Михалок, Сергей
Отсутствие самоиронии – одно из самых страшных качеств, которые только могут быть у человека!

ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, как известно, разродился новым альбомом. Чего-то экстраординарного ожидать от группы уже было бы наивно, тем не менее, удивить народ своими новыми хитами Сергею Михалку удалось. Песни пластинки лучше слушать, чем о них говорить, но самого автора "Золотых яйцау" тоже послушать интересно…
– Новый альбом получился именно таким, каким вы его видели?
– Да. Это самое главное завоевание. Никаких других целей мы и не преследовали. Мы пытались расставить точки над "i" этим альбомом. Кто мы, что мы, как мы…

– Вы не боитесь использовать такое смелое название для диска, да и клип на песню "Золотые яйцы" достаточно экстремальный?..
– Оно не смелое, а шутливое. Просто могу сказать, что было явное несоответствие между "живым" коллективом ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ и пластинками, записанными доселе. Это все отмечали. Люди, которые слушали наши пластинки и ходили на концерты, видели два разных коллектива. Я не знаю, какой был лучше. Для некоторых пластинки – это типа: "О, классно!!!" А когда они приходили на концерт: "Как-то они много хулиганят, много жесткой музыки". В этом альбоме есть полное соответствие одного другому. Человек, который послушал нашу пластинку "Золотые яйцы", и ему она не понравилась, может на наши концерты не идти, это будет та же музыка. В принципе, будут играться и старые хиты… но в целом – будет именно так. А тот, кому альбом понравится, на концерте не разочаруется, а наоборот – получит от него еще больше удовольствия.
В этом альбоме, по большому счету, нет пародийных номеров. Для многих ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ – это пародия, нас знают исключительно по пародии, по иронии. Это "Яблони", "Сочи". Просто шутники какие-то. Это так же, как о народном артисте Валентине Гафте судить только по его капустникам (я не провожу серьезной параллели)... Пародия занимает в нашем творчестве 10-15 процентов. А все остальное – это хоть и юмор, но он другой, не пародийный.

– Одна из московских социологических компаний провела опрос, в котором пыталась выяснить, какие артисты из стран СНГ наиболее известны в Москве. В итоге, из ответов респондентов следовало, что в России группу ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ знают лучше, чем ПЕСНЯРЫ. Как вы к этому относитесь?
– Я не знаю, кто это придумал, это неправильная фраза. Что значит "больше", "лучше"… Может быть, люди младше двадцати лет ПЕСНЯРОВ вообще не знают. Но это не значит, что кого-то больше, кого-то меньше… Давайте выражаться уголовно-процессуальными терминами: по совокупности содеянного группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ и ПЕСНЯРЫ находятся в разных весовых категориях! Все-таки нам нужно еще лет двадцать, чтобы, по совокупности, можно было о чем-то говорить. И я не скромничаю и не выпендриваюсь. Но давайте поговорим об этом как-нибудь потом. Я уж не говорю о том, что ПЕСНЯРЫ – это громадные концертные программы, на стихи Маяковского, а также белорусских классиков. Все силы были брошены в бой! Богданович, другие поэты, а также лучшие композиторы, в первую очередь, сам Мулявин – шик и блеск. А мы по складу ума все-таки больше индепендэнс. Мы не собираемся нести такую ответственность за Беларусь – мы посланцы, больше всех знаем! Да, мы белорусская группа, но мы белорусские клоуны…

– В Минске у вас сейчас немного концертов?
– Да, немного. Вероятно, когда-то мы своими концертами Минск перекормили. Потому что когда-то я играл по пятнадцать концертов в месяц. Может быть, это и хорошо, может, нам и не надо выступать. Зачем нам это??..

– По энергетике какие концерты больше соответствуют вашему состоянию?
– По-разному. Часто все зависит от маленьких нюансов. Иногда – дискомфорт на ровном месте, а бывает – комфорт в каких-то, казалось бы, ужасных местах и условиях. Бывают плохой звук, плохая площадка, ужасная погода, плохая публика, а мы получаем удовольствие от выступления. А бывает все с точностью наоборот.

– Вы сняли несколько анимационных клипов…
– Да, класс!! Я захотел сделать такой ход, чтобы потом – хоп! – и голый сразу, или там в плавках (смеется. – От авт.). Чтобы люди не видели сюжета постепенно, потому что если постепенно – это типа как показывать, как худеешь. Это мы у Джанет Джексон сперли фишку. Снимать киноклип, во-первых, дорого, во-вторых, это банально. И есть же клип, типа кино – "Раинька". Но это клип… У нас же есть неудачи. То есть я не хочу сказать, что Пашкевич снял плохой клип. Но он не отвечает этому названию. Группа ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ все-таки притягивает к себе какие-то неожиданные идеи, ломает стереотипы. А тут в клипе мало хулиганства. А мне нравится, когда либо плюются, либо цалуют. А когда так… типа… это мне не нравится.

– Вы будете в дальнейшем помогать Алесе Берулаве в записи ее песен..?
– Во-первых, я не помогал.

– А как называется то, что вы делали?
– ...Я хочу начать помогать. Неправильно все думают, что если чувиха чья-то жена, то значит, это он чем-то там занимается. Нет такого. Мне некогда, и я ленивый человек. Спросите у моих близких знакомых: когда Михалок пьет, мне некогда своей работой заниматься. Когда выходил альбом МАНТАНЫ, я пил, я этого не стесняюсь говорить, это была моя основная робота. А когда я работаю, я делаю это ответственно. Поэтому, какая помощь? Я только мешать мог. Деньги?? Я мог обеспечивать тыл и уют. Но я не зарабатываю таких денег, чтобы раскрутить исполнителей. А в творческом плане Алеся не нуждается в моей помощи. Другое дело, если какая-то идея появляется… но это уже другое. Просто совпадают векторы движения. Но это не помощь. Может, у меня есть какие-то музыкальные моменты. А как помочь-то? Она сама все знает и все умеет. А я могу только как муж помогать – простыми физическими действиями. Если надо что перевезти, забить гвоздь, ударить кого-то…

– А имидж свой вы надолго изменили или это временное состояние?
– Я человек, который постоянно работает над своим имиджем. И я все делаю очень сознательно (улыбается). Вы имеете в виду, что я постригся?? Правильно. Пасха! Надо яйца красить, а голову стричь. Только не перепутайте!!! (улыбается)… Я человек, который не знаком с имиджевой идеологией, и считаю этот "институт" неверным вообще в современном шоу-бизнесе. Мешающим и разрушающим представление о нормальных человеческих взаимоотношениях. Вообще, понятие имиджа – это глупость и чушь. Мне нравятся переодевания, мне нравятся какие-то травестийные дела, я не отвергаю это… но все это глупости. Бабкина толстая, Бабкина худая, эта беременная, эта без груди… Это не мой жанр. Я не собираюсь кого-то удивлять своим имиджем. Мне глубоко начхать… У меня есть такие фотографии… если бы такие были у какого-нибудь поп-идола, то он бы давно застрелился. С голыми задницами, с толстым пузом... Я не забочусь о своем имидже. Мне хочется сейчас ходить так – я хожу так. Мне нравятся сейчас усы… лысый с усами: очень смешно. Когда я кому-то говорю, что из Беларуси, мне отвечают – да-да-да, даже внешне похож! (смеется)

– То есть можно сделать вывод, что вы себя любите и, в тоже время, вы человек самокритичный?
– Не знаю... А что, сильно заметно, что я себя люблю, я как-то трогаю себя по-особенному?! (смеется)... Ну а кто тебя будет любить еще?! Я не то чтобы самокритичный, я отношусь к себе с долей иронии. И я считаю, что отсутствие самоиронии – одно из самых страшных качеств, которые только могут быть у человека. Только тогда люди становятся злыми, вредными, бандитами и т.д. У меня есть по этому поводу какие-то теории… Даже не так: для меня – это как аксиомы, но у меня нет теоретических выкладок, более четкой мотивации... Я отношусь к себе с самоиронией, поэтому – ну какой имидж?? Я над этим никогда не работал. Если бы мне нужен был имидж, тогда бы я изучал эти "институты", проводил маркетинг. Ходил бы по улицам, смотрел, как на меня реагируют чувихи, а как чуваки. Как мне лучше: так или так. И при чем здесь любовь… Я как выгляжу, так и выгляжу. Какая мне разница, да чхал я на всех! Я, например, качаюсь все время. Может, летом скоро совсем голый буду ходить. И при чем тут имидж?!..

– Ваше творческое объединение "Дети Солнца" по-прежнему существует?
– Конечно! А вот это что, все вокруг?? Вы все время ждете внешних проявлений. Мы же не "Фабрика звезд"!

– А внутри что происходит?
– Внутри? Все очень хорошо: цирроз печени, расслоение прямой кишки и тому подобное (смеется). Движуха идет. Это же все игра, в которую многие ввязываются. Все, что связано с Михалком, с проектом "Саша и Сирожа", театром "Бамбуки", с этой студией – все это имеет отношение к "Детям Солнца". Нам надо как-то себя позиционировать. У нас нет ни госструктуры, нет фирмы как таковой, нет ничего: никаких подписей, печати и бланков. Мы такие типа даже не "Рога и копыта", даже хуже. Мы Бригада! Творческое объединение! Нам надо как-то себя позиционировать, чтобы люди нас отличали от других, чем мы занимаемся. И мы отличаемся!
Организм этот живой. Здесь могут быть сегодня и ZBOB SI ZDUB, ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА, что-то еще. Какие-то идеи появятся в дальнейшем. Мы занимаемся все-таки независимой культурой, и иногда очень трудно нам…

– Эту студию можно назвать вашим творческим домом?
– А вот это уже трудно сказать. Мы боимся этих… как их? А хотя чего нам бояться, у нас крыша есть! Нечего нам бояться. Да, студия – это тоже работа. Хоть я и стараюсь показывать, как все весело: взяли и понесли это бревнышко, как в знаменитой сценке с Юрием Никулиным. На самом деле, конечно, все не так просто. Есть аппаратура, это все стоит денег, как-то приобретается, развивается. Просто и я ставлю себе цели, и наша организация ставит для себе короткие и легко выполнимые задачи. Мы просто в воздух идеи не выкидываем: берем и делаем. Нам нужна была студия в Минске. Мы записывались там и там: Гомель, Киев, Москва. Все считали и решили – нам нужна студия в Минске. Нашли здесь Жукова, сидящего за пультом. Он говорит – нет того и того. Мы говорим, значит, надо одолжить денег и купить. И вот теперь это наша студия. То есть да, мы, вроде, и творческое объединение, но есть и ребята четко мыслящие и экономически состоятельные.

– Вы определились с тем, ЧТО такое ваш новый альбом "Золотые яйцы"?
– Да, конечно. Это то, что соответствует действительности. Вот и все. Я не говорю, что здесь есть какие-то революционные идеи. Мне трудно с этими понятиями возиться. Да, в нем больше музыки ска, рэгги, больше этники. Больше, чем в остальных пластинках. Но это не значит, что это что-то другое. Я не собираюсь обманывать потенциального покупателя… Есть песни с мыслями Михалка, вот это новшество! Я никогда не сливался с персонажами ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО. Поэтому вопросы типа – вот вы разводились и написали песню "Ты кинула" – это чушь! При чем тут это. У меня есть мой лирический, криминальный герой. У меня много различных масок. И я имею на это право. Но в этом альбоме есть мысли и Сергея Михалка.

– В альбоме – две песни на белорусском языке, а нет ли желания сделать полноценный альбом по-белорусски?
– Да, может быть! Мне нравится! Но не надо браться за то, что тебе не по плечу. Я не берусь за работу мне непосильную. Я знаю, в этих песнях есть ошибки, памылкi. Но я написал эти песни сам, ни с кем не советовался. Сам сел и написал на беларуской мове. Мне кажется, что это получилась неплохая, белорусская, немного андерграундная лирика. Думаю, это не самая плохая лирика на белорусском языке. Я же сравниваю с теми, кто поет. Поют же тоже люди, стараются. И мне понравилось то, как я выразил свои мысли. До этого я максимум на трасянке (если говорить о белорусском языке) мог выразить свои мысли. То есть, если мне закатит, может быть даже полноценный альбом на беларускай мове. Конечно, в этом случае придется забыть экономически о российском рынке, который все-таки показал себя нелояльно по отношению к своим меньшим братьям. Белорусский там только в юмористическом ракурсе воспринимается. Если задаться целью рассмешить Россию, то можно просто брать Богдановича или еще каких-то серьезных поэтов и делать на них легкую лирическую музыку… Если есть такие циники, у которых вообще ничего святого не осталось, то они могут выйти и заканать за самых крутых юмористов.

– Все-таки – группа ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ может себе позволить делать то, что она хочет, или этого никто не может себе позволить?
– Конечно. Все могут позволить… Мы себе всегда это позволяли. Другое дело, что мы делали некоторые реверансы. И наши "позволения" были в тени этих реверансов. Мне казалось (я раньше думал), запишу альбом, а для продюсеров сделаю "Яблони", "Сочи", "Голуби" и т.д. Вот вам!! А весь остальной альбом буду делать так, как хочу... А все остальное никто не слышит… Никто не слышит ни "Розочек", ни "Коноплевых", "Вилеек". И мне не то, что обидно… я ж не говорю: да вот вы думаете, что мы только про яблони, а мы рок!!! Я не собираюсь никому ничего доказывать, мне это нафиг не надо. Но я считаю, что существует искаженное представление о группе ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. И задача этого альбома не то чтобы решить коммерческие вопросы или вернуть себе публику, а просто показать – мы такие! Просто немножко рассказать, какие мы на самом деле. Да, конечно, мы клоуны, но если клоуны, то такие как в "Золотых яйцах". Если серьезные или лиричные, то такие, как в песне "Красивая"…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета