Scang
тяжелая этника, которая в радость

В одной из галактик Солнце называется Scang. На слэнге -- разновидность марихуаны. Если поискать, то можно найти и другие значения этого слова…
Психологическая атмосфера музыки группы SCANG погружает в немного депрессивное состояние, которое иногда бывает очень даже полезно. Одна из самых известных их композиций -- «Над Невой», – из сборника, посвященного 300-летию Петербурга, запомнилась многим. А перепетая для трибьюта БГ песня «Никита Рязанский», как сообщили музыканты, была отмечена самим Борисом Борисовичем.

Интервью в группе, так повелось, дает басист и одновременно ее директор, Владимир Кравченко, он же Kraft.

-- Что с новым альбомом?

-- Уже начали над ним работать, репетируем. Одновременно записали акустику, издадим ее на DVD. В следующем году -- десятилетие группы, поэтому хотим сделать себе еще и такой подарок -- документальный фильм о группе. Новый альбом выпустим, думаю, весной. Это то, что происходит сейчас. Занимаемся фестивалями. А осенью будет очередной «SCANG-fest». Собираемся пригласить интересные команды.

-- По какому принципу вы выбираете команды на фестиваль?

-- В прошлом году это было так: мы ездили по стране в поддержку альбома «Шум в голове» и выбирали команды среди тех, которые нам давали свои диски, выступали с нами. Штук десять коллективов так отобрали. Сейчас мы хотим сделать нечто особенное, не знаю, получится или нет. Поскольку фестиваль назван нашим именем, мы хотим собрать все наши проекты, в которых мы участвовали, из Москвы и Питера. Собрать их в одном концерте. Возможно, это будет на десятилетие. Вот мы сейчас думаем, как лучше это преподнести. Группы нам очень часто присылают диски. Они либо попадают на сборник, который мы выпускаем к фестивалю, либо мы приглашаем их участвовать в фестивале. Устраивать здесь фестиваль с местными группами смысла нет, потому что они тут и так играют, и друг друга знают. Нас как раз интересует обмен информацией.

-- А на DVD у вас выходит концертная запись?

-- Да. Это концерт из «Red-Club». Сейчас, кстати, выходит сборник видеоклипов разных альтернативных команд.

-- Вы сейчас увлеклись какими-то этническими моментами, что не очень характерно для группы, играющей тяжелую музыку…

-- У нас инструменты собраны с разных концов света: и австралийские, и африканские. Но это не говорит о том, что мы играем фолк-музыку. Просто мы используем элементы этники в тяжелой музыке, нам это очень нравится.

-- Почему вы к этому обратились?

-- Как-то так получилось, что всех к этому тянуло. И в итоге мы познакомились с хорошими людьми -- группа MUSICA RADICUM. Они играют средневековую европейскую музыку. Пригласили их поучаствовать в нашем акустическом альбоме, что они с удовольствием и сделали. Это все интересно... Зачем повторять все, что вокруг, когда лучше показать народу то, что есть где-то дальше. Это касается и музыки, и каких-то культурных вещей, которые можно через свои песни донести. То есть не скажу, что мы патриоты нашей страны. Нас интересуют такие международные вещи.

-- Какие самые интересные альтернативные группы, на ваш взгляд, сейчас есть?

-- На самом деле, мне сложно сказать, потому как мало что нравится из российской музыки, я ее дома не слушаю. Группа 7РАССА хороший альбом записала... А из молодых… сказать, чтобы что-то новое зацепило, сложно. Есть группы, которые пытаются делать что-то свое и на своем уровне чего-то добиваются. Недавно мы играли на 10-летии группы I.F.K. в Москве. I.F.K. -- хорошие люди, одни из немногих, кто выжил из той старой тусовки. В Москве много хороших команд.

-- А за пределы России вы ездили?

-- Мы сейчас начали этим заниматься. Раньше у некоторых участников были проблемы с документами, загранпаспортами. Сейчас мы уже готовы сорваться и выехать. Может быть, осенью что-то и получится. Во всяком случае, общаемся с Финляндией и Швецией. Там есть очень хорошие группы. И возможно, на следующем фестивале будет участвовать группа из Финляндии.

-- Питерские музыканты частенько ездят туда выступать…

-- Не так часто. Более или менее известные команды, может быть, ездят часто. Но это, в принципе, естественно. Потому что со временем нарабатываются какие-то контакты, интересные знакомства. Потому что просто так ты никому не нужен. Но, опять же -- в Европе любят либо этническую музыку, либо то, что называется экзотикой. Таких стандартных тем, типа ню метала в Европе и так полно, не говоря уже об Америке, там своих много. Тем более, если ты приезжаешь с русским языком… Но мы попробуем.

-- Что еще необычного будет на новом альбоме?

-- Я думаю, там будет больше этнических наворотов. Хотя сейчас сложно загадывать, какой он получится, потому что мы сами пока не знаем. Но он, естественно, будет тяжелым. Много будет экспериментов, может быть, еще что-то новое в себе откроем. Электроника… Вот Юра (Юрий Иванов, сэмплы. – От авт.) у нас участвует больше и больше, отвечает за электронику. Юра, ты как думаешь, что будет на новом альбоме?

Юра: Я думаю, там будет много всего интересного. Больше электроники добавим, чтобы это все было в замесе, очень качественно и красиво. Попробуем, наброски есть, будем это все воплощать.

-- У вас есть еще проекты помимо SCANG?

-- Да. STRESS -- это мой московский проект. Ближе к NINE INCH NAILS музыка. В проекте DUBSINTHE играет практически состав SCANG. То, что в рамки SCANG не вписывается, мы делаем отдельно. Там не совсем тяжелая музыка. Есть проект MO\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'JAH\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'HEAD. Совместный проект группы SCANG, 7РАССА и TRACKTOR BOWLING. Музыка с фанковой основой, но тяжелая. Тоже хотим альбом записать со временем. Но особо не торопимся, потому что у каждого свои основные группы есть. Часто выступаем вместе, на одной сцене находимся. Наш вокалист записал один трек с группой VEGETATIVE на их альбоме.

-- Вы одни из тех, кто начинал с английского языка, а потом перешел на русский…

-- Да. В 96-м году, когда записывался первый наш альбом «Dark Side», в нем принимал участие фактически весь состав группы КИРПИЧИ на тот момент. Тексты были все на английском, сплошная читка, хардкор, тогда это было модно. В свое время это было актуально, потом перешли к другому. Все-таки русский язык больше душу открывает, понятнее и ближе публике. И когда пишешь на русском, тебе проще объяснить и рассказать. На английском это как для отмазки получается. Все-таки мы по-русски думаем. Хотя в проекте DUBSINTHE мы некоторые вещи на английском делаем. Там более европейская подача и музыка.

-- Вы очень успешно поучаствовали в трибьюте Бориса Гребенщикова…

-- У нас был интересный опыт: мы записали для трибьюта БГ версию песни «Никита Рязанский». После этого состоялась презентация, к нам подошел Борис Гребенщиков и сказал: «Распрямляет!!» И после этого позвал наших гитаристов сыграть в записи его нового альбома, они участвовали в записи трех песен. Альбом должен выйти осенью, посмотрим, что получилось. Интересно было пообщаться на студии, нашли общий язык. Во всяком случае, неожиданно и приятно.

-- Вы в этом году не участвовали в фестивале «Окна открой!»…

-- Да. Мы в прошлом году участвовали. Я считаю, что в этом году был не самый удачный состав. И мне кажется, что вообще цели этого фестиваля не оправданы. И я не вижу никаких перспектив. Это уже прошлый век. Сейчас есть достойная сцена, и мне не понятно, почему на нее не обращают внимание. Вытаскивают группы, которые совершенно не интересны. Смысла в них нет никакого. Но это объективное мнение, не потому, что я фанат тяжелой музыки. Есть интересные группы… но я их не вижу почему-то. Что касается нашего участия, нам самим не хотелось туда лезть.

-- Вы считаете, альтернативная музыка там не представлена достаточно полно?

-- Не то чтобы альтернативная. Но у меня есть с чем сравнить. Я смотрю, как организовываются фестивали в Москве. Там все-таки более объективный подход к этому. «Main Fest» проводился в Москве и Питере. Он как раз таки отражает сегодняшнюю сцену на должном уровне. Это видно по всему: и по подаче, по организации сцены, шоу, свету, вообще по подходу. Просто некоторые люди не развиваются, а стоят на месте. И это очень хорошо видно.

-- Альбом «Шум в голове» вы записывали на студии ДДТ, вас устроило качество работы?

-- Да, вполне устроило. Мы успели пообщаться с самой группой. Многие остались довольны. У нас сначала было, конечно, такое предвзятое отношение. Но, тем не менее, Игорь Тихомиров, который работает на студии, очень хорошо разбирается в звуке, достаточно продвинутый человек в этом плане. Многим помог нам при записи, в работе с аппаратурой, во всех технических сторонах. Нас очень устроила эта студия. Вообще, для записи «живой» группы это самая идеальная студия в Питере. Единственное -- у нас в стране вообще хромает процесс сведения. Есть смысл обращать внимание на какие-то европейские студии, потому что здесь действительно очень сложно свестись. И я редко слышу отечественные записи, когда можно сказать -- да, достойное сведение. В принципе, и у нас оно не на высшем уровне. Но по качеству это очень хорошая студия. Там есть все возможности. Очень удобно, можно под себя подстроить... Возможно, новый альбом будем записывать там. Но где сводить будем, пока вопрос. Качества хочется с каждым разом все лучше и лучше. В наше время надо не только материалом, но и качеством удовлетворять самого себя и публику.

-- Разница в качестве записей зарубежных исполнителей и отечественных, конечно, заметна, но с качеством не может потеряться что-то?

-- Нет, наоборот. Это даже лучше. Больше вдохновения от хорошего звука. Если ты сидишь в хорошей студии, слышишь хороший звук, тебе хочется сделать еще лучше того, что ты ожидал. Это не говорит о том, что надо какие-то компьютерные технологии развивать. Сейчас, опять же, многие возвращаются к записи на ленту. И это правильный шаг. Я вообще уверен в том, что гитару и барабаны компьютером, так, чтобы это звучало достойно, записать достаточно сложно. Поэтому лучше на ленту записывать, а сводить можно где угодно. Лента дает очень теплый звук. Это большой плюс. Не все студии дают возможность записывать на ленту. Это еще одно преимущество студии ДДТ.

-- Какая у группы идеология?

-- …В данный момент мы хотим донести этнические корни до людей. Никакой конкретной идеологии нет. У нас не социальная музыка, никаких подтекстов нет. Достаточно свободное творчество. Мы не стараемся в какие-то рамки себя поставить: ню метал-группа, модная группа... Делаем, в общем-то, то, что нам нравится.


НОТ7. Статья была опубликована в номере 04 за 2004 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета