Шедько, Алексей Алексей Шедько «Всегда интересно то, что искренне делается»

– Немногие знают, что на песню Алексея А. Шедько был создан, пожалуй, самый известный в Европе белорусский клип...
– Да, клип «Прощай, мой мальчик» ротировался на европейском MTV, это я точно знаю. В начале 1990-х быть известным за рубежом было модно, и вся русская толпа рокеров тогда хлынула в Европу. В том числе и мы вместе с этим клипом. Времена были «досестровские». Была такая группа – ДОКТОР МОРО – в Питере. Мы записали песню, и Борис Деденев, известный тогда клипмейкер, снимавший клипы ДДТ, настолько полюбил ее, что вызвался снять клип. Причем совершенно бесплатно. Мы с ним вдвоем взяли камеру «Красногорск-3» (весь клип снят на камеру «Красногорск-3», можете себе представить!) и просто ходили по Питеру – грустному и заляпанному снегом. Была поздняя осень или ранняя весна, сейчас точно не помню. Хотя, по-моему, – октябрь. Мы ходили-снимали разные планы. Безо всякого сценария – у нас ничего не было такого. Потом он нашел старика... Там такой сюжетный ход есть. Словом, все идеи, которые в этом клипе есть, – Борины. Он потом нарезал их и смонтировал…
Песня-то о чем? О том, что я, Алексей Шедько, прощаюсь с самим собой, перешагнув какой-то возрастной, жизненный рубеж. «Прощай мой мальчик, я буду помнить, каким ты был...» Прощание с самим собой, когда ты становишься уже взрослым человеком и оставляешь свои молодые годы где-то там... Об этом песня.
– Почему СЕСТРА сейчас не снимает видеоклипов?
– Во всяком случае – не потому, что у нас есть какие-то там финансовые проблемы... Хотя и это тоже имеет определенный смысл, но я твердо убежден: не имеет никакого значения, на какой носитель снимать, потому что сейчас есть компьютеры. С их помощью из бытовой записи можно сделать вполне приличную картинку. Полубытовую, допустим. Поэтому особых затрат на технику я не предполагаю. Я считаю, что самое главное – это идея. Главное – ЧТО там будет, а не – КАК. У меня есть идеи – здесь, в голове, – но пока что я ни одного режиссера... или не режиссера... в принципе – того, кто мог бы съемкой клипа для меня заниматься, не заинтересовал, к сожалению. Никто не заинтересовался. Вот и катится все на уровне осознания того, что съемки клипов необходимы, но я один – сам – этим – заниматься – не могу. Это все равно, как если бы я один организовывал весь сегодняшний концерт. Должны быть люди, которые точно так же болеют, как и я. Вот у меня таких, к сожалению, нет, и не только в области видеоклипов. Мне не достаточно, к примеру, заинтересованности административной группы. Они все делают свои дела и проповедуют свои интересы, которые никак не связаны с музыкой.
– Не хватает борцов за идеи?
– Да. Таких же, как я сам. Но они появляются! Недавно я познакомился с одним человеком, который заинтересовался всерьез. Заинтересоваться – это значит, захотел что-то сделать. Потому что можно «быть заинтересованным» и не делать ничего. А по-настоящему заинтересован тот, кто делает что-то, ощутимое движение производит. Это касается и видеоклипов.
– Если белорусские клипмейкеры вас не устраивают, откуда взяться человеку, способному снимать клипы на песни СЕСТРЫ?
– Ну как не устраивают... Тут приходили бойцы, выставляли ценник сразу... Еще разговора не было ни об идее, ни о произведении, ни о музыке, ни о чем, а они уже говорят: «Клип будет стоить столько-то»... Кончено, это чепуха все! Есть такие «кадры», которым по долгу службы, учебы или чего-то еще нужен клип, чтобы потом его демонстрировать как свою работу. Эта цель – другая совсем. И никогда не будет попадания «в яблочко», если у людей, которые занимаются каким-то делом, разные цели. Никогда не будет успеха, если человек вместе со мной делает клип, но хочет добиться чего-то другого. «А заодно, – говорит он, – это будет выгодно, полезно и интересно тебе, Алексей...» Вот и вся подноготная. А просто снимать клип ради того, чтобы он крутился по Первому национальному/музыкальному телеканалу я не вижу смысла.
– Есть ли клипы у СЕСТРЫ?
– Несколько лет назад мы сняли клип на песню «Березка». Мне он казался оригинальным, но уже тогда нам не хватало заинтересованных людей. Мне так понравилась пришедшая идея, что я самовольно решил ее воспроизвести. Я взял всякие вещи и разложил их на железной дороге. Начиная от чепчика и соски, потом – какие-то машинки, игрушки, телефон... То, чем человек обрастает в течение жизни. Потом – бутылки из-под водки, женские чулки, бусы, какие-то билеты, стетоскоп, устройство для измерения давления, старые фотографии, награды, корочки, дипломы... В конце этого жизненного видеоряда была вставная челюсть. Вместе с началом песни камера начинала двигаться вдоль железнодорожного полотна. Пока мы играли, камера прошла весь жизненный путь, до самого финала. И потом – тишина.
– Каким вы хотели бы предстать в будущих клипах СЕСТРЫ?
– Мне бы, конечно, хотелось, поскольку это мои клипы, в них участвовать. И выступать в них в качестве главного героя, если можно. Или не главного, но во всяком случае... Есть еще отличный выход: был какой-то клип у Бориса Гребенщикова, очень давно. Он просто сидел на стуле в пустой комнате и пел песню, а его крупным планом показывали. И песня была прекрасная. В ней две строчки меня поразили: «Не хотели тогда с серебром – ну так попробуйте теперь с кислотой». У Шинед О’Коннор есть похожий, старый клип: там просто ее лицо. Она переживает, за этим очень интересно наблюдать. Всегда интересно то, что искренне делается.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2004 год в рубрике музыкальная газета