественных музыкантов, насколько я знаю, на сегодняшний день используют Proel из-за дешевизны.
Мнение одного известного человека в музыкальных кругах: играть через Proel можно, когда деваться больше некуда! К сожалению, качество пайки и конструкционные особенности этих кабелей оставляют желать лучшего.
Звучание очень бедное на обертоны, так называемое "мутное стекло". У всех гитар кабель напрочь сносил "высокую середину". У готовых кабелей экран в принципе не удовлетворяет обычным требованиям музыкантов, на местах пайки имеются канифольные кляксы, да и вообще пайка очень ненадежная, готовая развалиться в самый не подходящий момент. Звук очень тусклый, почти без верха, не говоря уже о том, что "середина", самое важное для гитаристовбасистов, просто отсутствует. В общем, кабели Proel не порадовали.

ФирмаSwitchcraftодной из первых использовала разъем типа XLR для звуковых соединений и на протяжении многих лет радовала нас многими новаторскими изобретениями. В работе SwitchCraft проявил себя неплохо, за исключением некоторых мелочей, которые, впрочем, на мой взгляд, имею серьезное значение. Качество материала, из которого сделаны контакты, уступает Neutrik, а разъемы типа TRS, к сожалению, не соответствуют стандартам мировых производителей (в некоторых случаях, при использовании откручивались гильзы, TIP головы отламывались). Кроме того, в Switchcraft довольно трудно вставить кабель большого диаметра — отверстие в резиновой трубке недостаточно велико.

Neutrik. Пожалуй, это самый популярный брэнд в кругах профессиональных музыкантов и звукорежиссеров. На протяжении последних 30 лет швейцарская компания Neutrik занимает лидирующие позиции в производстве высококачественных разъемов, панелей, согласующих устройств и прочей коммутационной продукции. Надежный электрический контакт, долговечность, стабильность физических параметров — все это неотъемлемые составляющие высочайшего качества продукции Neutrik. Подтверждение тому — факт, что изделия Neutrik используются в производстве не только профессионального оборудования для шоу-бизнеса, но также в военной и других отраслях промышленности.

История
Компания Neutrik в 1987 году разработала и запустила в производство ныне широко используемые в производстве акустических систем и усилителей мощности разъемы SPEAKON. В разные годы были разработаны и с успехом используются сейчас разъемы стандартов Neutricon, NanoCon, MiniCon. Разъемы очень качественные, отлично подходят как для живой, так и для студийной работы. Акустические гнезда типа Speakon используются такими серьезными брэндами, как Dynacord, Electro-Voice, MesaBoogie и многими другими. Никаких проблем в процессе работы с продукцией Neutrik не возникало. Как сказал Виталик: "Дал копоти за всю мазуту!" Продукция оправдывает вложенные в нее средства на все 100%.

Оборудование под маркойSamson(США) стало известно отечественным специалистам благодаря замечательному соотношению цена/качество. Говорят, что цена оправдывает качество, но фирма Samson доказала, что качество бывает гораздо выше цены.
Основной отличительной особенностью серии кабелей Armoured фирмы Samson является внешняя оболочка из нержавеющей стали, имеющая очень высокую стойкость, как к механическим, так и к химическим воздействиям. Во всех случаях применяется диэлектрик из ПВХ с очень малыми потерями и безкислородная медь, что обеспечивает долговечность кабеля и передачу сигнала без потерь.
В инструментальных и патч-кабелях имеется дополнительный экранирующий слой из проводящего ПВХ. Все кабели имеют исключительно высокую устойчивость к проявлению "механическо-микрофонного" эффекта, то есть возникновению помех при физическом (акустическом) воздействии на кабель. Кабели порадовали своей универсальностью и качеством исполнения, в приличном количестве средние частоты, очень яркий верх. Единственное, кабель немного "пресноват". Во всех моделях используются разъемы фирмы Neutrik.

КомпанияFenderне нуждается в рекламе, и подтверждает свой высочайший уровень продукцией Fender ProTone: экранирование безупречное, кабель не ломается, не перебивается ничем, звук очень сочный и богатый обертонами, качество пайки очень хорошее. Изоляция, закрывающая места пайки, очень гибкая и практичная. Единственный минус у этой позиции — цена. По белорусским меркам кабель дороговат.

Klotz. Немецким инженерам удалось реализовать мечты таких известных личностей как T.M. Stevens, Josh Paul и других. Из белорусских музыкантов кабель этой фирмы предпочитает Пит Павлов (группы ГОРОДСКИЕ и N.R.M.). Klotz выпускает уникальные типы кабеля из безкислородной меди, коннекторы с высокой износостойкостью и влагозащитой, мобильные мультикорные системы и многое другое. Качество работы этих кабелей просто потрясает, особенно в сочетании с их невысокой стоимостью. Очень качественно сплетен экран, мягкий, но довольно плотный, при необходимости расплетается легко и без проблем. Огромный выбор инструментальных (одинарных), микрофонных и акустических проводов на любой вкус и цвет.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета