Гаина, Валерий
возвращение…

Валерий Гаина. Для многих он был душой КРУИЗА. После распада трио-состава (Гаина, Васильев, Ефимов) сама группа КРУИЗ продолжает существовать с музыкантами из первого состава и по сей день, но в КРУИЗЕ что-то исчезло. Безвозвратно. А может, это был ход истинного творца -- уйти в самом расцвете коллектива, уйти, понимая, что к прежней музыке душа уже не лежит. Нет, Валерий Гаина не расстался с музыкой -- просто он стал другим. Его проект KARMA, который Валерий создал, уже живя в Лос-Анджелесе, в России для многих загадка. Но тот, кто прослушал эту работу Гаины, расслушал ее -- отныне выдает в своих глазах понимание того поступка.
Прошло 15 лет с момента, когда Валерий Гаина уехал жить в США. И вот, в сентябре, он снова собирается побывать в России. Непосредственно перед приездом Валерия наш корреспондент позвонил ему в Лос-Анджелес и получил возможность пообщаться с Валерием лично. Результат -- беседа с ним о настоящем.
-- Правильно называть тебя Вал или Валерий?
-- Вал. Так правильнее.
-- Твои новые песни появились в Интернете. Что скажешь по этому поводу?
-- Что я могу сказать по этому поводу? В мае я отослал первую песню «Я ушел» в Россию. А в июне эту песню уже можно было скачать в Интернете. Мне позвонил из России мой менеджер, явно ошарашенный этим известием. Он относил CD с записью «Я ушел» на несколько московских рекорд-компаний. У меня попросили эту песню для какого-то рок-сборника. Так вот он собирался связываться с владельцем сайта, куда кто-то слил эту песню, но я ответил ему: «Постой, а почему бы и не дать людям то, что они хотят слышать? Да, это действительно так: сейчас эти песни можно скачать абсолютно бесплатно в Интернете, но я не забиваю себе этим голову. Я не против того, чтобы слушатели воспользовались этой возможностью».
-- Вал, после 15 лет молчания ты занялся записью песен для русской аудитории. Найдут ли свое развитие идеи, которые ты воплощал в КРУИЗЕ, или эти песни станут чем-то отличным от тебя, более экспериментальным? Планируешь выпустить в России альбом?
-- Об этом альбоме рано говорить что-то определенное. Я даже еще не знаю, будет ли полноценный диск. Хотя я действительно работаю над русскими песнями уже некоторое время. Пока можно сказать, что есть четыре песни, три из них уже сформированы. На мой взгляд, их главное отличие -- оригинальность. Я иногда слушаю CD некоторых групп из России. Вот попытался сделать песни непохожие на ту рок-музыку, которая сейчас доминирует у вас, хотя я знаю, что многие играют так, чтобы соответствовать формату радиостанций. Для меня это скучно. Когда я писал эти песни, я не держал в голове будущие эфиры на радио. Не знаю по поводу экспериментальности своих новых композиций, но что действительно отличает эти песни от того, что я делал в том же КРУИЗЕ -- особенная глубина этих песен, чему сильно способствует не только музыка, но и текст. Я немного поменял акценты. К тому же здесь, в Америке, работа музыкального продюсера научила меня стараться добиваться прогресса в том, что касается выхода нового материала исполнителей, с которыми я работаю. И мои новые песни не станут исключением из этого правила. Насколько я могу сейчас судить, эти песни -- одни из самых сильных из всего, что я когда-либо делал в
России до отъезда в Америку. Я в этом уверен.
-- Наверное, у тебя есть основания говорить так, помимо того, что с точки зрения музыканта-создателя новая песня -- всегда лучшая.
-- Я просто верю в то, что сочетание новых для российского слушателя элементов в музыке Валерия Гаины с текстовыми компонентами на этих композициях получилось действительно сильным. С одной стороны, это будет узнаваемо, потому что музыка останется гитарной, с другой -- абсолютно новые впечатления. В этих песнях есть идеальный баланс между всем и ничем, тонкая грань между красотой песни и песенной красотой. Вот так.
-- Песни писались легко?
-- Я не думал об этом.
-- Как ты относишься к тому, что то, что ты сейчас делаешь в alternative-стиле, некоторые называют коммерцией?
-- Знаешь, мне это безразлично. Для меня сейчас важно, каким будет результат моей работы, понравится мне он или нет. В старые времена чье-то мнение -- да, это было для меня важно. Но не сейчас. В свое время все, что делалось нового в КРУИЗЕ, вызывало антипатию у определенного слоя фэнов. Посуди сам: мы стали играть «Дальний свет», а народ ждал от нас «Сказку». Первое время часть поклонников даже уходила с наших концертов. А что в итоге? Тираж нашей пластинки «КРУИЗ-1» и стадионные концерты сами за нас говорят.
А что хотят от меня сейчас? Чтобы я вышел и снова сыграл «Железный рок»? Мне не хочется повторять историю состава группы КРУИЗ, который сегодня живет старыми песнями и в миллионный раз исполняет «Крутится волчок». Это не дает желаемого результата. Нельзя повторяться. Я не против того, чтобы выйти на сцену вместе с Федором и Сергеем и сыграть некоторые песни с WEA-альбома или с «КРУИЗ-1», но мы же все изменились за это время. «Во мне живет железный ритм, во мне живет метал» -- уже не актуально ни для меня, ни, думаю, для Федора с Сергеем. Да, я знаю, что кому-то мои новые песни будут казаться коммерческими, но на самом деле, когда я их сочинял, то поставил перед собой задачу показать, что Гаина – это не только тяжелый рок. Думающие слушатели обязательно откроют в этих композициях что-то новое для себя. И если они осознают эту музыку, она их затянет. Понимаешь, я сыграл ту музыку, которую хотел сыграть. Я слушаю эти песни, и они мне нравятся.
-- Кто пишет тексты? Ты сам?
-- Нет. Тексты не мои. Их пишет еще совсем молодая девушка из России. Зовут ее Даша Лазарева. Представляешь, ей нет еще и двадцати лет, а она уже умеет писать такие глубокие стихи. Я получил много писем от поклонников, которые присылали мне свои стихи, песни, были среди них и очень хорошие тексты для песен, но... как-то все сводилось к тому, что Валерий Гаина снова будет петь песни о мире во всем мире, о том, что лазер-убийца из космоса смотрит... К чему сейчас это? А Дашка прислала свои стихи, и я сразу понял -- вот, что я могу спеть сейчас. Она не застала те времена, когда КРУИЗ гремел по стране и когда мы «на ура» выдавали «Железный рок», поэтому написала мне письмо со стихами, которые не были похожи на все предыдущие. Ее стихи цепляют.
-- Новые песни планируешь под долговременный проект?
-- Как я уже сказал, пока это все на уровне эксперимента. Хочется посмотреть, что получится. Узнать, будет ли к этому интерес в России. Только есть одно «но», и это «но» -- КРУИЗ. Уж слишком много людей хотят видеть меня снова в составе этой группы. Поживем -- увидим.
-- Планируешь выступать в Москве?
-- В Москву меня пригласили мои друзья, а не промоутеры. Конечно, наверное, где-то надо будет выступить, поэтому я прилечу с гитарой. Много чего важного произошло в моей жизни, связанного с этим городом, да и очень хочется посмотреть на те большие изменения, которые произошли за 15 лет, которые я провел в Штатах. Для меня побывать в России сейчас еще и важно. Россия меняется, и, я думаю, что лет через 10 Россия вновь станет важной частью мирового сообщества, которая будет определять ход большинства событий. Мне кажется, Путин имеет хорошие виды на будущее. Я надеюсь, что сейчас позиции России не ослабнут благодаря ему, потому что сейчас России что нужно меньше всего, так это очередная смена лидера. Поэтому мне интересно снова побывать здесь и как музыкальному продюсеру. В России много талантливых ребят. Надо посмотреть воочию, что сейчас происходит в российском музыкальном мире. Надеюсь, поездка будет интересной.


НОТ7. Статья была опубликована в номере 04 за 2004 год в рубрике НОТ7

©1996-2024 Музыкальная газета